Системы раннего развития: кубики Зайцева, иностранные языки и музыкальное развитие

Обучение чтению, иностранным языкам и музыкальное развитие

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (196 оценок)

А здесь можно прочитать Часть 1 и Часть 2.

Пособия Зайцева. Обучение чтению

В истории любого процесса наряду со взлетами, падениями и ровным поступательным развитием существуют редкие моменты действительно революционных озарений. Не побоюсь сказать, что именно так случилось и методическими разработками Зайцева. Изобретение Зайцева было просто, как все гениальное: на гранях обычных кубиков вместо привычных букв с картинками разместились склады, и малышам теперь не приходится мучиться над очередной головоломкой взрослых: как это так: "бэ" и "ю", а вместе почему-то читается "бю"...

Система музыкального развития Судзуки

Благодаря кубикам Зайцева обучение чтению из нудного рутинного процесса: обучение буквам - понимание взаимосвязи между буквами и звуками - слоговое чтение коротеньких слов - отработка техники чтения, - превратилось в веселую и увлекательную игру, в процессе которой дошкольники успевают научиться читать раньше, чем забава прискучит. "Стосчет" Зайцева - простая и наглядная система обучения математике. Даже самых маленькие и неспособные к математике дети научатся устному счету с переходом через разряд. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно пресловутые жи-ши).

Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они абсолютно конкретны и исчерпывающи одновременно. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - любит повторять Зайцев.

По Зайцеву можно заниматься дома, в школе и детском саду, с годовалыми малышами и первоклассниками; комплекты его пособий рассчитаны на детей всех возрастов, вплоть до средней школы. Я бы только хотела предостеречь от излишнего увлечения обучением по таблицам: стоит, все-таки, научиться считать в уме, знать наизусть таблицу умножения, да и диктанты писать не только кубиками, но и в обычных тетрадках. Причем с этим не стоит слишком затягивать, иначе у ребенка может выработаться определенный стереотип обучения, преодолеть который будет крайне сложно. Впрочем, не буду отнимать хлеб у Лены Даниловой, непревзойденного специалиста по методике Зайцева.



Изучение иностранных языков

Если вы не склонны к смелым экспериментам, вам подойдет классическая русская педагогическая школа. Она базируется на трех китах: чтение, музыка, языки. Там, где чтение - образ жизни, где читают для удовольствия и работы, стихи и прозу, вслух и про себя, - в таких семьях дети, как правило, подражая взрослым, начинают читать сами в четыре-пять лет без особых занятий. Читайте детям как можно больше и как можно раньше, сами читайте побольше в присутствии детей, и результаты не замедлят появиться - считают сторонники этой системы.

В прошлом веке детей очень рано начинали учить иностранным языкам. В мало-мальски обеспеченных семьях (отнюдь не только дворянских!) считалось необходимым нанять малышу гувернатку-француженку, через пару лет - немку, потом латынь и греческий в гимназии … Конечно, тех времен не вернуть. Канули в Лету и прогулочные группы, где старушки с дореволюционным образованием учили детей языкам.

Если вы говорите на иностранных языках без ошибок и с хорошим произношением, можно попробовать заниматься самим: стишки и песенки, мультики и компьютерные игры на иностранных языках, базовые лексические темы и элементарные основы грамматики будут полезны малышам. Только не рассчитывайте, что после таких занятий дома или на курсах ребенок действительно выучит иностранный язык. Это лишь хороший фундамент для серьезного обучения уже в школьном возрасте.

По-настоящему говорят на иностранных языках только дети, живущие в двуязычной среде, да и то нет единого мнения, так ли уж это полезно для детской психики. Во всяком случае, сейчас практически все специалисты сходятся во мнении, что без особой необходимости не стоит заниматься с ребенком иностранным языком раньше, чем он полностью овладеет родным (то есть, примерно до трех лет).

Занятия музыкой

В те времена, когда не было телевизоров, магнитофонов и даже радио, домашнее музицирование было одним из главных развлечений. Поэтому элементарные основы музыкальных знаний имели практически все дети из образованных семей. В дневнике личного врача Людовика XIV есть сведения о том, что будущий король начал играть на скрипке (тогда это был простонародный инструмент), когда ему было … полтора года, а на лютне (инструмент аристократов) - в четыре.

Безусловно, музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начать его учить, тем больше шансов, что у малыша разовьется слух, что он действительно будет хорошо играть. Проблема заключается лишь в том, что в России практически не учат любительскому музицированию. Отдав малыша в четыре-пять лет в музыкальную школу (а сюда и поступить-то непросто: конкурс! прослушивание!), мы обрекаем его на многие годы систематического тяжелого труда, а если у ребенка нет яркого таланта, этот труд почти непосилен. Но даже если ваш малыш действительно очень музыкален, не слишком спешите со школой. Начав заниматься слишком рано и делая заметные успехи, в семь-восемь лет ребенок будет играть уже очень серьезные произведения, к исполнению которых не будет готов ни морально, ни физически.

Тем не менее, заниматься музыкой с малышами не только можно, но и обязательно нужно. Почаще слушайте классическую музыку во время беременности. Я, например, надевала наушники прямо на живот, и по реакции малыша ясно было, что он в восторге. Новорожденному как можно раньше, лучше прямо с рождения, начните ставить кассеты Железнова "Музыка с мамой", на них есть специальные упражнения для развития слуха и чувства ритма. Сейчас продаются прекрасные серии кассет с классической музыкой в специальной аранжировке для детей. Если вы хоть чуть-чуть умеете петь, пойте малышу сами, играйте ему на любых доступных вам инструментах. Все это прекрасно развивает слух, приучает детей к постоянному присутствию музыки в их жизни.

Система Судзуки

Можно отдать малыша в школу или группу, где занимаются по системе японского педагога и музыканта Судзуки. Эта система рассчитанна на совсем маленьких детей, от полутора до трех лет. Здесь никто не станет торопить вашего малыша, он может сначала посмотреть, как играют другие дети и включиться в занятия, когда будет готов. Кроху не станут пугать экзаменами и ругать за не выученные гаммы: здесь царит атмосфера творчества и уважения к маленьким музыкантам. Обычно в таких группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно, флейты. Если вам на ухо наступил медведь и вы не знаете ни одной ноты, не огорчайтесь: слух прекрасно развивается, а учиться вы будете вместе с малышом. Система Судзуки как раз и построена на том, что родители сначала учатся сами, а потом учат детей.

Педагоги-классики считают, что недостатком этой системы является то, что детям не ставят руки и они привыкают играть неправильно. Но если вы не планируете, что ребенок будет заниматься музыкой профессионально, это не так важно, а если он захочет продолжать занятия, руки можно и будет и переставить или перейти с возрастом на другой инструмент.

Если вам не по душе методика Судзуки или такой школы просто нет рядом с вами, можно просто отдать ребенка в хорошую хоровую студию: попасть туда проще, чем в школу, да и требования не так суровы, а пользы ничуть не меньше, тем более, что в хороших студиях в программу входят, как правило, индивидуальные занятия фортепиано.

Надеюсь, что мой небольшой обзор поможет вам выбрать подходящие для вас и вашего малыша системы раннего развития. Скорее всего, как и большинство родителей, вы методом проб и ошибок выработаете собственную систему, используя те элементы различных методик, которые подходят вашим детям. Важно только, чтобы проб было не слишком много, от ошибок не пострадали дети, а ваш дом не превратился в лабораторию по изучению педагогических инноваций.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Системы раннего развития: кубики Зайцева, иностранные языки и музыкальное развитие"

Вы не авторизованы.

Очень тенденциозно. Преимущество любой системы обосновывается в сравнении с другими. Задолго до Зайцева учили читать по складам.
Буквари 19 века. И наши. Шу-ра мы-ла ра-му. Если логически оценить, то Зайцев изобрел, как подать известный принцип обучения чтению по складам (по слогам, т.к. "склад" не имеет определения в русском языке. Склад - по-украински "слог". Поэтому все восторги по методике Зайцева надо обосновать. Все обучение чтению основано на слогах. Новое - это слоги на кубиках и соединение кубика с погремушкой, известной с древних времен. Я не против методик Зайцева. Я против того, что другие методы не используются. А традиционные методы, проверенные еще с 19 века, подменяются единственым методом Зайцева. По моему, это подмена понятий.
2000-11-10, Владимир
Да замечательная статья!! Класс! Доман действительно сложноват для применения - биты, тысячи картинок - где все это взять, как найти время, да и малыш - не комп.Но вот читать и считать хотелось бы научить, и как можно раньше. По себе сужу - это просто здорово(меня научили в 4года). Для обучения пока использую Домана-показываю карточки со словами. Интересен Зайцев. Одна беда - в Уфе ничего нет!!! Ни каких-либо книжек, ни садиков специальных - обо всех методиках знают некоторые продвинутые мамы и бабушки - наверно 1% от всех мам и бабушек:-)
2001-05-19, Aliya
Мне кажется, надо просто ЗАНИМАТЬСЯ ребенком и обязательно его понимать. Со старшей никаких методик не применяла ( по незнанию), просто игралась с ней из соображений:"Мишка и буква А - информация одного порядка". Результат - чтение взахлеб с 3 лет, физмат лицей за 9 лет, и только в последнем классе ребенок выяснил, что она, собственно, чистый гуманитарий. А с младшей жду проблем - работаю и выкладываться некогда.
2001-06-27, Эдика
Интересны ВСЕ методы, которые позволят дать ребенку представления о жизни, необходимые знания для выбора пути и правила поведения в обществе. В конечном счете заработать себе и его детям на достойную жизнь.
Увважаемая Алена, письмо к Вам не дошло, ошибка в адресе.
Владимир.
2000-11-11, Владимир
<Я не против методик Зайцева. Я против того, что другие методы не используются. >
Какие методы Вам интересны?Какие используете в обучении,игре с Вашими детьми?
Судя по отзывам,которые я прочла ниже,
Вы ко многим вещам относитесь критично.
С уважением.
Mummy
2000-11-11, Mummy
<ВСЕ методы, которые позволят дать ребенку представления о жизни, необходимые знания > - и списочек этих методик по пунктам есть? У нас,например, методика обучения чтения Зайцева потерпела полный крах, правда в отдельно взятой семье:(
2000-11-11, ЛенаА
Попробуйте этот ящик.
:-)
Надо же.Только сейчас заметила.
Если не секрет.Вы где живете?
В смысле город,страна.
(точный адрес не обязателен)
:-))
С уважением.
Mummy
2000-11-13, Mummy
Поделитесь:

14.08.2000
Обновлено 29.08.2019
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Математика для самых маленьких  (от полутора до трех лет)
Математика для самых маленьких (от полутора до трех лет)
Основы математики для детей от полутора до трех лет: как правильно начинать обучение. Ознакомление с математическими понятиями в игровой форме.
Как научить ребенка читать с кубиками Зайцева
Как научить ребенка читать с кубиками Зайцева
Игры с кубиками Зайцева. Методика Николая Зайцева для обучения чтению дошкольников
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!