Почему ребенок делает все в последний момент

Подготовка к экзаменам, контрольным: причины прокрастинации

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,2 из 5 (9 оценок)

Привычка ребенка откладывать дела на потом, делать все в последний момент особенно мешает, когда надо готовиться к экзаменам или к контрольным работам. Что это — неумение планировать? Или у промедления, или прокрастинации, есть другие причины? Попробуем разобраться.

Как ребенок медлит

Как ребенок медлит

Уточним сразу: мы рассматриваем промедление как психологическую проблему, которая способна не только обусловливать бездарную потерю времени, но и вызывать беспокойство, отравлять существование.

Промедление — это стратегия поведения, при которой человек откладывает свои дела на определенный (или, скорее, неопределенный) срок. Человека, применяющего такую стратегию, мы будем называть промедлителем.

Поведение промедлителя достаточно типично и может быть представлено в виде замкнутого цикла, который выглядит следующим образом.

Делать или не делать


Давайте рассмотрим данный цикл на примере подготовки к контрольной работе. Предположим, что в понедельник ребенку задали большое и сложное задание по математике, через неделю — контрольная. Для простоты будем привязывать каждый этап к конкретному дню, хотя это вовсе не обязательно — весь цикл промедления может быть пройден ребенком за один день.

Итак:

  • Понедельник: получено домашнее задание.
  • Вторник: "На этот раз я начну рано". Возникает желание начать готовиться пораньше, но, во-первых, и других дел много, а во-вторых, еще столько времени впереди...
  • Среда: "Скоро придется начать". Ребенок понимает, что, с одной стороны, уже пора начинать работу, но, с другой стороны, еще можно все успеть. А поскольку задание большое и сложное, и контрольная тоже будет сложная, то уже немного страшно... Поэтому надо отвлечься, занимаясь чем-то более приятным.
  • Четверг: "А вдруг я вообще не начну?" — задается вопросом ребенок и начинает переживать и чувствовать себя виноватым.

По утверждению психологов, большинство промедлителей постоянно чувствуют вину в связи с тем, что никак не могут начать работу. Именно в этот момент ребенок жалеет, что не начал выполнять работу раньше, но почему-то начинает делать любую другую работу, которая подворачивается под руку. Он может внезапно затеять уборку в комнате, чего в другое время от него не добиться, отправиться в магазин, словом, заниматься всем, чем угодно, лишь бы не делать сложное задание, которое его пугает. Мыслит он в этот момент примерно следующим образом: "По крайней мере, я хоть что-то полезное делаю", "Вот это сделаю, и ничто мне мешать не будет начать подготовку к контрольной".

  • Пятница: "Надеюсь, никто не заметит". Ребенку становится все более стыдно. В этот момент он может сказать, что плохо себя чувствует, что очень устал. Его очень беспокоит, что родители начнут интересоваться, как продвигается подготовка к контрольной, он даже может разложить нужные учебники и тетради, но в это время тихонько играть в игру на мобильном телефоне или переписываться в соцсетях.
  • Суббота: "Со мной что-то не в порядке". Наступает выходной день, и ребенок отправляется играть в футбол, встречаться с друзьями. Он прекрасно понимает, что занимается не тем, чем нужно, но теперь ему кажется, что у него вообще нет способностей, и он просто не в состоянии выполнить задание, в отличие от других.
  • Воскресенье: "Окончательный выбор — делать или не делать". Тянуть дальше просто некуда, и ребенок принимает решение. Первый вариант: он считает, что не сможет выполнить работу в оставшееся время и бросает об этом думать вообще. Второй вариант: от того, что промедление стало невыносимым, ребенок начинает действовать, и дело сдвигается с места. Постепенно ребенок включается в работу, она даже начинает доставлять ему удовольствие, поскольку, наконец, возникают первые результаты, и он понимает, что все получается. Ребенок жалеет, что не начал работу раньше и занимается изо всех сил, насколько это возможно.
  • Понедельник: "Никогда больше не буду откладывать". Измученный всем сразу, и собственными мыслями, и большим объемом работы, и самой контрольной работой, ребенок дает себе зарок впредь всегда начинать вовремя. Что интересно, такой же зарок дает себе и ребенок, который в последний момент бросил думать о задании.

Но, к сожалению, истинный промедлитель вскоре вновь оказывается в этом замкнутом цикле. Заметим, что дело не ограничивается плохой оценкой за невыполненную или плохо выполненную работу. Во-первых, ребенок тяжело переживает происходящее, и это снижает его самооценку, во-вторых, у него формируется привычка к промедлению.

Для того, чтобы помочь ребенку выбраться из этого замкнутого цикла, необходимо разобраться, почему так происходит, что вынуждает человека откладывать дела на потом. И, кроме того, если ребенок медлит, должен же быть для него от этого какой-нибудь толк. Сейчас нам надо понять, как объясняют свое промедление сами дети, то есть выявить так называемые предлоги промедления.

Как ребенок объясняет промедление

Как ребенок объясняет промедление

Тема предлогов промедления — очень доверительная, и обсуждать ее с ребенком нужно очень аккуратно и деликатно, ведь ребенок должен подумать, вспомнить и искренне признаться в том, какие оправдания он использует, чтобы не делать ту или иную работу. Разумеется, это не очень приятно.

Договоритесь с ребенком, что в течение недели вы вместе понаблюдаете за собой и при обнаружении предлога промедления будете сразу же записывать его на специально заведенный лист бумаги. Через неделю обсудите, что получилось, — как каждый из вас оправдывал промедление и что вам дал учет предлогов промедления.

Само привлечение внимания ребенка к проблеме промедления уже поможет ему распознать те уловки, которыми он неосознанно пользуется для откладывания дел. Если же он будет понимать, что и его родители иногда попадают в плен промедления и хотят устранить его из своей жизни, то он с гораздо большим воодушевлением отнесется к борьбе с промедлением.

Но на самом деле гораздо важнее истинные причины промедления, нежели предлоги, которыми мы его оправдываем, ведь именно причины нам требуется обнаружить, проанализировать и устранить.

Почему мы откладываем дела на потом: причины

Интересно, ведь если люди медлят, стало быть, у промедления есть свои плюсы? Поиграйте с ребенком в игру "Плюсы и минусы промедления". Будет намного эффективнее, если и вы, и ребенок подготовитесь к игре заранее.

"Плюсы и минусы промедления". В игре принимают участие не менее трех человек. Предположим, что это мама, папа и ребенок. Вместо мамы или папы могут быть сестра, брат, бабушка или дедушка.

Ребенок выступает "за" промедления, мама — "против". Они поочередно высказывают по одному аргументу "за" или "против".

Самая ответственная роль принадлежит папе. Он стоит на равном расстоянии между, например, окном, которое впереди, и дверью, которая сзади. На аргумент "за" он делает шаг вперед, на аргумент "против" — назад". Куда он дойдет, до окна или двери — та позиция и победила. Например, как только дошел до окна, победила позиция "в пользу промедления". Если дошел до двери — позиция "против промедления".

В этот день вся семья живет в соответствии с победившей идеологией. То есть если победило промедление, то вся семья дружно медлит. Например, бабушка, когда обед или ужин готовит, медлит. Мама никак не погладит рубашку к завтрашнему мероприятию ребенка и т.д. Но уж если промедление проиграло, тогда все задания ребенок делает сразу же.

А вот теперь добираемся до реальных причин промедления. Это пока наш взрослый разговор, в который мы ребенка не вовлекаем, вначале разберемся сами.

Есть базовые психологические причины, с которых все начинается. Таких причин три:

  1. Боязнь провала.
  2. Боязнь успеха.
  3. Перфекционизм.

Представим себе, что ребенок должен сдавать важный экзамен и очень нервничает по этому поводу. Проследим возможный ход его мыслей: "Если я буду очень много готовиться, а потом получу трояк, значит, я бездарь. А если я буду готовиться немного и получу трояк, то это потому, что я мало готовился. А если бы я много готовился, так я бы, конечно, пять получил!" Вот она, боязнь провала.

А вот боязнь успеха: "Если я хорошо подготовлюсь к школьному конкурсу чтецов, то я хорошо выступлю, и меня отправят на районный или сразу городской конкурс, а это нервотрепка та еще", и т.д.

Перфекционизм — стремление человека делать все абсолютно правильно и очень хорошо. Перфекционист часто предъявляет к себе совершенно нереалистичные требования. Казалось бы, это должно мотивировать ребенка к росту, развитию и победам над собой. Однако происходит противоположное: ребенок осознает, что не в состоянии соответствовать столь высоким требованиям, но подсознательно не может с этим смириться и предпочитает не делать дело вообще, чем сделать его не идеально.

Кстати, это же нередко происходит, когда перфекционистами по отношению к ребенку являемся мы, родители. Предъявляя безумно завышенные требования к ребенку, мы делаем только хуже — формируем промедлителя, да еще с комплексами.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Почему ребенок делает все в последний момент"

Вы не авторизованы.

Мой сын всё делал в последний момент а то и позже. Я вначале бесилась, а потом отстала, когда поняла, что ему это не мешает. И никаких психологических проблем.
Хотя до сих пор не понимаю, почему сдавать работу нужно только после двойки "карандашом". Всё равно ведь сдавать.
2019-05-12, Julinika
Поделитесь:

12.05.2019
Обновлено 12.05.2019
Близкие по теме статьи
Как я перестала забывать о делах и почти победила прокрастинацию
Как я перестала забывать о делах и почти победила прокрастинацию
"Джедайская техника" Максима Дорофеева для борьбы с прокрастинацией
3 способа борьбы с прокрастинацией: не хочу, но сделаю
3 способа борьбы с прокрастинацией: не хочу, но сделаю
Как изменить свои мысли, которые мешают действовать
Как научиться не откладывать на потом? 2 истории и 5 советов
Как научиться не откладывать на потом? 2 истории и 5 советов
Начало выполнения задания: развитие навыка у первоклассников и подростков
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!