Заметки о школьном образовании

Проблемы школьного образования. Поголовная компьютеризация: зло или благо? Стремиться к инновационным технологиям или вернуться к проверенным азам?

Полезность: 3,6 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (36 оценок)

Тема школы шире самой школы, это тема общества в целом, его настоящего и будущего и потому мы печатаем заметки тех, кому есть, что сказать, и что небезынтересно послушать. Может быть, кто-то и откликнется?

Сейчас много говорят об общем упадке уровня грамотности и математических знаний среди школьников, и не только в США, где это уже стало национальной проблемой, но и у нас, по привычке гордящихся высоким уровнем школьного образования.

Я смею утверждать, как это ни парадоксально звучит, что продолжающийся спад уровня образования школьников является объективным (и неизбежным, в общем случае) следствием прогресса информационных технологий и всеобщей компьютеризации школ. И чем больше разрабатывается школьных компьютерных программ и чем более изощренными они становятся, тем хуже обстоит дело с уровнем элементарных знаний. Сомневающийся может найти в Интернете много материалов и официальной статистики, подтверждающих эти слова.

С первого взгляда кажется, что ничего не может быть лучше, чем эти современные учебные компьютерные программы, которые разрабатываются самыми лучшими специалистами в соответствующей области знаний, тех, в свою очередь, проконсультировали самые передовые педагоги, а самые мудрые детские психологи и врачи ввели свои рекомендации.

Разработаны и такие умные программы, которые предусматривают автоматическую адаптацию под каждого конкретного ученика с учетом его конкретного развития и менталитета. При этом они лишены эмоций учителя, уставшего от детской тупости или шалостей. Эти бесстрастные программы могут бесконечно повторяться в разнообразных вариантах, изменяя свой путь в соответствии со степенью усвоения данным учеником каждого выданного материала. Они легко усваиваются. Они многоязыковые. Они сделаны практически по всем учебным предметам. Они красочны и наглядны. Они... После такого перечисления их совершенств представляется, что только такая компьютеризация школ сможет кардинально и окончательно решить основные проблемы с подготовкой учителей, обеспечить равное и высокое качество обучения по всей стране, снимет "головную боль" с чиновников, отвечающих за образование, заменит учебники, и т.д. и т.п. Но, к сожалению, на деле выходит не так уж все прекрасно.



На практике оказывается, что эта всеобщая компьютеризация фактически преобразует школы в своеобразные заведения самообучения детей, лишая учителя его главной и основной функции — ответственности за умственное развитие школьника. Ему остается только следить, чтобы на уроке дети проходили учебную программу, а не занимались компьютерными играми или не лазили по другим сайтам в Интернете. При этом ученики с ранних лет воспитываются как просто потребители преподносимой им "на блюдечке" информации.

Тяга к познанию, к развитию своих творческих возможностей, будь то гуманитарные или технические области, заменяется навыком выискивания необходимых в данный момент чужих мыслей, идей и решений, которые, естественно, забываются сразу же после их использования. Неумение считать столбиком или ошибки в таблице умножения, также как неграмотность в своем родном языке — это не просто незнание каких-либо приемов, это неминуемо сказывается на общем развитии интеллекта и основ логического мышления ребенка, формирование которого наиболее значимо именно в возрасте от 5 до 14 лет. Как говорили иезуиты, прекрасно владевшие многовековым опытом воспитания: "Дайте мне ребенка до 14 лет..."

Вот и оказалось, что старая добрая учительница, совсем не обогащенная тем грузом знаний и методической премудрости, которые заложены в компьютерные учебники, давала детям существенно больше, чем все эти очень дорогостоящие программы. Кстати, всемирно известное богатство программной империи Билла Гейтса непосредственным образом свидетельствует о том, кому более всего выгодно массовое распространение компьютерных программ и какие прибыли от них можно получать. А что до грамотности обучаемых ими...

Веками выработанные методы образования и воспитания детей, будь то в "Старой Европе", в России или в Китае, уделяли наибольшее внимание вопросам общего развития ребенка, воспитания, навыкам познавания мира, а не натаскивания и забивания в него как можно большего объема научных и технических знаний.

Старые, простые, проверенные не одним поколением школяров азы изучения родного языка или математики, "генетически" усвоенные нашими учителями, давали гораздо больше для умственного развития детей, чем все новомодные методики, навязываемые многочисленными диссертациями и академиями, умозрительно рассматривающими абстрактного ребенка, далекого от реальных сегодняшних Петенек и Манечек, сидящих перед телеэкраном или игровой приставкой компьютера.

Академические нововведения в учебные программы еще можно как-то пережить, но прогресс электронных СМИ и информационных сетей начинает сводить на нет все усилия школы по сохранению прежнего уровня образования.

"Первым звонком" этого стало повальное распространение телевидения, которое в первую очередь отучило людей от непосредственного общения: от хождения в гости, от устных рассказов, от семейного чтения книг и сочинения длинных писем. В результате отмирания этих столетиями сложившихся привычек люди потеряли способность грамотно и образно излагать свои мысли на правильном русском языке. Что в свою очередь привело, как свидетельствуют ученые, к упрощению и уплощению самого мышления.

Скоро можно ожидать, что лексикон "Эллочки-людоедки" из 30 слов станет общей нормой, если не считать еще засорения языка наших детей искаженными англицизмами, да и неизбежной ненормативной лексикой, которой все больше грешат и телевидение, и новомодные "с позволения сказать" писатели. В правоте этих слов легко убедиться, если попросить вашего школьника описать по свежим следам его впечатление, положим, от только что просмотренного фильма или от прослушанного рассказа. Вряд ли можно будет услышать что-то кроме многочисленных "вот", "ну", "потрясно", "клёво", "значит", "нормально", "короче"...

Я уже оставляю в стороне тот теперешний поток грязи, криминала и ущербности, который ежедневно и днем и ночью сливают на наши головы наши телевизионные программы. Но это, к несчастию, не есть какая-то "злонамеренная" особенность нашего телевидения — это свойство так называемой "демократии" и природы рыночной экономики, когда наибольшая прибыль выстраивается на самых низменных помыслах массового зрителя.

К сожалению, именно пресловутые принципы "демократии" не позволяют каким-либо образом ограничить эту вакханалию — любая попытка властей обуздать ее воспринимается как введение цензуры и "ущемление демократических свобод", хотя на самом деле это угрожает лишь миллионным прибылям рекламных и телевизионных компаний и людям, стоящим за ними, которым в высшей мере наплевать на угрозу растления нашей молодежи и потери будущего страны. Вот эта вседозволенность и создает самые серьезные проблемы для нравственного воспитания наших детей и не менее существенно влияет на уровень школьного образования.

Если телевидение теперь все больше и больше влияет на нравственность и на убогость речи (и, соответственно, на широту мышления), то развитие всемирной информационной сети в значительной мере отрицательно влияет на общее образование. Ярким примером этого является уровень образованности выпускников средних школ США. По статистике, приводимой в американской прессе, больше половины американцев, окончивших среднюю школу, не умеют грамотно писать и выполнять элементарные арифметические вычисления.

И было бы грешно обвинять власти США в плохом внимании к образованию своих детей. Нет, на образование они тратят огромные средства — в два раза больше, чем на оборону! По уровню финансирования, выделяемого на образование в США, они превосходили нас (до последнего времени) почти в 30 раз (sic!). И, несмотря на это — такой печальный результат. Можно с уверенностью утверждать (к чему приходят и многие специалисты в США), что это напрямую связано с внедрением компьютеризации в быту и в школе, а еще большее снижение уровня образованности связывается с всеобщим внедрением Интернета. Что и подтверждают последние статистические исследования!

И не столько виноваты сами компьютеры и Интернет, сколько методисты Департамента образования США, которые сделали основную ставку на компьютерные образовательные программы и на обучение арифметике с помощью калькулятора, которые якобы могут развивать творческое мышление ребенка. Эта ошибочная парадигма привела к появлению нескольких поколений малообразованных американцев, не читающих книг, не умеющих считать столбиком, делающих чудовищные ошибки в написанных от руки словах родного языка, путающихся в истории собственной страны, не говоря уж про историю или географию других стран. Так что оговорки президента Дж. Буша, назвавшего Африку страной и другие его "изречения", составившие небольшую брошюру, просто характеризуют уровень образования среднего американца.

Человек постепенно от homo sapiens переходит в разряд homo consumptivus — человека, потребляющего, в том числе, потребляющего и любую информацию. Зачем знать грамоту — компьютер сам расставит все знаки препинания и исправит ошибки в словах, зачем уметь считать, когда под рукой всегда есть калькулятор. А за этим наступает "мозговая лень" — достаточно обладать минимумом знаний, которые необходимы для выполнения определенного рода работы, выбранного данным индивидуумом, а все остальное, если и потребуется когда-либо, можно найти в Интернете. Да и зачем знать что-то лишнее, если это не приносит никакой материальной выгоды.

Злые языки утверждают, что таким образом намеренно создается "свободное общество" людей — свободных от каких-либо интересов, которые выходят за рамки их дома и, тем более, их страны, и абсолютно индифферентных ко всему, что не затрагивает их личное благосостояние. Предмет мечтаний каждого властителя.

К сожалению, наши чиновники от образования, активно внедряя компьютеры и Интернет в школах, не учитывают поучительный в этом смысле опыт США.

Можно ли избежать этого, или, по крайней мере, как-либо снизить это пагубное влияние на уровень школьного образования? Само собой разумеется, что запретить телевидение или пользование компьютером или Интернетом невозможно, невзирая ни на какие призывы, декреты и предписания. Тем более в стране, которая все больше вписывается в общемировую информационную систему. Сейчас сохранению в какой-то мере нашего национального богатства русской культуры и образованности способствуют некоторые частные школы, православные учебные заведения и кадетские корпуса. Но это лишь маленькие островки надежды в океане русских школ.

И все же, по моему мнению, есть реальный и вполне отвечающий современному состоянию российской экономики и условиям рыночных отношений путь возрождения прежнего качества нашей школы. Этот путь заключается в кардинальном подъеме престижа профессии учителя. Как это было в дореволюционной России и как это еще оставалось в советские времена до 60-х годов прошлого века.

Это можно сделать рублем, что вполне отвечает реалиям сегодняшнего мира. И начинать надо с учителей будущих учителей — сделать так, чтобы педагогические учебные институты (университеты) и училища превратились бы из второразрядных заведений в новые элитные институты, куда бы стали стремиться поступить лучшие из лучших. А для этого надо так их финансировать, чтобы эти институты могли подбирать себе наилучший преподавательский состав (привлекая его, возможно, даже из всех стран мира), предоставляя им достойную зарплату и условия преподавания.

Лучшие профессорские кадры, помимо их прямого значения, могут стать необходимой маркой престижности, а к тому же бесплатное обучение, хорошая стипендия для студентов и, положим, обязательная полугодовая или годичная командировка в одну из закрытых элитных школ "Старого света" очень быстро изменят отношение общества к профессии учителя школы.

И, во-вторых, надо гарантировать от государства будущим учителям школы хорошую зарплату, приличные жилищные условия и подчеркнутое внимание. Так, чтобы каждый учитель стал не только дорожить своей работой в школе, но и гордиться своим званием Учителя. Учителя не по профессии, а по призванию. Учителя с большой буквы. Кстати, это может разрешить еще одну наболевшую проблему — отказаться от теперешних почти обязательных и унизительных поборов с родителей.

Это уважение к учителю в обществе неминуемо передастся школьникам, а значит, слова их учителей будут намного весомее всей шелухи телепрограмм и Интернета. А разработать методические и учебные программы с учетом сегодняшних реалий, в том числе, и с учетом компьютеризации обучения (и вернуться к прежним, веками проверенным приемам гуманитарного воспитания детей) для хороших учителей (получивших, тем более, отличную подготовку в институте) не составит больших проблем.

Конечно, это есть не столь популистски эффективный, и конечно, не столь быстрый путь, как всеобщая компьютеризация школ, но мне кажется, что этот путь, в конечном результате, не потребует от государства уж очень непомерных расходов бюджета. Скорее всего, ежегодные затраты на него не будут существенно выше выделенных сейчас сумм на приобретение компьютеров, полного программного (легального! = дорогого!) обеспечения, построения информационных сетей и эксплуатационных расходов на Интернет.

Я не знаю условий, на которых Министерством приобретаются оборудование и программы, но если взять действующие цены свободного рынка, то стоимость компьютерного класса на 20-30 мест, включая обязательные групповые лицензии на ОС (операционную систему) и БД (базу данных), составляет около 200-250 тыс. долларов, стоимость групповой лицензии (на те же 20-30 пользователей) одного профессионально сделанного учебного курса колеблется в рамках от 0,5 до 2-3 миллионов долларов. Любознательный читатель, умеющий считать столбиком (или калькулятором), может сложить и перемножить эти суммы с учетом того, что каждой школе может потребоваться не один такой класс и количество учебных программ должно соответствовать числу основных учебных предметов и, перемножив все это на число средних школ в РФ (которых у нас около миллиона...), да еще переложив все это на рубли, сможет убедиться, что это будет цифра с последующими 10-11 нулями.

Это совсем не значит, что не следует проводить эту уже набравшую обороты национальную программу компьютеризации школ, совсем нет. Просто надо достаточно трезво судить о том, что без хороших учителей эта действительно нужная программа не будет приносить тех результатов, на которые рассчитывают чиновники Министерства образования.

Понятно, что предлагаемый путь повышения престижности и качества жизни учителя школы потребует более длительного времени и, возможно, более значительного, чем принятое теперь финансирование школ и педагогических институтов. Но с точки зрения национального богатства, высокого роста экономики и, в конечном итоге, обретения гордости за державу, за передовую роль великой страны, — эти большие затраты государства на учителей окупятся многократно.

Пусть не сразу — лет через пять или десять, но, в том, что они окупятся на благо России, у меня нет ни малейших сомнений.

Е.Н. Шильников,
инженер в области электроники, космической связи и информационных систем
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Заметки о школьном образовании"

Вы не авторизованы.

Приветствую.Я мама двоих детей,школьник и дошкольник.Неоконченное высшее дошкольн-е пед-ое образование.В этом году,наконец-то,пошла доучиваться.И волосы дыбом!Сначала от того с чем уже сталкнулась-обучение в школе сына,а теперь ещё и рассказы работающих педагогов.При всей любви к детям уже думаю-идти ли мне за 5 тыс.работать в д-с,ну за 7.А про школу вообще молчу.Со всех трясут,я о чиновниках,а порядка нигде нет!Ну с инженером я согласна на счёт компьютеризации-все забыли,что эти компики и программы придумали люди,которые на них не обучались,неизвестно,что придумают поколения,которые на них обучаются.Дети в плане мышления гораздо подвижнее,которые не всецело окунулись в технологии.Пропадает человеческий фактор-разве с этим поспоришь.Человек не тот,кто отличается от обезьяны внешне,ведь так?Печально.Я слышала такую версию,что скоро наше место займут роботы(их и придумают наши дети).И уже сегодня это не кажется фантастикой!!!Ещё хотелось бы спросить-Мин-во Образ-я сегодня вообще о чём-то положительном для страны прогнозирует?Они воще в курсе,что м.б положительным в связи с обучением и педагогом?Боже-какое поколение растим!!!Строй сменили,70 лет спустя,а как жить никому не объяснили!Что детям и как преподнести "их здоровое место" в дем.обществе!Мы сами-то не в курсе-родители!!!Беспредел,Господа,он и есть беспредел!России вера нужна и ремень,много уж у нас ленивых,как мне кажется,которые революции совершают,пиарятся(как говорится) за счёт других!Я тож считаю,что педагогу и врачу изначально з-п и жильё ой как нужны,это по сути главные люди в странах!Престиж этих профессий упал,потому что было время,когда эти профессии нищенствовали как и многие,а востребованы были и научились деньги зарабатывать,а для остальных они стали-поборщиками!Потому что это главная сфера нашей жизни,мы все родители-ах эти репетиторы и врачи с нас трясут!!!А с другой стороны-молодого педагога,а уж врача тем более-чтоб они как "рыбы в воде"в своей профессии-пойди найди!!!Кого учить сегодня?А высших педагогов и врачей много,тех кто может и есть что передать!!!Я это увидела!У моего сына в классе за 3года обуч-я кроме утренника новогоднего ничего не проводилось-учителю некогда-вы знаете что мне времени не хватает-а в итоге,я-мама-оказалась высокомерной!А вы знаете какая у нас з-п? Знаем!!!Ну что же делать???Никто не знает!Чтоб учителю приготовить элементарное представление-нужны деньги на всякого рода штучки-а их нет,школа их не выделяет.Просим родит-й,а не все могут дать!!!Замкнутый круг!Педагог,живущий в общаге семьёй,рассказывает,что они себя самостоят-но-устали просить власть-улучшили жил-ые условия,так их терь по инстанциям затаскали-не имели право двигать стену!Наше правит-во пока другим озабочено,к сожалению.Грустно,что мыслей хороших нет,но везде по рукам рубят!!!Куда не обратись!Я со второй берем-ю ушла в декрет не по срокам-уволилась.После родов мне в соц.защите сказали,что мне как неработающей никаких пособий не положенно!!!Вот если б я как надо ушла в декрет...я по состоян.здоровья ушла-не смогла ящики с газ.водой таскать,а на работе надо выполнять функции,ребёночка хотелось здорового родить,ведь и для гос-ва тоже,а меня этож госуд-во и обмануло!Про образование за границей я лично слышала только хорошее!Сама не представляю что это.Если б не революция(всё-таки голодных лентяев в стране было больше видимо)то наша страна не была б сейчас в этом "жизнерадостном"месте.Ведь всем известно-сколько загубила "она"наук да людей их ведуших,да и просто путёвых работящих людей,сколько унижений нам пришлось испытать,так мы их всё ёще и тащим грузом из поколения в поколение!Господа,о чём говорим-психологов и логопедов убрали из школ,т.к ставки и роль видимо чиновники мин.образ-я им определить не могут!А нищенская школа не имеющая возможность платить из доп-х денег,их и сократила!А для чего тогда эта школа?Кто-нить занет о целях программы?Вроде обучение да воспитание-только не очень видны результаты и того и другого!Учимся в бесплатной школе,а домой после уроков ещё приходит репетитор по началке,а что дальше будет,в среднем звене?Будем,родители,продолжать ящики таскать с газ.водой,какие уж воспитатели в саду-там мало платят,да платно продолжим обучать детей,сами будем платить педагогам за образование,ведь так надёжней!Если будем ждать,когда правит-во и чин-ки из мин.образ-я задумаются об главных людях страны,то за это время вырастут из наших детей какие-нибудь лентяи-тьфу...да сделают очередную революцию,только сегодня она будет с большими потерями...с таким-то оружием!А статья инженера-практически слово в слово-это беседы учит-й и род-й на собраниях...в мин.образования даже звонить не хочется-"А ЧТО ОНИ СДЕЛАЮТ?"Только высушат того,на кого пожаловались...Чё-то совсем печально получилось!Нет!Русские не сдаются!!!Всем УДАЧИ и ЗДОРОВЬЯ!Ольга
2008-11-08, Ольга
Ну что ж все какой-то бред пишут...
>И, во-вторых, надо гарантировать от государства будущим учителям школы хорошую зарплату, приличные жилищные условия

В 80 году гарантировали государством ( тем еще, не этим!) каждому, а не только учителю, отдельную квартиру и коммунизм году так к 2000-2010. Ну и где эти квартиры с коммунизмом? Так что нормальные люди, а не мариванны из педвуза, иначе как на живое бабло прям щас не поведутся. А платить учителю ( даже в среднем, всем одинаково ) так, чтобы хотя бы квартиру снять и пожрать оставалось - никаких денег не хватит, родители первые же взвоют - по какому праву этим учителям столько платят?

> то стоимость компьютерного класса на 20-30 мест, включая обязательные групповые лицензии на ОС (операционную систему) и БД (базу данных), составляет около 200-250 тыс. долларов
========
Аааа!!!!11одинодинeleven! Где такие шишки дают? По 12-6 тысяч зелени на одно рабочее место? Даже с ОС (Операционной системой), вистой коробочной по 400 баксов и БД(базой данных) Oracle enterprise по 800 баксов на пользователя не получается. Ну хотя может в госконторы и цупы всякие по таким ценам и покупают, типа сертификация и все такое, ну и себя не обделить.

>программного (легального! = дорогого!) обеспечения
Про линух г-н инженер космической связи в курсе?
2008-10-13, .юзер.
Cтранным образом в моем сознании возник персонаж, сыгранный Олегом Басилашвили в культовом фильме "Курьер". Так все правильно, кругло, гладко, но Боже мой, как же скучно! "Страшно далеки они от народа..." Да, возможно, исследования что-то там такое и показали, но дайте хоть одну ссылку на исследования, хоть одну реальную цифру!Да и смысл как-то ускользнул от моего понимания...
2008-10-13, Вооkашка
...общем упадке уровня грамотности и математических знаний среди школьников в США, где это уже стало национальной проблемой....
v USA ochen' khorosheee obrazovanie. Nadoelo vran'jo.
2008-10-13, masha
очень здорово и толково, не не модно :-)
2008-10-13, Лось_Анджелес
Поделитесь:

13.10.2008
Обновлено 22.08.2014
Близкие по теме статьи
Выбор школы: куда поступать в 5-й класс
Выбор школы: куда поступать в 5-й класс
Дни открытых дверей и отзывы о школах: какие вопросы задать
Недовольны школой? Проект школы будущего от Андрея Максимова
Недовольны школой? Проект школы будущего от Андрея Максимова
Как выбрать школу и учителя? Что делать родителям для образования детей?
Заметки
Заметки "первоклассной" мамы, или С кем вы, господин Плешаков?
Как учиться в первом классе? Как-как… Тяжело!
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!