В карты на уроках? Запросто

Чем дольше я работаю преподавателем, тем больше убеждаюсь, что у истоков любой методики стоит хотя бы один нестандартный ребенок, ради которого пришлось идти на ухищрения. Например, маленький Артем ни за что не хотел делать скучные упражнения из учебника, а уж заставить его выучить слова было просто невозможно!

Чем дольше я работаю преподавателем английского, тем больше убеждаюсь, что у истоков любой методики стоит хотя бы один нестандартный ребенок, ради которого пришлось идти на ухищрения. Например, маленький Артем ни за что не хотел делать скучные упражнения из учебника, а уж заставить его выучить слова было просто невозможно! Зато играть он был готов всегда. И карточные игры знал куда лучше, чем его учительница. Артем ходил заниматься частным образом к моей маме. Именно ей предстояло обмануть этого ребенка, чтобы он выучил английский.

Карточные игры на уроках

Обманом первым было разрешить обзывать учителя (согласитесь, что об этом втайне мечтает почти любой ученик). Но! С одним условием: ругательство должно быть составлено по-английски. И надо было не просто сказать учителю: "pig"-"свинья", а построить целую фразу, чтобы стало ясно, кому адресовано ругательство. Например, предложение: "You are a pig"-"Вы - свинья" засчитывалось как победа Артема, но если он допускал хотя бы одну ошибку - пропускал артикль или вспомогательный глагол, - победу праздновала учительница. Артему разрешили заглядывать в большой словарь, чтобы отыскивать в нем всевозможные ругательства. И он с огромным удовольствием пользовался этим разрешением. При обычных обстоятельствах ребенка трудно заставить самому искать в словаре нужные слова. Но обозвать учителя - "дело святое", ради этого на все можно пойти! Таким образом, игра в обзывания позволяла убить двух зайцев: малыш запомнил простейшие грамматические правила (употребление артиклей, спряжение глаголов) и научился пользоваться словарем. Сразу большим - там ругательств больше.

Следующим обманом была легализация карточных игр на уроках. Мальчик попался азартный и ради того, чтобы обыграть учительницу, был готов даже выучить кое-какие слова. Какие именно? Английские! Потому что все карты были "языковые".

Игра называлась "Джокер". Для нее сделали комплект карт. Сначала на карты выписывали все изученные слова. На одной стороне карты - английское слово, другая остается чистой. "Рубашки" у карт должны быть одинаковыми! Кроме карт со словами? были заготовлены четыре Джокера - они могли заменять любое слово.

Как и в любой карточной игре, карты тасуются и раздаются участникам по шесть. Оставшиеся откладывают в сторону. Это "базар", где добирают карты после каждого удачного хода. Суть игры в том, чтобы составить комбинации из слов, у которых есть какой-либо общий признак. Например, в одну раздачу Артем получил три карточки по теме "Еда": sugar-сахар, egg-яйцо и butter-масло. Из этих карточек получается комбинация. То есть карты выкладываются на кон одна под другой, и игрок объясняет, по какому признаку он их объединил, называет слова и переводит их на русский. Вначале, когда язык еще только начали изучать, объяснения давались на русском, позже - на английском языке. Например, ученик говорит: "Banana, apple, apricot are fruits" - и выкладывает комбинацию из этих слов. Задача следующего игрока - добавить карточки в уже имеющуюся комбинацию и/или выложить свою. В каждой комбинации должно быть не менее трех карточек. Если у игрока нет трех слов по одной теме, но есть Джокер, он выкладывает комбинацию из Джокера и двух карточек. Например, так: Джокер, milk-молоко, tea-чай, получилась комбинация по теме "Напитки". Комментарий дается такой: "We can drink water, milk, tea". Важный момент: под Джокером игрок обязательно подразумевает какое-нибудь конкретное слово.

В случае с Артемом задачей учительницы было набрать на "базаре" как можно больше карточек (больше, чем у ученика) и составить из них как можно меньше комбинаций. Радость победы над учителем в карты можно сравнить только с радостью обозвать учителя!

Пока словарный запас юного "гения" был небольшим, комбинации выкладывались по одинаковой первой (второй, последней) букве слова. Затем задания стали усложняться. Появились карты на правила чтения.

К примеру, такие: по типу произношения (долгое "э" в корне, открытое "э" и т.п.), по наличию буквосочетаний (th, ch, ck), по наличию дифтонгов и трифтонгов (-ear, -oa) и т.д. Главное в карточках на буквосочетания или произношение - выделить те буквы, на которые нужно обратить внимание: ребенок должен видеть, чего от него хотят.

Комплект карточек на открытое "э" в корне может выглядеть так: cat, bag, matches, mat, pan, lamp, balcony, cassette, attic.

В случае игры "на буквосочетания" можно потребовать, чтобы в каждом случае ребенок объяснял, почему произносится так, а не иначе.

Затем комплекты карточек стали подбирать по темам.

Например:

  • Тема "Дом" (House): roof-крыша, wall-стена, door-дверь, window-окно, balcony-балкон, cellar - подвал, stairs-ступени, floor-пол, chimney-камин, drainpipe- водосточная труба, ceiling-потолок, window-sill- подоконник.
  • Тема "Ванная" (Bathroom): bathtub- ванна, shower-душ, towel- полотенце, towel rack-вешалка для полотенец, faucets- краны, sink-раковина, soap-мыло, sponge-губка, bathrobe-банный халат, shower cap- шапочка для душа, toothbrush-зубная щетка, toothpaste-зубная паста.
  • Тема "Кухня" (Kitchen): cupboard-буфет, bread bin-хлебница, cutting board-доска для разделки, stove-духовка, toaster-тостер, mixer-миксер, mincer-мясорубка, fridge-холодильник, dishwasher-посудомоечная машина, microwave oven-микроволновая печь, kettle-чайник, pan-кастрюля.
  • Тема "Спальня" (Bedroom): bed-кровать, bedside table-тумбочка, sheet-простыня, matrass-матрас, pillow-подушка, blanket-простыня, carpet-ковер, mirror-зеркало, chest of drawers-комод, closet-шкаф (стенной), pajamas-пижама, slippers-тапочки.
  • Тема "Цвета" (Colors): red-красный, blue-синий, yellow-желтый, green-зеленый, white-белый, black-черный, purple-фиолетовый, pink-розовый, golden-золотой, silver-серебряный, orange-оранжевый, brown-коричневый.
  • Тема "Качества" (Qualities): good-хороший, bad-плохой, excellent-отличный, wonderful-великолепный, nice-красивый, ugly-уродливый, old-старый, young-молодой, clever-умный, silly-глупый, little-маленький, big-большой.

В процессе игр с Артемом учительница пришла к простому выводу: для одного комплекта карточки лучше подбирать по нескольким темам - чтобы можно было составить максимум разнообразных комбинаций. Карточек не должно быть слишком много - игра не может быть бесконечной.

Независимо от тематической направленности в "Джокере" выигрывает тот, кто первым использует все карточки, или тот, у которого останется наименьшее количество карточек. Угадайте, кто был самым лучшим игроком в паре Артем-учительница? В результате за три года (со второго по пятый классs) мальчик изучил английский за курс средней школы.



В дальнейшем мы стали использовать "Джокера" и с другими учениками, в том числе со взрослыми. От игры к игре, от ученика к ученику правила могут изменяться с тем, чтобы придать дополнительный азарт игрокам или усложнить игру, если материал уже усвоен достаточно хорошо. Вариант - давать дополнительные очки за комбинацию из пяти слов или за то, что с каждым словом из комбинации составлено предложение.

Например, комбинация по теме "Гостиная" (Living-room): armchair, television, picture. Ребенок выкладывает ее и получает очко. Затем он составляет предложения: I'm sitting in an armchair. I'm watching television (TV). I see a beautiful picture. И получает три дополнительных очка.

Таким образом, вы убиваете двух зайцев: учите новые слова и повторяете старые. А также прививаете ребенку навыки устной речи.

Комплекты для игры нужно постоянно обновлять по мере изучения новых слов и правил.

В "Джокера" можно играть и для изучения правил русского языка. Например, составить комплекты карточек: на проверяемые/непроверяемые гласные в корне слова; на исторические сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; -ого, -его в конце слов; чк-чн и т.д. Выкладывая комбинацию, ребенок должен указать, какое правило он использовал. Если на проверяемую гласную в корне - игрок подбирает проверочное слово.

Например, комбинация: голова, вода, котенок. (Не забудьте выделить на карточках ту гласную, которую нужно проверить!) Во всех трех словах проверяемые гласные о в корне. Проверочные слова: голова-гОловы, вода-вОды, котенок-кОт. Или на сочетание оро-оло в корне (всегда пишется о): корова, порода, дорога; молоко, долото, холод.

Можно делать комплекты карточек по темам "Части речи", "Типы склонений существительных", "Спряжения глагола" - количество вариантов бесконечно. Главное, игра в "Джокера" вносит азарт в такое, казалось бы, скучное дело, как изучение новых слов и правил! И заставляет и учителя, и учеников проявлять творческое начало: нужно не просто знать слова или правила, но и применять их.

В любом случае, какой бы язык вы ни изучали: родной или иностранный, где бы вы ни играли: в школе или дома, - и вы, и дети получат удовольствие от игры и легко усвоят нужный материал без скучной зубрежки. Играйте на здоровье!

Варвара Галицкая
Статья из журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "В карты на уроках? Запросто"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

14.05.2004
Обновлено 14.11.2018
Близкие по теме статьи
10 приложений для изучения английского в школе, с 1 по 11 класс
10 приложений для изучения английского в школе, с 1 по 11 класс
Как учить английский без репетиторов? Изучайте язык через приложения - весело и каждый день
Как заинтересовать подростка изучением английского: 5 секретов
Как заинтересовать подростка изучением английского: 5 секретов
Смотреть английские сериалы и играть на компьютере по-английски
Как учить английские слова с детьми: развивающая игра
Как учить английские слова с детьми: развивающая игра
Изучение языков: английский для детей. Игра "Поиск сокровищ"
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!