Содержание:

В интернет переходят магазины и производители товаров, миллионы продавцов и покупателей. К сожалению, вместе с ними онлайн-платформы осваивают и мошенники. Рассказываем о самых распространенных способах обмана при онлайн-шопинге и о том, как не стать жертвой мошенников.

Онлайн-шопинг — лучший способ покупать товары для тех, кто не любит ходить по магазинам, но ценит богатство выбора и возможность найти что угодно, не выходя из дома. На платформах объявлений можно купить и новую кроватку для ребенка, и те самые сапожки в подарок на 8 марта.

Когда речь идет об интернет-магазинах, все более-менее прозрачно и понятно. А вот как правильно вести себя, если вы решили сделать покупку с помощью сервиса объявлений? Реально ли распознать уловки мошенников? Вот несколько советов.

К содержанию

Общайтесь с продавцами на маркетплейсе, не переходите по внешним ссылкам

Как и в случае с офлайн-магазинами, ходить за покупками в интернете лучше на известные площадки. Здесь больше выбор, а на крупных сервисах и вовсе можно купить все необходимое.

Часто мошенники выманивают деньги путем создания сайтов-подделок, которые на первый взгляд не отличить от платежных форм банков. Но только на первый — проверить достоверность такой ссылки можно, взглянув в строку браузера на смартфоне или компьютере. Если в ней написано что-либо, кроме avito.ru, например, avit0.ru или avitopay.ru — перед вами подделка.

После ввода данных карты на таком сайте мошенники получают доступ к деньгам, хранящимся на ней. А заманивают сюда пользователей под самыми разными предлогами: от оплаты доставки до якобы автоматического перевода денег при получении товара.

Чтобы обезопасить своих пользователей от подобного вида мошенничества, платформы блокируют отправку ссылок на внешние ресурсы во встроенных мессенджерах. Мошенники это знают, а потому часто предлагают обсуждать условия сделки в WhatsApp или по телефону — ведь когда вы уходите с платформы, служба безопасности сервиса уже не может отследить ситуацию и помочь.

Отсюда первое правило: обсуждайте условия покупки во встроенном мессенджере платформы и не переходите по ссылкам, которые присылают другие пользователи. Так безопаснее.

Кстати, большинство пользователей распознают мошенников и обращаются в службу поддержки, чтобы передать информацию о них:

"Я собиралась купить умную колонку для мужа на день рождения, — рассказывает Наталья, интернет-пользователь со стажем. — Когда дошло до оплаты, продавец прислал мне скрин сообщения якобы от техподдержки Авито, где было написано, что платежная система магазина временно не работает, и предложил прислать ссылку для перевода в WhatsApp. На всякий случай я решила проверить, а правда ли что-то не работает, и написала в службу поддержки сама. Так я сэкономила несколько тысяч рублей и много нервов — оказалось, что оплата на сайте работает, а колонку мне пытались “продать” мошенники".

К содержанию

Не делайте предоплату

Еще мошенники стараются привлечь внимание доверчивых пользователей, публикуя объявления о продаже редких товаров, например, новой приставки, за которой охотятся все геймеры, или редких кроссовок из новой коллекции. А когда покупатель начинает обсуждать условия покупки, требуют внести полную или частичную предоплату, чтобы "забронировать" товар — ведь желающих его приобрести множество.

Конечно, никакой товар мошенник при этом продавать не собирается, а после получения предоплаты просто перестает отвечать на звонки и сообщения. Казалось бы, очевидное правило: не стоит переводить деньги незнакомцам. Здесь оно особенно актуально.

"Я искала в интернете новую детскую коляску определенной модели и наткнулась на объявление с очень красивой ценой — раза в два ниже, чем все, что я до сих пор видела. Это показалось мне немного странным, но я решила пообщаться с продавцом. Он сразу стал рассказывать мне, что коляска редкая и на нее большой спрос, и что прямо сейчас на нее в очереди стоят еще 2 человека. Он предложил мне внести предоплату за коляску и отправил через вайбер ссылку, где надо было ввести данные карты, чтобы списалась нужная сумма. Но вот когда я перевела деньги, продавец пропал. Только потом я вспомнила, что перед тем, как я перешла по ссылке в вайбер, у меня всплыло предупреждение с правилами безопасности, а я его закрыла, даже не прочитав. Теперь жалею, потому что потеряла несколько тысяч, коляска меня просто ослепила", — поделилась своей историей Людмила П.

К содержанию

Главные правила онлайн-шопинга

Зная приемы злоумышленников, гораздо легче от них защититься. Поделимся еще несколькими правилами - они помогут сделать онлайн-шопинг простым и безопасным.

  • Никому не говорите код с оборотной стороны карты и из СМС. Служба безопасности банка или онлайн-магазина никогда их не спросят.
  • С подозрением относитесь к звонкам от представителей банков или техподдержки онлайн-платформ, особенно если они запрашивают ваши личные данные. Лучше прекратите разговор и перезвоните в банк/онлайн-магазин по официальному номеру, чтобы узнать, был ли этот звонок реальным.
  • Не переходите по ссылкам, которые вам присылают другие пользователи, и настаивайте на том, чтобы обсуждение сделки и сама покупка происходили только внутри маркетплейса. Любая настойчивая попытка увести вас на внешний ресурс говорит о том, что перед вами мошенник.
  • Никогда не вносите предоплату — ни полную, ни частичную.