Содержание:

Чем более предсказуемо развивается ребенок с рождения до года, тем больше у него шансов затем благополучно учиться в школе. А какие признаки могут говорить о возможных нарушениях в развитии нервной системы? И почему важно обратить на них внимание как можно раньше?

К содержанию

Нужно ли ориентироваться на нормы развития?

Родительские форумы сейчас продвигают мнение, что каждый ребенок имеет право развиваться в своем собственном темпе. Долой нормы развития! Ребенок никому ничего не должен.

С другой стороны, многочисленные научные исследования показывают, что если у ребенка есть какие-то дисфункции в работе мозга, то важно как можно раньше начать усиленно заниматься, чтобы нарушения в развитии не прогрессировали, как снежный ком. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов, что развитие будет происходить без особенностей, ведь у мозга маленького ребенка огромный потенциал. 

Кто прав? Все зависит от того, с какой целью мы сравниваем развитие ребенка с возрастными нормами. Речь идет совершенно не о том, чтобы повесить на малыша ярлык "некачественный ребенок".

Возрастные нормы могут быть ориентиром, как дорожная карта. Туда ли мы идем? Хотя многие вехи развития заложены природой, ребенку всегда нужна помощь близких взрослых, чтобы успешно развиваться.

Каждый этап жизни ребенка в возрасте до года отражает развитие его мозга. Если что-то происходит с опозданием или какой-то этап пропускается, это сигнал SOS: мозгу ребенка требуется ваша помощь. 

Конечно, приятнее думать, что все само образуется. Но, к сожалению, так происходит не всегда. Некоторые нюансы в развитии ребенка, на которые родители не обращают внимания, могут превратиться в будущем в серьезные препятствия для обучения и обычной жизни. И тогда родители спрашивают специалистов: "Почему вы не сказали нам раньше, что что-то пошло не так?"

К содержанию

Тесты на развитие ребенка с рождения до года

Родители проводят с ребенком несравнимо больше времени, чем врачи. Поэтому именно родителям важно владеть информацией о том, на что обратить внимание, чтобы не пропустить нарушения развития у ребенка. Перечислю эти моменты.

Сосание. Первый тест на качество работы мозга, который ребенок проходит в своей жизни – это сосание. Если ребенок активно сосет грудь, то у него хорошо работает ствол головного мозга. В этой подкорковой структуре мозга находятся центры, управляющие всеми жизненно важными функциями: температурой тела, сердцебиением, дыханием, глотанием, сосанием.

Но это не все. Ствол мозга является фундаментом для обучения, потому что именно через него проходит информация от всех органов чувств, прежде чем попасть в кору мозга. Если малыш вяло сосет, быстро устает, поперхивается, обильно срыгивает молоко – возможно, ствол его мозга не достиг к моменту рождения необходимой функциональной зрелости.

Этапы двигательного развития. Все, чему младенец учится в первые месяцы жизни, должно происходить по определенному плану и укладываться в определенные сроки: научиться удерживать голову, переворачиваться, садиться, ползать, стоять и ходить. Каждый новый двигательный навык указывает на то, что развитие мозга происходит успешно. Сбой последовательности или задержка в формировании навыка – сигнал SOS.

Удовольствие от общения с близкими. Уже в возрасте 1,5-2 месяца можно заметить, что малыш радуется, когда его берут на руки, с удовольствием смотрит на лица членов семьи, улыбается. Если ребенок постоянно плачет или наоборот всегда ведет себя тихо и безразличен к попыткам общаться с ним – это сигналы SOS.

Диалог без слов. В 2-4 месяца малыш начинает издавать протяжные звуки – гуление. С помощью этих звуков, а также движений и улыбок он может поддерживать диалог со взрослым. Например, когда взрослый играет в "ку-ку" – прячась и появляясь снова. Если вы пытаетесь эмоционально общаться с ребенком, но он не реагирует – это тревожный признак.

Указательный жест появляется в возрасте около 12 месяцев. Ребенок его использует, чтобы привлечь внимание взрослых к чему-то, что ему интересно. К этому моменту у ребенка уже должны появиться первые 10 слов (или их заменители), которые он осознанно использует в общение с родственниками. Указательный жест является предсказателем успешности дальнейшего речевого развития, отсутствие указательного жеста (например, ребенок берет вашу руку и действует ею) - это сигнал SOS.

К содержанию

К какому врачу идти? Какие исследования делать?

Нарушения развития у детей чаще всего связаны с определенными дисфункциями в работе мозга. Эти дисфункции, как правило, появились еще до рождения малыша, во время внутриутробного периода его жизни или в результате осложнений во время родов. А значит, их можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка, когда закладывается способность к обучению.  

Если вы интуитивно чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться к хорошему неврологу и провести диагностику с помощью приборов. Исследования, которые дают врачу важную информацию о развитии мозга ребенка, безвредные, безболезненные, не требуют применения наркоза:

  • Нейросонография (УЗИ мозга)
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) – оценка кровоснабжения шеи и головы
  • Акустические стволовые вызванные потенциалы – оценка качества работы ствола мозга
  • Цервикальные вестибулярные миогенные вызванные потенциалы (цВМВП) – оценка вестибулярной системы
  • Ночной видео ЭЭГ мониторинг