Майя Бессонова о том, как снять страхи и опасения ребёнка перед детским садом

Интервью с писательницей

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 5 из 5 (6 оценок)

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок был добрым и заботливым с близкими, рос эмпатичным и внимательным. Важную роль в том, чтобы научить его распознавать эмоции и общаться с другими экологично, играет чтение – это подтверждают исследования учёных в области психологии. О литературе, которая помогает детям лучше понять окружающих и выстроить с ними хорошие отношения, мы поговорили с детской писательницей Майей Бессоновой. Её книги наполнены теплом и любовью, они показывают, как важно беречь свои и чужие вещи и чувства. Одна из книг Бессоновой, повесть "Маленькое Голубое Платье", летом этого года вошла в шорт-лист премии имени Корнея Чуковского в номинации "Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте до 7 лет".

Маленькое Голубое Платье

– В своих интервью вы говорили, что давно хотите написать о разумном потреблении. Так родилась книга "Маленькое Голубое Платье". Не каждый автор возьмётся объяснять такую непростую и серьёзную тему маленькому ребёнку. Почему для вас было важно об этом рассказать?

– Когда-то я услышала слова, которые очень прочно засели у меня в голове. Не воспроизведу их точно, но суть такова: каждый человек оставляет после себя какой-то след. Это может быть книга, музыка, новые механизмы, изобретения, мысли. Но даже если вы не учёный и не композитор, после вас останется экологический след, то есть все мы вместе, даже если не задумываемся об этом, "передадим" своим потомкам планету в определённом состоянии. Какой она будет, сколько она сможет существовать и в каком виде – всё это отчасти зависит от каждого из нас. Очень простая истина, правда? Вот я и подумала о том, что не знаю, какая судьба ожидает мои книги, как долго их будут читать, но то, сколько мусора я сдам на переработку, точно улучшит мир, в котором будут жить мои дети и внуки. Очень маленькое дело, но очень нужное, и мне показалось важным рассказать об этом.

– Каких принципов разумного потребления вы придерживаетесь в своей семье?

– Мы сдаём мусор на переработку, отвозим ненужные вещи на социальный склад. Дети знают, куда и что складывать, в какой контейнер что относить. Часто перед покупкой новых вещей мы разговариваем о том, что же именно из списка нам действительно необходимо, а что оказалось там просто "по настроению".



– Помогает ли этот опыт детям в социальной коммуникации, какие качества и навыки они могут приобрести благодаря ему?

– Мне кажется очень полезным опыт "отдавания вещей кому-то". Дети очень неохотно расстаются со своими, пусть даже старыми, игрушками и вещами: "не отдам, это моё". Хоть они им и совсем уже не нужны, больше не пригодятся. Мы разговариваем, зачем мы это делаем, кому это может быть полезно. Таким образом ребёнок учится думать не только о себе, но и о других, начинает понимать, что в мире есть ещё кто-то, кроме него, что часто даже такой, казалось бы, незначительный поступок может кому-то доставить большую радость, а то и помочь в нужде. Ребёнок осознаёт, что он тоже может внести свой вклад во всеобщее благо, сделать мир добрее и справедливее.

– Рассказы из книги помогают по-новому взглянуть на то, что нас окружает: к примеру, вы описываете, что чувствует колючий свитер, который не любит надевать героиня. Можно ли, по-вашему, ненавязчиво научить ребёнка проявлять эмпатию и проще ли в этом плане "тренироваться" на вещах?

– Безусловно. Маленькие дети одушевляют всё, что находится вокруг них, это естественная особенность детского воображения. Каждая вещь, каждый предмет в их представлении могут иметь свои эмоции, свой характер. Это "первая ступень" тренировки эмпатии: "не бей куклу, кукле больно". Ни один ребёнок не ответит вам про свою любимую игрушку: "Нет, ей не больно, она неживая". То же самое и с вещами, которые он видит, надевает каждый день. Неважно, вещи это или игрушки: первая привязанность – к ним, поэтому и первые проявления эмпатии тоже "тренируются" на них.

Маленькое Голубое Платье

– Вы очень подробно рассказываете о том, как найти применение ненужным или испорченным вещам, чтобы не выбрасывать их, и в том числе говорите о важности отказа от лишних покупок. Как, по-вашему, лучше обсуждать это с детьми, ведь они часто капризничают, если не могут получить желаемое?

– Когда ребёнок истерит в магазине, требуя очередную игрушку, нужно просто вовремя уйти. Воспитывать ребёнка "на пике эмоции" – бесполезно и энергозатратно. Дома можно спокойно поговорить об этом, объяснить свою позицию. Ребёнок в хорошем настроении будет в состоянии вас выслушать, понять, что вы хотите ему сказать. Очень важно именно перед походом в магазин составить список покупок, ограничить бюджет, сделать так, чтобы ребёнок тоже принимал участие в этом процессе, тогда поход в магазин не будет таким стрессом ни для вас, ни для него.

– Шестилетняя Роза, главная героиня книги "Маленькое Голубое Платье", ходит в детский сад. Некоторые дети из её группы относятся к своим вещам небрежно. Как вы считаете, должны ли воспитатели в садиках уделять внимание вопросам аккуратного пользования и разумного потребления или эта ответственность целиком лежит на семье?

– Я считаю, что об этом важно говорить и в садике, и в школе, и в семье. Но перекладывать ответственность за воспитание детей на социальные институты – это лотерея, поэтому то, что, по моему мнению, действительно важно, должно в первую очередь проговариваться дома и обязательно подкрепляться родительским примером.

Ане завтра в детский сад

– Ситуации из другой вашей книги, "Ане завтра в детский сад", посвящённой адаптации в садике, тоже взяты из вашего опыта и опыта ваших детей. Каким был этот опыт?

– Самое тяжёлое – первая неделя. Самое сложное – отпустить маму. Для того, чтобы маленький ребёнок чувствовал себя комфортно, ему нужен взрослый, которому он может доверять. Детям постарше – 6-7 лет – нужна компания, общение. В книге я постаралась показать, что найти и то, и другое – возможно, что детский сад – это не страшное "место без мамы", а место, где может быть комфортно и интересно, пока мама занята своими делами.

– Как сами родители, по вашему мнению, могут помочь ребёнку, чтобы его пребывание в садике стало ещё комфортнее и интереснее?

– Родителям я бы посоветовала меньше волноваться и переносить своё волнение на ребёнка. Акцентировать его и своё внимание на том, что ребёнку сегодня понравилось в садике, что было интересного и веселого. Конечно же, запастись терпением: когда весь вечер тебе в ухо ноют, что "завтра не пойду-у-у-у, не хочу-у-у-у", то велик соблазн ответить громко и категорично. Но этого, конечно, делать не стоит: спокойно, уверенно в сотый раз объясняем, почему надо идти в садик, что всё будет хорошо, и так далее, и тому подобное. Придётся потерпеть.

– Читая книгу, понимаешь, почему главная героиня капризничает и отказывается выходить из дома, почему не хочет оставаться в садике и спать во время тихого часа. Вы больше хотели объяснить взрослому, что чувствует ребёнок, и помочь его лучше понять, или рассказать ребёнку о том, что ему предстоит пережить?

– И то, и другое. Надеюсь, мне это удалось.

Майя Бессонова

– Какую роль играет родитель в процессе адаптации ребёнка к детскому саду? И можно ли полностью снять опасения малыша?

– Я работаю учителем и могу сказать про школу: есть известная формула "успех ученика на 30% зависит от него самого, на 30% от родителя и на 30% от учителя".

Не думаю, что в случае с садиком она намного отличается, разве что с ребёнка немного снимем ответственности и разделим её между родителями и воспитателями. Родители могут дома расшибиться в лепёшку, создавая положительный образ детского сада, но если с порога ребёнка встречает нервный, невыспавшийся человек, у которого сил хватает только на замечания и грубые окрики, то ни о какой успешной адаптации речи быть не может.

Опасения снимать можно и нужно, но в любом случае возникнут какие-то непредвиденные ситуации, к которым родители не успели или не смогли подготовиться. Здесь очень важно донести до ребёнка базовую "безопасную" установку: "я всегда тебя люблю, я всегда за тобой приду, ты всегда можешь быть в этом уверен". И не лениться повторять это чаще.

– Да, но иногда возникают ситуации, когда далеко не всем взрослым удаётся спокойно поговорить с ребёнком, который отказывается идти в детский сад. Что может помочь родителю в подобных ситуациях?

– Можно поговорить вечером перед сном, но это редко избавляет от "тяжёлых утренних разговоров". Помочь может и должен воспитатель: забрать ребёнка, отвести в группу, успокоить.

– Как педагог вы часто наблюдаете за тем, каким образом дети выстраивают взаимоотношения. Можете ли вы условно разделить детей на тех, кому коммуникация удаётся лучше, а кому хуже? От чего это зависит?

– Конечно, все дети разные. Думаю, в основном это зависит от характера и темперамента ребёнка. Если родитель видит и понимает, что его ребёнку тяжело налаживать контакт, то желательно помочь с этим до первого похода в детский сад, уделить этому моменту повышенное внимание. Тут очень хорошо помогают ролевые игры: можно проигрывать разные ситуации друг с другом, с игрушками, от имени персонажей прочитанной книги. Потом переходить на "новый уровень": на детскую площадку, помочь там ребёнку познакомиться с другими детьми, начать игру.

– Что, как вам кажется, в современном мире может помешать ребёнку развить эмпатию и чуткость, о важности которых вы пишете в своих книгах?

– Думаю, самый ожидаемый ответ здесь – "смартфоны и компьютерные игры", но нет. В случае, если речь не идёт о психологической травме, когда ребёнок закрывается настолько, что перестаёт слышать и чувствовать других людей, эти качества воспитываются в семье. Тогда отсутствие эмпатии и чуткости – это, в первую очередь, отсутствие их проявления со стороны родителей. К ребёнку, друг к другу, к окружающим в целом. И значит, родителям надо начать с себя.


Опубликовано Макарова Ксюша
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как вырастить пионы: посадка, уход и размножение
Как правильно ухаживать за пионами
Как вырастить голубику на садовом участке
Садовая голубика от выбора сорта до сбора урожая
Оставить комментарий к статье "Майя Бессонова о том, как снять страхи и опасения ребёнка перед детским садом"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

11.09.2024
Обновлено 11.09.2024
Статья дня
Как вырастить голубику на садовом участке
Как вырастить голубику на садовом участке
Садовая голубика от выбора сорта до сбора урожая
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!