Отдых с детьми: две недели на хуторе в Псковской области и 3 дня в Риге

Путешествие с детьми 2 и 6 лет: дом в лесу, пляжи Юрмалы и псковский Кремль

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (29 оценок)

Все началось в тот день, когда наш папа-геолог уехал далеко и надолго. Решили поддержать старую добрую традицию — лето проводить вне стен дома. Решено было организовать «вылазку» сначала на хутор в Псковской области, а потом в Ригу.

Хутор — понятие забытое, и многие уже не помнят, что это дом, который стоит уединенно, в нашем случае — в лесу. До ближайшего такого же хутора около 5-6 км пешком через лес. Итак, я и двое моих дочерей 2 и 6 лет собрались в путь и настроились на приключения.

Путешествие с детьми

На электричке мы часа 4 ехали до Пскова. Приехали уже в темноте. Нас встретили друзья на машине, и мы по сонному городу поехали туда, где уже светили звезды. За душевными разговорами незаметно проехали город, пригород, свернули с шоссе на проселочную дорогу, потом на лесную. Дети без малого 2 часа сопели в машине, когда наша лесная дорога закончилась. Началась просто лесная чаща, через которую нужно было идти пешком.

Обычно все фильмы ужасов с этого и начинаются. Машина, лес, ночь, темень хоть глаз выколи и сонные дети. «Зачем мне все это нужно?» — пульсировало в голове. Но пути назад не было — в прямом смысле слова. Вышли из машины, надели рюкзаки, взяли на руки детей и пошли по лесу.

Шли мы так минут 40, но мне показалось, что прошло около 4 часов. Я очень устала нести вещи и младшего ребенка, отмахиваться от комаров, светить под ноги, чтобы не свернуть себе шею. При всем этом бессмысленном действии у всех нас настроение было очень веселое. Конечно, иногда мы вглядывались в тьму леса — природа все-таки, и мало ли какую выходку она может выкинуть.

Добрались мы не скоро. Между нами и заветным домом стала река. Естественно, никакого моста не было. Наши проводники убедили, что самая короткая дорога — это идти вброд через речку. «Мамочки!» Да, я исключительный псих. Ночью с двумя детьми и тяжелым рюкзаком через речку вброд. В тот момент я порадовалась двум вещам: осталось недолго, и дети от всего этого были в полном восторге.

Делать нечего. Сняв ботинки, покрепче обхватив малышку, я пошла за своим проводником, который нес на руках старшую дочь. Холодная вода почти сводила ноги, комары беспрепятственно кусали во все открытые места, дно реки было илистым и скользким. Река оказалась неглубокой, чуть выше колена.

Я уже много раз пожалела, что поехала на хутор, а не осталась в уютном Питере. От речки мы шли еще минут 20. Сердце мое радостно забилось, когда я сквозь толщу тьмы увидела бельевые веревки. Ура! Мы пришли. Нас напоили чаем, дети поели ягод и улеглись спать.

Но наши приключения на этом не закончились. Дом стоял действительно в лесу, вода была только в речке, до которой нужно было идти. Питьевую воду брали из родника, который был за 2 км от дома. Уборная на улице, душ был сооружен в полиэтиленовом «убежище», где комаров было чуть меньше, чем вне его. Скажу вам, что все бытовые неудобства очень отрезвляют, и со временем начинаешь привыкать к такой жизни.

Каждое утро мы ходили на речку за водой. Такой тишины, как по дороге, я не слышала нигде. Такие звезды я не видела давно. Дети бегали по двору, ели яблоки, резали их игрушечными ножами, варили супы и кормили ими своих медведей. По вечерам, когда только ночные птицы нарушали тишину, мы читали сказки. В этом была своя прелесть. Никакой суеты, нервозность, которая есть в большом городе, не имела права быть в этом месте. Мир и спокойствие наполняет тебя от макушки до кончиков пальцев.

Забыла сказать, что на хутор я поехала с твердым намерением пописать картины с натуры. Времени на мое любимое занятие оставалось мало. Ведь было много домашних забот. Натаскать воды, наготовить еды, согреть воду для душа, собрать ягод на компот. И знаете... Когда смотришь из окна дома, где ты замешиваешь тесто, чтобы испечь пирог, как твои дети босиком бегают по траве, хохоча от восторга, забываешь все трудности, и все проблемы растворяются.

Иногда наши хозяева ходили в гости к соседям — 5-6 км пешком через лес. От них приносили дары. Домашнее молоко, сметану и другие прелести домашнего хозяйства. Каждый день дети купались в реке, там же на ночь ставили сети, ловили рыбу. Так мы прожили почти 2 недели. За это время почти привыкли к кровососущим, купаться голышом в реке, кричать и в ответ слышать звонкое эхо, смотреть в небо и качаться в гамаке.

Позже, совершая путь обратно до машины, дети уже шли пешком, радостно собирая цветы по пути. Не хотели уезжать. В Пскове мы сели на поезд до Риги, и наше приключение приобрело новый виток. Границу прошли быстро. Дети мирно спали на своих полках, и пограничники любезно не стали их будить. Что удивительно, на границе у меня не спросили разрешение на вывоз детей.

Отмечу, что я первый раз поехала в Латвию и первый раз — одна с детьми в Европу. Но после хутора какая-то Европа со всеми трудностями перевода мне казалась пустяком. Еще в Питере через сайт «Островок» я заказала отель. Располагался он на окраине и поэтому был недорогой. В поезде мы познакомились с ребятами, чьи родители любезно довезли нас до отеля. Номер был скромный, но чистый. После домика в лесу это казалось хоромами. Больше всего дети были рады отсутствию комаров и горячей воде.

Кинув вещи, вдоволь наплескавшись, мы отправились в город. Бюджет наш был ограничен — всего 90 лат. Для справки: проезд в общественном транспорте — 0,7 лат. На трамвае мы доехали до центра. Очень красивый старый город: башенки, часовни, туристы. Нашли в центре старого города магазин, где купили салатики, сок и что-то еще. Перекусили за столиками кафе. В самом кафе было очень дорого и скудно. Позже мы нашли хороший ресторанчик Lido, где на 4-5 лат могли очень сытно покушать.

Путешествие с детьми

В те дни в Риге проходил фестиваль уличных театров, много известных цирковых труп выступало на улице. Многие зрители, и мои дети в том числе, смотрели выступления с открытыми ртами — настолько это было ярко и празднично. Мои девочки до красноты ладошек хлопали артистам.

Старый город нам очень понравился. Узкие улочки, красивые дома конца XVII века, Домский собор, дом Черноголовых. У каждого дома стояли толпы туристов и жадно слушали очередную легенду. Большая ярмарка ремесленников, где серебряные изделия с янтарем можно купить за сущие копейки (ой, латы). Я решила не пользоваться услугами экскурсовода, а самостоятельно побродить. Так мы бродили день.

На следующий день, наперекор прогнозу, отправились в Юрмалу на электричке. Электрички удобные, но забираться в нее с платформы тяжело, особенно с коляской. Юрмала — это побережье Рижского залива со множеством маленьких городков. По совету продавщицы билетов мы поехали в Майори. Центральная улица утыкана аттракционами, сувенирными лавками и кафешками. Ничего особенно, кроме чистого пляжа с белым песком и заливом. По песку дети бегали босиком, купаться мы не стали, хотя многие купались.

Пообедать удалось в любимом Lido. Хорошо, что цены у них постоянны, независимо от расположения ресторанчика. Из Юрмалы мы привезли много песка в сандалиях, приятную усталость и рижский бальзам. В последний день было решено погулять по паркам с заходом в разные интересные места.

В целом Рига нам понравилась. Недорого можно покушать в ресторане Lido, в магазине Рeme можно купить недорогие продукты. Билеты из Риги у нас были взяты до Пскова, туда мы приехали в 5 утра. На семейном совете с дочкой решили, что если на вокзале будет комната отдыха, то поспим, а потом погуляем по Пскову.

На вокзале мы взяли большой номер с двумя полуторными кроватями всего за 700 р. После завтрака отправились на вокзал за билетами. В наличие были только билеты на автобус. Кассир меня уверял, что автобус комфортабельный, и в нем есть туалет (сами понимаете, что без возможности сводить туда маленьких детей ехать автобусом не хотелось). Как оказалось уже в дороге, туалет в автобусе был переделан под кладовку. Хорошо, что мои дети — бывалые путешественники.

До автобуса у нас было достаточно времени, чтобы прогуляться по Пскову. Очень красивый город. Погуляли по окрестностям Кремля, заходили во все башни, во все часовни. Полазали по Довмонтову городу. Алена (старшая дочь) была поражена этими «довмонтовскими лабиринтами». Возвращались на вокзал пешком, на главной улице пообедали в столовой «Сергеевская» — очень вкусно и дешево.

В автобусе мы ехали больше 4,5 часов. До Луги дети спали, а потом их развлекали мультики. Хорошо, что хоть был интернет в автобусе. Дорогу перенесли хорошо, без криков и других неприятностей. Когда мы приехали домой, первым делом дети стали обнимать свои игрушки и шёпотом им рассказывать о приключениях, которых было немало.

Дорогой читатель с детьми! Путешествуй, и пусть твои детки будут главными попутчиками. Все трудности только сближают и скрепляют семейные узы.