Уметь читать

Как и когда учить ребенка читать? Этот вопрос задают все молодые родители.

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 3,3 из 5 (24 оценки)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Валентин Берестов

Я мама двух очаровательных дочек, старшей уже 7 лет, а меньшей всего 8 месяцев.

Меньшая, конечно, еще не знает буквы и не умеет разговаривать, но очень любит, когда ей читают детские книжки, любит их рассматривать и держать в руках. Ну и конечно, пошвырять книги и попробовать их на зуб тоже любит, не без этого, хорошо, что есть детские книжки на картонной основе, специально для начинающих чтецов.

Старшая с удовольствием учится в первом классе, читает гораздо лучше других учеников — техника чтения у нее — 122 слова в минуту. И удивляет учителя своей феноменальной памятью: на всех детских праздниках ей смело поручают читать наизусть самые длинные стихотворения и монологи. Я хочу рассказать о том, как моя старшая девочка открыла для себя мир букв и слов, научилась читать и полюбила книги в возрасте 3,5 года.

Свое первое слово "мама" мой ребенок сказал в возрасте 9 месяцев, в год она использовала в своей речи уже больше 20 слов, в 1 год и 10 месяцев мы выучили первое стихотворение ("Гуси гуси, га, га, га"). С книжками я познакомила малышку практически в первые недели ее жизни. Во время ее бодрствования я садилась возле кроватки и читала коротенькие детские стишки, песенки и потешки, показывала цветные картинки-иллюстрации. Надо заметить, дочке нравилось слушать веселый ритмичный мамин голос и разглядывать картинки. Кстати, у ребенка развито хорошее чувство ритма. Может быть, это результат прослушанных стихов в младенчестве? Она очень быстро схватывает мелодию песни или интонацию стиха и легко может повторить, хорошо ловит такт музыки в танце.

Немного позже над кроваткой вместе с погремушками я повесила вырезанные из цветного картона буквы, кусочки тканей разных цветов и фактуры — шерсть, шелк, вельвет. Я просто где-то прочитала о том, что тактильный контакт ребенка с различными поверхностями стимулирует развитие речи, памяти. Ну и, конечно, концентрирует внимание.



Когда малышка научилась самостоятельно сидеть, брать игрушки, нам пригодились мягкие кубики с буквами и маленькие картонные книжечки. Книжки я читала я своей дочке часто, по несколько раз в день. Любили почитать перед сном, после еды, во время прогулки на воздухе. Наряду с познанием букв и чтением сказок мы с удовольствием осваивали и развивающие игры — мячики, кубики, пирамидки, даже пробовали рисовать пальчиковыми красками и регулярно с удовольствием проводили гимнастику на фитболе.

Примерно к ее полутора годам я купила магнитную азбуку и прилепила буквы на дверь холодильника в кухне. Теперь я легко могла показать ребенку, как выглядит каждая буква, предлагала найти запомнившиеся ей буквы. В итоге, к двум годам дочка знала и могла показать все буквы алфавита. И знала, в какой из наших книжек написана какая сказка, могла сама найти и принести по моей просьбе, например, сказку про Колобка. Во время прогулок по улице сначала я рисовала на асфальте мелом или палочкой на песке (земле) букву и предлагала дочке назвать ее, потом предлагала поменяться ролями. Ребенку подобные игры нравились.

Затем мы стали складывать при помощи магнитных букв на холодильнике самые простые слоги и слова: "да", "дай", "мама", "папа", "ляля" и т.д. На проведение таких занятий у нас уходило не более 20 минут в день: в течение дня мы раз 5 подходили и составляли по 1-2 слова, это не утомляло ребенка и не отбивало интерес к занятиям.

К 2,5 годам у нас уже появились самые обычные деревянные кубики с нарисованными буквами и картонная книжка-букварь, где каждая страница была посвящена какой-нибудь букве. Букварь помогал нам изучить каждую букву, а с помощью кубиков мы закрепляли знания, составляя с выученной буквой слова и слоги. Где-то к трем годам дочка могла сама прочесть отдельные слоги и несложные слова, составляла из 2-3 слов предложения, ну а потом постепенно мы стали читать коротенькие предложения. Для этого как нельзя кстати подошли книжки с пословицами и поговорками, затем пригодились и книжки с короткими четверостишьями и детскими загадками. Ну а в 3,5 года дочка стала самостоятельно читать короткие детские сказки ("Репка", "Курочка Ряба") и стишки, а еще с интересом читала рекламные надписи, вывески магазинов и кафе во время наших прогулок на улице.

Умение читать очень пригодилось ей в детском саду — она с удовольствием читала вслух садовские книжки товарищам по группе. У нее появилась новая мотивация похода в сад: она не просто ходит туда играть, есть и спать, но еще и для того, что бы знакомить деток с буквами и читать им сказки. Надо ли говорить, что воспитатели тоже были очень рады такой помощнице. У меня тоже появилось больше свободного времени — теперь дочка сама могла прочесть интересующую ее книгу сказку или рассказ, читала мне или папе загадки, а мы должны были их отгадать.

Несомненный плюс навыка чтения — хорошее развитие памяти ребенка, что очень пригодится в дальнейшей учебе, да и вообще в жизни, а еще чтение книг помогает формированию грамотной речи и умению правильно излагать свои мысли. Мой учитель русского языка и литературы говорил: "Чтоб грамотно писать, нужно не только знать правила, но еще и желательно много и внимательно читать".

Наряду с чтением книг у дочки много и других увлечений. Так, например, с шести лет она стала с удовольствием заниматься спортивными танцами, владеет элементарными навыками работы на компьютере (может играть в игры и писать электронные письма родственникам), помогает мне готовить обед и наводить порядок в комнатах, любит лепить из пластилина и рисовать. К каждому новому году мы с ней своими руками мастерим и подписываем открытки, делаем поделки из природного материала для наших друзей и родственников. Чтение книг у нас не занимает все свободное время и не идет в ущерб другим занятиям.

И младшенькую доченьку я точно так же "обучаю" чтению буквально с "пеленочного" возраста (благо, весь дидактический материал достался ей в наследство от старшей сестрички), но теперь у меня есть еще и отличный помощник — старшая доченька. Вот так книжки помогают мне растить своих детей. Сейчас уже часто сказки и стишки читаю уже не я, а моя старшая дочка-семилетка читает для себя и для младшей сестрички. Знакомит ее со страной букв, увлекая в мир книг.

А вообще, конечно, счастье любой любящей мамы заключается, прежде всего, в том, что бы ее кроха был всегда здоров и весел. Все мамы и папы радуются, когда их чадо с интересом открывает для себя окружающий мир и дарит море положительных эмоций, делая первые шаги, говоря первые слова, узнавая первые буквы и читая слова... Кто-то раньше, кто-то позже... Для родителей это всегда большое чудо и счастье...

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Уметь читать"

Вы не авторизованы.

Статья хорошая, только для того, чтобы не вводить в заблуждение других родителей, необходимо указывать авторов методик обучения чтению. :) Впервые в СССР о методике обучения чтению детей детей до 3-х лет рассказал Борис Павлович Никитин и Лена Никитина - с 1958 по 1969 год они родили семерых детей и обучили их чтению до 3,5 лет. Они, Никитины обучали по буквам и дети их поступали сразу в 3-4-ый классы! :). В те годы 60-70-е годы, как и сейчас, коррумпированные с издателями чиновники не разрешали обучать читать раньше 7-ми лет. Поэтому Академия педагогических наук (ныне: РАО) и Минопросвещения испугались за своё влдияние и благополучие, и обрушились на них всем своим "административным ресурсом"... Б.П. Никитин в своём докладе в 1969 году в г. Новосибирске сформулировал свой знаменитый, фундаментальный "закон родительской педагогики": "Закон о НУВЭРС" - www.rebenokh1.narod.ru/novniknuvers.htm
Но педагоги-новаторы несмотря ни на что продолжали свои исследования.
Так, в конце 80-х годов Николай Зайцев изобрёл методику обучения по слогам - по складам, используя для этого кубики - в результате на него тоже обрушились репрессиии... :( И он ушел из начальной школы в дошкольный возраст - методика работает как он утверждает, с 3-х - 4-х лет! Наконец, в 1989 году Тюленевым была изобретена и, несмотря на все препоны, реализована и опубликована методика "Читать, считать ... - раньше, чем ходить"(1995, 1996), часть книг по которой опубликованы, здесь, на этом сайте, "Как развивать детей одаренными?" (1998), "Читатель - ползунок" и другие в разделе "Публикации" ещё в 1999 году :)
Начиная, кажется, с 1997 и до 2010 года П.В. Тюленев ежегодно по разным телеканалам показывал детей, начавших читать "про себя" и печатать на пишущей машинке и компьютере (по буквам!) раньше, чем ходить в возрасте до года - вслух они начинали читать в прямом эфире где-то около 1 года 4-х месяцев. Эти видеоролики можно найти в Интернете. Появилась даже книга: "Когда начинать воспитывать будущего президента ..." - на базе методики читать - раньше, чем ходить"! - есть сайт по этой книге :)
Между тем, чтобы запутать родителей, в середине 90-х годов в России впервые начали публиковаться книги Домана (США) - о "методике" обучения чтению путём простого запоминания ребеноком целых слов - сотни и тысячи слов надо ребенку показывать на каточках - в результате, как пишет Доман в своих книгах, к возрасту 3,5 лет возможно наступление "истинного чтения"... У Домана с 2000 года в России появились "последователи": сельский учитель Маниченко из Челябинска, и другие. У Никитина и Зайцева тоже с 1999 года, после смерти Никитина, появились свои ученики и последователи: Лена Данилова, Жукова и несколько других авторов, популяризирующих методики педагогов-новаторов. :)
Татьяна, как видно из статьи, использовала "правильную методику"! :)
2010-12-27, Друг и товарищ
Думаю, что чем раньше, тем лучше. У меня дочка в 2,5 года читать научилась. Основным средством обучения был - iPad. Для этого планшетника написана огромная куча программ для обучения детей. Кстати, думаю что бабушки, как основной обучающий ребенка элемент, в ближайшее время, уступят место высокотехнологичным гаджетам.
2011-01-12, CataMobile
чем раньше, тем лучше. Если только ребенок в состоянии воспринимать. Мы с 3 лет начали по карточкам из ELC учиться читать по слогам. Сейчас в 4 года читает довольно неплохо.
2011-03-03, Lilli_x
Да......и нужно же быть таким занудой...
2011-01-20, Натка 32
Поделитесь:

27.12.2010
Обновлено 02.10.2014
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Наш список книг – от рождения до 4-го класса
Наш список книг – от рождения до 4-го класса
Что читать ребенку, который не любит сказки
Кидался книжками в 3 года – теперь читает каждую свободную минуту
Кидался книжками в 3 года – теперь читает каждую свободную минуту
Как я научила ребенка читать: букварь Жуковой, картинки Сутеева, заяц Коська и "Дидактический материал"
Читать: уметь или любить? Алфавит в 2 года, чтение по кубикам Зайцева – в 5 лет
Читать: уметь или любить? Алфавит в 2 года, чтение по кубикам Зайцева – в 5 лет
Любимые книги: серии "Читаем по слогам" и "Как приручить дракона"
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!