Содержание:

Страна победившего ЗОЖа. Так с оттенком неодобрения Здорового Образа Жизни прозвал Гонконг мой муж. Его ворчание было вызвано развешенными по всему Гонконгу запретами курить. Надо заметить, что тут он несправедлив! Действительно, запрещающие знаки развешены в любом мало-мальски обустроенном месте, где тротуар хоть чуточку, да расширяется, где поставлена скамеечка, где можно посмотреть на что-то красивое... И тем не менее! Запрет курить, например, в Европе означает, что ваши потребности никого не беспокоят — запрещено курить, и все тут. Запрет же курить в Гонконге практически всегда сопровождается указателями на место для курения, и оно, как правило, находится в двух шагах. Другое дело, что хитроумные гонконгцы намеренно назначают курительные места в каких-нибудь не особо аппетитных закоулках, и не потому, что им жалко поставить лавочку, а специально, чтобы курящий постоянно ощущал, каких жизненных удовольствий и красот он себя своей вредной привычкой лишает. К чему приведет такой подход, кого изведут в Гонконге раньше — любителей сигарет или любителей прекрасного — время, как говорится, покажет...

К содержанию

Как мы летели в Гонконг Китайскими авиалиниями

Мы летели в Гонконг Китайскими авиалиниями — Air China, билеты на двоих в оба конца были закуплены через Интернет еще в сентябре (avantix.ru) и обошлись нам в 54 тысячи рублей. Это был мой первый опыт перелетов иностранными авиакомпаниями по Азии, и, надо заметить, особого позитива он не оставил. Я неоднократно читала восторженные отзывы публики о катарцах и тайцах. Возможно, китайцы сильно отличаются от них в худшую сторону, и по сравнению в "Трансами" или "Аэрофлотом" мы были лишены возможности при заказе билета выбрать место в самолете и еду, лишены предварительной регистрации на самолет через Интернет, русскоговорящей стюардессы и фильмов, взлетных леденцов, чая с лимоном, приличного аэропорта вылета, возможности взять с собой (в багаж!) нож и зажигалку и прочих благ. Взамен мы получили лишние полдня пребывания в пути и лишние взлет-посадку в пекинском аэропорту. Красное вино и пиво, входящие в стоимость билета, но припрятанные хитрыми китайцами "под прилавок" исключительно для искушенных, ситуацию не спасали. Впрочем, пекинский аэропорт сам по себе — зрелище довольно забавное. По крайней мере, предстал таким на пути "туда".

Неожиданности "китайской специфики" начались еще в "Шереметьево-2", когда нас, блуждающих у окошек регистрации и отыскивающих свое, выловили сотрудники аэропорта и отправили в конец огромной очереди, змеей скрывавшейся за горизонтом где-то в другом зале. "В Китай надо будет пройти особую проверку", — объяснили нам. И эта особая проверка для всего миллиона китайцев, с которыми вместе мы летели в Пекин, и для нас двоих проистекала только в одной особой машинке по просветке багажа, которую к тому же никто не собирался включать заранее. Грустно наблюдая, как сквозь нашу бесперспективную толпу просачивались на регистрацию господа, улетающие в Милан, Киев, Бишкек и прочие приличные места, мы парились в очереди "для китайцев", превосходящей все мыслимые размеры даже для прославленного очередями второго "Шереметьева".

Следующий сюрприз ожидал нас на подлете к Пекину. Стюардессы, очаровательно улыбаясь, разносили какие-то бумаги. "Миграционные карты", — подумала я. И стала отказываться — "мы к вам не выходим, мы сразу от вас улетаем дальше, нам не нужны". Но барышня не отставала, и я, устав объясняться на разных с нею языках, сдалась — взяла карту, "чтоб отстали". А карта оказалась вовсе не миграционной, а "картой здоровья"! "Карту здоровья" должны заполнить все, кто хоть одной ногой ступает на китайскую землю. В ней задавались коварные вопросы о нашем самочувствии и о состоянии здоровья тех, с кем мы встречались за последнюю неделю, о нашем маршруте следования, контактных телефонах на случай нашей внезапной тяжелой болезни и пр. Проставив наугад галки напротив неведомых нам терминов, означавших по-английски отсутствие (или присутствие) у нас различных признаков свиного гриппа, мы в некотором замешательстве уткнулись во фразу: "За достоверность внесенной информации вы будете отвечать по китайским законам". Фраза (в совокупности с нашим скверным английским, на котором заполняется карта) напрягла. Кто их знает, эти китайские законы?! Следом шло место для вписывания температуры тела и росписи ответственного сотрудника, эту температуру измерившего.

С обреченным видом мы ожидали градусника до самой посадки и прозевали объявленную, опять же по-английски, температуру в аэропорту Пекина. Что-то типа " минус 17 градусов"... Под крылом простирался Китай без малейших признаков снега, куда хватало глаз. Мы-то летели из зимней Москвы, но в довольно-таки теплый Гонконг, и температурой в транзитном Пекине как-то не очень озаботились — из "теплого" муж имел джинсовый пиджак, а я фланелевую рубашку. Впрочем, как оказалось, летевший рядом с нами в Хайнань дядечка "из теплого" и вовсе имел шорты и майку. Так что мы приободрились, сразу почувствовав себя сравнительно подготовленными к путевым невзгодам. Но на самом деле особо беспокоиться не стоило (по крайней мере, на пути "туда"!) — самолет подцепили к трубе перехода, и вот мы уже выходим в громадное здание аэропорта, ощутив "минус 17" лишь ледяным ветерком, задувающим в щели перехода.

Пекинский аэропорт впечатляет! Он очень большой, я слышала, что терминал, куда мы прилетели — рекордный по величине терминал среди пассажирских во всем мире. Толпа с нашего самолета как-то сразу теряется в таких масштабах, к угадывающимся на горизонте проходам ведут движущиеся дорожки. Следуем за потоком пассажиров и стюардессами (одинаковые "под копирку" от заколок и шейных шарфиков до сумок на колесиках). Маячивший вдали КПП оказался тепловизором (вместо ожидаемого градусника), измеряющим температуру всей толпе сразу. Масса окружающих китайцев, видимо, хорошо знакомых с китайскими законами, на подходе к тепловизору на всякий случай резко снизила температуру тела до забортной — пахнуло могильным холодом. Содрогнувшись, я ощутила себя самой горячей точкой во вселенной, но тепловизор мною не заинтересовался, и вот мы уже имеем штамп "проверено", дающий право на вход в Китай. Куда дальше?

Гонконг отменил визы для граждан России. Китайская виза тоже не нужна, т.к. мы — транзитники, мы покинем Китай в самое ближайшее время. Ищем стрелку с надписью, чем-нибудь напоминающей слово "транзит". Сразу направо после тепловизора видим окошечко, толпа со знанием дела движет вперед, но им-то в Китай, а мы решаем уточнить наш маршрут, сунув в это окошечко посадочный талон до Гонконга, полученный еще при регистрации на рейс в Москве. Барышня радостно улыбается из-за стойки и пишет на талоне номер выхода на посадку — это очень удобно, дальше мы следуем по указателям на этот выход и не имеем проблем с ориентацией на просторах аэропорта.

В аэропорту Китая тоже есть очереди, но, во-первых, они не сравнимы с шереметьевскими, а во-вторых, теряются в огромных помещениях и не выглядят столь жутко. Из интересного — стаффы передвигаются по просторам аэропорта на сигвеях, раньше мы видели это чудо только в виде аттракциона на улицах Европы. Китаец стремительно перемещается на нем от стойки к стойке, маневрируя среди пассажиропотоков изящным отклонением корпуса, он ощущает себя настоящим джигитом и наслаждается этим ощущением — зрелище завораживает... Из очередной "китайской специфики" — на досмотре безопасности у мужа изымают зажигалку. Да, я про это заранее читала. Но не поверила. Зачем? Единственное предположение — отобранные зажигалки китайцы везут продавать назад к нам, в Москву, что и является одной из статей дохода аэропорта. Проверять, будут ли вскрывать мой транзитный багаж, который я от Москвы до Гонконга и вовсе не увижу, если я в него положу запрещенный к провозу по Китаю ножик с лезвием 7 сантиметров, я не решилась. Курить в Китае можно. Комнаты для курения в аэропорту встречаются регулярно. Так как зажигалки у публики отобраны, пепельницы в них укомплектованы электроприкуривателями по типу автомобильного, посаженными на цепь, чтобы не увели.

Выпив по чашке горячего вкусного кофе за 6 долларов (долларами, сдача в юанях) в кондиционированном до отрицательной температуры кафе возле нашего выхода на посадку и полюбовавшись микроскопическими вагончиками на магнитной подушке, перевозившим куда-то пассажиров за окном, мы проходим в самолет. Европейцев вокруг не осталось уже совсем. Скоро Гонконг.

Симметричный путь "обратно" отличался от пути "туда" кардинально. Еще в первые дни наступившего года гонконгские газеты начали писать о завязшем в снегу аэропорте Пекина. Мы вздрогнули. К моменту нашего отлета воздушное сообщение было восстановлено, но, как оказалось, проблемы остались. Подлетая к Пекину, мы не узнавали аэропорт — белый-белый... Толпы, мечущиеся по просторам терминала, уже не скрадывались его размерами, пассажиропотоки как-то странно завихрялись, клубились и стягивались змеящимися очередями в тесный коридорчик в самом дальнем закоулке громадной сети помещений, где ледяное кондиционирование перемешивалось с ледяными сквозняками из открытых дверей и запахом керосина, пропитавшим здание. Пассажиров развозили по самолетам автобусами. Проделав долгий-долгий путь (аэропорт-то громадный!), мы доехали до своего самолета, рвавшегося, но так и не пробившегося к внутреннему выходу и завязшего в снежных заносах. Осталось метра три пути, и именно они стали непреодолимой преградой для нашей беззаботной посадки через "кишку". Надо заметить, что слой "снежных заносов" не превышал 5, ну, может, 8 сантиметров. То ли снег в Китае — большая редкость и невидаль, и там не знают, как с ним бороться, то ли все китайцы аэропорта ударились в торговлю зажигалками, и расчищать снег у них некому — загадка, но вот "Шереметьево" встречало нас привычными сугробами выше пояса, и это никак не влияло на движение самолетов.

К содержанию

Вы прилетели в Гонконг. Что дальше?

Три часа лету на юг, толстый слой облачности, раскиданные по глади воды корабли, кораблики, лодки и лодочки, за вершины гор острова цепляются облака. Где-то здесь, на одной из самых высоких точек острова Лантау сидит большой Будда, но его не видно — утонул в тумане. Гонконг! Наконец, мы шагнули из зимы в лето. Ну, пусть не в лето, на улице +18, пусть в весну — так еще лучше.

Мы летим сами по себе, нас никто не ждет и не встречает, мы имеем бронь в отеле Caritas Oswald Cheung International Hous (напоминалка: заплатить HKD 4440.00 за 10 ночей), расположенном в Абердине, на дальней стороне острова Гонконг, смутное представление, что из аэропорта туда можно добраться автобусом А10, и полную свободу...

В аэропорту Chek Lap Kok мы должны: заполнить миграционную (состояние здоровья тут никого не волнует!) карту и пройти погранконтроль, получить багаж, найти карту города и рекламные буклеты в информационном центре, разжиться наличностью в местной валюте через банкомат или через обменник, запастись картами Октопуса и, наконец, покурить.

Все происходит именно в этом порядке. Миграционные карты лежат на стойках перед будками погранконтроля — листочки парами, сразу под копирку заполняется и карта на убытие, ее берем с собой. Очередь, видимо, рассосалась, пока мы заполняли карты, а может, и не было ее вовсе, очереди. Наша сумка аккуратно ездит по ленте транспортера, дожидаясь нас — прилетела из Москвы, а мы и не верили, что ее куда надо без нашего участия перегрузят в Пекине. Уже соскучились по своей сумке с синим бантиком на ручке (метка — чтоб издалека отличать свой багаж от чужой поклажи). По залу с достоинством прохаживается огромная рыжая овчарка, прогуливает гонконгского таможенника, принюхивается в сторону слетевшихся со всех концов света сумок — что там, бомба? А может... колбаска?! Далее по курсу Информационный центр, он возникает по правую руку и наполнен листовками и брошюрками на разных языках. На русском, впрочем, нету! Берем на английском. Читать будем завтра, сегодня не до рекламок, устали. А вот и ошиблись! Оказывается, реклама гонконгского нового года рассказывала нам, какой невероятный фейерверк ждет нас сегодня вечером на набережной острова. А мы — а мы, уставшие от длинной дороги, борясь со сном, ждали новогодней полуночи у себя в номере под австралийскую шипучку "Желтый хвост" (все, что нам в оставшиеся до Нового года часы удалось найти на местности более-менее похожего на "Советское шампанское") и дивную загриленную золотистую утку. Фейерверк пролетел мимо, ну и не беда — зато выспались!

Сразу за информационным центром народ толпился в окошечки обменника валюты, но я слышала, что за обмен здесь берут неслабую комиссию, поэтому мы идем искать банкомат. Обменник, тем не менее, запомним, и не зря — пригодился на обратном пути сдать остатки местных денег. Первый попавшийся банкомат на нашу карту (VISA "Сбербанка") не согласился, но уже второй ее признал. Как впоследствии оказалось, комиссия банкоматом берется не в процентах от снятой суммы, а за факт обращения. То есть, если бы мы сняли всю сумму, потраченную нами в Гонконге, в один присест, то потеряли бы на этой операции 90 рублей. Ну а коль скоро мы снимали небольшими пачками, то так и платили по 90 рублей за каждый подход к снаряду. За время всей поездки мы еще лишь один раз столкнулись с отказом банкомата обслуживать нашу карту, во всех остальных случаях денежки аккуратно отсчитывались, и проблем не было. Более того, последнее обращение к подвернувшемуся под руку банкомату принесло нам 200 гонконгских долларов наличными, а вот снятия их с карты так и не случилось ни тогда, и ни до сих пор. Вот где надо было отовариваться-то налом! А вот попытка расплатиться картой за гостиницу успехом не увенчалась — более того, запрошенную при платеже авторизацию банк отклонил, а вот деньги заблокировал, и так и болталась эта блокировка 31 день — до самого февраля, выведя из нашего оборота без малого 500 баксов. Правда, гонконгских... Больше мы платить картой и не пытались, только банкомат! Отсюда совет: для начала попробовать заплатить картой незначительную сумму (оплатить одни сутки) и, только если платеж прошел, расплачиваться на всю катушку.

Теперь Октопус. Карточка предназначена в основном для оплаты проезда в транспорте, платить ею в крупном магазине тоже можно, но при таких покупках деньги на карте быстро кончаются, а пополнять ее можно далеко не на каждом шагу. Заплатить Октопусом за билет в трамвайчик на Пик или к Будде обойдется дороже, чем наличными. В мелкой лавчонке и вовсе на Октопуса нос кривят, но для обычной оплаты проезда вещь, действительно, исключительно удобная. Надо заметить, в глаза стойка Октопусятника (в отличие от обменника, банкомата и информационного центра) почему-то не бросалась, информационное табло и указатели о ней тоже умалчивали — пришлось расспрашивать стаффов. Оказалось, рядом с ней и стоим. Заранее мы решили брать обыкновенный Октопус — чисто для оплаты, без всяких проездных и музейных билетов, чтобы не лишать себя свободы маневра в выборе маршрута. При этом карта стоит HKD 150, из них 50 считаются залогом, их вернут при сдаче Октопуса на обратном пути, ну а 100 поступают в ваш актив для оплаты. Вообще, странное дело, Октопус сделан, чтобы свести к минимуму хождение наличных, тем не менее, сам Октопус оплатить картой (VISA) нельзя — только нал...

Наконец, все планы, как будто, выполнены. Курить и на автобус — тем более что на расспросы обо всем этом стаффы машут рукой в одном направлении. Идем искать комнату для курения, которая оказывается... Правильно! Обыкновенной заплеванной урной с пепельницей, стоящей на улице перед входом в аэропорт. Пока муж наслаждается концом перелета, дорвавшись до сигареты, а заодно привязывается к местности GPS, я занимаюсь рекогносцировкой на местности — вот они, автобусы, совсем рядом. Ищем свой А10. Автобусный билет сдоил наших Октопусиков почти наполовину, забираемся на второй этаж и прилипаем к окнам. GPS, мерцая разноцветными огоньками, следит, чтобы мы приближались к отелю и не проехали его (координаты отеля в booking.com).

Дорога из аэропорта до отеля самая интересная — ведь мы знакомимся с Гонконгом, а тем более, проезжаем его практически из конца в конец. Мосты, соединяющие острова, длиннющие и очень красивые. Как-то так случилось, что мы их больше не увидели — к Будде ездили на метро, в аэропорт возвращались на аэроэкспрессе — и ажурные растяжки гигантских пролетов остались в памяти с этой первой поездки. Неожиданно уже на самом острове автобус поворачивает направо и петляет вдоль берега, направляясь на противоположные парадной стороне Гонконга территории, к нашему Абердину. Почему-то я считала, что мы поедем через туннель в центральной части, как, собственно, все время потом мы и ездили из отеля в город, а вместо этого мы протискиваемся сначала по узеньким улочкам, а дальше вдоль извилистой береговой линии, то приближаясь, то удаляясь от моря.

Вот и первая забавность — мало того, что Гонконг — каменные джунгли, это мы знали, на это и приехали смотреть, так эти "джунгли", как оказалось, расположены еще и на довольно крутых склонах. Гонконг сделан из гор! Это очень оригинально — небоскребы, карабкающиеся все вверх-вверх и вверх! Зрелище небоскребов на склоне гор непривычно, и это поражало до самого отъезда.

Вторая неожиданность — практически повсеместное отсутствие балконов — грустим. Видимо, и в номере отеля, заказанного "по возможности", балкона нам не будет. Ошиблись! Балкон в номере как раз и был. А получите, коли просили! Вот только балкон этот был сделан не для людей — на нем обитал кондиционер, и выхода из номера на этот балкон не было. В новых постройках балкончики в жилых домах кое-где уже встречаются и, надо заметить, пользуются большим спросом! Видно, как использован и приспособлен жильцами каждый квадратный сантиметрик свалившегося счастья. Почему балконов не делали раньше — загадка. Казалось бы — дефицитного места (на земле) не занимают, а полезную площадь расширяют. Хотя гонконгцы строят свои небоскребы впритык и впритирку... Может, и на балконы у них места не хватает. Но хитрые жильцы приспосабливаются — из каждого окна каждого жилого небоскреба торчат на улицу крючки, палки и трубы, и натянуты на них веревки самой разной конфигурации, и болтаются на них на специальных вешалках с прищепками (а знаете какой ветер на высоте какого-нибудь 45 этажа!) гонконгские трусы, носки и трико. И полощется в них весь небоскреб, будто хочет взмахнуть всеми этими перьями, расправить крылья и улететь куда-то в туманную даль...

Извилистость береговой линии, и, следовательно, дороги, привела к тому, что показания прибора GPS мешались — мы были на расстоянии то километра от своей точки назначения, то полутора, то уже шестисот метров, а потом снова двух километров — это лишало нас уверенности в успехе предприятия. И мы решили прибегнуть к помощи водителя, показав ему напечатанный на бумажке адрес отеля. Не очень удачно! Как оказалось потом, автобус проезжал шагах в пятидесяти от нашей гостиницы, водитель же, увидев в адресе название района Абердин, посомневавшись, решил нас высадить наверняка — на центральном автобусном терминале Абердина, а это уже несколько подальше. Потом на этот центральный терминал мы ходили каждый раз, чтобы съездить в город — оттуда самое удобное сообщение — но это потом, а сейчас надо было как-то сориентироваться в этой мешанине высоток. Изучая заранее карту местности, где нам предстояло жить, я поразилась обилию "кортов" — поселимся среди стадионов! На местности оказалось, что "кортами" называются группы небоскребов, объединенных в один жилой комплекс — этакие небоскребные ТСЖ, зачастую даже огороженные заборчиком, куда, если и можно войти (калитка не заперта), то там вас не ждут. С одной стороны текла река. Как потом оказалось (на эту "реку" выходили наши окна), это была известная достопримечательность Гонконга — рыбацкая деревня Абердина. Старые лодки-сампаны и отслужившие свое плавсредства всех мастей, приспособленные под жилье, на воде в проливе между нашим островом Гонконг и маленьким островком Ап Лей Чау. GPS повел нас вдоль этого водного ресурса куда-то в сторону, а потом и вглубь многоэтажной мешанины.

При самостоятельных путешествиях, а особенно в условиях практически непреодолимого языкового барьера, путь от самолета до номера отеля — мероприятие очень ответственное. Бросив сумку в номере, переодевшись с дороги и отправившись на первую прогулку, ты чувствуешь себя уже совсем иначе — весь этот новый мир у твоих ног и ждет, как ты на него взглянешь. Пока же заселения в номер не произошло, от тебя требуется сориентироваться, добраться, объясниться, договориться о своих пожеланиях — совершить разных действий, в успехе которых ты не так уж и уверен, т.к. место новое, и порядки в нем тебе незнакомы.

Поездка планировалась на самый Новый год, и для надежности, кроме собственно брони через booking.com, я списывалась с самим отелем — просила подтвердить бронь. Отель ответил быстро и все подтвердил. Это обнадеживало. Найти бы еще его.... И вот тут наш путеводный GPS в очередной раз показал себя с самой лучшей стороны! Попетляв какими-то немыслимыми переулками, мы вышли к гостинице, которая оказалась вполне опознаваема с виду по фотографии на booking.com. Перед самой поездкой мы решили немного скорректировать планы — переночевать последнюю ночь в аэропорту, т.к. вылет наш был довольно рано утром, и ночь все равно предстояла практически бессонная. Менять бронь через booking.com не стали, решив при заселении просто уточнить, что выедем не 10-ого, а 9-ого января. По правилам отеля штрафы за отмену брони начинались при отмене лишь за день, до 10-ого числа было еще больше 10-ти дней, так что никаких проблем с этим мы не ожидали. И зря. Проблемы были. Девушки на ресепшене, посовещавшись, почему-то посоветовали нам поменять бронирование через booking.com, найдя где-нибудь доступ к Интернету, а пока заселили нас, как и было заказано, до 10-ого (вот поменяете свое бронирование, тогда и сменим дату выезда). Причины я, вообще говоря, не поняла и никак такого не ожидала. Отсюда совет: по возможности перед самой поездкой скорректировать свои планы в Интернете, не оставляя процесс разборок "до места". Впрочем, до тех пор, пока нам где-то попалось Интернет-кафе, мы передумали выезжать раньше намеченного и менять ничего не стали. Этого ли и добивались сотрудники отеля?

К содержанию

Отель в Гонконге

Отель понравился. Выбран он был за цену (очень приличный "улучшенный" номер с завтраком обошелся дешевле, чем гестхауз в Барселоне с удобствами на этаже), за наличие номеров для курящих и за расположение. При общей нашей с мужем неприязни к человеческим толпам и с учетом нашего представления о перенаселенности Гонконга, хотелось хотя бы на ночь убираться куда-то в пригород, где можно отдохнуть от людей, просто побродить по полям или по берегу, глядя на закат, поужинать в какой-нибудь крохотной забегаловке, посмотреть на жизнь не только мегаполиса, но и местной "деревни". Щас. Ни берега как такового, ни, тем более, полей, ни деревни, ни "безлюдья" мы, конечно, не получили — на то он и Гонконг. Закованный в камень променад набережной (очень красивой — чего не отнять!), небоскребы с обеих сторон пролива и забитая чем попало "плавающим" гладь воды, кладбище в качестве "красивого вида из окна", мешанина улиц, в которой непросто разобраться. Но сам ритм жизни, привычки и обычаи местного населения, отсутствие туристов, и главное — отсутствие спешки, несомненно, отличали наш Абердин от центральной части острова, и мы каждый вечер возвращались туда с удовольствием.

В номере был кондиционер, телевизор и холодильник (минибар), хорошие кровати с замечательным постельным бельем, кресла, отличная вентиляция и вытяжка в ванной (номер для курящих), что очень важно при в принципе не открывающихся окнах и 17-ти этажах до земли. Окно выходило (как и было заказано при бронировании) на "красивый вид" — таковым местные посчитали кладбище и пролив. Без хохмы — вид, действительно, был красивым и необычным. Кладбища в Гонконге (мы встречали их не раз) расположены прямо между домами на возвышенностях, слишком крутых для строительства домов — его уровни поднимаются уступами, все красиво оформлено, чисто, практически безлюдно. Вида из окна лучше, я думаю, там не бывает.

Выбираться в город было удобнее всего с абердинского автобусного терминала (минут 5-7 ходу от отеля и 15-20 минут автобусом до Exchange Square — а уж оттуда открыты все пути).

Завтрак входил в стоимость номера и представлял собой "шведский стол". Это забавно, т.к. имеешь возможность как попробовать (по чуть-чуть) блюда местной кухни, так и позавтракать в итоге нормально яичницей и каким-нибудь тостом.

К содержанию

Чем мы питались в Гонконге

Сразу скажу, что особых восторгов, высказываемых многими по поводу специфической гонконгской кухни, не поддержу. Что действительно понравилось — исключительно вкусно в Гонконге готовят креветок. Очень вкусно! Жарят их прямо в панцире вместе с луком, чесноком, перцем, морковкой и еще всяким разным. Абсолютно не сладких, ароматных, замечательных. Причем, не тех огромных тварей, больше похожих на мокрицу (они тоже хороши, но не настолько, к тому же неохотно отделяются от своих скорлупок), а обыкновенных крупных креветок. Порадовали распространенные (по крайней мере, в наших окраинах) повсеместно жаровни с гриленными утками, курами, гусями и хрюшками. Хотела бы я у себя дома в пределах досягаемости иметь такое... Суши с роллами — хорошие такие, качественные, суши и суши. А вот вассаби тамошний очень хорош — набрали с собой в Россию! Фрукты привозные и с тайскими не сравнятся. Местная еда (неведомая), которую мы решили попробовать в самой "специфической" из попавшихся нам обжорок (где-то на Темпле) пахла так, что отстояв очередь из двух человек и вдохнув ее аромат уже непосредственно, мы дрогнули и сбежали. Рыбные шарики не впечатлили. "Вафли" из осьминогов, приготавливаемые прямо при тебе чуть ли не из только что плавающих гадов на Авеню звезд, скорее, прикольны, чем вкусны. Прочая сушеная морская живность (а в Гонконге даже есть специальный рынок морской сушенки) вызывает больше желания подивиться как в зоопарке, чем попробовать.

Очень удачно мы закусили жареными пельмешками с восхитительным обжигающим соусом, возвращаясь от Будды к станции фуникулера (или это их согревающий эффект так кстати пришелся — подзамерзли мы там изрядно). Пельмешки же паровые, выданные в комплекте с пятью разными (все сладкие!) соусами для поедания в Коулонском парке, как раз и не тронули. Ужинать мы любили дома, взяв бутылочку вина и готовые блюда (креветки, что-нибудь загриленное, фрукты, булочки) в Абердинском супермаркете или в окружающих наш отель лавчонках, а их там было великое множество.

Поедание "хот-пота" (горшок на спиртовке, в котором посетители сами варят разные наполнители) было отдельным мероприятием. Забегаловку мы выбрали у себя в Абердине — место абсолютно не туристическое. Горшок вместе с наполнителями, из которых мы уверенно опознали только бекон, был нарисован на плакате при входе, что давало шансы объясниться. Персонал практически не говорил на понятном иностранцам английском. Ну, как, впрочем, и мы. От жадности (опять же, и за державу обидно — не будем же мы вдвоем есть из одной миски!) мы хапнули по горшку на каждого, тогда как (это мы уже после обратили внимание) многие местные посетители брали одно блюдо на двоих, а то и на троих. Впрочем, и такие обжоры как мы тоже встречались. Ложки с вилками отсутствовали как класс — вылавливать из кипящего бульона лапшу, какие-то скользкие грибочки и прочие разваливающиеся шматки непонятно чего пришлось "по-китайски" — палочками. Время от времени в кафешке громко объявляли что-то (предположительно: "посмотрите на третий столик, повеселитесь, как эти смешные белые сражаются с нашими палочками!"), обстановка была камерная и веселая. Поняв из зазывающего плаката, что наполнители к горшку с бульоном нужно заказывать отдельно, мы попытались обеспечить себе сытный ужин, тыкая пальцем во все картинки, представляющиеся хоть сколь-нибудь съедобными. Тетенька, принимающая заказ, отбивалась, как могла. И согласилась для начала только на один дополнительный бекон. "Cъешьте сперва это", — так мы ее поняли. И она была права! Потому что, оказывается, в горшке уже напихано всякого! Короче, было смешно. Таращась на посетителей за соседними столиками, мы пытались "делать как они" и победили в итоге все до последней макаронины. И ушли довольными. Опыт интересный. Но вот назвать сей ужин вкусным — язык не поворачивается.

К содержанию

Достопримечательности Гонконга

Не имея никаких особенных планов, мы прошлись по всем местам, рекомендуемым для посещения туристу.

Пик (кстати, это совсем не пик Виктория и не самая высокая точка острова, а некая безымянная гора недалеко от него) хотелось посетить пораньше, чтобы осмотреться с высокой точки и лучше ориентироваться на местности потом. Обязательным для его посещения мы посчитали солнечный день — в итоге уже 1 января, уловив тенденцию на просвет между облаков, мы двинулись искать горный трамвайчик. Передвижение по Гонконгу весьма запутано, хочешь перейти дорогу — пойди куда-нибудь направо и назад, поднимись по эскалаторам в здание банка, пробегись по его третьему этажу, по переходу спустись на второй этаж торгового центра, там между сумками и парфюмом найдешь (если найдешь!) лесенку, по которой спустишься уже на другой стороне дороги. Наш любимый GPS не справлялся! Сигнал спутника отражался от зеркальных окон небоскребов, крытые переходы прерывали прием, коридоры внутри зданий признавать дорогами или хотя бы тротуарами приборчик не соглашался, в итоге он пытался направить нас то в одну, то в другую сторону, мы кружили и к месту назначения не приближались.

В какой-то момент пришлось с грустью согласиться, что здесь GPS в выборе направления особо не поможет (хотя даже возможность взять сигнал и привязаться к карте — даже это довольно существенно облегчает передвижение, а уж это почти всегда возможно), и начать ориентироваться по указателям. Если бы мы предполагали такое развитие событий заранее, то поискали бы карту Гонконга с указанием имен небоскребов, т.к. многие указатели нацелены на них ("Башня такая-то"). К середине нашего пребывания на острове мы приспособились и уже не блуждали, но в первый день покружили изрядно. В конце концов, указатели "Tram" вывели нас к кольцами змеящейся вокруг станции очереди, на что мы никак не рассчитывали. Издержки праздничного дня... Однако, очередь продвигалась довольно быстро. Особо хитроумных, берущих еще здесь внизу комплексный билет на осмотр пика, включающий верхнюю смотровую площадку и посещение музея восковых фигур, на трамвайчик пропускали "без очереди". Но это "без очереди" действовало только при проходе на станцию, куда народ и так продвигался без задержек — очередь даже не стояла, а медленно шла — дальше же, на платформе, обладатели комплексных билетов также маялись в ожидании вагончика. Мы взяли билет на трамвайчик и на смотровую. Проехать на трамвайчике обязательно нужно! Он совершенно дикий — несется с невероятной для фуникулера скоростью по крутейшему склону, очень забавно! А вот день для поездки лучше выбрать не выходной (хотя бы не праздничный) — по возможности, конечно.

Вид Гонконга с высоты прекрасен, он расползается с острова на материк и тает в тумане, приближаясь новыми территориями к горизонту. Гора покрыта лесом, начиная примерно с середины склона, прямо из леса вырастают небоскребы — чаще жилые. А вот берег острова плоский — говорят, насыпанный, отвоеванная у моря территория, там только офисные здания.

Спускались с горы мы пешком. Сверху были видны тропинки, разбегающиеся по лесу, покрывавшему склон, расстояние не казалось большим — а Гонконг — он весь такой... компактный. Если бы не искусственные препятствия в виде дорог, туннелей, зданий и сооружений, его можно было бы пройти пешком из конца в конец за пару часов. На деле все оказалось немножко иначе. Лес — лес был. Но устроен он был, как и всякий лес в Гонконге, следующим образом — склон покрыт толстым слоем специальной штукатурки, в которой и там и сям проделаны круглые отверстия для деревьев, кустов, травинок и былинок. Такой вот, х-ммм, макет леса. Расстояние действительно не было таким уж большим, но спускаться приходится довольно круто вниз, а, например, мои коленки очень сильно этого не любят. И не только мои — мы обогнали парочку, довольно странно петляющую по дорожке этакими серпантинами. Только потом, уловив явный протест и неудовольствие своих коленок, я поняла, чем это они занимались. Спустившись из леса в город, мы поняли, что очутились где-то на самых верхних уровнях — в спальных районах Гонконга, где нас, в общем-то, не ждут, и куда нам не надо, а до центра (он на самом берегу) еще пилить и пилить. В этом мы ошиблись, потому что вдруг как-то неожиданно сразу начался зоопарк с ботаническим садом (вход бесплатный), посещение которых мы и планировали, но когда-нибудь потом, когда уже некуда будет пойти. По ним мы хорошо так прогулялись, хотя устали, конечно, и к вечеру едва дотащили отваливающиеся хвост и лапы домой.

На самом деле, новые спальные районы Гонконга посмотреть интересно, они необычно устроены, с многоэтажными гаражами в нижней части небоскребов, со школами, бассейнами и детскими площадками, зависшими где-то между этажами, где тротуары на склонах мешаются с коридорами, когда уже не понимаешь, по земле ты идешь или в здании.

Первый раз лазерное "Шоу огней" мы смотрели с набережной возле Баухинии. Место настроенческое. Вообще, больше впечатляет сама панорама города и пролива, ну и толпы собравшихся полюбоваться этими красотами людей, чем собственно мероприятие. Потом мы пару раз видели церемонию с другой стороны пролива — с Авеню звезд, там настроение уже совершенно другое, и тоже особенное. Вообще, мы как-то не очень много видели туристов, слоняющихся по Гонконгу, но все они совершенно точно вечерами выбирались именно сюда смотреть лазерное представление. Все исключительно дружелюбно друг к другу настроены. Фотографируют друг друга на фоне башен IFC и проплывающих барж. С визгом и писком разглядывают ладошки кумиров на бетоне авеню. Пританцовывают среди блуждающих огоньков мостовой. Объединены общим делом и общим ощущением. Прикольно!

Замечательно плавать на пароме через пролив. Вот замечательно! Когда я про это читала, мне казалось, что это долго как-то должно быть и напряжно. Нет, прямо идешь себе по переходу, прикладываешь октопуса, практически не останавливаясь (часто ходят паромчики), доходишь до лавочки на пароме, приседаешь на несколько минут посмотреть на красоты по берегам, и вот ты уже и на том берегу. Вот только на стороне Коулона у пристани слишком многолюдно. Ноги сразу надо куда-то уносить в сторонку.

Уличные вещевые рынки (типа Темплы) нам оказались категорически неинтересны, у нас в Переславле еще пару лет назад вся торговля была устроена таким образом — все от пирожков до шкафов-купе или бани из бруса продавалось именно так. Так что ничего особенного в этом мы не находим — те же товары и даже те же лица. А вот толкаться в толпе — это мы не любим.

Цветочный рынок — это штука немножко другая, это на любителя. Я таким любителем была, и получила массу удовольствия, разглядывая всяческую красоту на протяжении трех кварталов Коулона, пока муж покорно курил, стоя в сторонке от всего этого кошмара. Цветочки были красивые. Я их много и с удовольствие фотографировала. Надо заметить, никакого неудовольствия мне никем выражено не было, хотя потом я заметила вывешенные тут и там таблички, запрещающие фотосъемку. Что, интересно, они имеют против? Впрочем, написано было "не по-нашему", а значит, не для меня.

Рыбий рынок (Рынок золотых рыбок) — это, вообще не достопримечательность, а просто улица, где несколько зоомагазинов торгуют аквариумными причиндалами.

Птичий рынок — это некоторый колорит, присущий Гонконгу. Он тоже на любителя, кто из нас что понимает в птицах? Но если дошли до Цветочного, то и на Птичий заглянете — он совсем рядом. А вот гонконгцы птиц любят! Мы часто видели, как по утрам пенсионного вида старички выползают из дома на прогулку вместе со своим пернатым любимцем (а то и не одним!) в клетке. Развесят клеточки на ветках деревьев вокруг лавочки, на лавочку сядут и тащатся... Любят гонконгцы и "не своих" птиц. Часто встречаются "авиариумы" — затянутые сеткой площади, куда напущено птиц побольше, и среди этого всего проложены пешеходные дорожки. Много птиц на любом прудике, фонтанчике или озерке. Везде висят таблички, предупреждающие о необходимости избегать контакта с пернатыми. Причем, если пернатый тебя все же догнал и проконтактировал, то рекомендуется срочно бежать за помощью к служителю парка. Ну или хотя бы продезинфицировать проконтактировавшие части тела под дозаторами со специальным дезинфектом, развешенные тут и там. Вот так в Гонконге победили птичий грипп...

Дизенфицирующие дозаторы в Музее науки и вовсе без глупостей "писали" в подставленные лодочкой ладошки порцию чистого спирта. Наука — она знает, что самое оптимальное. От нам бы так, да? Музей науки нас порадовал — прикольное заведение, мы провели в нем день (бесплатный музейный день) и привезли из него к себе домой в Россию действующий макет "энергетической машины" — огроменная конструкция, представляющая собой моток из рельсов, по которым катаются шарики. В одном месте их поднимают на лифте до верхней точки, а потом они, раскатываясь по всему многообразию путей и переходов, петляют, бумкают в бубен, переводят стрелки, кружатся в воронках, поднимают флажки, тренькают в ксилофон... Да всего и не увидеть, и не перечислить!

Смотровая площадка на 43 этаже Банка Китая, действительно, бесплатная, как везде и пишут. Но попасть на нее нам удалось не с первого захода, т.к. для входа требуется предъявить удостоверяющий личность документ! Которого у нас при себе, естественно, не было. И тогда тебе выпишут пропуск и дадут специальный жетон. И вот только тогда...

Со смотровой площадки мы увидели хорошенький парк внизу, там у каждого дерева табличка — как оно называется. Фонтанчики. Скамеечки. Там же, на 43 этаже размещен макет прилегающих к Китайскому банку территорий, где видно, как он красиво на этих территориях смотрится. Справедливости ради, надо заметить, что ни одной маячившей за окнами башни, выше Китайского банка, на этом макете не представлено — куда-то делись.

Океанский парк — замечательный парк культуры и отдыха. Правда, очень хороший! Получили массу удовольствия. Очереди небольшие. Пиво найти сложно, но можно (кафе у станции фуникулера на верхнем уровне). Стаффы очень доброжелательные. В 18:00 (окончание работы) никто не мечется, как Золушка на балу, и никого не выгоняют ультразвуком (как, например, из Музея науки и техники в Берлине), аттракционы потихоньку перестают работать, причем даже тех, кого это время застало в очереди, еще докатают! Мы напоследок с чувством, с толком и с расстановкой прокатились на фуникулере вверх-вниз. И попрощавшись с парком, отправились домой. Видно (особенно сверху), что в парке идет активное строительство. На самом деле, уже сейчас за день (а мы пришли к открытию) не успеваешь посетить все.

К Будде мы ездили в туман. Туман... Туман растворял верхушки гор. Лицо Будды загадочно улыбалось, частями проявляясь в клочьях облаков. Кабинки фуникулера уходили в никуда... Внизу вилась тропинка, по которой к Будде должны продвигаться паломники. И они продвигались! Завистливо косясь на проплывающие вверху, закрытые от ветра стеклянными стенками кабинки. Да, в отличие от океанического парка, в кабинки паковали народу по полной программе (в парке чужого в кабинку не подсаживают, и можно кататься хоть одному, а тут — не разгуляешься). Ветер запихивал клочки тумана за шиворот. У подножия лестницы к Будде в монастыре горели специальные свечи и ритуальные костры — так и тянуло подойти погреться. Культовые здания Азии не сравнить с нашими. Все какое-то пластмассовое, игрушечное, пряничное, несерьезное. Хотя масштабы (размеры) и впечатляют.

Забавный был у нас под окном рыбный рынок. Вот это достопримечательность — точно! Что там продают..! Мы зашли как-то утром побродить и подивиться, что такое в море можно выловить. Таких странных тварей насмотрелись, но ушли быстро, чтоб не мешать людям работать. Там им не до туристов, бизнес там.

Из всех парков самый интересный — это Коулонский Парк за стеной. Очень красивый! Хотя... китайский участок Марцан-парка в Берлине оказался куда изящнее, чем китайские парки на своей исторической родине. Тем не менее, парк за стеной самый красивый из гонконгских. Пруды. Водопадики. Дорожки. Переходы. Лесенки. Огромные камни. Скульптуры. Особым образом постриженные деревья. И душещипательная история о том, как на этом самом месте когда-то были небоскребы, потом их становилось все больше, потом случилась "несанкционированная застройка небоскребами", и они срослись между собой. И тогда тут стало уж и вовсе беспредельно — огромный небоскребный куб, жильцы которого годами не видели солнца, а детей выводили иногда погулять на крышу в лес антенн, в центре которого в колодце стояло вот это одноэтажное здание (оно и сейчас в центре парка стоит) — здание администрации этого района (местный ЖЭК, то есть). В итоге администрации это все надоело, и небоскребы снесли направленным взрывом (куда при этом дели жильцов, история умалчивает), а на этом месте построили вот такой красивый парк. История сопровождается макетом ужасного несанкционированного квартала-небоскреба (жуткое зрелище) и информационным фильмом, излагающим эту историю в специальном помещении.

Гонконгский парк (на острове) тоже ничего. Там огромная красивая оранжерея, где фотографировать официально можно. Водопады, фонтаны и пруды с черепахами. Сам он на горе — с его дорожек красивые виды на пролив. В центре высоченная башня с винтовой лесенкой. Птицы...

Рынок нефрита. Поразил своей неинтересностью. На Куршской косе (наша Прибалтика) мы видели разные штуки из янтаря — так поражаешься, с какой выдумкой, какие интересные и красивые штуки из него делают. И как совершенно ничего похожего — ни на что ни разу глаз не упал — на нефритовом рынке Гонконга. Бляшки, браслеты, кольца, какие-то невзрачные слоны и черепахи. Неинтересно предельно. Вот у Будды нам встречались какие-то красивые штуки из нефрита — не на предмет купить себе, но хоть посмотреть было интересно! Цветы. Драконы. Кони. Морские кони. Скульптурные композиции целые. Про купить не могло быть и речи — они там почему-то огромные все такие, весом, наверное, по полцентнера.

А вообще, самая главная достопримечательность — это просто улицы Гонконга. Там так... необычно. Чужой мир. Не наш.

К содержанию

В Гонконге любят спорт и таблички

Что интересно в Гонкоге — это превышающая все мыслимые размеры забота о людях, об их здоровье. Гкх-м. Отнесем это тоже к признакам ЗОЖа.

Например. Заходишь в метро. Красивый гладкий блестючий пол. И кругом наставлены кричащие таблички: "Осторожно!", "Пол очень скользкий!", "Очень скользкий пол", "Смотрите, не упадите!", "Вы можете упасть!", "Если вы упадете, то можете ушибиться". Ну, спрашивается, что за ерунда? Сделай пол шершавым, в конце концов, если уж так ужасно все.

Или замечательный красивый прудик с водопадиком в том же Парке за стеной. Буйство зелени вокруг. Лотосы цветут. Пагода на плотике посреди пруда. Все белое и коричневое. Очень атмосферно. Мостик ажурный к ней ведет. Птички поют... И все это великолепие завешено яркими красно-белыми спасательными кругами и черно-желтыми табличками, предостерегающими не упасть и не утонуть. Почему так? То ли они вечно падают и тонут. Почему-то в других странах обходятся без этого... То ли ЗОЖ гонконгцев замучил.

Красивый скверик среди каменных джунглей. Фонтанчик. Лавочки. Цветы. Мощеные плиткой тротуары. И через всю это прелесть рваная черно-желтая растяжка "Не курить!". А вокруг и еще: "Не выгуливать собак", "Не ездить на велосипедах", "Не ездить на роликах", "Не ездить на скейтах", "Не спать на скамейках", "Не умываться в фонтане", "Не торговать, "Не (уточнили дома по словарю) плеваться"! И одна разрешающая надпись, что тут можно — можно бросать мусор в урну. Да что же это такое, а?

Наборы надписей бывают разные. Например, местами плевать в фонтан, видимо, можно. А местами можно и спать — и это правда! Непонятое нами до сих пор явление. На первых уровнях города под самыми фешенебельными зданиями сидят сотни, нет, тысячи женщин. На тротуар постелили картонные коробки. Некоторые даже сшили из них себе такие... домики, чтобы ветром не задувало. Сидят компашками. Радостные. В карты играют. Обувь сняли — стоит рядом. Что-то кушают. Беседуют. Что это? Версии (по согласованию с Интернетом) было две. Первая — это жены тех мужей, что работают в этих банках. Пока мужья трудятся, они тут сидят и ждут — вдруг муж сможет прерваться и выбежать на минутку поцеловать свою супругу (если отыщет ее среди миллиона товарок, конечно). Ну и пока у них тут клуб по интересам. Вторая — никакие это не жены, а филиппинские домработницы. Сидят они здесь по выходным и праздникам. В рабочие дни хозяева на работу, а они — в их квартиры, убираться, ну и пожить там заодно. А вот в праздничные — хозяева дома сами живут, а эти тут. Ну и клуб по интересам у них тут пока. Кто точно знает, что это — напишите, интересно!

А вот чем гонконгцы приятно удивили в смысле ЗОЖа — любят физкультуру. Все стадионы. Площадки и вообще все места, которые можно приспособить для занятий спортом, заняты им постоянно. Ни разу ни в какое время суток мы не видели пустующих стадионов или кортов. Да и просто на улице.

Обычная картина. Идет по улице тетенька с сумками из магазина. Идет себе. Чего-то устала. Остановилась. Сумки опустила. Раз и встала вдруг (да так ловко!) в позу какой-нибудь... цапли. Стоит — отдыхает. Народ идет вокруг, обходит ее и сумки, все привыкли. Постояла-постояла, соединилась с космосом, энергии от него набрала. Развернулась, сумки подхватила и запорхала дальше!

Кругом встречаются специальные массажные дорожки. Галька, вмонтированная боком в бетон. Торчит острыми ребрами. Идешь себе по делам. Устал. Башмаки снял. Прошелся по такой дорожке. Соединился с космосом, энергии от него набрал. Обулся. Пошел дальше.

Еще чаще массажных дорожек встречаются корейские лавки, торгующие здоровьем. Всяким. За любые деньги. Что там написано на снадобьях и чего продавцы говорят покупателям? У меня сложилось впечатление, что гонконгцы понимают это не лучше меня. С другой стороны, многое понятно и без объяснений. Детородный орган кита, скажем — и чего тут объяснять?

В любом магазине обязательно присутствует кабинет врача. К нему всегда небольшая очередь. Я как-то в пределах магазина набрела на лавку с чаем, зашла выбрать, а оказалось, что это кабинет врача. Там он людям давление меряет и чай продает не просто так, на вкус, а в зависимости от измеренных показателей. Очень большой популярностью пользуются (почему?) и окулисты, они на каждом шагу сидят.

Противоречивый он, Гонконг, какой-то.

Вроде и Китай. Но нам (из России) виза для въезда в него не нужна, а китайцам нужна и даже очень. Собачьи парикмахерские есть, а выгуливать собачек кругом запрещено. Море кругом, а купаться негде. В переходах спят бомжи (?) на чистом постельном белье. Пепельницы стоят под табличкой "Не курить". Про толпы теток на картонках я уже писала... На воде вплотную к предельно роскошной прогулочной яхте паркуется предельно утлая лодчонка, сотканная из картона и гудрона с курицей в клеточке и кактусом в горшке на крыше... Вход в метро обозначается буквой Ж. Движение на дорогах вроде левостороннее. А народ по коридорам, эскалаторам и переходам ходит справа, и причем, это не туристы, туристов там не так уж и много. На окраинах Коулона нам иногда встречались таблички: "Придерживайтесь левой стороны", а ближе к центру все давно привыкли к правостороннему движению пешеходов. Что будет с Гонконгом дальше?