Проживем без репетитора (часть 1)?

Как понять, что ребенку нужен репетитор

Неделю назад ко мне заглянула подруга, мама мальчишек 15 и 11 лет, чтобы попросить совета.

- Нас в школе уговаривают репетитора нанять. А я сомневаюсь, надо ли?
- Чего ж ты хочешь, - отвечаю, - сейчас редкий ребенок может сам в вуз подготовиться.
- Да я не о старшем, - махнула рукой подруга. - С этим все понятно. У младшего классная говорит, что он математику не тянет…

Если бы я сама не работала в школе, то, наверное, удивилась бы, что моей подруге предложили подыскать частного преподавателя для ребенка, которому до абитуриентского возраста еще расти и расти. Но, зная ситуацию изнутри, я могу утверждать, что это далеко не единичный случай. Причем необходимость взять репетитора не всегда является реальной, а не надуманной тем преподавателем, которому просто не хочется тратить свои силы на учеников. Как понять мотивы учителя, который рекомендует вам найти репетитора? Стоит ли нанимать частного педагога для каждого отстающего ребенка? А если да, то какого?

Давайте разберем наиболее типичные ситуации.

Проблема профиля

Проблема профиля

Уже в начальной школе можно определить, есть ли у вашего ребенка ярко выраженные гуманитарные или математические наклонности. Нередко малыш с удовольствием читает и неплохо сочиняет, но совершенно не в состоянии освоить даже азы арифметики. Или наоборот: задачки щелкает как орехи, а в сочинении двух слов связать не может. Нужно ли нанимать гуманитарию репетитора по математике, а "технарю" - по литературе?

Психолог Алла Доранилова считает, что первостепенная задача в этой ситуации - соблюсти интересы ребенка. Поэтому ответ прост: если малыш страдает от того, что не справляется с программой, то репетитор нужен. Но не первый попавшийся, а тот, кто будет заниматься с ребенком, учитывая особенности его мышления. Если же ребенок равнодушен, скажем, к математике, то насиловать его не следует.

"Можно попытаться пробудить его интерес к предмету с помощью какого-нибудь увлекательного развивающего пособия, но ни в коем случае не давить, - говорит Алла Доранилова. - Посоветовать некую универсальную методику я не могу. В моей практике были случаи, когда одна и та же книга Григория Остера в одном ребенке пробудила интерес к математике, другого оставила равнодушным, а третий прочитал ее, оценив юмор автора, но не решил ни одной задачи."

Алла Доранилова советует родителям смотреть на ярко выраженные способности ребенка как на большую удачу

"Когда человек в достаточно раннем возрасте определяет круг своих интересов - это скорее хорошо для творческой самореализации. Пусть вас утешает то, что у Пушкина всегда были плохие оценки по математике."

Специалист по обучающим технологиям, психолог и педагог Ольга Ильина считает, что склонность к гуманитарным или техническим наукам - вовсе не причина забрасывать "недающиеся" предметы. Просто надо найти подход к изучению той или иной дисциплины - а для этого понять различия гуманитарного и математического способов мышления:

"Гуманитарии воспринимают всю проблему в целом, а потом ее сужают. Логики же выходят на общий объем, строя логическую цепочку. Так, при изучении астрономии это значит, что гуманитарию надо сначала дать концепцию Вселенной, а потом сузить ее до проблем Земли."

"Физика для гуманитариев - это физика в виде комиксов, - продолжает Ольга Сергеевна. - Там должны быть прорисованы характеры, действия, должны приводиться примеры из реальной жизни. Предпочтительнее текст, написанный с юмором. Графики и схемы, безусловно, должны присутствовать, но в качестве иллюстраций к рассказу героев. Общий подход: сначала ребенок должен понимать общую концепцию: что для чего. Теорему надо начинать с конца: что нам нужно доказать? - Вот это. Можем мы сейчас это доказать? - Нет. Чего нам не хватает? - Того-то. А не так, как построено доказательство в учебнике: сразу дорисуем то-то, потом другое."

Математикам интересно познать структуру. При чтении "Евгения Онегина" можно обратить их внимание на уникальную строфу. Логик обычно визуал. Пусть изучает рисунки Пушкина. Очень хорошо поставить ребенка в следующую ситуацию: я тебе буду читать, а ты представляй то, о чем я читаю. А потом логик с удовольствием выполнит анализ характеров, ему будет интересно выискивать причинно-следственные связи.

В своей работе Ольга Ильина часто сталкивается с родителями, которые считают традиционное советское образование самым лучшим, а такие нестандартные подходы - опасными. Однако учить всех детей по одной методике, не учитывая особенностей личности, - абсурд.

"Отцы как правило более консервативны, в то время как матери видят больше детских слез. Поэтому обычно именно отцы восстают против игрового обучения и требуют, чтобы ребенка учили "как надо", - рассказывает Ольга Сергеевна. - Я в таких ситуациях спрашиваю: "Кому надо?". Согласна, что ребенка необходимо дисциплинировать, но делать это следует в том, в чем ребенок чувствует себя уверенно и самодостаточно. Если же у ребенка что-то не получается (и соответственно, понижается самооценка), а мы вместо помощи даем ему дрессировку, то это приведет не к дисциплине, а к неврозу."

"К тому же как минимум до 10 лет игра - это жизненная необходимость для человека, - убеждена Ольга Ильина. - Да и в дальнейшем игра служит инструментом познания. Серьезному папе всегда можно напомнить, что в бизнес-сообществе нередко пользуются деловыми играми, чтобы разрешить сложную ситуацию или повысить квалификацию сотрудников."



А вот автор этих строк вообще не согласна с делением предметов на математические и гуманитарные. Любая область знания необыкновенно многогранна и может быть интересной как людям с логическим складом ума, так и тем, кто мыслит образами. Яркий тому пример: практически все философы до Руссо являлись одновременно и математиками.

Как учитель английского, я не вижу проблемы в том, чтобы успешно обучать "технарей" иностранному языку. Да, эти дети неохотно расширяют словарный запас, поскольку не видят необходимости в большом количестве синонимов. Я решаю эту задачу с помощью системы координат, на которой ребенок откладывает эпитеты. Например, "обычный" (common) - это ноль, "прекрасный" (wonderful) - плюс 5, "отвратительный" (disgusting) - минус 6, и так далее. При такой работе ребенок проникает в смысл слова и активизирует зрительную память, а следовательно, запоминают новые слова.

А если с помощью координатной прямой изобразить систему времен английского языка, математики прекрасно осваивают грамматику. Воспользуйтесь учебником Raymond Murphy "English Grammar in Use" (существует несколько уровней этого учебника - будьте внимательны при выборе!). Если вы хотите, чтобы ребенок-логик написал сочинение, дайте ему тему, которая подразумевает доказательство. Вместо традиционного "Моя семья" предложите порассуждать о том, "Почему я люблю свою маму?" или "Правда ли, что у тебя большая семья?" и т.п.

Логики ленятся переводить текст дословно, поскольку хорошо вычленяют главное, отсекая подробности. Это ведет к тому, что их словарный запас пополняется медленно. Здесь имеет смысл дать следующее задание: замени в предложениях второстепенные члены так, чтобы изменился смысл текста. В результате идет двойная работа: ребенок должен понять значение каждого слова и одновременно подобрать к нему антоним.

Ребенок с математическим складом ума больше, нежели гуманитарий, ориентирован на достижение цели. Поэтому изучение иностранного языка желательно начинать с создания мотивации. Объясните ребенку, что, зная английский, он сможет прочитать и перевести книгу о компьютерах. Или - работать в интернете, переписываться по электронной почте с ребятами из разных стран. Помните, что для математика иностранный язык обычно является средством и орудием.

Способов и приемов, с помощью которых можно обучать иностранному языку, много. Главное - понять, что иностранный язык - это не "гуманитарный предмет", а свободная стихия, которую маленький математик с легкостью обуздает удобными ему способами. Ведь научился же он говорить на родном языке, не так ли?

Не справляемся с одним предметом

Причина неуспеваемости по конкретному предмету может быть связана с несколькими обстоятельствами. Как ни странно, одно из них - расписание. Если малыш - сова, а какой-то урок стоит в расписании неизменно первым, это может привести к плохому усвоению материала. Или наоборот: урок стоит последним, и ребенок со слабым здоровьем просто физически не в состоянии включиться в работу. Психологи отмечают также эффект интерференции: если в расписании сходные предметы идут один за другим (литература - мировая художественная культура - история), то в сознании многих детей они сливаются, в результате чего тормозится запоминание.

Стабильное отставание по конкретному предмету может происходить из-за школьного невроза. Хорошо, если родители смогут сходить в школу и послушать, как учитель ведет урок. Возможно, он дает материал жестким директивным тоном, который пугает ребенка. В результате малыш "отключается" и не воспринимает информацию вообще.

"Ребенок воспринимает предмет через учителя, - поясняет Ольга Ильина. - Например, несколько лет назад дочь моей подруги считала, что биология - это цель ее жизни. Я порекомендовала маме отвести девочку на занятия по биологии в системе дополнительного внешкольного образования, чтобы она смогла определить, что ей на самом деле нравится: учитель или предмет. Учительница у нее замечательная: эмоциональная, умная, интересный человек и прекрасный специалист. И вот через три года девочка по-прежнему дружит с учительницей, но к биологии несколько поостыла. Это классический пример увлечения личностью педагога."

Но бывает и противоположная ситуация. С проблемой личных взаимоотношений учителя и ученика я столкнулась при работе с одной многодетной семьей. Старшие братья конфликтовали с учительницей химии. Когда химию стала изучать их младшая сестра, учитель открыто заявила, что девочка не будет знать предмета, раз она сестра "тех Ивановых". Эта учительница позволяла себе оскорблять детей и недостойно выражаться (из-за чего, собственно, с ней конфликтовали оба мальчика). К тому же у нее на уроках хорошие оценки получают те, кто занимается с ней за отдельную плату.

Понятно, что такую ситуацию нормальной не назовешь, и здесь необходима поддержка семьи. Прежде всего ребенок должен знать, что родители не сомневаются в его способностях. Нет смысла ругать за плохие оценки, если они говорят не о знаниях, а о предвзятом отношении педагога. Если плохое отношение к учителю ребенок перенес на предмет, ему нужно помочь. Например, по предмету, который важен для поступления в вуз, имеет смысл нанять репетитора или пойти на специальные курсы, а в школе оставить все как есть.

Если же личность учителя и его отношение не представляются настолько неадекватным, Ольга Ильина советует сделать две вещи.

Во-первых, с помощью частного педагога или самостоятельно помочь ребенку нагнать материал, чтобы он чувствовал себя уверенно.

Во-вторых, поговорить с учителем. Возможно, он просто не отследил момент, когда нарушился контакт с ребенком - особенно если педагог перегружен, а класс большой. Конфликт разрастается, а учитель, не видя источника, не может понять, в чем же дело. В этой ситуации многие дети не идут на обострение отношений, а просто втихую перестают заниматься. Здесь бывает достаточно просто доверительного разговора родителя и учителя, чтобы поправить отношения. При этом учитель также испытает значительное облегчение и радость от того, что ситуация разрешилась. Разумеется, родитель должен прийти не с обвинениями и претензиями, а с желанием поделиться своим видением проблемы.

Помните, что независимо от причины конфликта с учителем необходимо настраивать ребенка на адекватную самооценку - она в любом случае поможет избежать тотальной неуспеваемости. Это будет темой нашего следующего материала. А о том, насколько важно при возможности избавить ребенка от влияния дурного педагога, мы поговорим в статье, посвященной проблеме вымогательства денег.


Статья из февральского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Проживем без репетитора (часть 1)?"

Вы не авторизованы.

Без репититора прожить можно, если у вас есть достаточно времени, чтобы заниматься с ребенком самому и вы достаточно информированы по данному предмету. Даю пример: я школьный учитель, поэтому за примерами далеко ходить не надо. Мальчик Саша (7-ой) класс. Мальчик с трудом концентрируется на уроках, абсолютно недисциплинирован, поэтому мысли скачут с одного на другое. Занимается папа, который сидит с сыном над упражнениями и ходит в библиотеку подбирая материал для рефератов. Мальчик бессмысленно брать репититора, т.к. большие объемы информации он просто не воспримет. Другой случай. Мальчик Илья. Сначала думала, что просто ленив, а от этого глуп, но потом пришла мама:"Он у меня такой больной" Видела бы как ее больной себя на уроках ведет и как на переменах дерется. Посоветовала ей репетитора, мальчик не достиг больших результатов, так как слишком мало времени было, но то что они с репетитором прошли он усвоил очень быстро. Просто родители поощряли лень такого ребенка. Репетитор необходим абитуриенту, так как разница между вузовскими требованиями и школьной программой очень велики. Не надо брать реп., когда вам навязывает школьный учитель в своем лице (есть, к сожалению, такие). Правда, тогда вы рискуете оценками своего ребенка, но это уже другая история. А про разделения на гуманитарив и логиков, вспомните Ломоносова и попробуйте ответить на вопрос:кто он?
2002-03-21, Стрекоза(Дашина)
Угу! Приходит такая родительница в школу и начинает с порога вопить: "Ты такая сякая моему ребенку двойки ставишь!" Потом разворачивается и уходит, даже не поинтересовавшись, за что двойки. Случай из практики.
Так что вам и не угодишь. А вы знаете, как учителям попадает за эти самые двойки. Мне завуч постоянно выговоры лепил "за необъективную оценку", то есть за то, что в журнале рядом с двойкой могла пятерка стоять. А знаете, как замечательные детки ведут себя в платных школах? Сама работаю в общеобразовательной, но присутствовала на уроках в гимназических классах. Такого неуважения к учителю даже у моих неуправляемых деток не было. Кроме того, вместо того, чтобы все на учителей валить вы бы лучше поинтересовались, какие знания у вашего ребенка, ведь не учителя его рожали, а вы. А насчет зарплаты, поверьте, она весьма невелика даже у преподавателей платных школ (от силы 5-6 тысяч при полной загрузке и проверке тетрадей, хотя я наверно завышаю, у меня 600 рублей). Еще случай из практики. Уже репетиторской. Мальчик первый и второй класс учился в платной школе, оценки только 5 и 4, а знаний нет и заметили это родители, вовремя перевели в простую школу. Так что не надо нападать. Кроме того, у ребенка в платной школе самого поведение меняется:"Я тебе плачу, вот ты меня и учи", такое тоже есть.
2002-03-22, Стрекоза(Дашина)
Есть конечно хорошие учителя. Я перед ними шапку снимаю, так как сама так не могу.
Да поймите вы меня, мой сын учится в платной школе с 1 класса (астматик поэтому), всегда хвалили, хорошие оценки, в 10 классе пришел новый директор и пошло-поехало. А за что деньги брали 11 лет? Собраний не бывает. Придешь в школу - доброго слова не услышишь. А сделала вывод - частная школа - это сбор денег.
А врачи, кстати, тоже еще та профессия. Если бы мама, сестра и бабушка не были врачами, то можно было бы разочароваться. Сколько я видела гинекологов, которые голосом удава говорят: “вам, чтобы родить здорового ребенка, а вы хотите родить его?, нужно купить эти таблетки за 1000$. А иначе не знаю кого вы родите.” Скажете не видели таких? И что, это хорошо? Я кстати тоже учитель математики. В школе проработала 2 недели после универа. Поняла, что я не смогу тут и ушла.
Вы не думайте, я хорошая по жизни. Но когда моих детей обижают, просто дурею, начинаю все крушить.
2002-03-25, Змееныш
А вот и не так. Приходишь в школу - а тебе : ваш ребенок дебил, не организован, учиться не может, уровень мотивации низкий. Дак а что же вы оценки то всегда хорошие ставили? А почему по истории 3, а учитель истории: у него не историческое мышление. Ну и что? Он математик по мышлению Мне что его убить что-ли учителям на рабость?

Понимаете, им все равно!! Ругают, не разбираясь в ситуации, говорят, он опаздывает, прогуливает. А говорю, когда он прогулял? Поднимем журнал, оказывается, что это не он, а другой мальчик. А обругали моего только что. Им все равно кто прогулял, все равно все плохие.

Я понимаю, не платят, низкий уровень жизни, но это НЕ МОИ ПРОБЛЕМЫ. Я не могу всем заплатить. Зачем перекладывать свои проблемы? Мало денег - меняй работу, ищи любовника, да делай что-нибудь для себя, не отыгрывайся на детях.
ХОРОШИЕ УЧИТЕЛЯ - НЕ ДЛЯ ВАС!! ПРОСТИТЕ!!
2002-03-25, Змееныш
занятия с КОНКРЕТНЫМ ребенком - задача репетитора-(проблема родителей). Учитель работает с классом, и что же это будет за работа учителя если, извините, он из 40 минут будет 20 минут уделять вашему сыну, а остальные 20 минут-остальным 25-35 ученикам????????????????

Есть категория детей - "КОЛЛЕКТИВООБУЧАЕМЫХ", а некоторым (для приобретения знаний)-только с репетитором.

так что не злитесь на учителей, любого из них вы можете попросить чтобы он еще и индивидуально занимался с вашим ребенком.

по поводу "4", "5" - вашего сына: моя мама работает преподавателем англ.яз. в коммерческом престижном лицее, так вот администрация им СТРОГО_НАСТРОГО запрещает ставить детям "2", и "3".
ради интереса - возьмите классный журнал - так там все дегенераты класса будут хорошистами!!!

придержите свой гнев и эмоции.
2004-08-17, педагог
Спасибо за ответ, но меня немного не в этом аспекте интересовало. Вопрос не праздный. У нас с мужем есть разногласия в воспитании ребенка, подозреваю что корни в - нашем детстве. Его держали в строгости, а я "сама себя делала", плюс еще брат младший. Так вот, он считает, что ребенок к школе должен быть подготовлен, что в его понимании означает подчинение команде учителя. Во многом такому взгляду способствовало то, что бывшая жена - учительница мл. классов, и это все у него на глазах развивалось. (ЧТо-то вроде "все читают, а Вася зевает, потом дается следующее задание,а Вася отстает...", Вася -недисциплинированный беспредельщик Т. е. должна быть дисциплина, подчинение.) Вы тоже так считаете?
2002-03-25, Галина
У меня сейчас такое состояние (уже год). Мой сын заканчивает 11 класс. Учителей я ненавижу любой ненавистью, а репетиторов люблю. Почему? 10 лет я честно платила за школу (не малые деньги) и в итоге - ребенок к ЕГЭ не готов. А репетиторы делают чудеса. За те же деньги. Вы скажите: а зачем платили? И будете правы. Но выяснилось то это все когда нужно уже экзамены сдавать. Учителя и директор говорят, что у вас такой тупой мальчик. Так за что же ему 5 и 4 ставили? И почему репетиторы смогли его научить, а учителя за зарплату нет? Зачем господа учителя так непрофессионально работают, а зарплату не забывают получать?
Простите, если кого обидела, во мне моя обида говорит.
2002-03-22, Змееныш
Поделитесь:

21.03.2002
Обновлено 10.11.2020
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Репетитор для первоклассника и еще 10 способов помочь ребенку в школе
Репетитор для первоклассника и еще 10 способов помочь ребенку в школе
"Вредные советы" родителям: 1 класс, 5 класс, далее везде
Английский для дошкольников: с репетитором или на курсах?
Английский для дошкольников: с репетитором или на курсах?
3 метода изучения английского для детей от 4 лет
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!