Содержание:

Ребенок не хочет идти в школу. Или на тренировку, хотя занятия спортом выбрал сам. Или отказывается заниматься музыкой. В 7-10 лет такое случается почти с каждым — но для родителей детское "не хочу", связанное с учебой, неизбежно становится "холодным душем". О чем подумать в спокойной обстановке, если сын или дочь отказывается ходить в школу или заниматься музыкой? И как говорить об этом с ребенком?

К содержанию

Отказывается идти в школу

У всех детей бывают дни непослушания, когда они не хотят идти в школу. Помимо болезни, могут быть и другие причина, по которым им хочется остаться дома. Если это происходит неоднократно в течение нескольких недель, выясните, что беспокоит сына или дочь.

Ситуация: утром сын отказывается одеваться и выходить из дома.

Ребенок говорит: "Я не хочу идти в школу". Если у него нет симптомов болезни, за отказом должно скрываться что-то еще. Не кроется ли здесь какая-то проблема?

О чем думаете вы: "Он просто прикидывается. Он должен идти в школу. А мне надо на работу". Когда вы испытываете противоречивые чувства, легко впасть в панику. Сын заболел? Или просто вами манипулирует? Помимо тревожных мыслей возникает еще и необходимость отпрашиваться с работы, объясняться с учителем и т.п.

О чем думает ребенок: "Дома мне спокойнее и безопаснее". Детский организм очень чувствителен к эмоциям. Если ваш сын чем-то расстроен, он инстинктивно хочет остаться в безопасности дома с родителями и у него на самом деле может заболеть живот.

Как реагировать прямо сейчас:

  1. Не торопитесь. Важно сохранить спокойствие и тщательно проанализировать ситуацию. Если чувствуете, что начинаете нервничать, предупредите учителя, что сын может задержаться. И дайте знать на работу, что можете опоздать. Полученная передышка поможет вам не принимать скоропалительных решений.
  2. Будьте последовательны. Покажите, что понимаете эмоции сына. Дайте ему понять, что вы его услышали. В то же время будьте тверды и не прогибайтесь: есть правила, которые все должны выполнять.

На будущее:

  • Помогите выразить эмоции. Разыграйте ситуацию "не хочу в школу" с помощью мягких игрушек. Или вместе придумайте персонажа, который расскажет о чувствах малыша и опишет его тревоги, дайте ему имя. В следующий раз, когда сын вновь ощутит тревогу, спросите его, говорит ли это тот же Беспокойный Бояка. Таким образом вы научите мальчика осознавать свои эмоции.
  • Сделайте утро управляемым. Разделите утренние сборы на небольшие легкие шаги. Хвалите сына за каждый выполненный этап: встал, оделся, позавтракал, вышел из дома, добрался до школы, вошел в дверь и т.п.
  • Поговорите с учителем и врачом. Что, по мнению учителя, может беспокоить ребенка в школе? Как изменилось его поведение в последнее время? С чем это может быть связано? Если он часто жалуется на головные боли или боли в животе, обязательно посетите врача, чтобы исключить возможные проблемы со здоровьем.

К содержанию

Хочет бросить музыку

Уроки музыки кажутся многим родителям лучшим занятием для их ребенка. Игра на музыкальном инструменте способствует улучшению общей пространственной координации, а также социальному и эмоциональному развитию. Но насколько музыкальная школа или занятия с педагогом по музыке подходят вашему сыну или дочери?

Ситуация: дочь говорит, что ненавидит играть на пианино и вообще не хочет посещать уроки музыки.

Ребенок говорит: "Я не хочу заниматься музыкой!". После долгого дня в школе и выполнения домашних заданий занятия музыкой кажутся ребенку настоящим наказанием. Действительно, они требуют регулярности и дисциплины — без этого невозможно ни обучение, ни хорошее владение инструментом.

О чем думаете вы: "Наш мир — конкурентный. Девочка должна начать рано заниматься, чтобы чего-то добиться". Возможно, вам хочется, чтобы ребенок стал музыкантом или просто был занят чем-то полезным после школы. Но нужно быть реалистом: если музыка нужна только вам, придется постоянно оказывать давление на дочь и находиться с ней в состоянии конфликта.

О чем думает ребенок: "У меня нет времени, чтобы просто посидеть дома и позаниматься тем, чем я хочу". Для полноценного развития детям действительно необходимо время, чтобы побездельничать или поиграть. Кроме того, дочь чувствует, что желание играть на пианино скорее ваше, нежели ее. Если музыка — не одна из сфер ее интересов, не стоит ожидать, что она будет наслаждаться этим занятием.

Как реагировать прямо сейчас:

  1. Поощряйте. Будьте благодарным слушателем, какими бы невыносимыми для слуха ни были первые музыкальные попытки ребенка. Если он почувствует критику, то станет стесняться и перестанет практиковаться.
  2. Хвалите за настойчивость. Слушайте вместе записи произведения, которое разучивает ребенок. Это поможет ему обрести мотивацию и понять, как должна звучать эта композиция. Поговорите о том, что каждый день занятий приближает его к столь же безупречному исполнению, как то, что вы только что услышали.

На будущее:

  • Пусть занятия будут краткими. Поставьте инструмент в гостиной, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, будучи вынужденным заниматься в своей комнате. Короткие ежедневные занятия по 10-15 минут гораздо лучше, чем случайный час раз в неделю.
  • Присоединяйтесь к занятиям. Относитесь к музыкальным занятиям как возможности провести время с ребенком. Можно визуализировать успехи, записывая репертуар, который он уже освоил, а также наклеивая на ноты маленькие стикеры каждый раз, когда юный музыкант разучивает новое произведение.
  • Будьте гибкими. Ребенок начал учиться играть на пианино, а затем решил переключиться на гитару. Почему бы и нет? Разнообразие инструментов поможет ему улучшить пространственную координацию и понимание музыки.