Содержание:

До начала учебного года остался месяц, и родители все чаще думают о взаимоотношениях со школой. Новая книга психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер – это записи бесед с родителями и ответы на их вопросы.

К содержанию

Нужно ли настаивать на обязательном чтении?

Мама: 11-летнего сына интересуют легкие произведения про сверстников — Сотникова, Медведева. Он с удовольствием такие книжки читает. А сейчас по школьной программе уже начинается "Кавказский пленник". И такие морально тяжелые произведения читать ему не хочется, и он объясняет: не хочется страданий, интересно более легкую литературу читать. Как вы считаете, должны ли мы настаивать на обязательном чтении?

Ю. Б.: С детьми не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример — "список литературы на лето". Родители заставляют детей читать по этому списку, а если он для детей — как рвотный порошок?!

Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!

Чтение — это святое. Нельзя, чтобы родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.

Очень важно читать вслух, потом обсуждать, следить за реакцией ребенка. Может случиться, что ребенок и "Кавказского пленника" залпом прочтет, и потом всего Толстого. Но вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг.

Мама: Если он сам читает книжки, но не все, а выбирает отдельные места, не надо настаивать, чтобы он прочитал книжку с первого до последнего слова?

Ю. Б.: Ни в коем случае! Это так же, как с едой: небольшую порцию он съест. А если наложите во-о-от такую тарелку — и "извольте доесть все!" Так вы воспитаете отвращение к еде.

То же самое относится к "еде" интеллектуальной, и к математике, и к физике, к чему угодно. Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях — в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода.

Мама: Еще по школьной программе надо прочесть "Остров сокровищ", а он не хочет читать, говорит, что ненавидит эту книгу. Он ее так и не дочитал до конца. Мне заставить его все-таки ее дочитать?

Ю. Б.: Надо так сказать: "Сын, ты сам знаешь, что тебе интересно. Давай поищем те книги, которые тебе по душе. А то, что заставляют, читать не будем!". А учительнице скажите: "Знаете, я лично разрешила ему сейчас читать не все, что по программе. Пусть это будет под мою ответственность!"

К содержанию

Чем заинтересовать ребенка, если его ничего не интересует?

Папа: Моего ребенка невозможно чем-то удивить, восхитить. Мне кажется, у него пониженная эмоциональность. Как его чем-нибудь заинтересовать?

Ю. Б.: Вообще кратковременные положительные эмоции возникают от случайного впечатления, более стойкие — больше от взаимодействия с человеком.

Вы можете сказать: "Ах!", — глядя на какую-нибудь радугу или рассвет. Но по-настоящему вы волнуетесь и переживаете, например, перед выступлением, или когда вам делают комплименты, или у вас завязываются близкие отношения и вы волнуетесь от всего, что с ними связано.

Родители думают, что средства, которыми они могут увлечь ребенка, лежат на поверхности. Нет, они лежат внутри ребенка: надо понять, что ему интересно, чего ему не хватает?

Я подозреваю, что скука, падение интереса "ко всему", "пониженная эмоциональность", как вы говорите, возникают у подростков от того, что на них спускают, что они должны знать и чем интересоваться. Но каждому ребенку дорог свой интерес — не важно, к чему: к майскому жуку, футболу или девочке-однокласснице.

Увлеченность ребенка — дело тонкое и нуждающееся в поддержке. Он как маленькое пламя в горстке сухих веточек, которое вы поддерживаете и раздуваете, подкладывая хворост и ветки покрупнее, пока не разгорится костер.

Так и с интересом ребенка: ваше эмоциональное участие и доступ свободного воздуха необходимы. А любые попытки надавить или убедить равносильны сырым дровам, которые гасят это пламя.

Папа: Получается, что интересы школы и родителей не совпадают?

Ю. Б.: Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. Если заострить, то школа — это лаборатория по изготовлению пассивных, послушных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель. Для творчества у него не остается времени, мысли. А волевая личность рождается, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.

Папа: Но принято думать, что волевой человек как раз может себя заставить делать то, чего не хочет…

Ю. Б.: Воля — это понятие, которое стоит применять не к отдельным действиям, а к жизни личности в целом.

Воля — это свободная энергия, а волевая личность — человек, у кого есть эта энергия и который живет и действует увлеченно. Физиолог Павлов зарплату получать забывал, обедать забывал, так его увлекали его исследования — да и не он один! Давайте воспитывать у ребенка такую волю, чтобы он хотел делать то, что делает, и жил с интересом!

А когда его заставляют, запугивают, в ребенка вселяют неуверенность и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, желание что-либо делать. Поэтому родителям часто приходится делать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка.

Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители. Освободить ребенка от принудиловки, в какой-то момент сказать ему: "Ты не должен".

Папа: У некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оценят как "плохого отца", "плохую мать".

Ю. Б.: Я сейчас пытаюсь представить себе, как получаются такие родители. Это значит, что им самим никогда не давали жить, следуя спонтанным интересам и желаниям, их постоянно оценивали. У них не было своего мнения, они не чувствовали, что имеют право распрямиться во весь рост и сказать свое слово. Я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о себе и своем ребенке. О том, как она его любит и чем ему помогает. И посоветовала бы никого не слушать!

К содержанию

Что надо делать для подготовки ребенка к школе?

Мама: Моя дочь в этом году идет в школу. Она ходила на подготовку, но что я могу сделать как родитель, чтобы в школе ей было интересно?

Ю. Б.: Выражение "подготовка к школе" появилось не так давно. Когда я была ребенком, то просто пошла в школу, и там меня учили всему, что полагается. Сейчас школа, учителя, родители буквально сошли с ума! Я согласна, что ребенок должен быть развит, но не надо форсировать его развитие.

Почему надо заставлять читать дошкольника? Ребенок сам охотно это делает, когда созреет. В пяти-шестилетнем возрасте детям страшно интересны буквы, они с удовольствием их складывают. Родители могут объяснить, как образуются слоги. Но не надо принуждать читать!

То же с обучением математике. Родителям я рекомендую книгу "Малыши и математика" Александра Звонкина. Когда он начал заниматься с дошкольниками, один из малышей сказал: "Я уже знаю, что такое математика: два и два будет четыре". "Дети наивно думали, — пишет автор, — что математика — это операции с числами. Но ничего подобного, это далеко не все!"

Звонкин учил малышей выделять признаки понятий, находить группировки и пересечения множеств и т.п., например, в классе 10 мальчиков, из них пять — брюнеты, пять — блондины; а еще есть девочки-блондинки. Как их можно объединить в группы? Или спрашивал: кого больше на свете — дедушек, сыновей или пап? Это вопрос, который заставляет ребенка думать (полагаю, родителей тоже).

Еще Звонкин никогда не отвечал на вопросы сам. Он предлагал ребятам подумать, и они думали столько, сколько было нужно. Его собственному сыну понадобилось полтора года, чтобы решить задачку, заданную на домашнем кружке: "Есть четырехугольники, квадраты и прямоугольники. Чего больше: квадратов, прямоугольников или четырехугольников?".

Сначала дети ответили: квадратов. "Почему?" — "Комнаты квадратные, трубы на крышах..." Здесь проявилась особенность мышления маленьких детей. Они мыслят через восприятие действительности. Через полтора года сын Александра сказал: "Папа, я тогда неправильно ответил. Больше четырехугольников, потому что квадрат — тоже четырехугольник".

Ребенок сам прошел путь познания и размышления, и это очень важно. А могло бы быть совсем по-другому: "Нет, ты что, дурак?! Что ты говоришь, подумай, ведь…" И дальше — монолог взрослого с готовым ответом: "…ведь квадрат тоже четырехугольник!"

Что происходит с ребенком? Он весь съеживается: он глупый, недотепа. Мало того, что он плохо соображает, да еще рассердил папу. А папа может добавить: "Будешь так отвечать при приеме в школу, тебя туда не возьмут!". Вот где нужно проявлять деликатность, спокойствие, давать ребенку развиваться в своем темпе.