Как сходить в поход с годовалым малышом

Как мы ходили в поход с маленьким ребенком

Полезность: 4,8 из 5 Интересность: 5 из 5 (13 оценок)

Уж как-то так сложилось, что мы с мужем не мыслим себе лето без походов. В тёплые выходные - это поездки на природу или по городам, на майские праздники - байдарочные походы с открытием купального сезона, в отпуск - море или горы. В общем, летом получаем новые впечатления, а зимой рассматриваем летние фотографии, вздыхаем и опять ждем тепла.

Прошлый год у нас был самым счастливым - родился Тимоша. Конечно, ни о каких поездках речь и не шла. Но вот сынуле исполнился год, и мы решили, что можно потихоньку начинать.

Первым шагом стала поездка с друзьями в лес на шашлыки на весь день. Мы убедились, что к общественному транспорту Тимофей относится нормально, в лесу ведет себя спокойно, с удовольствием рассматривает цветочки-палочки-шишки, и после сытного обеда спокойно засыпает в раскладной прогулочной коляске.

Следующим этапом стала вылазка на природу с одной ночевкой. Дорога заняла немного: час электричкой + полчаса автобусом + час пешком; коляску мы везли по очереди, а Тимошка, разинув рот, смотрел по сторонам. (Впоследствии коляска также использовалась как столик для кормлений.)

Первое знакомство с палаткой прошло на "ура", да и ночёвка была спокойной. Мы приобрели два одинаковых спальника, чтобы сцеплять их между собой большим конвертом, и Тимофей спал между нами, как в гнёздышке.

Сразу же мы отметили два положительных момента. Во-первых, можно выйти с ребенком гулять на лужок и не бояться, что он выбежит на дорогу, упадет в лужу или влезет в грязь, (а будет спокойно рвать цветы и рассматривать букашек), а если плюхнется на попу - встанет и пойдет дальше. Во-вторых, от постоянного пребывания на свежем воздухе человечек спит просто богатырским сном.

Репетиция оставила только положительные впечатления, и мы стали готовиться к походу на несколько дней.

Года три назад мы были с байдаркой на Верхней Волге и без конца вспоминали эту поездку как волшебный сон: жизнь на острове, где песок и сосны - просто голубая мечта. Очень хотелось съездить туда опять.

Сразу встал вопрос: да разве будет Тимошка (обожающий воду) спокойно сидеть в лодке? После долгих размышлений вспомнили, что подобная проблема уже была, когда наш малыш начал кушать за общим столом на высоком стульчике. Он всё время старался встать на нём во весь рост - приятно быть высоким! И в один прекрасный день, стоило на секунду отвернуться, он просто провалился между стулом и стеной. После этого был изобретен широкий тканевый пояс на липучке, служивший страховкой. Его-то мы и примотали верёвками к переднему сиденью байдарки и застегнули на Тимошке липучкой назад. Отсюда и начну основное повествование, опустив пока подробности дороги до Волги.

Большая река малыша очаровала. А пояс, хоть и не позволял свалиться в воду - все-таки не препятствовал тому, что восторженный Тимоха, слегка наклоняясь вбок, дотягивался до воды руками и бешено колотил по ней, визжа от восторга. Через час гребли мы доплыли до острова, на котором предполагали встать, но оказалось, что он занят. Надо искать другой. А тут выяснилось, что наш хохочущий ребенок мокрый с ног до головы - вода буквально стекает с панамы. Детские вещи - на дне рюкзака, рюкзак привязан к лодке. Мокрую одежду сняли, на Тимошку я надела свою ветровку, в которой он стал похож на китайского монаха, и взяла его к себе на колени. Дальше папа греб один.

Вскоре мы нашли замечательный остров с соснами, на котором и встали. От наших предшественников остался сосновый лапник под палатку, которым мы тоже воспользовались. Заход в воду оказался прямо-таки для ребенка: глубина на много метров от песчаного берега - не больше, чем по колено.

Отдельно скажу о питании. Для готовки мы обычно берем с собой примус или газовую горелку, но в этот раз вещей оказалось слишком много, поэтому готовили на костре. По примеру знакомых приобрели очень удобную вещь - цепную пилу (похожа на велосипедную цепь и складывается в маленькую коробочку), которой очень быстро можно напилить сухих сучьев.

Основная часть взятых продуктов была, конечно, Тимошкина. Если нам, взрослым, спокойно можно обойтись супом из пакетика или порошковой картошкой со шпротами, то питание малыша - совсем другое дело. Тимошке мы взяли кабачки, картошку, сыр, фруктовое пюре в баночках (овощное баночное пюре он не любит), детские мясные консервы, кашу (из пакета), молоко для каши, печенье, творог, мед и варенье (для добавления в чай и творог), соки, яблоки, бананы, и, наконец, кефир и кисломолочную "Агушу", без которых он просто не засыпает.

И вот тут я хочу сделать отступление и обратиться к походникам с малышами с вопросом: "Чем вы кормите детей в походах?". Наше пребывание на острове ограничилось тремя днями, скорей даже не по причине однообразия, а в связи с "продовольственным вопросом". Дело в том, что молочные продукты долго хранить без холодильника просто страшно (творог, например, на третий день выглядел подозрительно и мы его выбросили), кабачки тоже долго не живут, не говоря уже о бананах.

Собираясь в поездку, мы запаслись гвоздичным маслом, гадая, как ребенок перенесет наличие комаров. Оказалось все до смешного наоборот: комаров практически не было, зато оказалось полно муравьев. Долго сидеть на травке или даже на пенке (туристическом коврике) было совершенно невозможно. И даже не потому, что иногда кусали, а, согласитесь, неприятно, когда по тебе ползают. Для одного Тимошки проблема была неактуальной: он вовсе не хотел сидеть на месте, а снимая с себя муравья, с брезгливым видом протягивал мне и говорил "Ня!" (в смысле "на!").

С погодой нам повезло (дожди были в основном ночью и рано с утра). Поэтому, когда Тимофей порывался бежать к воде - мы раздевали его и отпускали резвиться голышом (хоть у воды нет муравьев). Гладенькие палочки, принесенные водой, оказались самыми лучшими игрушками. Тимошка без конца хватал то одну, то другую - стучал ими по воде, чертил загогулины на мокром песке и просто с ними носился.

Наш папа творчески подошел к водным процедурам: строил для Тимошки замки из песка, при помощи мыльницы лепил куличики, а один раз вырыл в песке небольшую ямку и наполнил ее водой. Тимошка оценил новшество по достоинству: без конца лазил туда-обратно. В заключение водных игр папа с сынулей окунались в воду, после чего быстро вытирались-одевались и отдыхали в палатке.

Интересно и то, что мы взяли с собой маленький детский бассейн. Предполагали, что вода в нем быстро нагреется на солнце, и Тимошка будет с удовольствием в нем купаться. Оказалось же, что вода у берега прогревается горазда быстрее, а в бассейне остается холодной, несмотря на несколько вылитых в него котелков кипятка - вещь оказалось бесполезной.

Каждое утро начиналось одинаково: мы завтракали, сажали Тимошку в коляску, и отправлялись гулять по острову. В первый же день обнаружили большую земляничную поляну. Тимофей попробовал землянику впервые и сначала отнесся с подозрением, но потом каждый день кушал ягоды с удовольствием.

Еще мы собирали цветы, шишки, кусочки коры (и палочки, само собой); рассматривали жуков, и даже видели дятла.

По реке периодически проплывали катера или баржи, вызывающие бурный восторг. Тимошка комментировал: "Дядя би-би!". (Почему-то он уверен, что любым транспортом всегда управляет дядя; даже когда я однажды показала ему тетю за рулем, он всё равно упрямо сказал "дядя". Зато проезжая на коляске мимо домов, он частенько показывает на окна и говорит: "тетя". Ясно? Дядя катается, а тетя сидит дома.) Вообще, меня восхищают эти коротенькие, но очень эмоциональные фразы. Например, когда папа залез на высокую сосну за сухими сучьями, Тимошка разволновался и крикнул: "А! Папа бам!".

Несмотря на отсутствие игрушек, скучать ребенку не приходилось. Например, на месте стоянки наших предшественников мы нашли несколько предметов, очень нам пригодившихся: две пятилитровые пластиковые бутыли и крышку от кастрюли. В одну бутыль мы с Тимохой складывали шишки - получилась чудо-погремушка, а другая, с небольшим количеством воды, очень смешно булькала, стоило ее потрясти. Из крышки получился отличный музыкальный инструмент: при ударе палкой раздавался громкий звон. Этой игрушкой Тимофей развлекался почти целый день.

А когда наша фантазия совсем иссякала, мы предлагали Тимошке заняться коляской. Он очень любит ее "ремонтировать": опрокидывает, разворачивает, крутит колеса, раскладывает козырек.

Три дня пролетели быстро, отдых удался! Но с моей стороны было бы нечестно умолчать и об отрицательных моментах нашего путешествия.

Последнюю ночь мы спали плохо - была сильная гроза. Встали пораньше, позавтракали, устроили прощальный костер из мусора и памперсов, собрались и отчалили. Время до поезда было рассчитано с запасом, но... Плавание в плохую погоду отнимает много времени и сил. Нашу надувную байдарку при сильном ветре просто сносит, а тут пришлось грести против ветра. В этом случае грести одному - не грести вовсе. А тут не выспавшийся Тимофей начал хныкать, дергать за веревки, крутиться, и даже умудрился развернуться на 180 градусов. И тут начался самый ужас. Ребенок плачет, тянет к нам руки, кричит "Мама! Папа!" Из глаз катятся слезы и сопли из носа пузырями. А мы не можем бросить проклятые весла, потому что успеваем впритык, и чуть не плача уговариваем: "Тимоша! Ну, потерпи!" В конце концов, ребенок просто сполз на корточки и заснул. После этого случая нам с мужем было очень стыдно, и мы сделали для себя вывод №1: "Тимоха еще слишком мал для байдарки. А если и плыть куда-то, то исключительно недалеко и грести одному, а второму сидеть с ребенком". Прости нас, Тимошка!

Но и это еще не все. Самой большой неприятностью стала дорога. К сожаленью, у нас в стране о людях думают мало (по крайней мере, это касается общественного транспорта). Несмотря на то, что расписание электричек у нас было новейшее, сверенное с табличкой в Интернете, оно все равно оказалось неверным. (А ведь нам надо было перескочить с одного поезда на другой!) Часть поездов отменили, пустили на некоторых участках автобусы, которые народ берет штурмом - с ребенком в них не полезешь. Из-за этого в середине пути провели несколько часов на станции. На обратном пути было практически то же самое, но в другом месте - правда, удалось уехать на нормальном автобусе.

Еще очень поражает отношение окружающих к людям с рюкзаками. Однажды мы видели в пригородном автобусе мальчика лет двенадцати, который возвращался с туристического слета в Москву. Показал кондуктору справку о том, что он из многодетной семьи и имеет права ездить бесплатно. (При этом у него старый рюкзак "колобок" и сам одет бедно). Так кондуктор начала на него орать - мол, ты не из этого района, бесплатно езди у себя дома.

Когда мы приехали в Москву и садились в автобус, начался сильный ливень - просто стена. Мой муж поднялся первым (с рюкзаком и коляской), а я как раз стояла перед дверью (с рюкзаком и Тимошкой на руках). Так какой-то молодой человек, огорченный тем, что он намок, и что не получилось быстро заскочить в автобус, крикнул мне: "Ах ты,..., еще с рюкзаком!" и сильно толкнул меня в спину, после чего побежал в другую дверь. Как можно так себя вести, ведь я чуть не уронила ребенка!

Короче говоря, все эти удручающие факты привели нас к выводу №2: "Связываться с минимумом транспорта. Или одна электричка, или один поезд, на который лучше брать билеты заранее". И, конечно же, лучше ездить с кем-то, но все наши друзья до безобразия ленивы, и каждый раз мы слышим примерно следующее.

Я бы поехал, но:

1. не могу оставить кошку;
  2. наш ребёнок ещё слишком маленький;
  3. на работе ничего не успеваю, буду работать дома;
  4. у меня нет спальника (палатки).

По большому счету, все проблемы решаемы, просто у людей нет желания. И, пользуясь случаем, хочу обратиться к папам и мамам с детьми, у кого желание есть, но нет компании для совместных походов. Пишите на e-mail. Конечно, у нашего папы отпуск уже закончился, но впереди ещё так много теплых (я надеюсь) выходных!

Когда видишь, как твой ребенок радуется природе - понимаешь, что все делаешь правильно. Были минусы, которые мы исправим. Но я просто уверена, что наши поездки обязательно оставят след в счастливых детских воспоминаниях.

Оставить комментарий к статье "Как сходить в поход с годовалым малышом"

Мы с мужем и детьми (мальчик, 10 лет, девочка, 5 лет) собираемся в августе 2005 в "поход" на две недели на какую-нибудь небольшую чистую речку в пределах 10 часов езды на машине от Москвы. В родственниках имеется троюродный брат - заядлый рыбак, он тоже едет с нами и к августу подберет сухой высокий берег, с большим сосновыми борами за спиной. "Поход" наш заключается в следующем - на машине доезжаем до реки, надуваем резиновые лодки,перевозим веши и детей на другой, лесной берег (почему-то множество небольших речек с одного берега имеет поля и деревни, а с другого - леса на много километров - одну из таких мы и выбираем) ставим палатки, копаем в укромном уголке яму для санитарных нужд, обычно еще делаем навес из жердей и полиэтиленовой пленки, по желанию под ним - длинный стол из жердей и скамейки - но это если среди походников есть мужчина, который не рыбак, не грибник, не ягодник - и при этом трудоголик. Питание организуем так - по очереди- каждый день дежурит пара - мужчина и женщина - дрова, вода, еда, мытье посуды на всех, дежурные целый день в лагере или в ближайшем черничнике. Место находим такое, что-бы до ближайшей деревни было километров пять, через реку - иногда туда кто-нибудь ходит за хлебом, молочными продуктами. Дневные развлечения: грибы (бывало по 300 (т р и с т а) белых грибов за утро. Сушить сложно, но можно. Ягоды: брусника - вообще сухая в картонных коробках лежит не меньше двух месяцев, про клюкву и так все знают, чернику просто едим, и никакой "йодомарин" не нужен. Рыбу жарим и едим и т.д.
Вечерами играем в волейбол, если народу хватает; преферанс (не профи) сидим у костра. За две недели такой "натуральной" жизни нервы успокаиваются до нуля, все кажется далеким и нереальным, начинаешь очень даже радоваться простым вещам: теплу, свету, пищевым деликатесам, горячей воде. Насчет детей: не берите с собой детей старше двух месяцев ( меньше- ради бога, при грудном вскармливании, но на свой страх и риск - квалифицированные врачи далеко) и младше трех лет - мне кажется, и сами не отдохнёте и другим не дадите, но дело ваше. Зовем с собой пары с детьми, палатками и машинами, обязательно с мужчинами в составе - хоть бы и дедушкой, пригодным для заготовки дров (дедушкам не давайте читать!)
Обязательное условие: каждая семья дежурит пропорционально кол-ву своих членов ( хм... звучит как-то коряво...) Ну, вас едет четверо, всего 12 человек, - дежурите каждый третий день. Еще раз, дежурство: сделать горячий завтрак (каша, чай, кипяток), помыть посуду, заготовить дрова, сделать горячий обед: суп из пакетиков, например, макароны с тушонкой - на второе и обязательно какое-нибудь питье. Помыть посуду. Ужин - картошка с грибами или рыбой и обязательно питье. Свободны. Есть стараемся в одно и тоже время - очень удобно. Для нас вопрос с организацией питания именно так - очень важный. Проверено годами, при других вариантах бардак и склоки.
Палатки, лодки, одежда, посуда должны быть старыми или хотя-бы дешевыми на вид - тоже обязательное требование, иначе страдает безопасность.
А теперь для автовладельцев - машины вовсе не стоят без присмотра на другом берегу реки, из отгоняем в ближайший городок или деревню и там организуем стоянку.
О себе: Ирина, 30 лет, программист, переводчик, домохозяйка. Борис 38 лет, специалист по компьюртерному софт и хард. Смелые авантюристы, в быту очень ленивы. На лидерство в походе не претендуем, с удовольствием прочитаем ваши предложения.
Ира
2004-11-11, Ирина
мы свой слет туристят придумали и огранизовали, когда первенцу было 5 месяцев, и потом каждую весну и осень проводили свой детский праздник в лесу, в палатках, у костра.
на воду мы ходили с детьми примерно с года, и по нашему опыту, в байдарке менее удобно: обычно получается так, что папа один гребет, а мама с малышом сидит. а вот на большом катамаране-четверке куда лучше - там есть место, где поползать, и мы плавали так: 5 взрослых, один из которых сидит посреди палубы и развлекает детей - их было с нами трое, от года до двух. Правда, у катамарана есть и свои недостатки - нужна речка с заметным течением. Мы вот плавали так на Тверцу, на Березайку-Мсту, на Уральскую Белую и на Сакмару, а в этом году - по три дня плавали по Подмосковью, на речку Поля и на речку Полометь. У нас дети обязательно в спас-жилетах на палубе сидели, хотя выпасть в воду они ни разу не пытались.
с грудничками ходить еще проще - пока им не нужно отдельной еды, и хватает грудного молока, то можно ехать куда угодно. мы вот даже пешком на Алтай ходили на 2 недели, когда младшей было 8 месяцев.
а уж на выходные в лес мы выползали неоднократно, и все были довольны.

а еще мы с детьми весной ходили пешком по Крыму, и они на удивление хорошо шли сами, с нормальной скоростью, и без нытья, и дети даже несли свою одежду сами. Дети у нас были от 3 до 6 лет, и ходили мы так неделю.
2004-08-30, janemouse
Спасибо! Очень интересно :)) И молодцы, что написали откровенно, не скрывая отрицательных моментов. Все-таки я думаю, что оптимальное начало “туристского” возраста – не раньше 3 лет (я имею в виду не обычные поездки на море или вылазки на природу на выходные, а полноценные походы). По опыту отдыха с детьми скажу, что отдых с двухлеткой на порядок легче отдыха с годовасиком, а отдых с трехлеткой – это уже вообще сказка. Трехлетки могут хорошо и много ходить, они кушают “взрослую” пищу, они уже всё понимают, им многое можно объяснить, обо всем договориться. Они воспринимают мир осознанно. К тому же, трехлетки более крепкие, для них уже не так страшны кишечные инфекции (тьфу-тьфу-тьфу), как для годовасиков. Вот и мы в этом году хотим дней на 5 съездить на Азов с палаткой, провести репетицию :)) А в следующем году, возможно, организуем и байдарочный поход. Удачи вашей семье и крепкого здоровья малышу! :))
2004-07-23, Юлия К.
Здорово! Молодцы ребята!!! Как жаль, что мы не в москве сидим, а то бы сто пудово присоеденились! Нашему правда еще толко 5 месяцев ,а когда будет около 8-ми собираемся таки поехать в Крым, и там на пару дней выбраться в поход, а может и поживем в палатках недельку, от погоды зависит...
А овбще на моей же опыте могу сказать - что пока чем меньше малыш - тем проще в пути с ним, мы уже успели поездить по Европе, и по скалам полазить (ему 3 месяца было)... Так что когда кто-то говорит что мы не поедем, потому что ребенок слишком маленький - это не наш вариант %) хотя конечно в совсем диких походных условиях мы еще не были...
но у нас еще все впереди!!!
чего и вам всем желаю!!!
А ежели вдруг возникнет делание пообщаться или поехать например в октябре в Крым, на ЮБК, с походиком на Демерджи предположительно - пишите! Будем только рады!!!
2004-07-30, Маша
Какие молодцы! Мы тоже ходили на шашлыки, Ивашке было 2 месяца, на полдня. Все было хорошо, а в конце сентября собираемся на море . Ну а на след. год обязательно съездим и с палаткой. Вот с компанией у нас проблема небольшая, у подружек дети уж школу заканчивают, а у нас карапузяка такой. Хотя их и так с места не сдвинешь)))))
2004-07-31, Татуся
Здорово, мне очень понравилось! Вы очень смелые, мы не осмелились в этом году брать байдарку, хотя наша постарше Тимошки будет. Но с палатткой поехали на Селигер, правда стояли 9 дней на одном месте, но это была репитиция похода. если интересно, то фотографии тут:
2004-08-30, Понечка
Про кормежку я могу сказать - в год мы брали отдельные банки-коробки, в два - только отдельное мясо. Баночки детского питания, которые клали ему в еду вместо общей тушенки. А в три - уже ниччего отдельного мы ребенку не брали. Продолжайте в том же духе, удачи.
2004-07-23, пчела Майя

23.07.2004
Обновлено 04.08.2020
С какого возраста можно начинать водить детей в походы
Когда ребенок готов пойти в поход со взрослыми путешественниками. В какой поход можно взять ребенка?
Тимошка едет на море (станица Голубицкая, Азовское море)
У нас двое детей: Тимоше три года, Илюше полтора. И последние несколько лет мы с мужем то и дело откладывали нормальный отдых - то по причине...