Содержание:

Как чаще рассуждает ваш подросток? "Я могу изменить ситуацию". Или "Что бы я ни делал, это ничего не изменит"? Понятно, что первая позиция – залог успеха, а от второй недалеко и до депрессии. Но как возникают уверенность или бессилие?

"Если я буду больше заниматься, думаю, что смогу повысить свою оценку". "Если я хорошо высплюсь ночью, то буду более отдохнувшим на завтрашнем итоговом тесте". Эти примеры иллюстрируют силу самоэффективности и решимости влиять на свою жизнь. Эти дети думают о том, что им нужно сделать, чтобы улучшить свои шансы, и делают выводы. Конечно, здесь будут пробы и ошибки, не все решения окажутся одинаково эффективны, и дети смогут сравнить результаты.

"У меня завтра итоговая контрольная по математике, и лучшее, что я могу сделать, это:

  • позаниматься и лечь спать пораньше;
  • запастись энергетиком и заниматься всю ночь;
  • списать".

Многие из детей попробуют варианты каждого из этих решений в течение школьных лет. Надеюсь, опыт научит их тому, что первый вариант наиболее эффективен.

Конечно, мы будем направлять их и консультировать. Напомним им о последствиях списывания, расскажем о последствиях употребления стимуляторов и запретим их, если это необходимо; подтвердите ценность сна и упорной работы. Но только собственный опыт научит их тому, что лучший вариант — первый. Всякий раз, когда дети чувствуют, что результаты зависят от них, они с большей вероятностью будут испытывать в отношении своей жизни оптимизм и энтузиазм, а не апатию и пессимизм.

К содержанию

Что бы я ни делал, это ничего не изменит

Дэну шестнадцать лет, и он, по сути, бросил школу. Он ходит на уроки нерегулярно, и попытки родителей сочувствовать сыну или призвать его к порядку встречаются с безразличием. Известно, что в его школе царит особенно высокая конкуренция, а Дэн — посредственный ученик и считает, что соревновательная атмосфера его "удушает".

Я вижу, что удушению как раз подвергается чувство Дэна, что в его жизни должен быть хоть какой-то смысл. Из-за того, что внимание школы заострено на результатах тестов и рейтингах, учащимся труднее сосредоточиться на своем прогрессе и личных стандартах, а не на том, как они соотносятся с одноклассниками.

Такие школы, как у Дэна, часто придерживаются подхода "победитель получает все", причем лучшие ученики становятся победителями, а академически менее способные деморализованы. Слишком часто подростков вроде Дэна называют "плохими детьми", которые тусуются с другими им подобными и пассивно принимают решения, часто несущие им неприятности.

"Что бы я ни делал, это ничего не изменит" — частый и тревожный комментарий детей и подростков, которые считают, что их личная сила узурпирована кем-то другим.

Дэн получил новый шанс в другой школе, где больше склонны сотрудничать, чем соревноваться, где не учатся круглые сутки, оставляя позади детей, не способных работать достаточно быстро, и где признается широкий спектр навыков и интересов. Это помогло ему ощутить, что он лучше контролирует свою жизнь как в плане учебы, так и в плане общения со сверстниками. Ему еще придется наверстывать упущенное, но он уже не чувствует, что от его действий ничего не меняется.

К содержанию

Позвольте им преодолевать трудности

Многое из того, что мы делаем как родители, связано с разъяснением и подчеркиванием возможных последствий поведения наших детей. Мы умоляем их "сделать правильный выбор" и "думать наперед", чтобы постоянно подчеркивать взаимосвязь между их поступками и вероятными результатами: ударишь своего лучшего друга — не с кем будет играть; тренируйся — и у тебя будет больше шансов попасть в команду.

Мы подчеркиваем последствия и отступаем, когда дети начинают понимать влияние своих действий на результаты. Иногда это означает, что мы должны держать язык за зубами (и затаить дыхание), когда дети делают неправильный выбор, — именно так они учатся.

Нам нужно интересоваться теми вещами, которые не только защищают их, но и позволяют им переходить на более продвинутый этап, приносящий больше удовлетворения. Чем труднее предмет, чем сложнее тренировка, чем тяжелее физическая нагрузка, тем сильнее у детей чувство гордости, когда они осваивают материал или принимают вызов.

Дети получают значительную пользу — в учебе, для себя лично и в социальном плане, — когда родители предоставляют им возможности развивать чувство ответственности за свою жизнь. Как нам это сделать?

С самых ранних дней жизни ребенка мы быстро и с энтузиазмом реагируем на его попытки познать мир. Ребенок учится есть ложкой, делает первые шаги, держит равновесие и катается на скейте по улице. Каждый раз, когда дети достигают цели в результате сделанного ими выбора, их чувство контроля усиливается. От нас ничего особенного не требуется; детям достаточно удовольствия от преодоления вызова.

К содержанию

Когда поведение родителей наносит вред

Не оберегайте ребенка от домашних дел. С самого раннего возраста предоставляйте ему возможность вносить какой-то вклад в жизнь семьи. Двухлетний малыш может ходить за вами с тряпкой, помогая "убирать". Десятилетний может косить газон. Пятнадцатилетний — мыть машину. Старайтесь, чтобы ваш ребенок знал, что вы гордитесь им и радуетесь его возрастающей компетентности.

Не проецируйте на ребенка собственное беспокойство, когда он движется вперед. Вы научили ребенка переходить улицу. Он делал это с вами сто раз. Теперь он собирается сделать это самостоятельно. Любая мать, впервые отпуская руку ребенка, будет следить затаив дыхание, пока он не окажется в безопасности на другой стороне. Но и наша уверенность, и наше беспокойство легко передаются детям.

Конечно, мы никогда не подвергнем своего ребенка опасности, но, когда он будет готов, мы должны отпустить его — через улицу или на другой конец света — с энтузиазмом и уверенностью в его способностях. Я не считаю, что это легко. Но так правильно.

Не защищайте ребенка от неудач. Неудача неизбежна и желательна. Именно так дети узнают, что работает, а что нет. Она помогает им оттачивать навыки, наиболее эффективные при решении проблемы. Томас Эдисон любил говорить: "Я не потерпел неудачу, просто я нашел десять тысяч способов, которые не работают".

В зависимости от интересов моих детей я вешаю подобные афоризмы на дверь холодильника или на зеркала в ванной комнате. Пусть дети знают, что ошибки и неудачи — это способы усвоения знаний и что успешные люди всегда испытывали множество неудач на своем пути. Если успех дается легко, разочарование при первом же препятствии гарантировано.

Дети, особенно подростки, должны ощущать самоэффективность не только в учебе, но и в отношениях со сверстниками и в управлении своими эмоциями. Это означает, что вам нужно будет отступить, когда ваш подросток осваивает новые и сложные чувства.

Но не просто передавайте ему контроль и выходите из игры. Поддержание тесных и ободряющих отношений позволяет детям чувствовать связь с вами, защищает их от депрессии и повышает их самоэффективность.