Какие стихи лучше использовать для отработки звуков. Из опыта работы логопеда

Какие стихи можно использовать в работе с ребенком над гласными и согласными звуками

В нашей работе очень важна заинтересованность детей. Привлечь их внимание может необычная подача материала. Многолетний опыт работы показал: забавное стихотворение запоминается детьми легче, чем длинное объяснение, поэтому для фронтальных занятий пришлось придумывать “нечто интересное и смешное с рифмами”. Так появился цикл стихов о звуках.

Чтение каждого стихотворения сопровождаю показом предметных или сюжет¬ных картинок; использую также пальчиковые и кукольные театры, фланелеграф.

Текст каждого стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также определенным лексическим или грамматическим материалом. Таким образом, параллельно с работой над звукопроизношением идет большая словарная работа.

Подборка логопедических стихов

Стихи про гласные звуки

Гласные звуки

Этих звуков только шесть
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
[А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] -
Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
— [А]! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
Удивленно тянет он:
“А...” Забывчивый какой!
[У] надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда —
Будет дуться до обеда!
[И] — улыба, весельчак,
Он смеется звонко так!
На широком язычке
Скачет звук, как на седле!
Вот в задумчивом сомнение
[Э] высказывает мнение:
“Э-э-э... Не знаю, что сказать.
Может, лучше помолчать?”
Округлив большие губы,
[О] прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул,
Спинку выгнул.
“О-о-о...” — вздохнул.
[Ы] хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья:
“Ы-ы-ы... Поспать еще
часок... Или, может, выпить сок?..”

Гласный звук [А]

Звук играет в прятки

Звук [А] ушел от нас вчера,
Ему наскучили слова.
Решил он спрятаться в кусты,
Но были те не так густы.
Мы отыскать его смогли,
Нам в этом гуси помогли.
Они кричали: “Га-га-га!”
А эхо вторило им: “А-а-а”.
Проснулся пес цепной Азор
И, устремив на куст свой взор,
Залаял громко: “Ав! Ав!Ав!”
И был, конечно, очень прав!
Ведь, не найди мы звука [А],
Какими стали бы слова:
АРБУЗ, АРТИСТ, АКУЛА, ПЛАН,
ПАЛЬТО, КАРМАН и БАРАБАН?

Что ела детвора?

Рот пошире открывай,
Звук погромче распевай.
Петь мы будем, детвора,
Гласный звук веселый [А]!
Мы его везде найдем
И с собою заберем!
Вот расплакалась Алина:
“А-а-а!.. Не стану есть малину!”
А за нею детвора
Закричала громко: “А-а-а!..”
“Есть мы будем: АПЕЛЬСИН,
АНАНАС, АЙВУ, АНИС.
Мы на завтрак подберем:
АРТИШОК, АРБУЗ, КОКОС...”
“Нет! — воскликнула Алина,—
[А] в кокосе не нашли мы.
И поэтому кокос
нам заменит АБРИКОС!"



Звук из трубы

Этот звук найдем в тру-у-бе,
На большущем корабле,
Что уйдет сегодня в море.
“У-у-у;” — гудит он на просторе.

Мороз и волки

“У-у-у! — сказала, ёжась, Зина,
— Ну, зимой и холодина!”
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: “У-у-у...”

Почему сердита утка?

УТКА ужасно сердита с УТРА:
Куры не дали УСНУТЬ ей вчера.
Громко кудахтали,
крыльями били,
Зерна в кормушке без толку делили,
Пересыпали в большое ведро
И относили к себе на гумно.
Только напрасны были труды:
В ведре не заметили куры дыры.
Струйкой стекало зерно из ведра,
Рядом — у крысы-соседки нора.
Крыса зерно собирала в мешок,
Будет на УЖИН каши горшок.

Доскажи словечко

Красный клюв, из перьев шубка,
Ну, конечно, это... (утка).

Возводит дом для нас строитель,
А у доски стоит... (учитель).

Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил... (урок).

Весь в чернилах озорник,
Он неважный... (ученик).

Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал … (утюг).

Весело играла скрипка,
на лице у всех... (улыбка).

Над котом кружилась муха,
Навострил Василий... (ухо).

На редкость сытна и вкусна
Из окуней и щук... (уха).

Свернулись под кустом ежи,
А рядом — скользкие... (ужи).

Решить задачу можно мудро,
Когда настанет в доме... (утро).

Гласный звук [И]

Имена

На звуке [И] улыбаемся мы
И вспоминаем без труда
На звуки [И] мы имена:
Иван, Икар, Илона, Инга,
Илья, и Игорь, и Иринка.
Еще есть Инна иль Инесса,
Она красива, как принцесса!

Истории про Ингу и Илью

Годы школьные пройдут,
Мы закончим ИНСТИТУТ.
Инга будет, например,
Знаменитый ИНЖЕНЕР.
А в газетах про Илью
Мы прочтем ИСТОРИЮ.
Как Илья поплыл в Алжир,
Закупать для нас ИНЖИР.
Там просили все Илью
Дать для прессы ИНТЕРВЬЮ.

Храбрый Борис

Издавая жуткий звук,
Бородой трясет ИНДЮК.
Отнимает у Бориски
Из пакетика ИРИСКИ.
Но не так-то просто вдруг
Взять Бориса на ИСПУГ.
У него движенья быстры,
А в глазах от гнева ИСКРЫ.

Доскажи словечко

Не зашьем мы дыры без... (иглы).

[И] подставив к названью реки,
Мы получим, размыслив слегка,
Птицы чудной название … (иволга).

Вот на веточках в сильный мороз
Как защита от зимних угроз
Одеяла и пуха нежней
Серебрится иголками... (иней).

Вот печально и красиво
Над водой склонилась... (ива).
Рядом над водой повис
Сладко пахнущий... (ирис).

Подошел к концу июнь,
Вслед за ним идет... (июль).

Гласный звук [Ы]

Операция “Ы”
Ожидает всех нас.
Совершить нам ее
Предстоит в первый раз.
Звуки гласные знаем,
Их умеем искать.
Вот и этот звук сможем
Мы в словах выделять.
Надо только подумать
И дать верный ответ:
В слове БУСЫ откуда
Шлет он детям привет?
Постеснялся быть первым,
Примостился в конец.
В слове СЫН в серединку
Перешел удалец.
Долго, долго искали
Мы в начале его.
Только время теряли —
Не нашли ничего!
ДЫМ, КАМЫШ, СЫР,
КОПЫТО, МЫЛО, БЫК,
ПЫЛЕСОС,-
Серединку звук выбрал.
Ну, какой с него спрос?
Там же спрятался скромник:
МЫШКА, РЫБКА, БЫЧОК.
А в начало не хочет!
Почему? Невдомек!
Замыкающим вышел:
ГОРЫ, НОРЫ, СТОЛЫ,
ЗВЕЗДЫ, ГРОЗЫ, СТАКАНЫ,
ШТОРЫ, КАРТЫ, ШАРЫ
САМОЛЕТЫ, ВЕРБЛЮДЫ,
ИСКРЫ, ЗАЙЦЫ, СЛОНЫ.
Подружитесь с [ы], дети,
Ведь все буквы нужны!

Гласный звук [О]

Осип и осы

ОСЛИК брел крутой тропой,
Торопился ОН домой.
ОСИП правил им умело
И шагал по тропке смело.
Для себя и для друзей
Вез он ящик овощей.
Каждый ОВОЩ — прямо с грядки,
В образцовом был порядке.
Щедрой ОСЕНИ дары
Дождались своей поры.
А еще на дне тележки
В сумке прыгали орешки.
ОСИ в той тележке пели,
А колеса в такт скрипели.
Но, как ОБЛАКО, вокруг
Закружили ОСЫ вдруг.
“Ой!” — вскричал в испуге ОСИП
И, поводья сразу бросив,
Прыгнув, словно кенгуру,
Побежал он к ОЗЕРУ.
Напугав своих соседей:
Машу с Колей, ОЛЮ с Федей,—
В ОМУТ кинулся шальной,
Окунувшись с головой.
ОСЫ тут же улетели,
В воду лезть не захотели.
Ну, а вскоре наш герой
Показался над водой.
Помахал он всем рукой
И отправился домой.

Доскажи словечко

Ветер лист бросает оземь,
Значит, наступила... (осень).

Если ты готовишь щи,
Не забудь про... (овощи).

Закрепив меж реек стекла,
Рамы превратились в... (окна).

Травку щиплет серый козлик,
Рядом с ним пасется... (ослик).

Словно гладь стекла была
Вся поверхность... (озера).

Порыбачив здесь два дня,
Мы поймали... (окуня).

Гласный звук [Э]

Трудные слова

Как удержишь в голове
Все слова на гласный [Э]?
Их так трудно отыскать,
Но еще трудней сказать:
ЭЛЕВАТОР, ЭСКАЛАТОР, ЭТАЖИ и ЭКСКАВАТОР,
ЭМУ, ЭДИК, ЭСКАЛОП,
ЭРКЕР, ЭЛЬФ и ЭФИОП.
А еще ведь есть ЭСТРАДА, ЭТАЖЕРКА, ЭСТАКАДА,
ЭСТРАГОН, ЭТЮД, ЭСКИЗ,
ЭММА, ЭХО, ЭПИКРИЗ.
Мы старались, мы учили
И зубрили их, зубрили,
Но противные слова
Не давались часа два!
Наконец, мы их поймали
И в один стишок собрали.
Получился винегрет:
Много слов, а смысла — нет.
Чтоб построить ЭЛЕВАТОР,
Пригласили ЭКСКАВАТОР.
С ним приехал ЭКИПАЖ,
Заселил он весь ЭТАЖ.
После смены, очень смело,
Мальчики взялись за дело:
Без ЭСКИЗОВ, взяв фанерки,
Смастерили ЭТАЖЕРКИ.
Не надеясь на награду,
Сколотили и ЭСТРАДУ.
ЭВКАЛИПТЫ притащили, Возле дома посадили.
Не забыли ЭСТРАГОН,
Посадили на газон.
А в ближайшем магазине
ЭСКАЛОПЫ взяли Зине.
Зина та — ЭКСКУРСОВОД,
Что ЭКСКУРСИИ ведет.
Мальчики в музей успели,
ЭКСПОНАТЫ посмотрели,
И под вечер всей гурьбой
ЭКИПАЖ пришел домой.
У ЭКРАНА все присели,
ЭСТАФЕТУ посмотрели.
Вот таким тот был денек.
Все. Чуть позже — ЭПИЛОГ.
Не прошли и две недели,
ЭЛЕВАТОР сдать сумели.
Сели быстро все
В ЭКСПРЕСС, Путь держа на ЭВЕРЕСТ.

Что такое эскимо?

Длинноногий страус ЭМУ
Составлял доклад на тему:
“Что такое ЭСКИМО
И зачем вообще оно?”
Рассуждал он очень просто
И вопрос поставил остро:
Почему же ЭСКИМОС
От него воротит нос?
Может быть, оно вредно,
Как табак или вино?
Но его же во всем мире
Рекламируют в ЭФИРЕ!
На ЭКВАТОРЕ, в Алжире,
Мозамбике и Заире,
На прогулках и в кино
Дети любят ЭСКИМО!

Удивлялся страус ЭМУ,
Освещая эту тему.
Ясность внес сам ЭСКИМОС,
Так ответив на вопрос:
- На ЭКВАТОРЕ, в Алжире,
Нет мороза и в помине!
А вот нас снега и лед
Окружают круглый год!

Интересные слова

Интересные слова:
ЭТА, ЭТОТ, ЭТО. Да?
Если много, будут — ЭТИ.
Вы запомните их, дети!
ЭТА кукла, рыбка, мышка.
ЭТА кошка и мартышка,
Мачта, краска и стена,
Галка, верба и весна.
ЭТА рыбка золотая,
ЭТА кошка очень злая,
ЭТА мышка-непоседа,
ЭТА кукла ждет обеда.
Ну, а ЭТОТ стол и крот,
Дом, корабль, актер и рот,
Слон, моряк, петух, мешок
Чайник, веник и горшок.
ЭТОТ дуб растет в лесу.
ЭТОТ стул я в дом несу.
ЭТОТ слон жует конфетку.
ЭТОТ кенар сел на ветку.
ЭТО зеркало, задание,
Горе, море, утро, здание,
Полотенце, эскимо,
Солнце, блюдо и трюмо.
ЭТО зеркало кривое,
ЭТО блюдо золотое,
ЭТО солнце очень жжёт,
ЭТО тесто маму ждет.
ЭТИ ножки, глазки, ручки,
Кости, двери, звери, тучки,
Брюки, вафли, грабли, пни,
Кони, ножницы, огни.
ЭТИ ножки так устали!
ЭТИ глазки заморгали.
ЭТИ ручки мы помыли.
ЭТИ звуки мы учили!

Стихи для отработки согласных звуков

Звуки-бойцы

Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
То подъем, а то овраг,
Крепость здесь построил враг.
А за ней — крутая горка,
Спуск, забор, в заборе — щелка.
Где ж находится все это?
Жду сейчас от вас ответа...
Да, преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
Победить должны их звуки,
Нету времени для скуки!
Понимаем мы прекрасно: Звуки бьются не напрасно!
Ведь без шума той войны
Будут звуки не слышны!
Там в борьбе родится звук,
Не знаком ему испуг.
Как зовутся те бойцы,
Удалые молодцы?
А друзья ну просто классные!
Это звуки согласные!

Звуки [П], [П']

Губки сжались крепко, крепко!
Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти?
Ведь плотина на пути!
Звук прорвался сквозь преграду
И достался нам в награду.
Мы его произнесли,
Но без голоса, увы!
[П] – глухой взрывной согласный,
Любит быть он рядом с гласной:
Уп и ип, ал и оп:
СУП и СКРИП, КАП и СТОП.
Пу и па, пы и по:
ПУЛЯ, ПАЛКА, ПЫЛЬ, КАШПО.
Может твердым быть, как камень:
ПУШКА, ПОЛ, ПАРКЕТ И ПАРЕНЬ.
Или мягким, словно пух:
ПЯТЬ, ПЕСОК, ПИСЬМО, ПЕТУХ.
Вспомним быстро те слова,
Где в начале было [ПА]:
ПАПА, ПАСТА, ПАРТА, ПАР,
Слышу [ПА] — пишу пожар.
А теперь на [ПО] слова:
ПОЛКА, ПОЛЕ, ПОЧКА. Да?
Где же [ПУ] в словах найти?
ПУМА, ПУХ, ПУШОК, ПУТИ.
Ну, а [ПЫ] - в ПЫЖЕ и ПЫШКЕ,
ПЫЛЕСОСЕ, ТОРОПЫЖКЕ.
[П'Э]: ПЕНАЛ, ПЕЧЕНЬЕ, ПЕРЬЯ,
ПЕРСИК, ПЕТЯ, ПЕНА, ПЕСНЯ.
[П'И]: ПИНГВИН, ПИРОГ, ПИСТОН,
ПИЛКА, ПИВО И ПИОН.

Петрушки в гостях у ребят

В гости к нам пришли Петрушки,
Принесли они ПАМПУШКИ,
ПИРОГИ и ПЫШКИ.
— Кушайте, мальчишки!
И девчонок не забыли,
Им подарки накупили:
ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.
— Кушайте, подружки!
Угощения на славу
На столе стоят по праву!
Но Петрушки неспроста
Принесли их нам сюда!
Проведут они опрос:
- Кто ответит на вопрос:
Звук какой стоит, дружок,
Первым в слове ПИРОЖОК?
Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий тающий,
Словно пух, в окно влетающий
— Звук немного изменился
Перед вами извинился.
Стал другим в словах:
ПАМПУШКИ, ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.
Уловили?
Стал он твердым.
Важным, пыхающим, гордым!
Но при этом все ж
ПАМПУШКА, ПРЯНИК, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА
Так же свежи и вкусны,
Не черствы и не пресны!

Звуки [Б], [Б']

У нас в гостях Буратино

Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук какой лежит на дне?
Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути — он согласный.
Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ
А под ними звук другой,
Мягкий! Знаешь ли, какой?
Эти звуки: [Б] и [Б'] —
Надо нам в словах найти.
Вот послушайте стишок,
Слов найдете вы мешок!

Мишка и белки

Бурый мишка лег в БЕРЛОГУ,
БОРМОЧА, что БЕГАЛ много.
БРОСИЛ взгляд он на дорогу.
Видит: гости у порога.
Ба! Кого я вижу?
БЕЛКИ!
Наигрались вы в горелки?
Те, треща наперебой,
Завалились всей гурьбой:
- БЕЗЗАБОТНО мы скакали,
Злого волка не видали.
БОМ! — Упала шишка с ветки.
БУХ! — Ну разве мы так метки?
БАМ! — И по лбу угодили
Мы зубастому громиле!
Он поклялся нас поймать,
Всем хвосты поотрывать.
И теперь боимся мы
За грибами слезть с сосны!
Ты за нас замолви слово,
Защити от волка злого!
А уж мы тебе малины
Наберем полны корзины.
БОЧКУ меда принесем И в БЕРЛОГЕ приберем.

Доскажи словечко

Шерсти целая гора,
Щиплет травку он с утра.
Круторог, драчлив, упрям.
Любит жить в степи... (баран).

Нас поднимет в час любой,
Не допустит в службе сбой.
Лежебок и сонь противник,
А зовется он... (будильник).

Словно девица-краса,
Ниже пояса коса.
Зеленеет возле леса
Белоствольная … (береза).

В ней хранят компот и джем,
Сок, томат, повидло, крем.
Ненадежна, правда, склянка,
Ведь недаром это... (банка).

Примостилась на пенек.
Хвост как рыжий огонек.
Беззащитна, с виду мелка,
Но ловка, прыгуча... (белка).

Маслянисты и румяны,
Жить не могут без сметаны.
Ароматны и вкусны
Ноздреватые... (блины).

Не забудь его купить,
Контролеру предъявить,
По нему держать ответ,
Потому что он... (билет).

Толстокож, но не урод,
У него огромный рот.
Очень много он жует,
А зовется... (бегемот).

Роет землю, словно плуг,
Скромный труженик... (барсук).

Дифференциация звуков [П] - [Б]

Звуки-буки

Сжали губки эти звуки.
Фу! какие они буки!
Не хотите говорить?
Рот придется приоткрыть!
Вот звук (П] — всегда глухой
И застенчивый такой!
Знаем мы, что он согласный
И стоять везде согласный:
И в начале, и в середке,
И, конечно же, в конце.
А вот [Б] — совсем другой,
Ты сейчас поймешь какой!
Звонкий — лишь в начале слова:
БЫК, БАТОН, БИЗОН, БАГРОВО.
В серединке — не всегда:
Шибко, робко, рыбка. Да?
А в конце вот — никогда!
Здесь возможна с ним беда!
Гриб, зуб, столб, клуб.
Он не звонок стал, а глух.
Но зато — грибы, столбы —
Снова звонко слышим мы.

Беличьи проблемы

Прибежали белки к мишке,
Попросили сбросить шишки:
— Помоги нам, дорогой,
Елку потряси с сосной!
На носу уже зима,
И припасов нужна тьма!
А у нас в кладовках пусто,
Ведь грибов в лесу не густо!
Были желуди, и те
Уступить пришлось свинье!
Вот поднялся косолапый,
Размахнулся мощной лапой —
Только гул стоит в бору,
Шишки сыплются в траву.
Собирают белки шишки,
Говорят “Спасибо!” мишке.
— Не страшна теперь зима,
Все заполним закрома!

Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Какие стихи лучше использовать для отработки звуков. Из опыта работы логопеда"

Вы не авторизованы.

почему не открыть???
2005-06-22, Наталья
Файл дохлый
2006-06-16, Леопольд
Поделитесь:

02.11.2000
Обновлено 21.10.2021
Статья дня
Близкие по теме статьи
Мой ребенок будет говорить. Путь от диагноза к речи
Мой ребенок будет говорить. Путь от диагноза к речи
Задержка речи, аутизм – а потом случилось чудо
Как найти хорошего логопеда?
Как найти хорошего логопеда?
Какие вопросы надо задать логопеду, чтобы понять подходит ли он вашему ребенку
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!