Психология детского творчества (часть 3)

Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей.

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (136 оценок)

Часть 1, Часть 2.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей.

Детская психология

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста. Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать последовательность оптимальных путей и способов их достижения и осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов. Именно эта особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень часто мешает развитию детской креативности.



По-видимому, существует некий природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем, в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе. Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перцептивный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра. В образно-ролевых играх, в играх по правилам, в режиссерской игре формируется эта важная для формального обучения способность человеческого мозга.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Психология детского творчества (часть 3)"

Вы не авторизованы.

Татьяна, позвольте с вами не согласиться. Мне кажется, не все так просто.

Те, "кто и так чувствуют своего ребенка" еще раз убедятся в том, что они выбрали "верный путь".

Тем, кто еще не задумывался над подобными проблемами, эти (и другие)статьи помогают взглянуть на мир ребенка и на свое отношение к проблемам развития и обучения по-новому.
Аудитория сайта постоянно пополняется, приходят молодые мамы и для них все изложенное в статье представляет несомненный интерес.

>девиз "Делай как я и не высовывайся!"
Далеко не все работники детских садов действуют в соответствии с подобным девизом. И мое утверждение не голословно. Сужу по реакции воспитателей детских садов, педагогов лицеев и дошкольных гимназий с которыми постоянно встречаюсь на своих семинарах. Они ищут правильный путь, критически пересматривают все, чему их учили в пед.училищах и институтах, стремятся к взаимодействию с детьми в самом лучшем понимании этого слова, хотят знать о новых методиках.

Я, например, когда читаю статьи на детско-педагогическую тему, ищу не обязательно что-то новое (ну что можно еще придумать нового?:))), а скорее всего хочу найти какой-то необычный, новый ракурс, поворот в давно известной теме...

Вобщем для меня - это процесс не "насыщения" информацией, а поиск новых "вкусовых ощущений", этакое гурманство:)) Прошу извинить за гастрономические сравнения:)))
2001-03-14, Надежда Григорьевна
С государственной системой дошкольного образования я близко не сталкивалась лет 7.Может что-либо изменилось.(верится в это с трудом) В альтернативной системе образования такие люди встречаются, но и о них говорят как о чём-то выдающемся. Всё зависит от личности педагога.
В большинстве это усталые от жизни люди, не зависимо от возраста.
Одна учительница у знакомых на уроке рассказывает как она встречалась с барабашкой, другая жрёт макароны(извините за грубое слово) прямо на уроке, смачно хлупая и чавкая. И в лучшем случае это люди добросовестно выполняющие свои обязанности, а про творчество и говорить не чего.
Разве не так?
Татьяна.
2001-03-15, Т.Т.
Для меня в статье ключевой является фраза-вопрос: "Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или УЧЕНИК или ТВОРЕЦ?"
Именно этот вопрос и является, на мой взгляд, главным в дошкольной педагогике. Однозначный ответ: "Игра - самое важное для ребенка, все - в игре", верный по сути и ... не являющийся готовым рецептом, заставляет каждого (и родителя, и педагога)вновь и вновь задумываться. Поскольку у каждого не "среднестатистический" ребенок, то и игра (игры) тоже не могут быть одинаковыми. И это хорошо:)))
2001-03-14, Надежда Григорьевна
(похныкивая) Всё это понятно: не навязывать, не оценивать... Творить вместе с ребёнком или не мешать ему самому творить. Хорошо (в смысле легко) применимо к ребёнку-интроверту. У меня вот - экстраверт. Подвижная и общительная до жути. Из всех видов творчества предпочитает словотворчество. И, судя по недавно промелькнувшей тут же на сайте статье о психофизиологических различиях мужчин и женщин, дневной "запас слов" моей "маленькой женщины" на порядок больше моего :)). И это я (с её точки зрения) должна её развлекать! При этом НИЧЕГО НЕ НАВЯЗЫВАЯ. Я уже просто иссякла. Пора искать спортивно-танцевальную секцию :)).
2001-03-14, Баба Нюра
Может, это немножко отдает мистицизмом, но я верю в то, что главное "запустить" поток, идею. Вокруг нас сплошные потоки:) - кто-то ощущает на себе влияние одного, кто-то - другого, кто-то входит в поток, кто-то спокойно наблюдает со стороны, кто-то хвалит любимый поток:) и ругает чужие, кто-то критикует все потоки подряд...
Одним словом, жизнь, а не застой, болото...
Поэтому мне все меньше и меньше хочется спорить, критиковать, защищаться, стоя на месте, или убегать, а все больше - ИДТИ:)
А Ваше сообщение - нормальное сообщение-отзыв, ни о какой войне и речи быть не может:)))
2001-03-15, Элла Прокофьева
А я могу. Не равнодушные родители очень часто бывают озабочены подготовкой к школе, к жизни, учебой ребенка, не догадываясь о том, что ребенок может, а что ему очень трудно. Кажется, что тренируешь навыки, необходимые в дальнейшем, а это все невовремя, не так, как надо ребенку. Со мной такое было, хотя в отсутствии внимания к ребенку меня никто не мог бы уличить.
Очень полезная статья! Жаль, что многое упущено :-(
Надо отдавать себе отчет, что многое не понимаешь. Кажется, что ребенок ничего не делает, мается дурью, а он познает мир, не так как нам этого хочется, а по-своему.
2001-03-14, Сонечка
Вы сами ответили на свой вопрос: "все зависит от личности педагога". И в любом деле многое зависит от конкретной личности.
Может быть, это специфика моей работы (я не могу говорить о всей системе), но в последние 3-4 года я вижу очень много заинтересованных и творческих людей.

Все педагоги (воспитатели) не могут быть творческими личностями по определению - это особый дар, хотя к этой профессии и предъявляются повышенные требования. Поэтому скажем спасибо и тем, кто добросовестно выполняет свои обязанности - знаете, сколько сейчас в школах вакансий? не хватает учителей...
2001-03-15, Надежда Григорьевна
Поделитесь:

14.03.2001
Обновлено 10.09.2019
Близкие по теме статьи
Цвет детского рисунка
Цвет детского рисунка
О чем расскажут рисунки - психология детского рисунка. Значение цвета в детском рисунке.
Депрессивный ребенок . Часть 1
Депрессивный ребенок . Часть 1
Да, да, да, Вы не ошиблись — депрессивный... ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия — лишь удел взрослых.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!