Брюссель – Париж – Диснейленд: отдых с тремя детьми

Лувр, Версаль и другие музеи Парижа и Брюсселя: цены, часы работы, отзыв

В этом году нашим старшим двойняшкам исполнилось 5 лет, и самым желанным и долгожданным подарком для них было посещение Диснейленда в Париже. Поездка была намечена на первую половину мая, поэтому благодаря праздникам стандартный двухнедельный отпуск немного увеличился. Период поездки с 30 апреля по 17 мая, маршрут: Брюссель — Париж — Диснейленд — Брюссель. Состав путешественников: мама, папа, мальчишки-двойняшки Миша и Никита (5,2 года) и младший Артёмка (2,3 года). Получился вариант не очень утомительного отдыха для детей, которые обожают музеи и экскурсии.

Версаль с детьми

День 1: прилет

Прилёт в Брюссель. Прилетели, заселились, купили продукты и пошли спать.

День 2: достопримечательности Брюсселя

С утра поехали на метро в «Автомир» — музей ретро автомобилей в парке du Сinquantenaire. Режим работы: с 10 до 17 ежедневно, адрес Рarc du cinquantenaire 11. Музей очень классный, мальчишкам понравился. Нас с мужем особенно впечатлило, что это частная коллекция. Он не очень большой: если не вдаваться в технические и исторические подробности на табличках, то за 2 часа можно управиться. Минус в том, что в нем нет кафе, зато есть небольшая зона с детским столиком и стульчиками, где мы перекусили принесенными с собой бутербродами. На втором уровне есть гоночная машина, в которой можно посидеть и представить себя пилотом «Формулы 1», все остальные экспонаты трогать нельзя.

Музей автомобилей в Брюсселе

После этого музея у нас по плану было посещение Музея военной истории и техники (он находится прямо напротив «Автомира»), но это было 1 мая, и он оказался закрыт в честь праздника, как и все государственные музеи в этот день. Поэтому мы вернулись домой и после обеда поехали в аквапарк Оceade в Вruparck.

Помимо аквапарка там же расположен Атомиум — скульптура, являющаяся одним из символов Брюсселя и представляющая собой увеличенную в 165 миллиардов раз модель кристаллической решётки железа. А также парк «Мини-Европа», где собраны все европейские достопримечательности в миниатюре.

Атомиум в Брюсселе

Мы были год назад в подобном парке в Израиле, поэтому тут посетили только аквапарк. Он оформлен в пиратском стиле и состоит из 2 частей — закрытая (в помещении) и открытая (на улице). Снаружи было +15, поэтому мы не рискнули выйти. Внутри для меня лично тоже было прохладно, и мы периодически грелись в джакузи (все зоны там называются на пиратский манер, например, «ванна Джека Уззи»). Аквапарк рассчитан на детей и подростков, взрослым будет маловато развлечений, а своих мальчишек мы еле вытащили из бассейна. Артём кричал, что он рыбка и останется здесь.

День 3: игрушки и шоколад в Брюсселе

С самого утра пошли в Музей игрушек, расположенный по адресу rue de l’Association 24. Режим работы: ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00. Семейный билет 20 евро (взрослый — 12 евро, семейный вышел дешевле). Это тоже частный музей, где собраны старые игрушки, в которые играли наши бабушки и родители; современных или совсем старинных нет, зато практически во все можно играть! Хоть игрушки и потрепаны, дети все равно были в восторге.

Музей игрушек в Брюсселе

Всего в этом музее три этажа, мы зависли на первом часа на полтора, остальные уже быстро пробежали до закрытия. Когда мальчишки играли, вышел хозяин и запустил железную дорогу для детей. Единственный минус — там грязновато: кое-где валяются обертки от конфет, съеденных предыдущими посетителями; я постоянно выхватывала их у Артёма, чтобы он ничего не облизал.

По пути туда и обратно мы заходили в магазин шоколада с демонстрацией производства. Вообще там много подобных. Сначала мы зашли просто так и взяли шоколадку на пробу, а на обратном пути уже затарились шоколадом основательно. При этом каждый раз при покупке детям дарили небольшие шоколадки.

А вечером мы гуляли в Брюссельском парке (там есть хорошая детская площадка) и любовались Королевским дворцом. К сожалению, только снаружи, т.к. по понедельникам он закрыт; зато в другие дни его можно посетить бесплатно.

День 4: динозавры в Музее естественных наук

В этот день мы переезжали в Париж, поэтому с утра оставили багаж в камере хранения на вокзале и поехали в Музей естественных наук (адрес: rue Vautier 29; режим работы: с 9.30 до 17 в будни, с 10 до 18 в выходные, пн выходной). Вход 7 евро для взрослых, дети до 6 лет бесплатно.

Музей естественных наук в Брюсселе

Зашли туда и пропали, даже боялись опоздать на поезд — столько там всего интересного! Это что-то типа Дарвиновского в Москве, но гораздо круче, так как тут НУЖНО все трогать и пробовать, и никто за это не ругает.

На первом этаже (с динозаврами) мы провели часа 2. Тут есть зона, где можно самому раскопать скелет динозавра; интерактивные стенды, где надо отвечать на вопросы, нажимая кнопки (например, угадать, для чего разным птицам нужно оперение, или кто из динозавров был травоядным, а кто плотоядным, или определить, где чьи какашки). Стенды, где наглядно показаны рост, вес, сила удара хвостом динозавра, работа желудка и ещё много-много всего про доисторическую жизнь.

Аналогично на других этажах много интересных опытов про животный мир — можно послушать пение кузнечиков, побултыхать рыбьим хвостом в воде, распределить птиц, животных и насекомых по «домикам».

В музее очень много школьников разных возрастов, все были с заданиями типа «Семейного путешествия» — я прямо позавидовала такому обучению...

Если бы позволяло время, мы провели бы там целый день, но нас ждал поезд.

Двухэтажный автобус в Париже

День 5: достопримечательности Парижа на двухэтажном автобусе

Знакомство с Парижем мы решили начать с осмотра достопримечательностей на двухэтажном экскурсионном автобусе. По отзывам выбрали фирму L’Open Tour (кстати, у них есть удобная программа для айфона с маршрутами, расписанием движения и прочей полезной информацией).

Мы взяли билеты на 2 дня. Взрослый на 1 день стоит 33 евро, на два — 37 евро, на три — 41 евро; можно сохранить билеты и докупить потом дни, доплатив только разницу стоимости. Детские билеты стоят 17 евро независимо от количества дней и автоматически даются на 3 дня.

Самый интересный — зелёный маршрут, который проходит по центру Парижа. Дети впервые катались на таком автобусе, да ещё на втором этаже — эмоций было через край. Чтобы они не устали, мы решили посмотреть только самое-самое.

Первый раз мы вышли у Нотр Дам де Пари — немного размялись, зашли в сам собор (это бесплатно), там же рядом пообедали и поехали дальше. Следующая остановка, на которой мы вышли — Эйфелева башня. Мальчишки несколько раз прокатились на карусели, потом побегали и поиграли (на Марсовом поле есть детская площадка), перекусили на травке и пошли пешком к Дому инвалидов.

Детская площадка у Эйфелевой башни

Тут мы должны были снова сесть на свой зелёный автобус и ехать домой, но перепутали и сели на оранжевый маршрут. Проехали его весь по кругу, не выходя из автобуса, т.к. Артем уснул, да и старшие дети уже устали. Благо, он короткий: посмотрели из окна на Сорбонну, Люксембургский дворец и башню Монпарнас и снова вернулись к Дому инвалидов, где сели уже на нужный маршрут и поехали все-таки домой.

Важно! На втором этаже автобуса ветрено! Даже при +25 на улице там довольно прохладно, меня за два дня продуло до потери голоса. Детям надевали кофты и шапки (хорошо, что они у нас были, а вот летом надо обязательно взять с собой что-то тёплое).

День 6: Монмартр и сад Тюильри

В этот день мы выбрали желтый маршрут: доехали до Монмартра, вышли у базилики Сакре Кёр — дети поиграли на площадке у её подножия и прокатились на карусели (очень здорово, что везде рядом с достопримечательностями есть развлечения для детей), а потом на фуникулере мы поднялись к самой базилике. Внутрь не попали — была большая очередь. Обратно спустились на паровозике, который проехал по Монмартру, а водитель параллельно рассказывал про достопримечательности на французском и английском.

На Монмартре с детьми

Билеты мы взяли на подъёмник туда и обратно, они единые и походят для другого городского транспорта — метро, автобусов, RER.

После обеда у нас был запланирован океанариум, но дети после такой насыщенной прогулки долго проспали, поэтому на экскурсионном автобусе мы успели доехать только до площади Согласия, где прокатились на колесе обозрения Rue de Paris и прогулялись до дома через сад Тюильри (там тоже много детских развлечений — карусели, батуты, площадка с горками, в фонтанах можно попускать кораблики за 2 евро), Пале Рояль, Комеди Франсез, посмотрели памятники Жанне д’Арк и Людовику XV.

День 7: как быстрее попасть в Лувр

С самого утра пошли в Лувр. Прочитали заранее, что входить лучше через ТЦ «Карусель», а не через главный вход (пирамиду). Ориентир — перевёрнутая пирамида на нижнем уровне ТЦ, с которого попадаешь сразу к кассам. И мы действительно очень быстро прошли, очереди практически не было. А вот когда выходили, даже там уже скопилась приличная очередь, а на главном входе хвост стоял просто огромный. Причём эти очереди именно на входах из-за рамок металлоискателей, в самих кассах свободно, т.к. касс много и есть автоматы для покупки билетов.

В Лувре с детьми

В Лувре мы провели 2 часа. Хотелось бы больше, конечно, но побоялись отбить у детей интерес к музеям, поэтому посмотрели только итальянцев и древнегреческие залы. В музее мы дали детям задание: посчитать животных на картинах. Их оказалось так много, что минут через 20 мы сбились со счета. В ответ дети попросили меня посчитать все дворцы, а папу — всех рыцарей; этого добра там ещё больше. У Джоконды мы задержались надолго — проверяли, как она следит за нами глазами, когда мы отходим в стороны.

После Лувра мы поиграли на детской площадке в саду Тюильри и перекусили там же, а потом проехали до океанариума CineAqua на экскурсионном автобусе (но в принципе можно на любом рейсовом автобусе или на метро до Трокадеро или до Эйфелевой башни). Адрес океанариума Avenue Albert de mun 5, режим работы: ежедневно с 10 до 19 (кроме 14 июля). Тут мы с мужем сильно сглупили: при покупке билетов на экскурсионный автобус нам дали книжечку с разными скидочными купонами, в том числе и в океанариум, но на кассе мы про них совершенно забыли, хоть и взяли их специально с собой.

Океанариум в Париже

Если не считать этой небольшой неприятности, то в остальном нам всем там очень понравилось. Все оформлено в пиратском стиле, есть восковые фигуры пиратов и залы, оформленные как подводная лодка, в одном даже можно покрутить настоящий штурвал! А ещё дети были в восторге от открытого бассейна, где можно кормить и трогать рыб, и от тоннеля с большими акулами.

На выходе есть пара аттракционов для малышей и зона для рисования с аниматором.

День 8: Версаль — красиво, но бестолково

Версаль — пожалуй, единственное место, куда не стоило ехать с детьми, хотя все тематические сайты уверяли в обратном.

Туда ехали на двухэтажном поезде RER (естественно, на втором этаже) — это, конечно, детям понравилось.

Парк очень красивый, дворец роскошный, но огромные толпы везде и, соответственно, очереди. Если оплачивать билет во дворец картой, а не наличными, то можно не стоять в первой очереди (в кассу). Далее очередь на вход — огромная змея, в которой мы простояли почти час, хоть и двигалась она быстро. Дети за это время успели побегать, поесть и сходить в туалет, а Артём вообще уснул. При этом коляски и чемоданы (многие были с чемоданами, как ни странно) надо сдавать при входе во дворец и получать на выходе (после 17 вечера, когда нет толпы, уже можно заходить внутрь с коляской), то есть Артёма нам пришлось будить.

Версальский парк

Билет в Версальский парк нужно покупать отдельно, для беременных и семей с детьми своя очередь, так что тут не задерживались.

Парк огромный, можно взять напрокат машинку или поехать на паровозике (за дополнительную плату), что мы и сделали. Едет он чуть меньше часа с остановками (можно выходить и потом снова садиться, предъявив билет, как на экскурсионном автобусе), стоит 7,5 евро на взрослого, дети до 11 лет бесплатно.

Часть пути проходит вне парка, поэтому билеты на вход в парк тоже нужно сохранять, если захотите другую часть пути потом пройти пешком. Мы вышли на последней остановке у Большого Канала, поднялись обратно пешком через парк и по пути посмотрели поющие фонтаны (все фонтаны в парке включаются по очереди по расписанию). На самом канале можно покататься на весельной лодке за 12 евро (полчаса). Но народу везде тьма...

В общем, сюда лучше приезжать или совсем рано утром (если берёте машину напрокат), или после 16 часов, если едете общественным транспортом, чтобы не толпиться в очередях.

Диснейленд в Париже

День 9: 7 часов в Городке науки и техники

Научный музей «Городок науки и техники» находится на ст. метро Porte de la Villete. При выходе из метро обратите внимание, чтобы было написано, что выход в Cite des Sciences et de l’Industrie. Городок прямо у метро. Время работы вт-сб 10.00-18.00, вс — 10.00-19.00, выходной — пн.

Здесь несколько зон, в каждую продаются отдельные билеты: на первом этаже две зоны Cite des Enfants — для 2-7 лет и 5-12 лет, на втором и третьем этажах — Explora (больше для старшеклассников и взрослых, но кое-что интересное нашлось и для нас). При покупке билетов в любую из зон Cite des Enfants автоматически включают и билеты в Еxplora.

Городок науки и техники, Брюссель

Помимо этого на самом нижнем уровне в ресторанной зоне есть большой аквариум (бесплатно), а на третьем этаже — планетарий. Плюс на улице в примыкающем парке есть настоящая подводная лодка Argonaute и 3D-кинотеатр Geode.

Билеты на все можно купить сразу в кассе городка, а можно на месте (в подводной лодке билеты продаются только в автомате с оплатой кредиткой). Нам в общей кассе билеты на субмарину не продали, т.к. туда не пускают детей до 3 лет, а мы честно признались, что Артему пока всего 2. Зато в автомате мы их купили без проблем. Ничего опасного для 2-летнего ребёнка там нет; по крайней мере, лестницы там не опаснее, чем в самом городке.

Сначала мы взяли билеты в детскую зону 2-7 лет, чтобы всем было интересно. Сеансы длятся полтора часа и начинаются в определенное время. Пока мы ждали начало нашего сеанса (у нас был час), походили по второму этажу. Он поделён на разные зоны: космос, математика, медицина, автомобили и др. Детям больше всего понравилась зона космоса — запустили с папой ракету. Все интерактивное, а нажимать кнопки мы очень любим. Но по большому счёту там таким мелким мало что понятно.

Опыты для детей

Потом спустились на первый этаж. В зоне для детей 2-7 лет есть водяная комната (в отличие от других подобных музеев тут можно взять непромокаемые курточки, но нас это не спасло — дети намочили ноги); лабиринт, где можно побегать; физика (опыты на равновесие, простейшие опыты с зеркалами и деревянные лабиринты, где надо запускать шарики); автомастерская; звуки животных; тактильные поверхности; комната, где можно измерить рост; комната с животными (резиновые корова, птица, лягушка и змея) — ставишь их на стол, чтобы определить, где чьи следы или где чья шкура, и если распределил правильно, загорается зелёная лампочка. Время пролетело там незаметно, но меня не покидало ощущение, что старшим было бы гораздо интереснее в зоне 5-12 лет, а эта все-таки скорее для деток лет до 3-4.

После этого мы спустились вниз, чтобы пройти в парк к подводной лодке, а по пути посмотрели аквариум.

Лодка классная! Что-то можно трогать, что-то за стеклом. После окончания осмотра на самой лодке спускаешься в крошечный музей с экспонатами в разрезе — субмаринами и торпедами.

Подводная лодка - музей

После лодки мы собирались домой, но по пути сквозь стеклянную стену дети увидели водяную зону Cite des Enfants 5-12 лет и упросили нас сходить ещё и туда. Оказалось, что до начала следующего сеанса всего 20 минут; за это время мы успели забежать в сувенирный магазин (там хорошие игрушки, много Djeco по цене дешевле, чем у нас).

Эта зона уже солиднее — там выделены разделы телестудия (можно попробовать себя в роли оператора, ведущего прогноза погоды или актера), сад (есть теплица с живыми бабочками и муравейник с живыми муравьями в разрезе), тело человека, игры с водой, промышленность (Миша с папой сам на станке вырубил картонную коробку со своими инициалами). Больше всего времени мы, конечно, провели в водной зоне, но и в остальных детям тоже понравилось.

Примерно через полчаса после начала сеанса объявили о начале анимации (опыты-фокусы). Они проходят на французском языке, и объявляют о них тоже только по-французски, поэтому в первый раз в зоне 2-7 лет мы все пропустили, но и тут смотреть не стали, т.к. детям было не очень понятно, что к чему.

В итоге в этом музее мы провели почти 7 часов, побив даже предыдущий варшавский рекорд. Мы с мужем еле волочили ноги на обратном пути, а дети не хотели уходить.

Зоопарк в Париже

День 10: зоопарк в Венсенском лесу

Адрес: 53 avenue de Saint-Maurice, остановка метро Porte Dorée, открыт с 9.00 до 17.30 ежедневно (отличный вариант для визита в понедельник, когда все остальные музеи закрыты). Вход для взрослого 22 евро, для ребёнка 3-12 лет 14 евро, дети до 3 лет бесплатно. Для детей можно взять напрокат коляску за 5 евро.

Несомненно, зоопарк в Венсенском лесу — один из лучших, что мы видели. Он компактный, очень удачно спланирован — можно пройти его по кругу и ничего не пропустить, при этом не надо возвращаться несколько раз в одни и те же места, как в других зоопарках. Территория очень ухоженная, звери чистые, спокойные и упитанные, даже характерного запаха практически нет. Клеток мало, в основном открытые вольеры, видно всех просто отлично.

На обратном пути можно погулять в самом Венсенском лесу — прокататься на пони, взять напрокат лодку или полюбоваться на лебедей и уток, которых там очень много.

День 11: поближе к Диснейленду

В этот день мы переехали поближе к Диснейленду — в местечко Marne-la-Vallee, чтобы не тратить время на дорогу до Диснейленда каждый день. Путешествие подходит к концу, поэтому мы стали больше отдыхать, чтобы дети не переутомились, и в этот день никуда не ходили. К тому же погода испортилась — в первый день в Диснейленде пару раз моросил мелкий дождь, а потом было просто пасмурно.

Парижский Диснейленд; Диснейленд, аттракционы

День 12 и 13: Диснейленд в Париже

Собственно, ради этого все и затевалось. Готовились мы к посещению основательно: дети пересмотрели все диснеевские мультфильмы, на тему которых есть аттракционы в парке, а я распечатала схемы обоих парков и отметила на карте все интересующие нас аттракционы и наличие фаст пассов (чтобы не стоять в большой очереди на самые популярные аттракционы, можно взять талончик с определенным временем и прийти потом именно к этому времени без очереди). Билеты мы купили из дома — так вышло дешевле, чем покупать в кассах или в отеле.

От нашего отеля, как и от всех отелей в Марн-ля-Вале, ходил бесплатный автобус в Диснейленд и обратно (дорога занимала всего 10 минут). Аттракционы начинают работать в 10 утра (летом в 9), но в сам парк можно пройти чуть раньше.

Диснейленд, парад

Нам повезло: мы были в будни, не в каникулы и в пасмурную погоду, то есть очередей практически не было. Максимальное ожидание в очереди составило 15-20 минут, так что нам даже фаст пассы не понадобились. Правда, не обошлось и без ложки дёгтя: часть парка до конца года закрыта на реконструкцию, в том числе и аттракцион с Питером Пэном, а этот мультфильм стал самым любимым у мальчишек.

Но несмотря на это дети были счастливы! Восторг, сказка, волшебство — наверное, так можно описать впечатления. Как у них горели глаза, когда они увидели знакомых героев! За первый день мы обошли все доступные аттракционы Диснейленда, за второй — Дисней Студио и снова немного погуляли в Диснейленде.

Фото с Вуди

Парад нас просто покорил! Вот где настоящее волшебство! Глядя на героев, так и хочется улыбаться, танцевать и подпевать им (многие зрители именно так и делали). Артёмка так хлопал в ладоши, что мы боялись, отобьёт себе ручки (хотя он мультики не смотрел, знает только «Тачки» благодаря братьям). А старшие только и кричали «Смотри! Смотри!».

В первый день парада они держали в руках героев из «Истории игрушек», и Вуди с Базом Лайтером заметили их и помахали именно им. А во второй день дети уже были в пиратских костюмах, и им пожали руки пираты, сопровождавшие Питера Пэна, — мальчишки в восторге, обсуждали это несколько дней. А ещё днём они сфотографировались с Вуди и взяли у него автограф, теперь сохраним его.

Океанариум Sea Life

День 14: океанариум Sea Life

По первоначальному плану последний день мы тоже должны были провести в Диснейленде, но так как часть аттракционов была закрыта, решили посвятить его посещению океанариума и покупке сувениров. В Марн-ля-Вале есть огромный ТЦ и аутлет, а в этом ТЦ — отличный океанариум Sea Life. Режим работы с 10 до 19. На входе всем детям дали книжечки, в которых нужно было проставить штампы в залах. Потом при выходе за эти штампики им дали грамоты и чупа-чупс.

Океанариум оформлен в морском стиле — кругом старинные корабли, пушки, сундуки с сокровищами и скелеты. На выходе есть бесплатная игровая комната (лабиринт, сухой бассейн).

Также на выходе нам поставили на руки невидимые печати и сказали, что в течение дня можно выходить и возвращаться сколько хочешь, поэтому, пообедав и поспав дома, мы снова вернулись сюда. В итоге сувениры покупали уже на бегу.

Океанариум Sea Life

День 15: средневековая ярмарка в Брюсселе

Вернулись в Брюссель тем же поездом Thalys, отдохнули и все-таки решили сходить в Музей военной истории и техники в parc du Сinquantenaire, в который мы не попали в начале отпуска. В этот раз он работал, но оказалось, что оплачивать билеты тут можно только картой, которую именно в этот день мы оставили дома... Но мы ничуть не расстроились, так как попали на средневековую ярмарку в этом же парке (кстати, в первый раз, когда мы были в «Автомире», тут тоже была какая-то ярмарка и выступал бродячий цирк). Мальчишки прокатались на старинных аттракционах, поиграли в разные игры и постреляли из лука.

Достопримечательности Брюсселя

День 16: Детский музей

Для индивидуальных посещений открыт по ср, сб и вс с 14.30 до 17.00, адрес rue du Bourgmestre 15. Самый большой его недостаток, что неудобно добираться. До него можно доехать на 71-м автобусе (остановка Geo Bernier), но мы не нашли, где проходит этот маршрут, поэтому поехали на такси.

По сути Детский музей — что-то среднее между научным музеем, городком профессий и игровой площадкой. Тут есть отделы: моё тело, кулинария (мастер-класс), заправка, магазин, метро, автобус, дом, архитектура (мастер-класс), творческий мастер-класс, театр, природа, подводная лодка с настоящим перископом, игровая зона в стиле Алисы в Стране чудес, сказочный лес. Плюс на территории — сад с клеткой с козами и прудиком с маленькими рыбками, игровая площадка на улице.

Мастер-классы все на французском языке, но некоторые понятны и без слов, например, на кулинарном дети испекли очень вкусное миндальное печенье. Подписи к экспонатам также на французском и нидерландском, но при знании хотя бы английского или немецкого все понятно. Мальчишкам было интересно, но 2,5 часа — очень мало, мы успели прямо совсем по чуть-чуть поиграть в каждой зоне.

Отдых с детьми в Европе

День 17: и шоколада напоследок!

Особых планов на последний день не было, мы просто гуляли по центру города, ели вафли и покупали сувениры.

В центре набрели на маленький Музей какао и шоколада (режим работы с 10 до 16.30 ежедневно, адрес rue de la Tete d’Or 9). Вход для взрослых 6 евро, для детей 5-11 лет 3,5 евро, дети до 5 лет бесплатно.

Музей крошечный, хоть и три этажа: на первом демонстрируют производство конфет (рассказ на французском и английском), на втором и третьем наглядно показан весь технологический цикл от сбора какао бобов до получения шоколадки, а также старинные шоколадные коробки, посуда, фигурки из шоколада.

Мы пришли за 25 минут до начала следующего сеанса демонстрации, этого времени вполне хватило для осмотра всего остального музея. Демонстрация длится 20 минут, в процессе можно попробовать шоколад с разным процентным содержанием какао, какао-масло, печенье с жидким шоколадом из фонтана. Рассказ детям был не очень интересен (Артём вообще уснул), а вот шоколада наелись от души.