Содержание:

Тот, кто живет рядом с магазином "ВкусВилл", знает, что товар туда привозят ночью. Это нужно для того, чтобы продукты с коротким сроком хранения попали к покупателю максимально свежими. Что происходит с продуктами "ВкусВилл" до того, как они будут выставлены в торговом зале, рассказывает Евгений Щепин, управляющий коммуникациями компании.

Как выглядит процесс поставки нового товара в большинстве российских магазинов? Приезжает машина с товаром, ее встречает представитель магазина, забирает документы у водителя. Они сверяют указанное в документах число коробок с количеством выгруженных. Водитель обязательно присутствует рядом, чтобы магазин, не дай бог, чего-нибудь там не напортачил и не затерял коробку-другую. После этого оба расписываются в товарных накладных, которые юридически свидетельствуют об отсутствии претензий у обеих сторон друг к другу.

Мало того, что эта схема удлиняет процесс поставки товара, она еще и сильно усложняет его. "А разве может быть по-другому?" — спросите вы. Вот во "ВкусВилле" как раз по-другому.

К содержанию

Что такое доверительная приемка

С 2009 года и по сей день мы работаем по принципу доверительной приемки. Выглядит это следующим образом. Водитель сторонней компании, имени которого мы даже не знаем (у "ВкусВилла" нет собственного транспортного цеха и своих водителей), привозит ночью товар в один-два магазина, где нет никого из наших сотрудников.

Он открывает наш магазин своим ключом, снимает сигнализацию кодом, который мы ему доверительно сообщили, выставляет поддоны с товаром в отдельную охлаждаемую зону, оставляет накладную, закрывает магазин и уезжает. С утра приходят продавцы и начинают разгружать поставку. Они работают с тем количеством товара, который им привезли.

Кажется, что это идеальная схема для воровства продукции любой стороной. Нет свидетелей, нет подписанных документов, а значит, всегда можно свалить пропажу коробки красной икры на ближнего. На самом деле в прозрачной IT-системе это абсолютно пустой страх.

Распределительный центр (РЦ) сразу после отгрузки вносит в базу данных информацию об отгруженных в магазин количествах по всем товарам. Магазины до 12 часов того же дня — о принятом товаре. Все несоответствия автоматически высвечиваются у ответственного за распределение сотрудника и анализируются на предмет выявления и исправления ошибки — к вечеру не должно оставаться никаких расхождений.

Воровства при доверительной приемке получается избегать как раз благодаря данной процедуре, выявляющей все ситуации, когда товар был отгружен, но не принят, то есть пропал. Так как каждый такой случай — исключительный, несложно за короткий период сбора статистических данных понять, с каким из факторов он связан.

К содержанию

Как удается избежать воровства в магазинах "ВкусВилл"

Среди таких факторов может быть банальное воровство. Тогда важно "расшить" всю цепочку поставки пропавшего товара и выяснить, на каком этапе коробка, скажем, сырокопченой колбасы сделала ноги. Либо в процессе сборки на РЦ, либо во время транспортировки до магазина, либо в самом магазине.

Но в большинстве случаев злого умысла в пропаже товара нет. Если упомянутая выше коробка сырокопченой колбасы пропала в одном магазине, скорее всего, в другом всплывет лишняя коробка. То есть произошла банальная пересортица.


Распределительный центр оживает ночью. Пока покупатели спят, продукты для них везут со всей страны. И так каждый день, кроме 1 января

Алексей Ильичев руководит одной из транспортных компаний, которая оказывает услуги по доставке свежей продукции в магазины "ВкусВилл". Сотрудничеством со "ВкусВиллом" он доволен, хоть и признает, что ответственность при доверительной поставке товара существенно возрастает.

— От моих водителей требуется гораздо больше ответственности, чем от любых других. Ведь сначала он везет товар на несколько миллионов рублей, потом входит в чужой ему магазин. Поначалу я отбирал тех людей, которых знаю лично. Знал, что на их порядочность можно положиться. Они приводили своих людей, и так мы постепенно собрали надежный транспортный цех.

Конечно, у нас были случаи воровства. Но мы сами заинтересованы как можно быстрее решить возникшую проблему с пропажей товара. Если это злой умысел нашего водителя — он больше не будет работать у нас. Ведь мы для компании "ВкусВилл" просто сторонняя организация, которая оказывает услуги. И если товар будет пропадать постоянно, от нашей работы откажутся. Мы это прекрасно понимаем, поэтому дорожим доверием, которое оказано нам.

А еще я впервые за все время встретил компанию, которая платит честно и в точно установленный срок. Никаких задержек и недоплат. Выполнил работу — получил деньги.

К содержанию

Как доверие к людям позволяет компании экономить

Не надо быть математиком, чтобы понять — доверительная приемка товара обходится нашей компании гораздо дешевле, чем классическая. Хотя временами мы все равно слышим что-то вроде: "Бедненькие, как же много денег вы теряете на своем доверии к людям..."

Хотя все легко просчитывается. Представьте, сколько бы стоило компании недоверие в одном только этом вопросе. Предположим, мы решили: хватит по ночам пускать в свои магазины незнакомых мужиков! Нужно поставить туда наших сотрудников, чтобы за каждым водителем перепроверили. Что он там привез? Не присвоил ли коробку творожных сырков для своих детишек?

В ночь нам потребуется вывести как минимум одного сотрудника. Но ему нужны выходные, поэтому по факту их будет два на один магазин. Каждому нужно заплатить в среднем по 40 000 рублей. То есть около 100 000 рублей в месяц вместе с налогами на один магазин. Умножим эту цифру на 600 магазинов. Получится 60 миллионов рублей дополнительных расходов.

60 миллионов! Просто потому, что мы не доверяем водителям, которые везут наш товар. Разве пропавшая раз в год коробка красной икры может соревноваться с этой суммой?