Обучение по половому признаку

Методика раздельного обучения мальчиков и девочек в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Раздельное обучение остается одним из наиболее спорных вопросов современного образования. В аргументах "за" и "против" разбирались наши корреспонденты.

На сегодняшний день в России не слишком много школ с раздельным обучением. Например, мальчики и девочки в конфессиональных школах разделены - это дань традиции, связанной с религиозными убеждениями. Другие варианты - кадетские корпуса, куда берут только мальчишек, и женские училища сестер милосердия. В них разделение объясняется будущей профессией выпускников. В середине 90-х к ним добавились светские школы (гимназии, институты благородных девиц) - этакие экспериментальные площадки для внедрения оригинальных педагогических методик.

Мира - два, детство - одно

В Республике Коми школ с раздельным обучением больше 400, на Ставрополье - около 100. В Москве их пока немного и называются они экспериментальными - в силу отсутствия четкой методики преподавания.

Свою методику раздельного обучения в московской школе №760 разработали недавно. Здесь "однополых" классов всего шесть - с первого по шестой. "Сначала нужно было накопить аналитическую базу и только потом начинать этот эксперимент. Зато теперь мы получаем чистый результат", - говорит директор школы Владимир Гармаш.

- Как вы пришли к идее раздельного обучения?
- В России непростая демографическая ситуация, катастрофически сокращается численность населения. Институт семьи и брака у нас практически утрачен: из четырех браков в течение года распадаются три. Поэтому мы решили обратиться к опыту предыдущих поколений, ведь до начала XX века в России не было подобных проблем.

Мужчина и женщина - это два разных мира. У них по природе разные задачи и назначение. Предназначение мужчины - быть воином, охотником, с точки зрения сегодняшнего дня - хорошим, заботливым отцом. Предназначение женщины - быть матерью. Существующая сейчас в большинстве школ общепринятая модель образования - это усредненная схема. Смешанное обучение нивелирует у растущего человека понимание своего предназначения. Ведь раньше на Руси мужские и женские занятия никогда не перемешивались, даже игры были разными. Есть мужские игры, формирующие мужчину, есть игры, формирующие женщину, есть общие игры, формирующие их совместные действия.



- По какому принципу вы делите своих учеников?
- Как в любой "раздельной" школе, у нас есть классы мальчиков и девочек. Классы мальчиков - это классы летчиков, пограничников, моряков. Это не кадетский корпус, но все мальчишки приобщены к воинскому делу. У нас есть обряд посвящения мальчиков в богатыри Земли российской. Все первоклассники 23 февраля принимают присягу и клянутся, что девочки - их будущее счастье.

- Какие задачи вы ставили перед собой, организуя раздельное обучение с такой "идейной" подоплекой?
- Психосоматика у мальчиков и девочек очень разная. Ребенка приводят в первый класс в семь лет, к этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается комплекс "неуспешности". Получается, что девочки "забивают" мальчишек изначально. Здесь исток проявляющейся позже привычки мужчины прятаться за женской спиной. Когда класс "мужской", к мальчишке гораздо проще найти индивидуальный подход, ведь все наши "бойцы" в чем-то схожи. Например, мальчишкам претит любое повторение. Мозг мальчика не воспринимает повторов и автоматически "выключается".

- В чем недостатки раздельного обучения?
- В сложности реализации идеи. Современный мир декларирует ценности, противоречащие патриархальным. Но сейчас к ним потихоньку возвращаются.

Кстати, в Америке в рамках президентской программы выделяют деньги под идею раздельного обучения - хотя раньше это было запрещено Конституцией.

Уроки врозь!

В обычной московской районной школе №1115 раздельное обучение практикуется в старших классах. Классы разделены по профилям: военно-спортивный у мальчиков и психолого-педагогический у девочек. В школе было уже семь "раздельных" выпусков. Основная идея создания необычных классов - социальная. Учителя хотят заинтересовать новой идеей детей из неблагополучного района - ослабить влияние улицы.

Мальчики занимаются в военно-патриотических клубах, ездят на раскопки. А многие девочки после школы поступают в педагогический.

Рассказывает учитель геометрии Галина Езохова: "Прежде чем приступить к реализации идеи раздельного обучения, мы обсуждали этот вопрос с родителями. И учителя, и родители идеей и результатами довольны. Раньше наши старшеклассники уделяли друг другу слишком много внимания - и не только на переменах. В раздельных классах они собраннее на уроках. В "однополом" коллективе ребятам легче отвечать у доски, они не так смущаются - мы выяснили это благодаря опросу. Девочке, если у нее заниженная самооценка, если она плохо адаптируется в коллективе, однозначно лучше в "женском" классе".

"Не скучно учиться без девочек?" - спросили мы у Саши Сергеева, выпускника этой школы. Отвечает: "С ними тяжелее учиться, учителя им внимания больше уделяют, больше хвалят. В "мужском" классе спокойнее. Чувствуешь себя равноправным и полноценным членом коллектива".

А как обстоит дело на "женской половине"? "Мы уже привыкли учиться раздельно, для нас это естественно, - рассказывают Аля и Ира, ученицы одиннадцатого класса школы №1257. - Ведь у девочек никаких комплексов нет, а у мальчиков есть. Они привыкли общаться в своем кругу, и девочки им не всегда понятны". "Конечно, в женском коллективе бывают и капризы, и конкуренция, - добавляет Аля, - но я все-таки рада, что училась в девичьем классе. Хочу стать экономистом, а в этой сфере в основном работают женщины. Я же теперь разбираюсь в разных типах женщин, знаю, как к кому лучше подойти. После "женского" класса мне в любом дамском коллективе нетрудно адаптироваться!"

Кого же проще учить - мальчиков или девочек? Розалия Чалимова, учитель физики школы №1257, уверяет, что в классе девочек адаптация преподавателя проходит быстрее, в классе мальчиков нужно больше времени: "Девочек учить легче, потому что они исполнительнее, спокойнее. Но мне интереснее учить мальчишек, ведь у меня наука особенная, "мужская". У мальчиков аналитический склад ума, они прирожденные исследователи. Кроме того, мальчишек все-таки должен учить мужчина, а девочек - женщина. Не стоит забывать и о том, что раздельное обучение - это новшество. Никакой методической и теоретической базы здесь не существует. Мы - первопроходцы. Охотно делимся опытом с преподавателями других школ, но его еще очень мало".

Действительно, методология раздельного образования в России находится в зачаточном состоянии. Но некоторая база все-таки наработана. "Я абсолютно уверен, что раздельное образование - это шаг, приближающий нас к индивидуальному, творческому воспитанию ребенка, - говорит доктор педагогических наук, психолог Виктор Гуружапов. - Поэтому методология раздельного обучения направлена на максимальную индивидуализацию образовательного процесса. Мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Поэтому учебный процесс должен быть выстроен в разном режиме и с разными нагрузками".

Как у них?

За границей при численном превосходстве смешанных школ существует достаточно мужских и женских школ и колледжей. Они не один десяток лет воспитывают элиту западного общества. Все эти учебные заведения частные. Среди них есть религиозные школы с весьма строгими порядками, малопривлекательными для российских школьников, зато подобные учебные заведения нередко дают очень приличное образование. Большинство "однополых" школ светские, без религиозного давления, хотя практически везде ученики посещают утреннюю службу. В Великобритании, например, существует 115 школ раздельного типа. Стоит отметить, что первые частные школы появились здесь в Средние века и были только раздельными, причем исключительно для мальчиков, назывались публичными (public schools), так как готовили будущих "людей публичной карьеры": государственных деятелей, адвокатов и т.д.

Результаты английских и американских исследований на тему, в каких школах лучше успеваемость - в смешанных или раздельных, - разнятся. Школы раздельного обучения традиционно возглавляют рейтинги (в рейтинге британских частных школ, по версии Times, первые строки занимают исключительно они), однако это вовсе не означает, что туда выстроились длинные родительские очереди.

Исследования, проведенные в США, показывают, что у мальчиков успеваемость выше в "совместных" школах, однако опрошенные девочки-американки считают, что раздельное обучение больше способствует их достижениям в учебе. Результаты британских исследований утверждают обратное: в среднем по стране мальчики отстают от девочек по успеваемости, однако в школах раздельного обучения учатся не хуже или даже лучше противоположного пола.

Известно, что в раздельных школах девочки активнее участвуют в классной работе, у них развивается более высокая самооценка, в дальнейшем они успешнее в карьере. Однако остается недоказанным, что их успеваемость по отдельным предметам в данном случае лучше! Успеваемость улучшается, скорее, вследствие более компактных учебных групп. И вообще, есть мнение, что школы раздельного обучения просто в силу своей "элитарности" получают заведомо лучших учеников. Еще одно противоречие - по поводу соревновательного духа, который возникает между мальчиками и девочками в школах совместного обучения. Одни считают это нездоровым явлением. Другие уверены: здоровая конкуренция "между полами" должна приводить к лучшим результатам.

В Британии многие полагают, что только школы раздельного обучения воспитывают настоящих леди и джентльменов. К сожалению, ими могут стать далеко не все российские дети, родители которых стремятся дать им именно такое классическое британское образование. По словам Натальи Стасенко, специалиста лондонского образовательного агентства BRIT Education & travel, большинство родителей, принимая решение отправить ребенка в британскую частную школу, вообще не задумываются о том, будет ли дитя учиться в школе совместного или раздельного обучения. Между тем для многих детей "однополая" школа может стать настоящей тюрьмой.

Ольга Маховская, сотрудник Института психологии РАН: "Раздельное обучение дает молодым людям опыт аскезы, отказа. В условиях общества тотального потребления это становится все более ценным навыком выживания. При раздельном религиозном образовании ребятам не угрожает ранний секс, беременность, наркотики. Но слабой стороной раздельного образования является его несоответствие запросам современной жизни, которая строится в стиле унисекс.

Тенденция к популяризации раздельного образования совпадает с восстановлением патриархальных норм взаимоотношений. Боюсь, что религиозные ортодоксы, национал-патриотически настроенные политики и просто "крепкие государственники" здесь совпадают в желаниях. Россия - одна из стран, где официальное признание равенства полов противоречит сексистскому, патриархальному отношению к женщине.

Мальчики и девочки действительно отличаются по своей психофизике. От так называемого гиперкинетического синдрома (рассеянность внимания, повышенная возбудимость и подвижность) страдают в основном мальчики. У них ниже мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях. Что касается девочек - раздельное образование (и у нас, и за границей) ориентирует их на традиционную женскую роль, загоняет в рамки трех "К" (китчен, киндер, кирхен), формирует представление об ограниченных полом возможностях и желаниях. Семья - да, шоппинг - да, кухня - да. Карьера - нет. А это совершенно невыгодно современной женщине.

Главная проблема современной российской школы - то, что в школах трудятся в основном женщины. Мужчин-преподавателей только 7%. В итоге с самого начала начинает работать скрытый механизм женской солидарности между женщинами-преподавателями и девочками-отличницами. И поощряют действительно девчонок. Для замотанной женщины-преподавателя, вынужденной выдерживать повышенные нагрузки, подвижные мальчишки становятся дополнительным раздражителем. Как специалист по сравнительному образованию, уверяю: содержание российского образования сопоставимо с хорошим европейским."

Анна Виноградская
Мария Владимирова
Статья предоставлена журналом
Карьера
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Обучение по половому признаку "

Вы не авторизованы.

Тут я буду говорить обобщениями, предупреждаю. Инвидуальные отличия всегда сильней гендерных стереотипов. Как победитель в своё время республиканской олимпиады по физике, куда меня вообще не хотели брать, как девочку, я это прекрасно понимаю :-) То есть говорю о статистике, о массовых, групповых явлениях, а не "если взять отдельную девочку, она будет такая".

И второе предупреждение - я говорю о возрасте "постарше", с двенадцати лет мы исследовали. Не знаю, как чисто женское общество влияет на маленьких девочек. Моей дочке нравятся группы девочек, и в группе нешкольников, где дети собираются в коллективы сугубо по их желанию, девочки обычно очень отдельно от мальчиков. При этом у дочки есть друзья-мальчики, на вечеринки свои она их приглашает.

Для девочек и женщин в работе и учёбе очень важна приятная обстановка, сотрудничество, личные дружественные связи. Парадоксально, но именно из-за этого в женских коллективах иногда разводятся гадюшники, когда девочки, каждая на свой лад, пытается наладить обстановку :-) Это издержки. Но ситуация даже шутливой грубости, резкой соревновательности, выхватывания ответов на вопрос друг у друга на скорость, хакерских подначек в задачках - отталкивает девочек от учёбы. Это я описываю типичную обстановку компьютерного класса, между прочим. Здоровую мужскую атмосферу :-) С другой стороны, внимание к своей внешности, поддержка светлого образа, фокус на том, чтоб произвести впечатление на противоположный пол - отвлекают от учёбы в смешанных классах. На девишнике люди себя по-другому ведут, чем когда мужчины рядом. Могут поговорить об эпиляции :-) Или вот по скалам лазают лучше, потому что не стесняются раскорячиться. Расслаблены, в общем. Это ОЧЕНЬ сильное явление, ведь продолжение рода (т.е. завлекание противоположного пола) - самый сильный инстинкт после самосохранения, а иногда и сильней. Этот инстинкт так просто не выключить, для того, чтоб какой-то там математикой позаниматься.

В итоге чисто женские классы могут поддержать занятия девочек математикой, точными науками и компьютерными делами. Это настолько сильное явление, что колледжи и школы в Штатах сейчас начали переходить к введению "чисто женских классов", несмотря на всю политкорректность и возможную противозаконность таких штук. Девушки довольны.
2005-11-09, Мария Д.
В том, что Вы пишете о поведении мальчиков и девочек - это очень верно. Скорее всего, женские классы действительно могут раскрепощать девушек. Но как потом девушки будут работать??? Искать смешанные трудовые коллективы в компьютерной индустрии сложно,почти невозвожно. Почти все исключительно мужские.
У меня был период "ломки", привыкания и вживания в мужские стериотипы общения. Не скажу, что период был легким, но, к счатью он пришелся на 16-17 лет (первый курс института). Первый курс (нас было 2 девушки на 20 ребят на радиотехническом факультете) прошел под знаком общения друг с другом. К концу первого курса все как-то устаканилось, начали более активно с ребятами общаться - дружить. К концу 6-го устанавливать дружеские отношения с мальчиками уже не вызывало проблем. Что очень потом помогло на работе, где опять 99% - мужчин. То, что у меня самой поменялись стеориотипы поведения для меня это факт очевидный. С девушками и женщинами я одна, с мужчинами -товарищами - я другая.
2005-11-10, Cat-S
С мальчижками легче общаться,они дружнее,никогда не осудят тебя,если ты оденешь красную юбку и зеленые туфли.Когда в классе одни девочки выделяется одна группа:влиятельная и авторитетная+ее свита.Еще несколько групп меньших по значимости и наконец одиночки,которые могут на время прильнуть к одной или другой группе.Еще есть изгои.
В классе где мальчижек больше такого нету.Царит равноправие.
В начальной школе девочки идут на мальчиков войной,но в пубертатный период в женском коллективе становится невыносимо:сплошные козни,сплетни.Либо ты с лидером,либо ты никто! Нельзя проявлять индивидуальность-будешь белой вороной.К тому же в классе девочек в большом колличестве преподают рукоделие,а многие ненавидят шить,вышивать,готовить и т.п.
2008-06-03, Х/З
Я отдала младшую дочь в класс девочек. Прошло очень мало времени, чтобы делать выводы. Отдала даже не в конкретный класс, а к определенному учителю. Пока довольна. На собрании учительница указывала на одну интересную особенность девичьих классов - солидарность "против взрослых". Т.е. девочки выясняют отношения - перья летят. Учитель , полагаясь на свой опыт, решает, что медлить нельзя и вмешивается. Растаскивает в разные стороны, оставляет подумать о поведении и т.д. А через 5 минут видит, что "враги" тут же стали друзьми как "пострадавшие от произвола" и вместе уже что-то замышляют. А ведь столько сил и нервов потрачено на "воспитательный процесс"...:))))
2005-11-09, Дяша
я училась 1 год в классе , где были одни девочки, параллельным классом был - класс мальчиков и на след. год нас перераспределили. В итоге получилось 20 девочек и 4 мальчика и 20 мальчиков и 5 девочек (я училась в этом классе).
В клаасе девочек было неуютно, девочки делились на группы, постоянно шло обсуждение кто как одевается, кто как выглядит, царил культ нескольких девчонок, кто не с ними (несколько человек) - изгои.
Когда я попала в класс, где 20 мальчишек - было просто отлично. Ребята нас защищали, учились и общались дружно. В итоге все кто до этого плохо учились - стали учиться хорошо и у всех были друзья.
2005-11-08, aCoolina
В основном книжки Чарской, \осеевой, "Дорога уходит вдаль"...
Давно, в детстве прочитанные.
Дочка ходит в чисто девичий коллектив на гимнастике. И они меня уже достали своими разборками, кто с кем против кого сегодня дружит:) В смешанных коллективах такое давление наблюдается со стороны девочек, но противостоять ему гораздо проще. На фигурном катании у них в группе на редкость много мальчиков для этого вида спорта, целых 5 на 10 девчонок и уже нет разговорчиков и шепотков.
А учиться ей нравится со спокойными детьми:) Она усидчивая и ей разные гиперактивные дети мешают, ей меньше внимания достается от учителя.
2005-11-09, Иллика.
Раздельное обучение: скорее, нет, чем да. Мне кажется, что здесьречь идёт не о благополучии детей, а о том, что наше государство, в прочем, как и всегда, желает переложить решение своих проблем, в частности, демографических на тех, у кого особо выбора нет, то есть на тех детей, которые будут посещать такие классы и родителям здесь над быть крайне осторожными, так как пропагандируется раздельное обучение с целью повысить эффектиность образования, а на самом деле происходит подмена онятий. И если внимательно подходить к выбору школы: вчитываться в её концепцию, то подобные вещи будут откровенно на поверхности.
2008-10-02, Анастасия
Поделитесь:

08.11.2005
Обновлено 21.04.2014
Близкие по теме статьи
Как играть с ребенком 6-9 месяцев: игры с голосом и зеркалом
Как играть с ребенком 6-9 месяцев: игры с голосом и зеркалом
Чем занять ребенка до года: зеркало и разные голоса
Почему общению с людьми нужно учиться
Почему общению с людьми нужно учиться
Как семантический шум мешает нам понять собеседника
Школы-пансионы Англии: традиции, качество, дисциплина
Школы-пансионы Англии: традиции, качество, дисциплина
Англию по праву можно назвать "кузницей" высокообразованных кадров — вот уже сотни лет из стен ее школ-пансионов...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!