Утро без оценок

Полезность: 4 из 5 Интересность: 4,6 из 5 (28 оценок)

К запрету выставлять отметки первоклассникам родители и учителя уже привыкли. Но учиться без оценок оказалось слишком сложно, причем как взрослым, так и детям. Почему так тяжело отказаться от оценок, каким бы способом они не выставлялись: в виде слов, штампиков разного цвета и достоинства, наклеек и тому подобного?

Как оценки в школе влияют на детей?

Мама – первое зеркало

Для малыша лет двух мама – основной источник информации и компас в непонятном и новом мире. Он все делает с оглядкой на мамино одобрение или негодование. Конечно, хорошо все время слышать "умничка!", "молодец!" и опосредованную похвалу в виде подслушанного телефонного разговора: "Представляешь, он сам снимает ботинки!". С критикой сложнее. Современные мамы иногда кидаются в крайности, начинают стыдить или язвительно вопрошать, или просто ругаются. "Ну почему ты такой растяпа?!" – по форме это вопрос, а по существу – утверждение, причем унизительное. На детской площадке порой такое услышишь – и от мам, и от деток... Так вот, все это – и похвала, и критика – оценки. Подразумевается, что взрослый обладает неким конечным знанием о том, что такое хорошо и что такое плохо. И транслирует это знание ребенку в виде сообщений: ты молодец или ты не-молодец.

Очень редко мамы могут хвалить в виде "Я-сообщения": "Мне понравилось, что ты сделал, я горжусь тобой, меня порадовало..." и т. д. Хотя, спасибо Юлии Борисовне Гиппенрейтер, ее книга "Общаться с ребенком. Как?" выполнила свою просветительскую функцию, родители стали внимательнее относиться к словам. Но все-таки чаще ребенок слышит именно оценку, "Ты-сообщение": "Ты такой-то и такой-то". И мы все (как бывшие дети) привыкаем к тому, что "зеркало" – снаружи. А должно быть – внутри.

Становясь старше, мы как будто присваиваем этот оценочный взгляд себе, проникаемся системой установок и правил наших родителей, это называется "совесть" и живет в душе каждого человека. Теперь уже мы сами оцениваем свои поступки и движения по тем критериям, что усвоили в раннем детстве. И выходим в большой мир, где нас ждет совсем неизвестная, новая система оценок. Школьные правила.



Сколько клеток?

"Ты не поверишь, – возбужденно пересказывает мне соседка, – мы полсобрания выясняли, сколько клеточек отступать снизу, сколько слева и сколько строчек должно быть между!". Это второй класс. Собрание начинается с того, что классная руководительница вслух зачитывает оценки детей по предметам, с комментариями. Когда я попыталась влезть со своим "это нарушение конфиденциальности", меня затоптали родители. "Мы же за этим и пришли", – сказали мне.

Дочка этой женщины – моя клиентка, я ее "лечу". Крошечная девочка, очень болезненная, которую зачем-то отдали в школу в шесть с половиной лет, да еще и школа английская, полного дня. Она болеет ангиной 8-10 раз в год, последние два раза ее клали в больницу. Уроки делает по три-четыре часа, в помощь ей взяли репетитора – спокойную и терпеливую десятиклассницу. Так вот, болеть ангинами она начала, после первой "единицы" в начале первого класса. Утром перед школой у нее сильно болит живот, но мама точно знает, что это от нежелания идти в школу... и отправляет Полину недрогнувшей рукой.

Я разговорилась с девочкой на площадке, она сидела очень печальная и глядела перед собой. А я-то помню, какой резвой и прыгучей она была в прошлом году. "Полин, что с тобой?" – "В школу не хочу, учительница говорит, что я тупая и дебилка. И двойки каждый день". Вот вам и "учительница первая моя". Я настоятельно рекомендовала маме забрать Полину из школы и пойти снова на следующий год, по возможности к другой учительнице. Девочка просто не готова к школе физически. Мама выслушала, покивала, – и все осталось как прежде.

Вы скажете: ну, плохая злая училка, надо поискать другую. Но других-то нет! Если посмотреть в конференциях по воспитанию детей, обнаружится то же самое: строжайшее преследование за неправильное количество клеточек между заданиями, огромные массивы бессмысленной домашней работы, дети боятся идти в школу, от живых, непосредственных выдумщиков к Новому году остается бледная тень. Которая твердо знает, что она – тупица, лентяйка, разгильдяйка, ни на что не годная.

Есть ведь и другие системы, действительно без оценок. Где достижения ребенка сравниваются прежде всего с его собственными вчерашними успехами. Где у учебы есть понятная, внятная цель: научиться писать, чтобы писать сочинения без темы; научиться читать, чтобы прочесть самому про Гарри Поттера, а не сдать "технику чтения"; выиграть соревнование по устному счету и получить за это приз, а не оценку.

Когда я пытаюсь разговаривать с учительницами начальных классов на эту тему, они, как правило, наперебой начинают меня убеждать, что детям приятно получать оценки, что они очень ждут, когда им, наконец, начнут их выставлять, как они гордятся первыми пятерками. Я не спорю, приятно прийти домой с пятеркой в новеньком дневнике. Но тогда исчезает весь смысл учебы. Детей приучают работать за оценку, ориентироваться на мнение других, никто не задает им вопрос: "Как ты думаешь, это качественная работа?" К пятому-шестому классу мы получаем или закоренелых циников, которым все равно, или зашуганных и запуганных детей, для которых оценка – мерило всего в жизни.

Давайте говорить друг другу комплименты

Даже мы, взрослые образованные люди, привыкли жить с оглядкой на оценку извне. Ухаживать за собой – чтобы получить комплимент от мужчины, выкладываться на работе – чтобы попасть на "доску почета" в современном исполнении, участвовать в каком-нибудь безумном конкурсе – чтобы получить свою "минуту славы". Но вдруг замечаешь, что тебя коробит от двусмысленного комплимента, что корпорация просто использует тебя, и даже похвала свекрови не радует, а задевает. Что это со мной? А это ты выросла, деточка. И чужие оценки задевают, и оскорбителен взгляд сверху вниз. А тут как раз детеныш подходит, со сделанной домашней работой. Ну как тут не похвалить, он ведь так старался, солнышко: "Умничка, молодец!" И он счастлив. Пока.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Утро без оценок"

Вы не авторизованы.

У нас в семье есть и такой и такой опыт: старшей в 1 кл оценок не ставили, а в следующих классах началки ставили, ну очень либерально: вполне могла получить по математике 4 за работу с 3-4 серьезными ошибками. Сейчас она в 7-м: все равно она учится только за оценки. но без фанатизма, т.е. плохая оценка не огорачет ее сама по себе, это только знак того, что мама будет ругать и все! А вот подружке хорошо: она ловко скрывает от мамы плохие оценки, вот молодец! А то, что мама может узнать после - это неважно. Мысль о том, чтобы получше учиться, чтобы эту плохую оценку не получить - вообще в голову не приходит. Надо заметить, что претензий к учителям у меня нет: оценки справедливые, иногда даже немножко либеральные (часто ставят 3 или 4 с двумя или даже тремя минусами). В плохих оценках ВСЕГДА винит только учителей.
Младший учится в 1 кл, пошел ровно в 6 лет, по письму-грамоте - оди 2 и 3, но не похоже, чтобы он переживал. Переживаю я. К учительнице у меня тоже претензий нет. Она очень млая и дорбржелательная, а 2 ставит заслуженно, она говорит "для родителей" Ни в дневнике, ни тем более четвертных оценок нет. Кстати, публично разбирать проблемы детей на род. собрании у нас тоже не принято в школе - ни в 1-м , ни в 7 классе. Все личные вопросы (типа как там мой балбес)- тет-а-тет с учителем, можно по телефону.
2008-02-27, hanhi
Спасибо за статью! Я сама мама первоклассницы, и очень была против того,когда учитель не оценивает детей. ВПОЛНЕ ПОНИМАЮ,ЧТО ОЦЕНКА РЕБЁНКА ПОРТИТ, но родителям проще,когда мы видим КАК наш ребёнок учится. И я подхожу сама к учителю и прошу оценить ту или иную работу ребёнка. Так мне проще, я знаю что и где надо подтянуть. Я не согласна с автором,что других учителей нет. Выбирать надо не престижность образовательного учреждения, а учителя. В нашей гимназии есть учитель высшей категории, лауреат чего-то и кого-то, на родительском собрании перед учебным годом завуч нам её рекламировала, как учителя, у которого все дети к концу начальной школы пишут каллиграфическим почерком. Но половина потока к этому учителю не просто не пошли,а были категорически против записик этой учительнице. А всё дело в том,что у этого учителя авторитарный стиль общения не только с детьми, но и с родителями. Так что заботясь об образовании, подумайте,а хотители вы, чтобы ваш ребёнок большую часть суток проводил с человеком, с которым ему не комфортно?!
2008-02-27, Татьяна
Ой, ну конечно... Прямо нет нормальных учителей - это чушь, простите. Скорее, есть родители, которые считают учителей "плохими злыми училками" :( Нет, бывают, конечно, некомпетентные педагоги, так же как и неумелые повара, инженеры и психологи... Но все же их меньшинство. И, кстати, в описанном случае логичнее говорить о "плохой злой мамаше", ибо ребенок, не готовый к школе в принципе, хоть с чудо-учителем начнет болеть и не справляться.
А какая разница, работать за приз или оценку? Или материальное поощерение, по-Вашему, лучше, чем условный значок? :)

В общем, имхо - оценки нужны, по-крайней в мере обычным детям в обычных школах. Как нужны и домашние задания, и даже, о ужас - соблюдение кол-ва отступаемых клеточек в тетради :) Учатся же не ради выученного параграфа, а ради умения понимать требования, выделять главное, жить в коллективе, правильно расставить приоритеты, планировать время, пользоваться литературой, в общем - учат учиться :)

имхо
2008-02-27, ленУля
В нашем классе ставят отметки с самого начала, как раньше. Довольно строго. Ни каких психологических проблем пока не возникало. Будет ребенок учится за интерес или за отметки думаю в первую очередь зависит от самого ребенка его родителей и их отношения т.к. никто не мешает и в 3-ем классе потерять интерес к учебе и учится за отметки. Однако наши учителя видят проблемы у детей и их родителей , которые приходят из школ, где оценки не ставили. Детям проще привыкнуть с самого начала получать за все отметки, для них это становится нормой школьной жизни, чем потом , привыкнув учится за солнышки, зайчиков и пр.. вдруг получить первую двойку например в 3-ем классе. И еще большой вопрос от чего будет больше проблем. Моему интересно получать отметки и он не хотел бы перейти в школу, где их нет. Кстати я знаю детей, которые очень ждут, когда им наконец начнут их ставить. Для них это определенный критерий взросления.
2008-02-27, К.
Школа - это образовательное учреждение, и когда у тебя в классе 25 человек, то действительно не всегда есть возможность похвалить каждого ребенка. Но ведь и не каждая мама, у которой порой только один ребенок, забывает, а иногда и не умеет хвалить собственного ребенка. А если вас не устраивает школьная система оценок, можно нанять домашнего учителя, разработать с ним шкалу поощрений и ваш ребенок будет учиться индивидуально. Школа - это коллектив и там существует соревновательный элемент в виде оценок, хотя, возможно, не всем он нужен в жизни. Но такой принцип сохраняется и в ВУЗе и в колледжах и на работе. И на работе многие борются за премию, за больший оклад и т.п.. Где же ребенку, который в школе не научился принципу "сделал на "хорошо", получил "хорошо" (ты, а не сосед), познать эту науку, или на работе тоже для него разработают индивидуальную сиситему поощрений? Каждый выбирает, то, что ему подходит.
2008-02-29, Татьяна
"плохая оценка не огорачет ее сама по себе, это только знак того, что мама будет ругать и все!" - конечно, в этом возрасте "мама будет ругать" достаточно серьезное последствие, чтобы перекрыть желание относиться к оценкам адекватно - как к показателю собственного недосмотра (при выполнении работы, при изучении чего-то), и чтобы мастерски научиться снимать с себя ответственность за результат своей работы - "В плохих оценках ВСЕГДА винит только учителей.". Ну и да, если ребенок к ругани родителей относится не совсем уж пофигистично, в конце концов придет к утаиванию оценок ради своего и маминого спокойствия.

Вот _зачем_ ругать за оценки??? Ведь учатся действительно не для них, хорошая оценка - не самоцель... А потом удивляемся, что дети неадекватно к оценкам относятся...
2008-02-27, ленУля
и в мыслях не было чернить ВСЕХ учителей, особенно если учесть, что я одна из вас :-)))) училка с 15-тилетним стажем ;-))) просто я работала в разных системах, и - уверяю вас - наша - отнюдь не самая лучшая. не самая гуманная, не самая эффективная, действительно, на мой взгляд, отучающая детей думать, фантазировать, к чему бы то ни было стремиться. а учителя есть, очень разные, но их дети никогда не называют "училка", а только по имени.
по поводу "единых орфографических режимов". вот положа руку на сердце - кому он нужен? как четыре клеточки слева влияют на правописание? чего они добавляют к пониманию русского языка? или добавляют головной боли родителям и детям?
2008-02-28, Кошка на раскаленной крыше
Поделитесь:

27.02.2008
Обновлено 02.08.2019
Близкие по теме статьи
Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе
Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе
Недовольство ребенком, злость на учителя, страх экзаменов – как избежать?
Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок
Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок
Почему оценка — враг современного образования
Плохие оценки – проблема подростка. Не согласны? Читайте!
Плохие оценки – проблема подростка. Не согласны? Читайте!
Самостоятельный подросток: 3 правила и 4 шага к ответственности
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!