СОБЕРИ КАРТИНКУ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения “Тотальное” (осознанное) чтение, формирование мыслительных операций, основанных на аналитико-синтетическом методе. Сопоставление прочитанного со зрительным образом.
Материал Две стопки карточек. Первая - с написанными печатным шрифтом загадками. Вторая - с картинками, изображающими ответы на них. Картинки вместе составляют единое панно.
Описание работы Ребенок берет карточку с загадкой, читает ее и пытается отгадать. Отгадку он находит также и на картинке из второй стопки карточек. Отгадав, таким образом, по крайней мере, 4 загадки, малыш составляет из них единое панно. Контроль он осуществляет визуально и по контрольным меткам на обратной стороне карт.
Комментарий Упражнение часто применялось на занятиях шестилетних детей. Оно требует уже сформированного механического чтения и активных попыток перехода к осмыслению прочитанного. Прежде загадка встречалась в жизни детей только в устной речи. Теперь же они наблюдают ее и работают с ней в письменном варианте. Ребенку помогает в самостоятельной работе с загадкой еще и возможность сопоставить свои мысленные догадки со зрительным образом-картинкой. Причем набор карт предоставляет ему возможность зрительного выбора. Он делает свои логические построения на основании выбора одной картинки из целого зрительного ряда. Таким образом, это упражнение вводит ребенка в сферу логической мыследеятельности.
Где применялось упражнение В начальной школе 1641 Москвы. Материал проходит стадию апробации в детских группах Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995

ЧИСЛА

Возраст 4 - 5 лет
Цель упражнения Сопоставление буквенного изображения числа с его цифровым изображением. Интуитивное чтение.
Материал В коробочке лежат таблички с написанными на них словами: один, два, три, четыре, пять и т. д. К этому прилагаются квадратные маленькие карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание работы Ребенок вынимает из коробки карточки и упорядочивает их, раскладывая рядом слово и соответствующую цифру. Для этого он должен прочесть слово и распознать цифру.
Комментарий Несмотря на то, что в этом материале ребенок работает с цифрами, упражнение лучше отнести к языковому, а не математическому. Малышу представляется еще одна возможность прочесть знакомые ему слова. Кроме того, группируя эти слова в одной коробочке, мы тем самым закладываем понятие числительных, которое придет позже с другими материалами грамматического цикла. Важно, чтобы цифры были обозначены в этом материале именно зеленым цветом, как в математическом Монтессори - материале, чтобы цвет уже сейчас запечатлелся в сознании ребенка.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. Стадия экспериментальной проверки.
Дата 1994-1995

СОРТИРОВКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Возраст 5 - 9 лет
Цель упражнения Различение частей речи. Выделение отдельных категорий языка по их свойствам.
Материал Плоская коробка с ячейками и отделениями для полосок со словами и для ножниц. На полосках написаны предложения письменным шрифтом.
Описание работы Ребенок разрезает полоски с предложениями на отдельные слова и кладет каждое слово в соответствующую ячейку. На дне ячеек приклеены символы различных частей речи.
Комментарий Прежде чем ребенок приступит к работе с этим материалом, он узнает значение различных частей речи и их символы. Контроль за выполнением работы выполняет учитель. Многие предложения можно взять в “Азбуке” Л. Н. Толстого. Они емки и осмысленны по содержанию, понятны детям. Работа с этим материалом носит механический характер. Разрезая предложение на отдельные слова, ребенок разрушает его строй и смысл. Он интересуется формальными свойствами слова, задает вопрос, вспоминает название части речи или, по крайней мере, ее символ. Такая формальная, механическая работа, тем не менее, заставляет работать языковую интуицию ребенка, в его сознании возникает живой образ слова, который немедленно обрастает соответствующими свойствами. В силу вступает закон действий высших психических функций, анализ и синтез сигнала. Упражнение с частями речи можно считать тестовыми в работе в этой группе материалов.
Где применялось упражнение В детской группе Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВА. БУКВА

Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения Различение единиц речи через работу с символами. Закрепление грамматических понятий. Развитие языковой интуиции.
Материал Коробочка с четырьмя отделениями. В первом стоят карточки с написанными на них предложениями. В других - разноцветные таблички, символизирующие “предложения”, “слова”, “буквы”.
Описание работы Ребенок вынимает из коробки и кладет перед собой карточку с написанными на ней предложениями. Он считывает сначала, сколько там предложений, и выкладывает на стол именно столько символов. Затем он подсчитывает слова и рядом кладет их символы. То же он проделывает с буквами. Таким образом, перед ним предстанет общая символическая картина написанного на карточке.
Комментарий Работа с языковыми схемами - важнейший этап в развитии мышления ребенка. Он учится переходить от одной системы языковых единиц к другой и делает это самостоятельно, без помощи взрослого. Упражнение прекрасно тренирует интуицию ребенка. Он может работать устно или письменно, подключая зрение или обходясь лишь слуховым восприятием речи. (Во втором случае требуется участие взрослого или второго ребенка.) Материал можно использовать и как диагностический для определения уровня ориентировки ребенка в системе языковых единиц.
Где применялось упражнение Материал проходит экспериментальную проверку в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995

КРУГЛЫЙ ГОД

Возраст 5 лет
Цель упражнения Интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы. Косвенно - космическое воспитание (категория времени).
Материал Картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев.
Описание работы Ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Их надо упорядочить, прочитав названия месяцев. Когда фигура примет форму круга, зеленым будет обозначена весна, красным - лето, желтым - осень, а белым - зима.
Комментарий Упражнения с карточками, обозначающими названия времен и месяцев года, описывает в своих работах Ю. И. Фаусек. Она связывает их с упражнениями в интуитивном чтении. Нам же хотелось обратить внимание на косвенную цель работы ребенка с этим материалом. В ней участвует зрение - малыш различает и может объяснить цвета времен года, впитывает последовательность наступления месяцев через зрение. Мозг фиксирует эту последовательность без специального заучивания. Материал можно использовать и в космическом воспитании ребенка, когда изучается категория времени. Упражняясь, малыш невольно производит действия с кругом, с его центральной точкой, от которой расходятся сектора, и это означает, что, ничего не обсуждая в направлении математических понятий, малыш оперирует ими на подсознании. То есть работает не только в зоне актуального, но и ближайшего своего развития.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. Экспериментальная стадия.
Дата 1994-1995

Предыдущие упражнения
Предыдущая глава
Следующая глава
Оглавление