Ступеньки адаптации

Адаптация детей в условиях дошкольного учреждения: расширяем круг общения, первый шаг на территорию детского сада. Эмоциональное благополучие ребенка. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Наказание адаптацией?

За сорок лет педагогической деятельности я с завидной периодичностью обращаюсь к теме адаптации детей в детском саду, адресуя ее то воспитателям, то медперсоналу, то родителям. И каждый раз убеждаюсь, насколько злободневна она для каждого поколения молодых родителей. Вопросы почти одни и те же, а вот отвечать на них приходится по-разному. Жизнь, а вместе с нею и наука не стоят на месте.

Раньше эта проблема волновала практикующих педагогов (вместе с родителями, естественно) и научных сотрудников, занимающихся вопросами воспитания детей раннего возраста. Затем к этой проблеме подключились и медицинские работники, а теперь ее широко рассматривают и психологи. Комплексный подход к решению многих вопросов адаптации только в плюс самому ребенку, который, как никто, несет на себе груз всех невзгод, связанных с этой проблемой.

Адаптация детей

Расширяем круг общения

Если так складываются ваши семейные обстоятельства, что мама на целый день остается одна с малышом, то знайте: у малыша невольно складывается аффективная привязанность к маме, а это уже серьезный момент для адаптационного периода в недалеком будущем. Ребенок будет бояться других взрослых, страдать от их присутствия, что нанесет серьезный урон слабой детской психике, создаст серьезную преграду на пути успешного формирования правильных взаимоотношений со всеми незнакомыми людьми, которых он встретит в период адаптации.

Что можно посоветовать в этом случае?

Первая ступенька. Учиться налаживать контакты с окружающими людьми. Проще всего это делать на детской площадке, у песочницы.

Психологи помогают нам, педагогам, грамотнее решать эту проблему. Оказывается, для ребенка в плане развернутого общения на первом месте стоит мама, затем - другие взрослые, а уж потом - сами дети. Занимают они в этой иерархической лестнице последнюю ступеньку лишь потому, что сами еще неопытны в жизни, а порой кажутся даже игрушкой, которую можно схватить за волосы, дернуть за руку. Поэтому не возмущайтесь, если соседский карапуз вдруг неожиданно толкнет вашу ярко разодетую дочурку. Он не со зла, в нем взбурлила детская непосредственность, желание увидеть, как отреагирует на его поведение это чудное существо.

А то, что на первом месте неизменно остается мама, так это и понятно. Уже к году у ребенка сформировано базисное доверие к ней. Он привык во всем полагаться на нее, верить ей. Поэтому у песочницы при встрече с мамами и их детьми малыш, как ни странно, смотрит не на детей и их родителей, он напряженно следит за реакцией мамы, копирует ее во всем. Замерев на некоторое время, он или настороженно замолкает, или начинает улыбаться взрослым, с удовольствием прислушиваясь к похвалам в свой адрес. Поэтому не спешите предлагать детям поиграть одним. Дайте время малышам сначала наладить контакт с незнакомыми взрослыми. Взрослые обычно щедры на похвалы чужих детишек, поэтому и контакт устанавливается без проблем.

И только потом карапуз переводит взор на детей. Каждая мама подсознательно помогает им сблизиться, представляя свое чадо в лучшем свете: "Покажи, как ты умеешь...". Малыш начинает замечать, что кто-то умеет то, чего он не умеет, заинтересовывается. Затем начинает прислушиваться к детским разговорам, понимать, о чем идет речь (в возрасте от года до двух лет дети могут выражаться весьма своеобразно, но понятно для других малышей).

Вторая ступенька в социум. Круг знакомых ширится, появляются первые дружеские симпатии. Родители вместе со своими чадами должны ходить друг к другу в гости, чтобы каждый из малышей учился ориентироваться в пространстве незнакомой квартиры. Друзья могут увлеченно играть, пока мамы в соседней комнате обсуждают свои проблемы. Можно даже у друга остаться на обед.

Пройдет время, и ваш малыш с удовольствием побудет у тети Наташи и у ее Виталия, пока мама сбегает по неотложным делам. И все это происходит незаметно, буднично, плавно. Даже сами родители затрудняются ответить, когда можно будет оставить малыша с соседкой, подругой. Для одного ребенка достаточно месяц, для другого и трех месяцев мало.

Нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные различия даже таких маленьких человечков.

Феномен коммуналки

Большое значение имеет и тот факт, в какой семье живет малыш. Одно дело - большая семья с сестрами, братьями, бабушками, дедушками. Другое дело - мама, папа и малыш. И даже в этой крохотной ячейке свои традиции, привычки. Одни открыты для друзей с их ребятишками, шумными празднествами и загородными походами. А другие ведут тихий, замкнутый образ жизни, холят-лелеют своего ненаглядного сами. Понятно, какой жизненный опыт общения приобретают те и другие малыши одного возраста.

В этом отношении показательными были дети из бараков. Только что ставший на ноги карапуз первым делом осваивал свои владения, поочередно заглядывая в каждую из комнат длинного коридора. Такой путешественник очень скоро набирался житейской мудрости и безошибочно знал, в какую дверь можно стучать даже кулаком, а какую лучше обойти стороной. Нередко "ходоки" возвращались в родные пенаты с хвостом селедки в руке и конфетой за щекой. Для таких детей проблемы адаптации почти не существовало. Да, какое-то время нет мамы, но есть интересная тетя со своими игрушками, каких он никогда не видел. Проблема только в том, чтобы все время отслеживать реакцию тети: это можно, это нельзя. Вот и все заботы.

Быстро привыкают к дошкольному учреждению и те дети, родители которых в силу занятости оставляют малышей то у одной, то у другой бабушки, то со старшим братом, то с соседкой. Малыш очень быстро ориентируется и четко знает, где можно требовать, а когда лучше помолчать и т. д.

Приучайте к самостоятельности

Помните: ребенок как личность уже начинает формироваться к концу первого года жизни. Ему совсем не безразлично, как оценивают его взрослые (близкие и чужие). Поэтому он стремится быть самостоятельным, независимым. Учите ребенка самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и одеваться, контролировать собственные физиологические отправления и даже, по возможности, помогать вам в домашних делах. Такой малыш растет независимым, уверенным, открытым, добрым.

Медвежью услугу взрослые, особенно бабушки, оказывают своему любимцу, когда все делают за него, а ребенок только самодовольно открывает рот перед протянутой ложкой, капризно сует бабушке под нос ногу, чтобы на нее одели валенок. Один папа с гордостью мне сказал: "У меня хватит денег на то, чтобы моя дочь в памперсах ходила до школы!" Денег-то, может, и предостаточно, но самому ребенку становится дискомфортно, если при чужих людях он выступает в роли неумейки. Он чутко улавливает, что своими неловкими попытками натянуть колготки задом наперед вызывает неодобрение и даже раздражение взрослых.

Первые дни в детском саду без мамы, без ее опоры и защиты нужно рассчитывать только на себя. Незнакомых взрослых ребенок держит на расстоянии, а здесь приходится близко контактировать с ними во время одевания, кормления. К тому же, все это они делают не так, как мама или бабушка. У ребенка нарастает неприятие такой помощи, протест. Возникает еще одна ситуация, которая усугубляет его самочувствие. Поэтому вопрос о самостоятельности детей - вопрос не праздный для семьи, которая планирует отдать ребенка в детский сад.



Настройтесь позитивно

Часто родители спрашивают, сколько времени длится адаптационный период? Конечно, многое зависит от самого ребенка. Но если вас ждут на работе, то начинайте приучать малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до выхода на работу.

Замечу, как мы, взрослые, порой бываем черствы к нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все незнакомо ему в дошкольном учреждении, мы начинаем отсчитывать, в какой временной отрезок уложился малыш, привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128 дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: "Не детсадовский ребенок". Да не бывает таких! Такими бывают сами взрослые. Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ детского учреждения. В сердцах такая мама восклицает: "Почему не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным - никто кормить тебя там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку!", "Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут!". А еще печальнее, когда начинают пугать темной комнатой, углом.

Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни.

Постарайтесь как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересного, занимательного. Можно даже придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. А еще лучше говорить: "Научишься одеваться сам, тогда тебя примут!", "Ты сегодня толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду? Там все добрые, приветливые дети. Пора исправляться! Времени осталось мало".

Со своей стороны, как мама и бабушка, могу дать житейский совет: лучший возраст для спокойной адаптации при всей необходимой подготовке - четыре года. В это время ребенок начинает стремиться в "неизвестные дали", проявляет интерес к незнакомым людям и испытывает потребность в собственном друге; он уже в состоянии понять ваши просьбы: "Подожди меня", "Пойми, у меня серьезные дела", "Жди всего два часа, я обязательно приду". Но это при условии, если вы всегда держите слово и малыш привык доверять вам.

В большинстве случаев мамы, выходя на работу, вынуждены отдавать детей в дошкольное учреждение к трем годам. Поэтому я буду в дальнейшем вести разговор о конкретном возрасте 2-2,5 года.

Первый шаг на территорию детского сада

Выполняя наказы опытных педагогов, за день-два начните разговор с малышом, подготовьте его к приходу в группу. Скажите, что вы мечтаете показать ему детский сад, где интересно живется всем детям, где добрые, ласковые воспитатели Галина Ивановна и Ольга Петровна играют с детьми, поют, танцуют...

Выйдя на вечернюю прогулку, предложите ребенку заглянуть в детский сад. Адаптационный период приходится, как правило, на август-сентябрь, когда дети возвращаются с дач. Стоит прекрасная ранняя осень. На улице тепло, дети одеты в яркие одежды, вокруг цветут цветы, деревья в осеннем уборе. В детском саду на прогулке в это время детям всегда интересно.

Вошли вместе на участок. Помните: многое зависит он вас. Ребенок смотрит на окружающее через призму восприятия мамы, оценивает происходящее вокруг ее мерками. Приветливо поздоровайтесь с воспитателем, называя ее по имени и отчеству. Ведите себя так, будто пришли в гости к хорошо знакомому симпатичному человеку. Никакой скованности, робости. Воспитатель приветливо ответит вам, пригласит погулять вместе на участке, кратко обратится к ребенку, в основном разговаривая с вами.

Пока не отвлекайте внимание ребенка на окружение (цветник, качели, игровой материал, особенно на детей). Он все равно это не видит, а большое количество ребятишек даже пугает его. Первый приход в детский сад - яркое событие для него на уровне импринтинга (запечатления), которое многое определит в дальнейшем ходе адаптационного периода.

Пока он разбирается: кто такая Галина Ивановна и можно ли ей доверять, мама не должна судорожно прижимать к себе малыша и держать его за руку. Наоборот, надо спокойно отреагировать на приглашение воспитателя проследовать за нею по участку, где дети качаются на качелях, играют в песочнице, заняты своими делами на веранде. Мама все время уточняет: "Галина Ивановна, а кто у вас поливает цветы?", "А кто у вас живет в этом симпатичном домике?" и т. п. Обращаясь к сыну, напоминает: "А качели похожи на те, что у нашего дома. Верно?", "А горка лучше нашей!". Напоминания о предметах, знакомых ребенку в обыденной жизни, помогает ему внутренне расслабиться, спокойно оглядеться.

Если Галина Ивановна затеяла вместе с детьми наблюдение за чем-то, остановитесь неподалеку, прислушайтесь, о чем речь. Захочет малыш покататься на качелях, прокатиться с горки, Галина Ивановна будет только приветствовать. Уходя с территории участка, попрощайтесь с воспитателем, не принуждая ребенка к тому же, пообещайте прийти в гости еще. Теперь уже на целый вечер есть что вспомнить интересного самим, о чем рассказать папе. Искренне радуйтесь, что познакомились с детским садом.

Через два-три дня вы увидите сдвиги в поведении малыша. Он уже улыбается воспитателю при встрече, может по собственной инициативе откликнуться на ее предложение посмотреть что-то интересное (недалеко от того места, где находится мама). Устанавливая контакт с незнакомым взрослым на уровне эмоционального общения, малыш почти параллельно осваивает незнакомое для него пространство участка, постепенно начинает ориентироваться в нем.

Еще шажок - в группу

Теперь можно уже усложнить задачу: вводить ребенка в помещение групповой комнаты. Делать это нужно также в вечернее время, но приходить не на участок, а пораньше, в группу.

Воспитатель встречает маму и малыша на пороге групповой комнаты, радуется, что пришли в гости опять, и предлагает малышу: "Снимай обувь, а я тебе подарю красивый шкафчик". Переобувшись, мама и ребенок входят в группу с играющими детьми. Малыша пугает огромная площадь групповой комнаты (в его личном опыте такого помещения еще не встречалось). Успокойте малыша. Садитесь вдвоем на стульчики недалеко от порога. Ребенок начинает осматриваться, разглядывать близстоящие столы и стулья. Взрослые разговаривают между собой о том, что находится в группе, давая мебели и игрушкам только положительную оценку. Вскоре все вместе выходят на прогулку. Мама помогает воспитателю одевать других детей, не только своего малыша.

На следующий день порадуйтесь, какой красивый шкафчик подарила вам добрая Галина Ивановна. Находясь в группе, вы издали следите за работой воспитателя, комментируете для ребенка: "Какая Галина Ивановна рукодельница! Смотри, какую кофточку сшила для куколки!" и т. п. Если позволяет ситуация, можно обратиться к воспитателю за пояснениями: "У вас в группе все кормят рыбок?" и тут же к ребенку: "Если ты захочешь, Галина Ивановна и тебе разрешит, она добрая!"

Если ребенок попросит вас уйти, не задерживайте его. Ему достаточно тех впечатлений, что он уже получил. Теперь у вас есть еще повод для вечерних разговоров, которые вы ведете умело, стараясь создавать положительный образ воспитателя. Спрашивайте: "А как тебе понравились машины у Галины Ивановны?" Конечно, он их не видел. Искренне удивляйтесь этому. Значит, нужно заглянуть к Галине Ивановне еще раз. Цель ясна, и малыш незаметно для себя начинает осваивать территорию группы сначала с вашей помощью, а потом и с помощью воспитателя, которая гостеприимно предлагает посмотреть и кукольный уголок, и гараж, и книжную полку, и т. п.

Оказывается, в детском саду можно и рисовать, и лепить. Все дети заняты, а вы с малышом ходите от одного рисунка к другому. Будьте близко от ребенка, но не водите его за руку. Пусть привыкает двигаться без вас. Галина Ивановна предлагает всем посмотреть на хомяка. Все дети бегут к клетке. Малыш невольно двигается за всеми. Увлеченно разглядывая живое существо, он не заметит, как воспитатель ласково положила руку ему на плечо, провела рукою по волосенкам. Оглянулся - мама недалеко, смотрит на хомяка, улыбается. Оказывается, ей тоже интересно!

А при одевании Галина Ивановна искренне удивляется, что малыш умеет так ловко и быстро одеваться. Ребенок удовлетворенно улыбается ей. Воспитатель предлагает ему помочь маленькой Оле сойти с крылечка, ведь он такой ловкий! Ребенок не отказывается. Постепенно в круг знакомых начинают вводиться и сами дети. Малышу интересно: рядом мама, и воспитатель тоже рядом.

Находясь в группе, он сам начинает увлеченно чем-то играть. Мама может на несколько минут выйти из группы и вновь войти. Если ребенок заметит, воспитатель успокоит: "Мама сейчас зайдет". Затем мама выходит на более длительное время, объясняя свое отсутствие: "Я звонила папе, рассказала, что нам здесь интересно".

Постепенно познакомьте малыша и с туалетной комнатой, где Галина Ивановна "дарит" ребенку личный горшочек. Перед прогулкой можно воспользоваться им. Оказывается, у каждого из детей есть свой такой "подарок".

Первые самостоятельные решения

И в группе, и на прогулке воспитатель будет предлагать ему занятия с учетом индивидуальных наклонностей. Для шустрика это будут перебежки, лазание по лесенке, скат с горки. Для мямлика - постройки города в песочнице, совместный со взрослым полив огородных грядок, игры со строительным материалом.

Услышав, что воспитатель готовит всем детям утром сюрприз, мама обращается к ребенку: "Давай попросимся и мы завтра прийти с утра. Увидим, какой сюрприз приготовила Галина Ивановна". Вечером малыш радостно сообщает папе, что им разрешили прийти в группу завтра утром. Папа рад. Заинтересованность всех в доме в детских делах только на пользу самому ребенку. Он еще раз убеждается в правильности собственных суждений. А взрослые совершенствуют свое мастерство по части мотиваций.

Плотно позавтракав, мама с малышом приходят в группу перед показом кукольного театра. Теперь уже ребенок сам свободно передвигается по группе, знает места хранения игрового материала, расположение туалетной комнаты. По утрам торопит маму: "Быстрее, а то без нас...", "Нам разрешили прийти..." и т. д.

Поведение самого ребенка убедительно показывает, что малыш перешагнул на третью ступеньку общения, и мама уже может оставить свое дитя на попечение воспитателя до обеда.

Первые часы без мамы

С вечера мама озабоченно рассказывает, что у нее много неотложных дел и просит малыша помочь ей: остаться с Галиной Ивановной некоторое время. Если же она видит, что при первом напоминании ребенок настораживается, лучше пока не рисковать, подождать еще некоторое время.

С утра мама напоминает, что нужно будет помогать воспитателю, выражает сомнение, согласится ли Галина Ивановна с ее просьбой. Воспитатель реагирует должным образом: "Конечно, пусть побудет! Ведь он такой помощник, все умеет делать сам". Вы договариваетесь с малышом, что после прогулки он сразу же уйдет домой, что вы к этому моменту обязательно успеете подойти.

Такая схема может быть задействована на несколько дней. Самое главное - не обмануть ожидания малыша. Все возвращаются с прогулки в группу, а он - домой .

Через несколько дней ребенок начинает понимать, что такая ситуация почему-то затягивается, вместо "хочу" он слышит "надо" и начинает выражать недовольство.

Но у малыша уже завязываются какие-то первые контакты с детьми, первые симпатии. Поэтому родители могут убедить ребенка: "Если ты завтра не пойдешь, то расстроишь и Галину Ивановну, и Сережу. Ведь ты обещал ему показать свою новую гоночную машину!"

Удивляется и Галина Ивановна: "Что же ты собираешься плакать, если у тебя такой чудесный автомобиль? Пока рассмотрите его с Сережей, пока погуляем, и мама придет!"

Терпение и еще раз терпение

Казалось бы, сделано многое, ребенок установил эмоциональный контакт с воспитателем, обжил территорию участка и групповой комнаты, свободно может ориентироваться в подсобных помещениях. И все равно ребенок испытывает страдания в отрыве от мамы, от привычной обстановки, привычного ритма жизни. В представлениях ребенка идет ломка стереотипов. Такая ситуация повторится и в первые школьные дни, а вы помогайте малышу справляться с этими трудностями.

В этот период старайтесь, чтобы ребенок спокойно, без напряжения завтракал и обедал дома. Энергетическая поддержка необходима неокрепшему детскому организму. Три - три с половиной часа, которые он проводит в дошкольном учреждении, сказываются на самочувствии ребенка. Он плаксив, просится на руки всем домашним, как будто хочет проверить, любят ли его еще родные; наблюдается частичная потеря аппетита. Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать, обнимать, прижимать (тактильные ощущения такого толка успокаивают его).

Следует создать щадящий режим: укладывать пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу (можно даже и протертую). Дети в этот период теряют много энергии, нервное напряжение сказывается во всем: кто только начал говорить, может перейти опять на лепет; кто недавно пошел, может вернуться к ползанию; на ночь иногда ребенок требует, как раньше, бутылочку с кефиром.

В этот трудный период дети и в саду ведут себя по-разному. Одни бунтуют, не хотят переступать порог группы, цепляются за маму. Начинают голосить при виде дошкольного учреждения. Другие молча забиваются в угол, отказываются от помощи взрослого, от игрушек, от внимания других детей (особенно!), судорожно сжимают собственную игрушку и горестно вздыхают. Воспитатели вам расскажут, что громкие рыдания - это демонстрация своего протеста родителям. Затягивать момент расставания бесполезно. Как только закрывается за мамой дверь, ребенок тут же успокаивается, улыбается взрослым и спокойно идет играть. Хуже обстоят дела с молчаливыми детьми, но и их воспитатели не оставляют без внимания.

Часто родители рассказывают, что дети уже дома по утрам начинают бунтовать, забиваются в дальний угол кровати и не хотят ничего слышать. Войдите в положение крохи. Перед его глазами конкретная домашняя обстановка, знакомая до мелочей, напоминающая о спокойных часах привычной жизни. Не акцентируйте все внимание на уговорах, напоминайте о самых ярких впечатлениях детского сада и спокойно объясните, что вам нужно работать и что вы заберете его с прогулки. И точно следуйте обещаниям, иначе подорвете базисное доверие малыша.

При встрече спокойно разговаривайте с ним, поблагодарите воспитателя за интересно проведенное время и рассказывайте дома о дошкольном учреждении, воспитателях, детях только хорошее. Наберитесь терпения: скоро традиционный утренний плач прекратится.

Обед без мамы

Четвертая ступенька - приучить ребенка обедать в детском саду. Не завтракать, а только лишь обедать. Чтобы поддержать силенки малыша, кормите его завтраком дома, приводите в группу к началу занятия. Теперь всем вместе интересно заниматься, играть, отправляться на прогулку. Все дружно возвращаются в группу, и ваш карапуз, увлеченно разговаривая с прятелем, тоже входит, раздевается и включается в обычную жизнь сверстников. Все сели за стол, Галина Ивановна предлагает: "Садись и ты, смотри, какой красивый стул тебя ждет, тарелочка с рисунком, садись!"

Ребенок упирается, но так вкусно пахнет, все уплетают обед с аппетитом, да и голод - не тетка. Место ему определяется ближе к выходу, два шага - и ты уже за дверью. Малыш соглашается, съедает четверть тарелки супа и тут же спохватывается, бежит к двери, - а там его ждет мама. Он успокаивается. В домашней обстановке он спокойно пообедает и ляжет спать.

Через день-два воспитатель убеждает: "Пока мамы нет, поешь. Придет, сразу уйдешь!" Мама появляется на пороге и спокойно говорит: "Хорошо, что ты здесь поешь. Дома я не успела приготовить обед, спешила за тобой. Ешь спокойно, я отдохну пока буду тебя ждать!" Ребенок доедает, постоянно оглядываясь на маму. В этот трудный период воспитатели не докармливают малыша, иначе он начнет негативно отвечать на любое их предложение.

Часто родители удивляются: пока был дома, накормить - такая проблема. Пошел в детский сад и уже по дороге домой дрожащими руками отламывает кусок черного хлеба, жует, будто месяц не ел. А это всего лишь реакция организма, спад после нервного напряжения. Вспомните себя перед экзаменами. Хотелось вам есть? Вот так и у малыша. От напряжения спазмы в горле, глотать порой трудно, а пришел домой, расслабился - вот и результат. Так что не думайте, что воспитатели бессердечные и не кормят детей. В дошкольном учреждении не удержится на работе тот, кто не любит ребятишек, сам уходит.

Вот и болезни начались

И все-таки, несмотря на щадящий режим, детишки заболевают. Кто раньше, кто позже - все зависит от организма. В чем же дело? Не спешите обвинять персонал. Давайте разбираться вместе.

Во-первых, сказываются нервные перегрузки. Силы уходят, организм ослабевает. Отсюда и заболевания.

Во-вторых, в группе малыш не один. Кто-то из детей кашляет, у кого-то начинается насморк. Один кашлянул в лицо товарищу, другой - чихнул. Игрушки постоянно переходят из рук в руки. Их лизнул один, потом другой - вот вам и передача инфекции.

В-третьих, в помещении несколько часов подряд дышат и взрослые, и дети. В группе обязательно проводится одностороннее проветривание в присутствии детей и сквозное - при их отсутствии. Доступ свежего воздуха необходим. Аэробная среда групповой комнаты, естественно, совсем другая, отличная от той, к какой привык ребенок в домашних условиях. Так что поводов для заболевания предостаточно. Не осуждайте персонал дошкольного учреждения за проветривание и не бойтесь его.

А чем же может заболеть малыш? У каждого свое. Где тонко - там и рвется. Слабые уши с малолетства - заболят именно они; "плохая" носоглотка - тут же ангины и прочие болезни. И если все же малыш умудрился подцепить инфекцию - не драматизируйте. Детские болезни переносятся легче, чем в более зрелом возрасте. К тому же, вырабатывается пресловутый иммунитет.

Сон и мокрые штанишки

Особое внимание нужно уделять сну малыша во время адаптации. Мы уже говорили об эмоциональном благополучии ребенка, заботились о его аппетите, но не затрагивали проблему сна. Почему? Она решается в этот сложный период в самую последнюю очередь. Нужно все предпринять для того, чтобы не расстраивать сон малыша, чтобы ребенок спал достаточное количество часов в спокойной, знакомой для него обстановке. Только сон способен восстанавливать силы организма, работоспособность нервных клеток. Сон выполняет и охранительную функцию от переутомления.

Воспитателям понятно, когда малыш только что безудержно рыдал - и вдруг замолк, уснул, уткнувшись в ее халат. Всего несколько минут - он открывает глаза и снова плачет. Что произошло? Ослаб организм от перенапряжения, не выдержал - и тут же наступил сон. Восстановились силы - малыш проснулся. Иногда дети, внешне спокойные с самого утра, вдруг засыпают за обедом.

Воспитатели не будят, чтобы докормить, а бережно переносят малыша в спальню. Сон важнее. Поэтому долгое время еще малыш после обеда будет уходить на сон домой. Там организм его полностью отдохнет. Вот почему утром он придет в группу тогда, когда дома выспится, спокойно позавтракает. Длительный по времени сон и еда в домашней обстановке - все это поможет организму справиться с перегрузками, а малышу - не заболеть. Нервную систему нужно оберегать с малых лет.

Не спешите сократить адаптационный период малыша. Если даже внешне ребенок выглядит спокойно, благожелательно, не успокаивайтесь. Эмоциональная сфера малыша все еще длительное время будет подвержена жестким испытаниям. Один из ярких показателей - мокрые штанишки у ребенка даже после трех лет. Удивляется мама.

А это результат того, что ребенок в непривычной для него обстановке туалетной комнаты не мог расслабиться. Вернувшись в привычную уже обстановку групповой комнаты, он облегченно вздохнул и... Поймите его, не ругайте и не стыдите. Оставьте этот инцидент без внимания, но сделайте вывод: не торопиться!

Пятая ступенька - последняя - сон в условиях дошкольного учреждения. Подготовка к осуществлению этой задачи ведется по той же схеме: Галина Ивановна показывает новую комнату с кроватками для всех, дарит одну из них новичку. При раздевании хвалит его за расторопность, умения, даже предлагает помочь раздеться симпатичному для него товарищу. При укладывании оказывается рядом, улыбается, подбадривает и предлагает: "Ты не спи, не закрывай глазки. Просто лежи, пусть отдохнут твои ручки и ножки, они набегались, наигрались, устали. Лежи спокойно, смотри на меня, если хочешь". Ребенок успокаивается, расслабляется и засыпает. Как правило, в первое время спит недолго.

Взрослый должен быть рядом, чтобы малыш не испугался, проснувшись. Чтобы предупредить его плач, воспитатель улыбается, гладит малыша, играет его пальчиками: все проснулись? Предлагает тихонько, не мешая остальным, вставать, помогает одеваться. Ребенок отказывается от полдника, лишь бы быстрее встретиться с мамой. Вы, в свою очередь, спокойно, без нервозности, суетливости встречайте малыша, по дороге домой рассказывайте, что переделали много дел, благодаря ему, вашему помощнику. Расскажите, что и воспитатели довольны им.

Ваш ребенок снова радостный

Оказывается, не так уж все и плохо. Все его любят, и он любит всех! А дома его ждут расспросы. Ребенок почувствовал себя равноправным членом своего семейного коллектива, убедился, что ничего в жизни не изменилось, что все его любят, как и прежде. Постепенно, медленно ребенок входит в режим дневного сна в детском саду. Характер ночного сна определяет при этом точную картину состояния малыша. Если он просыпается по ночам, ищет маму, вскрикивает, просит включить лампу, значит, адаптационный период еще продолжается.

Показателями окончания адаптационного периода являются:

  • спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
  • уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
  • умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
  • желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
  • спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
  • спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Вот теперь уже можно подумать о своих делах и о своих интересах, дорогие родители!

Теплюк С.Н., кандидат пед.наук,
эксперт Минобразования России по раннему возрасту
Статья из журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Ступеньки адаптации"

Вы не авторизованы.

Ну что тут сказать?.. За исключением некоторых деталей, которые и заметит-то, наверное, только психолог, по сути своей статья очень полезная. И тут даже не причем идеализированная Галина Ивановна. Хотя, и вправду - рассказ про неё как соль на рану :) Побольше б таких!
Но главное, что есть определенная логика, что есть подсказка для родителей, как себя вести в столь непростой для них и для ребенка ситуации. Сказано, что нужно ребенку ПОМОГАТЬ! А не кидать его в "омут с головой". Ошибочно также мнение некоторых родителей, у которых ребенок болезненно, сложно адаптируется с саду: "ничего, пусть привыкает!" Надо понимать, что привыкать одному, без помощи близкого, значимого человека в сто раз сложнее. И, кстати, гораздо менее эффективно.
Очень верно тут подмечено, что не садовских детей не бывает. В самом деле, бывают несадовские взрослые :)) Под этими словами готова подписаться.
Немного удивило только то, что в разделе про болезни ни слова не сказано про психосоматику. А это ведь главная причина их появления! И никакой не ослабленный иммунитете даже. Просто-напросто наш организм он тоже умный. В ситуации длительного стресса он "сдается" и заболевает. На каком-то немыслимом подсознательном уровне наш организм, а в данном случае организм ребенка, понимает: "если я заболею, то в сад не пойду, останусь дома, где за мной будет ухаживать мама. Вот и всё!
Между прочим, взрослые, это и к нам относится в полной мере! Сами не замечали за собой подобного, разве? Разве не было хоть раз такого, что в ситуации цейтнота, когда завал с делами и постоянно приходится быть в напряжении, вы ещё и заболеваете "как на зло"? Наверняка хоть раз но было. Это самый простой пример психосоматического расстройства.
В заключение хочу сказать, что почти всё в этой жизни зависит от нас... Даже то, какими будут наши дети. Не забывайте об этом!
2007-05-06, МамАНЯ и Лисёна (1,5)
прочла статью. многие советы очень полезны НО... надо очень даже иметь ввиду индивидуальность своего ребенка. 1) в 4 года в детский сад? для моего ребенка это поздно. девочка общительная, привыкшая к обществу людей, не болезненная.в саду с 1,5 лет. когда мы с 2 лет перестали водить по сем. обстоятельствам(строили дом в городе а жили пока в деревне) Алиса как то утром заявила: мама, отведи меня в садик.
2) в саду главное воспитатель. Моя крошка с удовольствием летела к одной забывая обо всем.А при виде другой плакала, упиралась и лила горькие слезы.
3) по вашему выходит, чтобы ребенок к саду адаптировался его нужно по подругам, бабушкам, сестрам отдавать, чтобы "аффективной привязанности не было" Между прочим именно эта "Аффективная привязанность" дает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе, бессознательную уверенность в том, что его любят родители, а значит он с улыбкой выходит в мир. Конечно затворниками не становимся, но и сынишку нашего за 3 месяца еще никому не скидывали. Ребенок прежде всего к родителям привязывается, а уж потом когда будет готов и другие люди появляются. А то потом от воспитателя в Д/С не оторвешь(он добрый хороший играет с малышом, а мама по знакомым раздает.( так у моей подруги было)
2004-05-18, Варя
Интересная статья, хотя, действительно, далека от реальности…
Бесспорно, таким способом ребенок бы гораздо проще пережил этот непростой период. Я бы хотела, чтобы у нас было так. Моей дочке 2года 10мес., она начала ходить в садик 1,5 месяца назад, проходила неделю и заболела. На целый месяц! Раньше она никогда так подолгу не болела. Сейчас мы снова делаем попытку, и я очень боюсь, что она снова может разболеться. К тому же сильно переживаю за моральные страдания ребенка.
Думаю, стоит критиковать не статью за идеализированный подход, а дошкольные учреждения за упрощенный подход к адаптации. Согласно этой статье в наших детских садах адаптация начинается сразу с 4-й ступени! Приводишь ребенка к 8.00 (к завтраку) и забираешь в 12.00 (после обеда). А о пребывании мамы хотя бы в первый день и речи быть не может: «Вы что, а каково будет другим детям?» Сначала я с этим согласилась, а теперь думаю, что если другие детишки расстроены, их может успокоить ласка даже чужой мамы. Ведь они все «липнут» к воспитателю, а в группе 15-20 человек!
Так что, я думаю, автору статьи стоит обратить на нее внимание не только молодых родителей, но и тех людей, которые разрабатывают программы воспитания для детских дошкольных учреждений.
2005-11-24, kashtan
Mel! К 8 часам приходить в сад вовсе не обязательно, можно договориться или звонить каждый день, что задержитесь (просто с утра они считают, сколько порций нужно на обед и полдник). Кормить грудью удобнее утром и вечером, тогда и понежиться успеете, и на сад времени хватит. В 2,3 мы пошли в развивающую группу и первое время стояли в стороне за ручку или на руках, где-то через месяц вместе играли, еще через три недели Митя оставался в группе, если я сидела с книжкой в коридоре и он мог в любой момент прибежать похвастаться или "пожалеться". Потом стала ненадолго отлучаться - он и не заметил, уже не хотел уходить и до сих пор, проезжая мимо, повторяет, что хочет "на занятия". Сейчас ходит в обычный сад, чем очень гордится: "Я уже большой, и у меня есть работа! Моя работа - это садик!" К детскому коллективу и посторонним взрослым мой сын привык на даче - там компания детей с нашей улицы (возраст 9, 7, 6 лет, мой 3-хлетний и годовалый детеныш) носятся по всем участкам и нередко обедают друг у друга в гостях. Так что сад стал следующим шагом в том же направлении, просто детей еще больше и взрослые другие.
2005-09-08, Nata
Жанна, я подскажу. Уж, извините, что так поздно... К сожалению, статью нашла только сегодня.
Ваша проблема вовсе не в иммунитете. Или не только в нем. Это психосоматика чистой воды! Меня вообще удивляет, как это родители верят в то, что ребенок, начиная ходить в детский сад, часто болеет именно потому, что постоянно простужается или инфецируется. Учитывая, что это происходит со многими детьми на этапе адаптации к дошкольному учреждению. На мысли не наталкивает? Если нет, то очень зря... Дело в том, что организм ребенка, попадая в чужую, новую для него среду, испытывает стресс. При чем длительный. Если ему не помогать, то в конце концов он "сдастся" и заболеет. Заболеет потому, что организм он тоже по-своему умный, и где-то на подсознательном уровне понимает (обратите внимание - это неосознанно!), что если я заболею, то в сад не пойду, останусь дома с мамой, которая будет рядом и будет обо мне заботиться. Вот и всё! Тут вам стоит не столько с врачами, сколько с психологами сотрудничать.
2007-05-06, МамАНЯ и Лисёна (1,5)
Дорогая моя, ещё не началось, а вы спрашиваете когда кончится! )) Здесь нельзя торопиться.
Лично мне кажется, что вы очень рано начали оставлять на сон. Стоило б начинать с полутора часов в саду. Думаю, что даже недельку неплохо б было так походить. Потом посмотреть на состояние ребенка, и оставлять уже на два часа. Так ещё неделю. Ну и так далее! Каждую неделю, к примеру, увеличивать время пребывания ребенка в саду на полчаса. И сначала завтракать дома!
Затем оставляете дочку там до сна и перед сном забирайте какое-то время. Потом оставляйте на сон... И забирайте сразу после него. Ну и далее, далее... Смотрите на состояние ребенка и принимайте решения в зависимости от того, как будет лучше ЕМУ. То есть ЕЙ - дочке.
И потом... Скажите, до того, как дочка пошла в сад, она не была капризной и крикливой?
2007-09-06, МамАНЯ и Лисёна (1,8)
Моей дочке 2,2 года.Неделю как пошли в дет.сад. я хожу вместе с ней. Вместе завтракаем, играем и гуляем. Выдерживает, даже вместе со мной, всего три часа. Оставить одну не могу, потому что дочь очень ко мне привязана, да ещё и грудью продолжаю кормить. Не могу смотреть как другие дети ревут по два часа. В статье "умилило" то, что первое знакомство проходит вечером. Нам было бы удобнее приходить не к 8, а к часам 10, но нам в саду строго сказали, что все должны быть на месте к 8 часам. Я пока сижу в отпуске по уходу до 3 лет, мучает вопрос - лучше и дальше продалжать ходить с дочкой или "пусть поплачет?".
2005-08-30, mel
Поделитесь:

18.05.2004
Обновлено 28.01.2019
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Как проходит адаптация к школе и детскому саду: 6 этапов адаптации
Как проходит адаптация к школе и детскому саду: 6 этапов адаптации
Ребенок и подросток в период адаптации: как вести себя родителям
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!