В школу? Я не успеваю! Почему ребенок не хочет ходить в школу

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

В последние годы резко возросло число обращений к психологу с вопросом: "Помогите, ребенок не хочет ходить в школу, не знаем, что делать". И если раньше по такому поводу чаще обращались родители подростков, то сейчас это актуально и для младшей школы. Нежелание ходить в школу, школьная неуспеваемость — это способ ребенка сообщить взрослым, что в его жизни есть сложности и ему требуется помощь. Причиной нежелания ходить в школу могут быть и отношения в классе, и отношения с учителем. Причем ребенку иногда проще рассказать ситуацию постороннему человеку, например, психологу. Причина — страх, что разговор с родителями только ухудшит его ситуацию в школе.

Школьная успеваемость и семейные проблемы

"Ты уже взрослый"

У самых младших школьников — первоклассников — одной из причин нежелания учиться может быть сложность перехода из детского сада в школу. Наверное, вы не раз слышали, как взрослые говорят ребенку: "Теперь ты большой. Все, детство кончилось. Теперь ты будешь учиться, а не играть". Понятно, что детство так резко закончиться не может. И постепенный переход от игры к учебной деятельности важно прожить. Если есть сильный запрет на игру, то кабинет психолога может помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации — проиграть с помощью игрушек то, что происходит в школе — в классе, с учителем. Такая игра поможет родителям увидеть, как идет процесс адаптации ребенка и важность игры в этом процессе. А еще — принять тот факт, что детство продолжается и переход во "взрослую жизнь" требует времени.

Таню ко мне на консультацию привела мама в конце второй четверти 1-го класса с жалобой: "Не хочет ребенок учиться, слезы, истерики каждый день, как только садимся за уроки. Ей бы все играть. Привожу из школы домой, а она, вместо того чтобы садиться за уроки, играет. "А во что играет?" — спрашиваю я. Мама отвечает: "А я не знаю, мне неинтересно. Мне важно, чтобы она училась хорошо, и мне не было бы стыдно за нее перед родными".

Вот здесь мама и проговорилась: так воспитывали и ее саму, и в школе заставляли учиться, стыдили, игру обесценивали. И забыла она себя в 6 лет, как ей хотелось играть, и то забыла, что это — нормально! Таня стала играть в кабинете у психолога, проигрывая свои чувства, тревогу из-за школы и из-за высоких ожиданий со стороны мамы.

Постепенно к работе подключили и маму. Она увидела, что Таня нуждается в ее поддержке как родителя, что все равно Таня — ребенок, хотя и учится уже в школе. Если ребенок играет, он успешнее адаптируется к новой роли. Если играть ему запрещают — то ему требуется большое напряжение, чтобы играть новую, пока непонятную роль взрослого ученика. И силы тратятся не на усвоение материала урока, а на попытку быть этим взрослым. Так как тема эта стала актуальной, школы тоже пытаются решить этот вопрос со своей стороны. Сейчас во многих начальных школах появились кабинеты с игрушками и пространством для игр, помогающие детям адаптироваться к новой роли. И здесь задача психолога — помочь ребенку выразить свои чувства, а родителю — принять и понять важность процесса игры для ребенка.



Перезагрузка от перегрузки

Вторая возможная причина, с которой сталкиваются родители и дети — перегрузки в школах, связанные с усложнением программ, переизбытком заданий и высокими требованиями даже к поступлению в школу. За последние примерно 17 лет в школьной системе многое изменилось, учебные планы в разных школах стали сильно отличаться. Появилось много частных школ, гимназий со специализированными программами. Если для родителей очень важно, чтобы ребенок учился именно в этой школе, например, потому, что она считается лучшей и вызывает уважение значимого для родителей социального окружения, то фраза, с которой они обращаются к психологу, звучит примерно так: "Мы менять школу точно не будем, и не уговаривайте — сделайте что-нибудь с ребенком, чтобы он успевал здесь". В этом случае можно выяснить, почему важна именно эта школа, какие там нагрузки и с чем не справляется ребенок.

Задача психолога — помочь родителям увидеть и принять своего ребенка со всеми его возможностями и ограничениями. Для этого может понадобиться комплексная работа: нейропсихолога, психолога, также могут быть необходимы консультации невролога и психиатра. Все это создаст полную картину происходящего и позволит родителям, уже владея информацией, принимать решение.

Проблемы в семье

Иногда за проблемами в школе на самом деле скрываются семейные неурядицы, о которых семья не готова говорить, равно как и что-либо с ними делать. И тогда ребенок, реагируя на ситуацию, начинает прогуливать школу. Успеваемость снижается. Родители в тревоге обращают внимание на школьную ситуацию, приводят ребенка к психологу. Постепенно, в работе, ребенок начинает что-то рассказывать, или психолог сам видит ситуацию. Когда появится ясность, начинают работать с настоящей причиной — это может быть развод родителей, потеря близкого, рождение следующего ребенка, напряженные отношения в семье... Если успешно идет работа с реальной проблемой, то ситуация в школе волшебным образом улучшается. Потому что здесь школьная неуспеваемость или нежелание ходить в школу — способ ребенка обратить внимание на нелады в семье.

Василий учился в 5-м классе, когда родители обратились за помощью в связи с тем, что он вообще перестал учиться, хотя в младших классах занимался хорошо. Снизилась мотивация к учебе, перестал делать домашние задания. Когда я стала расспрашивать Василия о школе, он отвечал с большой неохотой. Менять в себе ничего не хотел: мол, если родителям надо, пусть сами и учатся. А вот когда речь зашла о ситуации в семье, то выяснилось, что уже много лет родители живут в одной квартире в соседних комнатах, ради детей делая вид, будто у них все хорошо. Но в последний год отношения у мамы с папой обострились, начались открытые скандалы и разговоры о разводе. Василий и его младшая сестренка чувствовали напряжение и очень переживали. Но поделиться своими чувствами с родителями боялись: им казалось, что это еще ухудшит отношения между ними.

Василий стал хуже учиться, не мог сконцентрироваться на уроках и дома, пытаясь понять, что дальше ждет его с сестрой, так как в скандалах главной темой манипуляции было то, что каждый родитель говорил, что он детей не отдаст при разводе. Когда в дневнике у мальчика по- явились двойки, родителей стали вызвать в школу, и это их объединило. Они были совершенно единодушны во мнении, что ребенку нужна помощь. Однако два взрослых человека никак не связывали его школьные неуспехи и ситуацию в семье. Когда в процессе психологической работы выяснилась настоящая причина снижения мотивации к учебе, то учеба стала налаживаться, а родители стали реально заниматься решением своих вопросов с семейным психологом. Вот так мальчик Вася бессознательно пытался привлечь внимание родителей к себе и показать, что ему тоже плохо, а попутно объединить родителей в решении вопроса его неуспеваемости.

Поговори с ним

Подростковый возраст называют переходным, и это неслучайно: происходит переход от детства к юности и затем к этапу взросления. А тут еще окончание школы, выбор профессии... Потому-то уровень тревоги на этом этапе и у подростка, и у родителей повышается. И вот до выпуска всего ничего, а великовозрастное чадо в ус не дует и школу прогуливает. Или посещает, но без энтузиазма — просто отбывает часы.

Нежелание учиться — проверенное средство заставить родителей обратить внимание на подростка. Иногда он так выражает свой протест против того, что папа и мама говорят с ним только об учебе, как будто в жизни ничего другого нет.

В психологической группе для подростков 13–14 лет, которую я вела, я задала одному юноше вопрос: "Говорят ли с тобой родители не только об учебе, а еще о том, о чем ты думаешь, размышляешь, что для тебя важно?" Он ответил: "Да, этот вопрос они часто задают, только другим тоном: о чем ты вообще думаешь?! На носу экзамены!"

Родителям страшно. Ребенку плохо. Помощь нужна и ему, и взрослым. Им нужно справиться с вполне обоснованными тревогами по поводу экзаменов и будущего своего ребенка. А ему — постепенно отделяться от родителей и брать на себя ответственность за свою учебу. Чтобы наладить диалог и понимание, психологам придется работать с обеими сторонами параллельно и лишь потом устраивать им встречу.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть: если ваш ребенок стал хуже учиться или совсем потерял интерес к школе, обратите на это внимание сразу. Постарайтесь понять причины и, если требуется помощь, обращайтесь к специалистам.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "В школу? Я не успеваю! Почему ребенок не хочет ходить в школу"

Вы не авторизованы.

К сожалению,часто дети воспринимают школу как мучительную обязанность. Одной из причин этого является настрой взрослых "все ДОЛЖНЫ ходить в школу" вместо "еще никто не пожалел о том,что учился в школе".
2018-02-01, ЛюсяБ
Поделитесь:

28.01.2018
Обновлено 29.09.2023
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
Отношения с подростком: реальные проблемы и поводы для недовольства
Отношения с подростком: реальные проблемы и поводы для недовольства
У вас в семье... подросток? Это не страшно. Главное — спокойствие.
Кому не подходит семейное обучение
Кому не подходит семейное обучение
Перевели на домашнее обучение, что дальше?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!