Содержание:

Наши дочери ежедневно просматривают в соцсетях сотни фотографий своих подруг. На этих снимках их ровесницы пытаются выглядеть как профессиональные модели и делают все возможное, чтобы получить больше лайков. Вызывает ли все это чувство неполноценности у вашей дочери? И как вы можете повысить ее самооценку?

Жизнь девочек переполнена сигналами о том, как важна их внешность. Возможно, вы и так знаете об этом, но все же я приведу несколько примеров.

  • Взрослые чаще комментируют внешность девочек, чем мальчиков, даже если и те, и другие еще лежат в пеленках!
  • Американские компании из сферы косметической продукции и товаров по уходу за телом тратят 13 миллиардов долларов ежегодно на рекламу, утверждающую, что девушки и женщины должны как-то изменить свою внешность.
  • Почти каждая женщина, появляющаяся в популярных медиа, начиная от журналов и фильмов Disney и заканчивая вечерними новостями, объективно привлекательна. При этом многие мужчины в тех же условиях выглядят довольно обычно.

Другими словами, мы столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, общество постоянно посылает нашим дочерям сигнал о том, что внешний вид важнее всего. Во-вторых, в обществе царит идеал красоты с огромными глазами, белоснежными зубами, ровной кожей, гладкими и блестящими волосами, стройной фигурой и хорошими формами. Для большинства девушек и женщин эти стандарты остаются недостижимыми.

К содержанию

Скажите девушке, что она красивая, и она станет хуже соображать!

В отношении первой проблемы мы должны признать: девочки переживают из-за того, что их ценность по большей части зависит от генетической лотереи, а не качеств, которые они в состоянии контролировать и развивать, — например, творческих способностей, доброты, ума, чувства юмора, трудолюбия и так далее. Наша зацикленность на внешности не только уводит внимание от того, что действительно имеет значение, но и разрушает лучшие черты девочек.

Одно удивительное исследование показало, что обычное комментирование внешности девушки на какое-то время "размывает" ее интеллектуальные способности. Чтобы изучить влияние подобных комментариев, команда психологов пригласила студенток принять участие в исследовании, в котором якобы оценивались стратегии найма. Участниц попросили предоставить резюме и свою фотографию. Когда исследователи "оценили" резюме и фотографии, они одинаково прокомментировали материалы студенток. Но половине из них они сделали дополнительный комментарий: "Судя по вашей фотографии, вы выглядите очень презентабельно, а хорошая внешность — преимущество на рынке труда". После этого участницы отправились сдавать сложный тест по математике.

Девушки, внешность которых прокомментировали, сдали тест гораздо хуже, чем девушки, фотографии которых не обсуждались. Более того, это произошло даже с теми участницами, которые не придавали значение своей внешности. Можно сделать вывод, что концентрация на внешнем виде девушек мешает им проявить глубинные личностные качества и показать свое настоящее "я".

Мы, родители, должны принижать важность внешности своих дочерей и подчеркивать значимость всего остального. Иногда это приятно и легко. Когда мои дочери были маленькими и незнакомые люди делали комплименты их милому внешнему виду, я привыкла с улыбкой отвечать: "Внутри они даже лучше!". Но в других ситуациях разговоры о внешности могут начинаться весьма болезненно.

К содержанию

Если девочку дразнят из-за внешности

Однажды утром мне позвонила моя подруга и бывшая одногруппница. Я удивилась звонку посреди рабочего дня, потому что она работает адвокатом, но была рада пообщаться с ней.

— Привет, у тебя есть минутка? — быстро спросила она. По ее голосу я поняла, что произошло нечто неприятное.

— Конечно, что случилось? — спросила я.

— Вчера вечером Кэмми очень расстроилась, — ответила подруга. Она говорила о своей дочери-четверокласснице. Она рассказала, что Кэмми была очень напряжена во время ужина и расплакалась перед сном. Девочка призналась, что одноклассницы издеваются над ее внешностью.

— Они сказали, что у нее слишком острый нос, и спросили, почему она не бреет темные волосы на ногах, — поделилась моя подруга, а потом добавила: — Я так разозлилась. Я сказала Кэмми, что они поступили очень плохо и она не должна обращать на них внимание. Но сегодня утром она по-прежнему была расстроена.

Мы обсудили возможность поговорить с учителем или родителями девочек. Подруга согласилась сначала сказать о своих планах Кэмми, прежде чем предпринимать следующий шаг. Тем временем я постаралась помочь ей и ее обиженной дочери.

— Сегодня вечером, после ужина, сядьте вместе, — начала я. — Возьми бумагу и ручку и скажи ей, что хочешь приготовить "пирог Кэмми".

Я почувствовала, что моя подруга улыбнулась. Я объяснила, что пирог должен называться "Самое важное в Кэмми".

— Нарисуй круг и объясни, что в нем находятся все ее чувства, — продолжила я. — Затем напишите внутри качества, которые делают ее потрясающей девочкой.

— Ей точно понравится, и она все поймет, — согласилась подруга. — Ей есть чем гордиться.

На следующий день я получила от нее электронное письмо. Моя подруга рассказала, что Кэмми быстро поняла смысл игры и с восторгом заполнила "пирог" описанием всего, что ей нравилось в себе. Подруга добавила, что как только Кэмми доделала свой "пирог", она нарисовала еще один и назвала его "Что противные девочки из моего класса считают важным". Почти весь круг был заполнен словом "внешность" и лишь маленький кусочек — словами "все остальное". Подруга особенно обрадовалась, когда Кэмми показала на второй рисунок и заявила, что именно поэтому она не дружит с этими девочками.

Если ваша дочь уже взрослая для подобных упражнений, есть масса способов помочь ей критически оценить зацикленность нашего общества на женской внешности. Например, можно вместе обсудить то, как часто мир обращает внимание на внешние черты успешных женщин. Скажите: "Почему в интернете постоянно говорят о том, как симпатично выглядит эта певица без макияжа, но никто не говорит о том, как она добилась такого успеха?". Уровень тревоги наших дочерей снизится, если мы научим их ценить свои внутренние качества, которые они могут развивать и контролировать.

К содержанию

Можно ли научить девочек не переживать из-за внешности?

В нашем обществе идеалом женской красоты считается очень узкий набор внешних признаков. В итоге многочисленные исследования показывают, что простой просмотр фотографий тех редких женщин, которые соответствуют этому идеалу, повышает уровень беспокойства девочек о своей внешности. В лучшем случае девочки будут постоянно переживать из-за своих надуманных недостатков. В худшем — они могут навредить себе, сев на жесткую диету или перегрузив организм тренировками, чтобы приблизиться к недостижимому идеалу.

Как помочь нашим девочкам полюбить себя, ведь общество, в котором они живут, заставляет их ненавидеть свою внешность? Для этого мы нередко обращаемся к старой практике: говорим своим дочерям, что они красивы. Так делала моя мама, и так поступают многие родители, пытающиеся утешить своих дочерей. Но не так давно я задумалась: а не стоит ли пересмотреть наш подход?

Я сама иногда говорю своим девочкам: "Ты так хорошо выглядишь!", — и мне не хочется отказываться от подобных проявлений восхищения. Поэтому я изредка добавляю: "Но как бы ты ни выглядела, мы обе знаем, что твоя внешность — самое незначительное, что у тебя есть. Гораздо важнее, что ты веселая, внимательная и трудолюбивая девочка". Каждый раз мои дочери закатывают глаза, услышав подобные слова, но я не возражаю. Я отношусь к их реакции как к подтверждению того, что они меня услышали.

Мы не хотим, чтобы девочки переживали из-за своей внешности, однако нам необходимо восхищаться их внешним видом не больше, чем всеми остальными достоинствами, которые они могут предложить этому миру. Подумайте об этом так: действительно ли вы хотите, чтобы в основе высокой самооценки вашей дочери лежала убежденность в собственной красоте? Мне бы не хотелось лишать девочек радости от красивого внешнего вида: в красивых платьях, экспериментах с макияжем и прическами есть свое удовольствие. Но мы должны иметь в виду, что гордиться своей внешностью — значит гордиться самым поверхностным качеством.