Мы + Греция = ...

Эта поездка стала нашим первым знакомством с Грецией и началом нашей взаимной симпатии. Мы с ребенком летели на отдых в Халкидики. С трудом представляя, как мой, еще не достигший 4-летия, сын выдержит ознакомление с достопримечательностями, я, тем не менее, усердно обогащала свои знания об истории этой страны и доступных нам исторически значимых или просто красивых мест.

На территории отеля

Наш отдых пришелся на первую половину мая. На жаркую погоду и теплое море я не рассчитывала и как раз намеревалась использовать это обстоятельство в познавательных целях.

Мы отдыхали в отеле "Kassandra Palace" 4* на мысе Кассандра полуострова Халкидики. Отель очень понравился. У него достаточно большая и озеленённая территория, много необыкновенно красивых розовых кустов, цветы, пальмы, симпатично подстриженный кустарник. Есть хорошая детская площадка с качельками-горками-качалками, детский клуб и мини-диско. Но мы попали на начало сезона, поэтому мне трудно оценить работу детских аниматоров. Ситуация сложилась так, что были аниматоры, но не было детей.

В силу начала сезона отдыхающих в отеле вообще было мало, к ужину в ресторане накрывали треть столов, при этом всегда были свободные места и официанты. Греки очень хорошо относятся к детям, здороваются, заводят разговор, особенно таяли, узнав, что сына зовут Дмитрий (или "для своих" Митя) - Св. Димитрий является покровителем этой части Греции и очень чтим местным населением.

Несмотря на малую заполненность отеля, первоначально нас поселили в номер с так называемым "видом на горы", что на самом деле означало вид на автостоянку и где-то там далеко - горы. Но я намекнула администратору, что мы с маленьким ребеночком приехали на две недели и очень хотели бы любоваться морским пейзажем, а не автомобилями, при этом пообещав заходить к ним ещё...

Сначала в качестве замены нам предложили угловой номер на сторону моря, но на первом жилом (т.е. втором) этаже. Кроме кроны рядом растущего дерева ничего не было видно, зато меня на балконе было видно всем соседям. Я поняла, что такие условия меня никак не удовлетворят. Уж лучше было остаться в прежнем номере: последний (третий) этаж и вид вдаль.

Второй предложенный номер оказался ровно на этаж выше предложенного накануне. Я даже не хотела заходить, но всё же... Балкон оказался выше кроны этого дерева, и то, что я увидела, заставило меня изменить мнение в лучшую сторону. Так мы и переехали. И любовались вот таким видом со своего балкона. И только погибшие холодной греческой зимой пальмы немного портили пейзаж своими сухими кронами.

Вот таким пейзажем мы любовались после переезда в новый номерМоре было прохладным. Митя только ножки намочить заходил, а я, конечно, плавала. Вода - прозрачнейшая, я такой еще не видела. Видимо, неслучайно там многие пляжи награждены голубым флагом за экологическую чистоту. Митя в основном играл на берегу, строил замки и дороги, искал ракушки и красивые камешки. А по вечерам мы обычно гуляли на детской площадке.

Теперь о наших поездках. Итак, за 5 дней аренды машинки мы успели наездить не менее 2000 км, причем немалая часть пути пришлась на серпантины, иногда очень даже узкие и крутые. Но я получила от вождения невероятное удовольствие. Прежде чем пускаться в путешествия, я внимательно изучила свой любимый путеводитель Polyglott (у меня уже целая коллекция собралась из разных углоков Европы). В этих путеводителях есть и предлагаемые маршруты, что часто бывает очень удобно. На все путешествия нам хватило карты (точнее, маршрута) из этого путеводителя и карты, которую нам дали в агентстве по аренде автомобилей. Хотя, откровенно говоря, она не всегда соответствовала реальной дороге...

Представители встречающей стороны меня пугали особенностями местного дорожного движения. Но я решила, что если я "рулю" в Москве, то уж вряд ли меня может что-то испугать. И что я увидела… Греки не соблюдают скоростной режим, обгоняют по встречке. Короче, чувствуешь там себя, как дома. Я, конечно, так безответственно себя не вела, сплошные линии не пересекала, но скорость вне населенных пунктов "немного" превышала. На автобане до Метеор и Олимпа удалось погонять на Fiat Punto на скорости 140-160 км/час.

Есть еще одна особенность движения по греческим дорогам - если позволяет дорога, то машины ездят по обочине, это они так увеличивают рядность дороги.

Полицейские туристов не трогают, их там вообще не видно, этих полицейских. Только один раз он меня чуть до смерти не перепугал. Ехала я из Метеор, дорога дальняя (500 км в одну сторону), поэтому на прямых широких участках я выжимала из машинки как можно большую скорость в пределах разумного. И вдруг вижу, полицейский руками машет. Всё, думаю, "попала", прямая мне дорога теперь в тюрьму за 5-кратное превышение скорости. Я знак-то с ограничением видела, но "забила". А он, любезный, оказывается предупреждал, что впереди идет ремонт дороги. Помощник, одним словом. У меня чуть разрыв сердца не случился.

Вид на гору Олимп с полуострова Кассандра, т.е. очень издалекаДумаю, справочной информации о ПДД уже достаточно, теперь о маршрутах. Итак, 5 дней аренды автомобилей распределились следующим образом:

1 день - поездка к Олимпу (350 км в одну сторону);

2 день - пещера Петралона, городок Нео-Муданья;

3 день - раскопки древнего города Олинфос, поездка по полуострову Кассандра;

4 день - поездка к полуострову Афон, бухта Урануполис, круиз вокруг святой горы Афон, развалины Стагера (всего примерно 300 км);

5 день - монастыри Метеора (500 км в одну сторону).

Олимп - гора богов

До Олимпа от нашего отеля примерно 350 км. А вот в хорошую солнечную погоду вершину этой горы можно даже увидеть с нашего полуострова. Мы доехали достаточно быстро, но всё зависит, конечно, от количества машин на дорогах. Вот когда я радовалась тому, что сезон отпусков еще не начался, и туристов немного.

В процессе удалось дважды сбиться с пути: один раз карта не совпала с местностью, а второй раз я прозевала съезд с автобана. Оба раза милые греческие водители не просто объясняли, как проехать, при этом активно размахивая руками, но и сопровождали до ближайшего указателя или поворота. Так что, хоть и с небольшими приключениями, но достаточно быстро мы добрались до городка Литохоро, который расположен у подножия горы. Очень милый городок с небольшим парком, с красивым фонтаном. Но до глубины души меня тронуло то, что в этом городе, находящемся вдалеке от моря и почти в горах, есть Военно-морской музей.

Вид с ОлимпаК вершине ведет "серпантин", причем в какой-то момент он перестает быть асфальтированным, а становится просто покрытым галькой и значительно сужается до ширины одной машины. Честно говоря, я немного струсила и не поехала выше, потому что опасалась встречной машины. Разъехаться с ней не представлялось возможным. Впрочем, разворот над пропастью тоже был из разряда каскадёрского трюка. Ощущение, когда капот твоей машины зависает над пропастью, описать словами невозможно - это надо прочувствовать самому.

Конечно, виды с горы открываются необыкновенные. Мы несколько раз останавливались, чтобы осмотреться вокруг и подышать необыкновенным чистым воздухом. Очень много пеших туристов, и даже попалась нам палатка - вот действительно замечательный вариант отдыха на природе, не надо никаких SPA-курортов.

Дорога домой показалась короче. Заодно мы заехали на заправку и выяснили порядок местных цен на бензин (0.8-0.83 евро/литр).

Пещера Петралона

ОбедПещера Петралона - это ближайшая к нам достопримечательность, она расположена у "основания" пальца полуострова Кассандра, примерно в 50 км от нашего отеля. В пещеру не пускают "неорганизованных" туристов, а поскольку мы не принадлежали ни к какой экскурсионной группе, то нас присоединили к толпе каких-то местных школьников, экскурсия для которых проводилась на греческом языке. Мы плелись в хвосте, просто с интересом глядя по сторонам.

Пещера действительно красивая, есть на что посмотреть, крутя головой в разные стороны. А в самом последнем "зале" размещен скелетик древнего неандертальского человека, его орудия труда. А человечек-то махонький, едва на полтора метра тянул. Эти останки, орудия, кости древних животных (возраст более 5 млн. лет) были обнаружены в этой пещере. Также здесь были найдены и следы костров, которые, по мнению ученных, являются самыми древними подтверждениями использования огня человеком, найденные до сегодняшнего дня.

На обратном пути мы заехали в городок Неа-Муданья, хотели пообедать. Долго бродили по набережной вдоль кафешек, а в итоге я купила клубнику в местной лавочке, вымыла её в питьевом фонтане, и мы с удовольствием полакомились ягодами. При этом Митя, конечно же, извазюкался, потому что ягоды не умещались у него не то что во рту, но даже в руке. Зато я единственный раз воспользовалась услугами химчистки в отеле: примерно за 2.5 евро через несколько часов я получила назад чистенькие выглаженные брюки.

Поездки по окрестностям

ОлинфосВ этот день я решила просто прокатиться по окрестностям, т.е. по нашему полуострову Кассандра. Но для начала мы поехали в сторону полуострова Ситония к раскопкам древнего город Олинфос. Это потрясающее зрелище. Мой мозг не в силах осознать, как тысячи лет назад люди могли строить такие города - без современной техники, без современных материалов, а только используя ручной труд.

Олинфос был наиболее значительным городом Халкидики еще в IV до н.э. В период нашествий персов (479г. до н.э.) город был захвачен ими, а после отхода персов был заселен переселенцами из Халкиды. Тогда же город и был вновь отстроен по новой градостроительной системе "ипподамио" (Гипподамова система), согласно которой Олинфос разделялся широкими проспектами, которые затем перпендикулярно пересекаются с другими, менее широкими. Пересекающиеся улицы образуют небольшие кварталы, в каждый из которых входят несколько домов, магазин, дворик. В домах были ванны и умывальники, сохранились черепичные водостоки. И потрясающей красоты мозаики...

Мозаичные панно, найденные во время раскопок Олинфоса в 1928 и 1931 гг., являются древнейшими из всех знаменитых мозаик, найденных на территории Греции. В последующие годы Олинфос переживает необыкновенный расцвет и главенствует над всеми городами в Халкидиках. В августе 248г. до н.э. Олинфос был разрушен до основания царем Македонии Филиппом II.

Пока я любовалась масштабами древнего города и живописными окрестностями, Митя с радостью бегал "по комнатам" или по останкам стен, изображая "паровозик". А вокруг раскопок, даже не подозревая о близости такого исторического памятника, буйным цветом алели маки.

греческие макиПосле этого мы поехали обратно на полуостров Кассандра, чтобы добраться до южного края полуострова - мыса Св. Николая, а по пути заехали на пляж. С указателями опять была беда, карта опять не совпадала с местностью, пришлось пытать местное население, которое куда-то уверенно махало руками (при этом в разные стороны), а сопровождающие комментарии были исключительно на греческом языке. Хорошо, что в придорожном супермаркете встретилась нам англо-говорящая продавщица, она и направила нас в нужную сторону. В итоге я выбралась на узкую дорожку (почти тропинку) и мы приехали к нашей цели. Красота!!! К сожалению ни слова, ни фотографии не смогут передать увиденное.

На мысе находится небольшая церковь, но мы не решились зайти. Наверное, зря. Но у нас и видок-то был еще тот - шорты-майки-шлепки...

А вечером мы отправились в таверну на Греческий вечер. Не буду вдаваться в подробности, об этом часто пишут в путеводителях. Нам понравилось, особенно моему ребенку, который почти весь вечер танцевал под местную музыку, но в своей интерпретации.

Полуостров Афон

монастыри АфонаНа полуострове Афон расположена единственная Православная Монашеская Республика, которая уже более 1000 лет живет согласно церковным канонам, в духе традиций византийских времен (используют юлианский календарь). Впервые монахи Афона были официально упомянуты в IX веке. Два последующих столетия (X-XII в.в.) часто упоминаются как "золотой век" Агион Ороса (Святая Гора).

Эту экскурсию мы организовали себе сами. Дело в том, что гид как-то неопределенно говорила о возможности централизованной экскурсии к Афону в ближайшее время, а упустить возможность полюбоваться монастырями я не хотела. В результате на машине мы добрались до городка Урануполи и там сели на кораблик, и просто 3 часа плавали вдоль побережья. Рассказы были на нескольких языках, но без русского.

Было очень мало народа, так что мы могли занять любые места, ребенок ходил-перемещался по палубе. А на обратном пути местные тётеньки изображали греческие танцы - просто так, сами себя развлекали и отдыхали. Очень здорово. А еще нас сопровождали дельфины: три дельфинчика на протяжении нескольких минут плыли за корабликом, выпрыгивали из воды. Ребятенок мой просто визжал от восторга. Это в тысячу раз интереснее любого дельфинария. Три часа плавания пролетели совершенно незаметно.

На обратном пути мы заблудились (что характерно, карта опять не совпала с местностью: там, где по карте мы должны были повернуть налево, были дороги только прямо и направо) и заехали в результате в Стагеру. Это место рождения Аристотеля. Город (а ныне его останки) окружен широкой стеной. Территория очень большая, но ходить там сложно и даже опасно, потому что расположен он на склоне горы.

СтагераЕсли бы мы располагали временем, то обязательно прогулялись бы вдоль стены. Но нам еще предстояла совершенно неизведанная дорога, которая в итоге превратилась в жесточайший серпантин часа на два, периодически сопровождаемый дождем. Но впечатлений от такой поездки осталось очень много, в том числе и от новых условий управления автомобилем.

Метеоры - монастыри на скалах-небоскребах

МетеорыЭта поездка была самая длинная по расстоянию до цели нашего путешествия - 500 км в одну сторону. Экскурсионные автобусы забирают туристов из отеля в 5:00 - 5:30… но я была не готова к столь ранней побудке. Мы выехали из отеля примерно в 8 часов, предварительно быстро позавтракав. До Метеор добрались уже "к обеду". Как же там красиво!!! И как непостижимо происхождение этих скал, этих каменных столбов. На сегодняшний день ученые говорят об их подводном происхождении - кое-где на вершинах обнаружены скелеты рыб.

Метеора - самый знаменитый после Афона монашеский центр Греции. В ХII веке Афонские монахи со Священной Горы во имя спасения православия укрылись на каменных вертикальных столбах, впоследствии построив православные храмы. В 1356 году монах Афанасиос Метеоритис заложил основы того, что по окончании строительства стало называться монастырем Метаморфосис или Большая Метеора. Фамилия основателя первого монастыря впоследствии дала название всей местности.

Метеора представляет собой группу высоких и обрывистых утёсов и скал, увенчанных монастырями, скитами и кельями, а различные их пещеры превращены в жилища аскетов православного монашества. Здесь в поднебесье сочетается монашеский героизм с чудом природы.

Всё необходимое доставляется в монастыри в корзинах, которые на тросе понимают вверх. А в монастыре Большая Метеора мы видели, как батюшка "приехал" из монастыря на тележке по канатной дороге.

КриопигиСвободные от поездок дни мы просто отдыхали в отеле, один раз прогулялись в соседний поселок Криопиги, где купили ребенку совершенно очаровательного плюшевого дельфина.

Скажу откровенно, что погода не всегда располагала к пляжному отдыху. Начало мая - это действительно еще "не сезон" для этой местности. Но полученные в поездках впечатления с лихвой перекрывали такие мелкие неприятности, как парочка дождливых дней.

В заключение добавлю, что эта поездка состоялась почти два года назад. Но тогда я не решилась литературно увековечить свои воспоминания, поэтому мой рассказ вышел в свет с "небольшим" опозданием. В прошлом году, также в мае, мы побывали на Крите, опять много ездили и много видели, об этом я уже рассказывала.

А в мечтах я надеюсь продолжить знакомство с такой необыкновенной и "мифической" страной - Грецией.

Наталия Маклакова, netty70@mail.ru.

Оставить комментарий к статье "Мы + Греция = ..."

Наташ отличный рассказ:))я сразу вспомнила, как мы прошлым летом вдохновленные твоими письмами о Халкидиках ездили туда же:)) мы повторили несколько твоих маршрутов-например, в Афон-в Уранополис на арендованной машине, а оттуда на катере вдоль острова:)ты нам колоссально помогла-ведь мы уже ездили по "проторенным" тобой тропками и не боялись совершенно ничего - и на Олимп взобрались, и в Метеоры сгоняли!! Постоянно блуждали конечно, но всегда счастливо находили дорогу, српашивая у местных:) Кстати! ни разу не видели нарушений и обгона местными по встречке-ну по платным трассам все быстро гоняли, включая нас, но дисциплнированно, не устраивая аварийных ситуаций:)
Спасио тебе огромное, а то бы мы до сих пор разглядывали страны из окна туристического автобуса, боясь взять машину, купить карту и путеводитель:)
кстати о путеводителе - я уже тебе говорила, полиглотовский совсем не удачный, причем по всем странам, слишком там мало инфы, прсото слезы, остальные все ж более подробно рассказывают. Имхо:)
2006-04-02, Oblako
В свете прогнозируемого резкого повышения цен - не знаю :(. Но мы-то до октября можем не напрягаться, или, скорее, до сентября, а там видно будет что с ценами, предложением и т.д. Хотелось бы на Крит, мечталось бы в Испанию :), но реально куда там получится - не знаю.
2006-03-31, Anitobus
Стараюсь оправдать доверие ;-). Ира, похоже наш Родос накрылся медным тазом :-( - чартеры на остров планируются только с конца мая. А предложенный перелет через Афины обойдется нам в 1700 евро :-((( Готовлю новые варианты.
2006-03-31, Naomi
Мне понравилась статья, очень интересно, подробно описано, просто позавидовала вам , по-хорошему конечно.
посмеялась про полицейского, выбежавшего предупредить. унас вылетают лишь только оштрафовать))
2006-03-31, Aфина
Йээх, хорррошо! Свои воспоминания освежила :) по твоим же стопам полученные. Молодчина! Спасибо большое!
2006-03-31, Anitobus
Митя может отважной мамой гордиться! Вы и путешественник смелый и рассказчик хороший!
2006-03-31, Iga
Спасибо! А у Вас и ник-то какой характерный для рассказа :-).
2006-03-31, Naomi

31.03.2006
Обновлено 31.03.2006
Отдых на море – недорого. Греция, Халкидики: отели, спа, Олимп и Метеоры
Греция 2015: отдых с детьми. Кассандра, Ситония – самые интересные места
Отдых с детьми: Греция 2015. Почему мы выбрали Ситонию
Халкидики: отдых на море. Песчаные пляжи, недорогие апартаменты и вкусная еда
Греция: Салоники, Метеоры, Афон - для паломников и туристов
Северная Греция - отдых не только для тела, но и для души. Монастыри, церкви и пояс Богородицы