Поездка в Копенгаген через Швецию или как мы праздновали вторую годовщину свадьбы

Предыстория

Сами того не подозревая, мы выбрали для свадьбы очень удачное число. Мне, конечно, оно сразу понравилось - день летнего солнцестояния, белые ночи, самый длинный в году день. Но кроме всего прочего, оказалось, что в Финляндии (где мы сейчас живем) этот день - один из главных праздников года - Juhannus или примерно то же самое, что и день Ивана Купала в России, Лиго в Латвии и остальные аналогичные праздники в других странах. А хорошо это тем, что каждый раз мы получаем еще один выходной к годовщине. Вот и в этом году у нас было свободных целых три дня - 21, 22 и 23 июня. Если честно, сначала мы никуда ехать не собирались. После весенних поездок в Париж и Лапландию в семейном бюджете образовалась заметная такая дыра, к тому же мы хотели все-таки летом съездить на море. Неожиданно в рекламной газетке я увидела объявление про скидки на билеты на паром Турку-Стокгольм и смутно подумала, что хорошо бы съездить как раз в годовщинные дни, погулять по Стокгольму. Мы там уже были, но город нам очень понравился, так что второй раз (а для меня - уже третий) съездить туда было бы все равно неплохо. И тогда я вспомнила про друзей, которые живут в Швеции.

Наверное, всем известную поговорку "мир тесен" давно пора переделать в "Интернет тесен". Уже несколько раз у меня получалось случайно знакомиться в Сети с людьми, с которыми я была знакома, или жила рядом, или могла пересекаться каким-то образом в реальной жизни. Так вышло и с Аней и ее мужем Андреем, которые живут и учатся в Швеции, в городе Лунде. Познакомившись (кажется, Аня нашла мою страничку и написала мне в прошлом году), мы узнавали друг о друге все больше общих деталей - что и мы и они из Питера, что Аня с родителями жила в одном районе со мной, что она с мужем училась на физфаке СПбГУ (а мы с мужем на факультете Прикладной математики и расположены эти факультеты в соседних зданиях, более того, при физфаке была моя школа, и я проводила там довольно много времени), что мы жили в соседних общежитиях Петербургского Университета, и уж наверняка ходили на одни и те же студенческие мероприятия типа Недель Факультета и вечеров песни, проводившихся в нашем ПУНКе (Петергофском Учебно-Научном Комплексе). Потом, уже познакомившись реально, Сашка сказал, что визуально помнит наших новых знакомых в лицо - видел их в Университете. И при всем при этом, чтобы познакомиться, нам нужно было уехать в Финляндию, а Ане с Андреем в Швецию :) Забавно...

Так вот, живут наши знакомые в шведском городе Лунд, который расположен почти на самом юго-западном побережье Швеции, откуда до Дании - рукой подать. Дорога из Лунда в Копенгаген занимает меньше часа на поезде и Аня часто мне рассказывала о Копенгагене, где они бывали много раз. И так же много раз ребята звали нас в гости, познакомиться с ними вживую и от них махнуть в Копенгаген. Смутная мысль о поездке на день в Стокгольм, мелькнувшая в моей голове, со страшной силой начала приобретать грандиозные масштабы - поехать в Стокгольм, из Стокгольма в Лунд, оттуда - в Копенгаген. Получалось, что трех свободных дней должно хватить. Мысль нравилась мне все больше :) Я начала уговаривать мужа и узнавать, что сколько стоит.

Подготовка

Проблема была в том, что денег было мало. Причем очень. Но поехать хотелось все больше и больше, неизвестный Копенгаген клином засел в моей голове и мне очень хотелось его увидеть. Судя по рекламному объявлению, билеты на паром должны были быть недорогими, я написала Ане и српосила, сколько стоят билеты до Лунда. Оказалось, однако, что билеты на поезда в Швеции сильно дороже, чем в Финляндии, а студенческие продаются только студентам шведских ВУЗов, а наши ISIC'и не действуют. Но можно купить так называемые молодежные билеты для молодежи до 26 лет, которые покупаются заранее и которых ограниченное количество. Нацелившись на такие билеты, я пошла узнавать точнее о ценах на паром. Там, однако, мне сказали, что в газетке были написаны цены (те, которые со скидками) на проезд ("переплыв"?) на пароме в будний день, днем и без каюты. Мы же днем ехать не могли из-за того, что муж работал, да и в Стокгольм приплывать вечером нам смысла не было - ночевать все равно не у кого, а за гостиницу платить не по карману, так что нам нужны ночные билеты и каюта. А это получалось уже дороже, причем значительно. Мы подумали и решили, что в этот раз поехать наверное не сможем, может осуществим это осенью, в мой день рождения, а пока - нет. Расстроилась и написала об этом Ане. Она тоже огорчилась, т.к. на наш приезд уже настроилась. Казалось, на этом все и закончится. Однако, через пару дней Аня написала, что забронировала нам молодежные билеты на поезд "на всякий случай". Дело в том, что билеты такие кончаются задолго до даты, поэтому покупать или бронировать их нужно заранее, что она и сделала - чтобы мы могли еще подумать. Выкупать билеты самое позднее можно было через 5 дней. Я опять завелась :) Опять стала прикидывать, подсчитывать, думать, уговаривать мужа, строить экономичные планы, вспоминать о заначке в сотню баксов и т.д. и т.п. Т.е. "Остапа понесло". В конце концов, мы решили-таки потратить все, что есть, но в Копенгаген все-таки съездить. И купили билеты :)

Стокгольм

Уезжали мы 20-го июня вечером, т.к. пятница 21-ое был выходной. В те дни у нас стояла сумасшедшая жара, градусам к 30-ти, ни намека на дождь. Поэтому поехали мы, одетые соответственно, и, как оказалось впоследствии, ошиблись. Уплывали мы из Турку, т.к. от Тампере ехать что до Турку, что до Хельсинки, по времени одинаково, а билет от Турку дешевле, да и времени в Стокгольме получается больше. Погода была чудной, ночи - белыми, отплывая, мы стояли на верхней открытой палубе и смотрели, как огромная махина парома аккуратненько вписывается между островками. Вокруг плавали яхты, лодки, катера, с берегов даже иногда махали люди - зрелище было красивое.

Утром (паром приходит в Стокгольм в 6.30 утра по местному времени) мы сошли на шведскую землю и были очень удивлены серым свинцовым небом и ливнем. Такое совершенно не входило в наши планы. Зонты, конечно, были, но кому охота гулять по городу в дождь :( А времени у нас было до 4 вечера. Посидев некоторое время на терминале, попив кофе и разослав всем смс-ки: "Ура, а мы в Стокгольме", мы дождались, когда дождь немного уменьшился и пошли на железнодорожный вокзал.

В прошлый раз, когда мы были в Стокгольме, мы покупали Stockholm kortet - карточку, которая дает бесплатный проезд на всем городском транспорте, бесплатный вход в очень многие музеи и т.п. Тогда она оказалась для нас очень выгодной, но сейчас покупать ее не имело смысла, а поскольку у нас была задача тратить как можно меньше денег, мы всюду ходили пешком. И надо сказать, что в прошлый раз, когда мы ездили из конца в конец на автобусах или метро, мне Стокгольм показался очень большим, в этот же раз, когда мы всюду ходили пешком, оказалось, что расстояния не такие уж большие.

Аня выкупила наши билеты в Лунде и прислала нам секретный код, по которому можно было забрать билеты на вокзале в Стокгольме. Оказалось очень удобно :) Получив билеты, мы стали раздумывать, куда податься. В прошлый раз мы побывали в очень многих музеях и посмотрели много достопримечательностей, так что в этот раз у нас было только одно конкретное желание - сходить в музей Астрид Линдгрен (Junibaken), куда мы не успели в прошлый раз. Туда мы и отправились по пустынным и влажным утренним улицам Стокгольма. Шел дождь, было довольно прохладно, но город вокруг, хоть и серенький и мокрый, был очень красив, набережные, яхты, чайки...

В музее Астрид Линдгрен всех сажают в вагончик, который едет по залу, иногда поднимается вверх. В вагончике - динамик и звучит звуковое сопровождение, можно попросить даже на русском языке. Вагончики везут мимо композиций к сказкам Линдгрен - и Эмиль из Леннеберги, и Пеппи Длинныйчулок, и домик Карлсона был, и много других. Очень забавные, только как всегда по закону подлости именно в этот момент в фотоаппарате кончилась пленка и я сфотографировала только Эмиля, поднявшего на флагштоке сестру Иду. После этого мы попали в зал, где построен двухэтажный домик Пеппи Длинныйчулок, в который можно заходить, лазить на второй этаж, смотреть на набросанные всюду вещи, развешанные по стенкам картинки и т.п. Симпатичное сооружение :) Кроме того, появились артисты в смешных костюмах, стали собирать детишек, и одна из них, "старая бабушка", читала им какую-то сказку. По-шведски, конечно, мы не поняли ничего. Но придумано все было здорово. Кроме этого там есть кафешка в национальном стиле, с национальной выпечкой, старинной посудой - чайниками, чашками, подносами. Очень уютно. Ну, и, конечно, магазин сувениров и книжек Астрид Линдгрен.

Оставшееся время в Стокгольме мы просто гуляли, забредая иногда в неизвестные местечки. Уже на пути к вокзалу, в центре мы неожиданно обнаружили очень интересную выставку фотографий на улице - снятые с воздуха разные интересные объекты - необычной формы озера, поля, леса, или много одинаковых или симметричных деталей - рыбный рынок с кучами рыбы, нудистский пляж, плотно уложенный телами, стирка белья где-то в Африке - много женщин, корзин с бельем, или фабрика ковров - и большое пространство, устланное коврами, или осенний лес, была и фотография заброшенного города вблизи Чернобыля. Фотографий было очень много, с разных точек земного шара, с разными, подчас очень неожиданными объектами. Кое-какие я даже пересняла своим фотоаппаратом :)

Лунд

От Стокгольма до Лунда чуть больше 600 км, но поезда ходят скоростные, так что это расстояние мы проехали всего за 4 с небольшим часа. Поезд несся ужасно быстро, порой даже уши закладывало. Довольно комфортабельный, но, в общем, мало чем отличающийся от финских поездов.

В Лунде на вокзале нас встретили Аня с Андреем, так мы и познакомились, наконец, реально :) По дороге до их дома они показали нам основные достопримечательности Лунда - старинный собор, Университет, центральные улочки. Городок небольшой, но очень симпатичный, нам очень понравился. Что удивило - отдельные дорожки для велосипедистов даже со специальными светофорами :) Выяснили, что еда в Финляндии и Швеции практически не отличается - продукты все одни и те же. До позднего вечера проболтали и спать легли поздно. Вообще, у нас все поездку получался хронический недосып - ложились очень поздно, а вставали очень рано - то потому, что паром рано приходит, то потому, что хочется побольше увидеть в Копенгагене, то потому, что поезд в Стокгольм уходит ни свет ни заря, то опять из-за парома. В общем, всю поездку больше 5 часов в день мы не спали :)

Копенгаген

Утром мы постарались подняться пораньше, чтобы побольше времени провести в Копенгагене. У нас была карта, ребята снабдили нас кучей разных брошюрок и, что самое классное, дали свою видеокамеру, поснимать! Своей видеокамерой мы еще не обзавелись, поэтому это был первый опыт.

Прямого поезда из Лунда в Копенгаген не было, поэтому мы доехали до города Мальмо, а там пересели на поезд до Копенгагена. Никаких границ, таможенных пунктов - просто садишься в поезд и едешь в другую страну :) Поезд идет по огромному мосту надо водой, прекрасно видны и шведский и датский берега, т.е. там все действительно совсем близко. Езды - минут 50, и вот мы уже в Копенгагене! На вокзале поменяли евро на датские кроны и отправились гулять по городу.

Прямо напротив вокзала расположен парк аттракционов Тиволи, но нам посоветовали идти туда вечером, когда будет включена иллюминация, поэтому сначала мы отправились гулять по центру. С погодой повезло - дождя не было и изредка даже выглядывало солнышко. С самого начала поразило, как шумно. Множество людей, вокруг какие-то молодежные тусовки, по центру весь день разъезжали какие-то странные грузовики, увешанные плакатами, украшенные цветами, какими-то гирляндами, плотно набитые молодыми людьми, которые оглушительно что-то орали, махали руками, свистели в свистки, били во что-то железное - в общем, шум производили оглушительный. Что это было, мы так и не поняли, однако, на одном из грузовиков увидели какое-то словечко, похожее на student и решили, что это какой-то студенческий праздник или просто студенты веселятся по поводу праздника 22-го июня (ведь были мы в Копенгагене именно в этот день, он же день нашей свадьбы). На одной из центральных площадей мы обнаружили памятник Андерсену, на который можно было залезать, что я и сделала :) Дальше шли по центральной улице Строгет, которая как бы составлена из нескольких разных улочек, каждая из которых имеет и собственное название, а все вместе они называются Строгет. Множество кафешек, магазинчиков, интересных зданий, и всюду люди-люди. Очень интересно было наблюдать.

Кстати, из иностранцев мы встречали в основном англичан и русских. Немцев, шведов было очень мало. Проходили мимо музея рекордов Гиннеса и музея эротики, но решили оставить их на потом, т.к. не были уверены, хватит ли у нас денег. Ближе к вечеру выяснилось, что денег не хватает, так что ни в какой музей мы так и не сходили. Пройдя по Строгет и перейдя центральную площадь мы оказались в Новой Гавани (Nyhavn) - живописная бухточка, куча домиков неожиданно веселого цвета, пабы, люди, и множество яхт и старинных кораблей. От Новой Гавани отходили различные кораблики с экскурсиями. Мы купили билет на кораблик, который делает несколько остановок, где можно выходить и садиться на следующий по тому же билету, правда, наш кораблик был без экскурсии. Кораблик плыл по узким городским каналам с почти нависающими над водой домами (ну чем не Венеция?!), из окон нам махали люди, с обеих сторон величественно проплывали мачты стоявших в берегов корабликов (мы не поняли только одного - как корабли с таким мачтами умудрились попасть на эти места, если через каналы перекинуто множество низких и явно неразводящихся мостиков. Загадка!). После этого катер выплыл в открытое море и разогнался. В море на открытом пространстве стоят ветряные электростанции - забавные такие вертушки. Проплыв по морю, кораблик пристал к берегу и сделал остановку возле памятника Русалочке и возле него мы вышли на берег, т.к. с корабля ее видно было плохо. Подобрались к Русалочке, поснимали ее на камеру, потом я стала подбираться к ней поближе, сфотографироваться :) А стоит она не на самом берегу, подход - по камушкам, полускрытым водой (говорят, в шторм почти нереально). Я подобралась-таки, хотя ноги и промочила. Недалеко от Русалочки расположен старинный замок, мы пошли его посмотреть. А во дворе замка обнаружили множество людей в народных костюмах, танцующих и распевающих национальные песни :) Поглазели, приобщились. Замок тоже довольно красивый. На следующем катере уплыли обратно в город.

В городе есть одно экзотическое местечко - Христиания. Нам про него рассказали заранее, поэтому? как только мы увидели остановку с таким названием, то вышли. Христиания - это как бы город в городе, туда не суется полиция, там не действуют законы ЕС (даже при входе написано - You are leaving EC now), там легально продается разные легкие наркотики и галлюциногенные грибы, но употреблять все это можно только на территории этой самой Христиании. Да, и фотографировать там нельзя. Мы довольно долго искали эту экзотику и никак не могли понять - мы уже в Христиании или еще нет. Вроде район как район, никаких подозрительных личностей и наркоторговцев не заметно :) Потом мы обнаружили довольно странную статую свободы - сделанную из разных металлических обрезков и мусора, но удивительно похожую на оригинал и решили, что мы уже на верном пути. Однако фотографировать ее побоялись, думая, что фотографировать уже нельзя. И вскоре после этого заметили вход. В общем - экзотика. Наркотики действительно продают :) И тут же курят, нюхают, поджигают чего-то. А еще вокруг продается куча экзотической одежды, украшений, каких-то необычных вещиц. Довольно спокойно и, как ни странно, много взрослых с детьми.

После Христиании мы подошли к очень красивому собору с винтовой лестницей вокруг купола. На самом верху располагается обзорная площадка, куда и можно забираться, винтовая лестница очень узкая и идет по внешней стороне купола. Высота - 70 метров. Муж забрался, заснял на камеру Копенгаген сверху :)

Дальше мы гуляли по центру, глазели на разные соборы, здания и людей. В одном месте видели подводные скульптуры - Нептун и 7 сыновей. Однако вода была мутной и мы разглядели только 6 фигур, а не 8, как должно было быть. В воде каналов плавают медузы, даже в городе!

На центральной улице мы сели в уличной кафешке, заказали пиццу и пиво, а когда мы начали есть, почти перед нами началось шоу одного англичанина. Он жонглировал, показывал разные трюки, но самым смешным и интересным было не это, а как он шутил, заводил народ из публики (говорил он по-английски, так что нам было все понятно). Мы получили настоящее удовольствие, вдоволь посмеялись. А когда шоу закончилось, наступил уже вечер и мы отправились в Тиволи.

Тиволи - это парк аттракционов, однако, мы туда купили только входной билет. В общем, не пожалели, т.к. сами аттракционы были не особенно интересными и кататься на них все равно не хотелось, а вот сам парк был потрясающе красивым! Иллюминация, парад по дорожкам, какие-то необычные фигурки - бобриные домики, торчащие над водой, стрекозы, бабочки - все сделано очень натурально, фонтанчики, мостики, море цветов, оркестр. Парк действительно стоит того, чтобы там погулять. На этом и закончилось наше свидание с Копенгагеном, выйдя из Тиволи, мы отправились на вокзал и поехали обратно в Лунд. Копенгаген понравился очень, хотя, одного дня там, конечно, маловато. Но прочувствовать атмосферу, подышать его воздухом - мы успели. В моем личном рейтинге он, пожалуй, делит второе место вместе со Стокгольмом :) Первенство все же за Парижем, хотя и немного странно сравнивать эти, совсем разные, города.

Переночевав в Лунде у друзей и опять проболтав полночи, утром мы уехали в Стокгольм. До парома у нас было около 8-ми часов, но поскольку почти все это время шел ливень, иногда даже с грозой, мы гуляли какими-то перебежками от крыши к крыше, от одного магазинчика к другому. Однако все равно сумели обнаружить несколько мест, где раньше не были. Вечером дождь прекратился и мы перед паромом успели погулять по моему любимому Старому Городу, где я в очередной раз отыскала фигурку маленького мальчика в одном из миниатюрных двориков и погладила его по голове, загадав желание - примета вроде бы такая :) После чего мы отправились на паром, где нас еще ждал заказанный заранее ужин в ресторане. В общем, празднование годовщины у нас получилось необычным и очень интересным.

Остальные фотографии можно посмотреть здесь. Рассказ о прошлой поездке в Стокгольм можно почитать здесь.