Механизмы выбора, подготовки и поступления в вуз. Опрос старшеклассников и их родителей

В большинстве случаев к последнему звонку современные старшеклассники подходят с точным ответом на вопрос, что делать дальше. И если в окончательном выборе вуза многие сомневаются до последнего момента, то будущая специальность почти всегда известна заранее. Так, каждый четвертый школьник собирается стать "менеджером". Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка" в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве. В исследовании приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей.

Выбор вуза, действия в случае провала на экзаменах

Чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать вуз за 1-2 года до момента поступления. 48% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% - за год.

Подавляющее большинство старшеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.

За какое время до поступления Вы начали выбирать вуз?

В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% - на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год.

При выборе вуза решающим фактором для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.

Какой фактор является для Вас решающим при выборе вуза?"Все чаще абитуриенты и их родители указывают на перспективы дальнейшего трудоустройства в качестве решающего фактора, - отмечает Михаил Кнеллер, руководитель проекта EXAMEN компании Begin Group. - Причем нередко они имеют в виду не столько знания, полученные в вузе и необходимые для той или иной работы, сколько ценность диплома для работодателей, наличие хорошего центра по трудоустройству, возможность прохождения практик и стажировок в ведущих компаниях. При этом на второе место отходит такой, казалось бы, немаловажный фактор, как наличие тех или иных специальностей. То есть специальность выбирается исходя не из непосредственных пристрастий ребенка (если любимый предмет в школе химия - пойду на химфак), а ситуации на рынке труда."

Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом.



Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие:

  • Уровень сложности вступительных испытаний - 11%
  • Удобное расположение вуза - 9%
  • Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%
  • Количество изучаемых иностранных языков - 7%
  • Возможность получения двух дипломов - 6%
  • Бренд вуза - 5%
  • Наличие военной кафедры - 5%
  • Положительные отзывы знакомых - 5%
  • Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%
  • Наличие подходящих форм обучения - 3%
  • Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%
  • Форма оплаты обучения - 3%
  • Наличие магистратуры - 2%
  • Наличие известных преподавателей - 2%

Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза).

В последнее время, уменьшается значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.

Выбор специальности

По какой специальности Вы хотели бы получить высшее образование? Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе.

Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном.

Кем хотят работать старшеклассники?

  • Менеджером - 23%
  • Специалистом по финансам - 15%
  • Специалистом по рекламе, маркетингу, PR - 15%
  • Лингвистом, переводчиком - 9%
  • Психологом - 8%
  • IT-специалистом - 8%
  • Дизайнером - 4%
  • Инженером, архитектором - 4%
  • Врачом - 4%
  • Журналистом - 3%
  • HR-менеджером - 3%
  • Социологом - 2%
  • Юристом - 2%

Образование в какой области старшеклассники планируют получить?

  • Гуманитарное - 41%
  • Экономическое - 29%
  • Медицинское - 4%
  • Естественнонаучное - 3%
  • Художественное, музыкальное - 1%
  • Пока не определился - 10%

По какой специальности старшеклассники планируют получить образование?

  • Финансы и кредит - 19%
  • Менеджмент - 15%
  • Туризм и сервис - 10%
  • Реклама, маркетинг, PR - 9%
  • Психология - 7%
  • Лингвистика - 7%
  • Юриспруденция - 5%
  • IT - 5%
  • Дизайн - 5%
  • Инженерное дело, архитектура - 3%
  • Социология - 2%
  • Строительство - 2%
  • Педагогика - 2%
  • Журналистика - 1%
  • Естественные науки - 1%
  • HR - 1%
  • Другие - 6%

"В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как "экономист" или универсальный "менеджер", - отмечает Михаил Кнеллер. - Тем не менее, немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде "PR и реклама", "финансы и кредит", "управление персоналом". Специальность "юриспруденция" уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Растет интерес к творческим профессиям. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес - в первую очередь связанные с информационными технологиями.

Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как, например, "менеджмент в химической промышленности", "менеджмент в спорте", "антикризисный менеджмент" и т.д. Как когда-то каждый вуз открывал юридический факультет, сейчас многие открывают факультеты дизайна или, например, журналистики".

Выбор формы обучения

На вопрос, приветствуют ли абитуриенты и их родители новую структуру обучения "бакалавриат+магистратура" (4+1 год), опрошенные отвечали по-разному. Ее воспринимают положительно 34% респондентов, скорее негативно - 50%, для 16% данный фактор не имеет решающего значения.

83% респондентов хотели бы учиться по очной (дневной) форме, 6% - по вечерней, 3% - по заочной. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

Участие родителей в процессе выбора вуза

Чье мнение будет являться решающим при выборе вуза? Выбор вуза - это, в большинстве случаев, первое серьезное решение, которое принимает старшеклассник самостоятельно. Впрочем, в своем выборе он всегда может рассчитывать на семью и близких. Обычно максимальное участие в судьбе будущего студента принимает его мама - каждый седьмой участник исследования, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group в рамках выставки "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка", отметил, что ее мнение было решающим при выборе вуза.

Кто в семье принимает участие в выборе вуза?

  • Сам абитуриент - 40%
  • Мать - 30%
  • Отец - 27%
  • Бабушки/Дедушки - 4%
  • Друзья и знакомые - 4%
  • Братья/Сестры - 3%
  • Другие члены семьи - 2%

Чье мнение является решающим при выборе вуза?

  • Самого абитуриента - 74%
  • Матери - 14%
  • Отца - 3%
  • Обоих родителей - 9%

Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время на практике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

Сами абитуриенты при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.

Источники информации о вузах

В процессе выбора вуза 59% старшеклассников и их родителей просматривают сайты вузов в Интернете, а 31% посещают общие справочные сайты по вузам, 32% не используют для поиска Интернет. При этом качество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов.

Справочные печатные издания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса.

62% регулярно посещают образовательные выставки, 33% - посещают одну перед окончательным выбором вуза (в данном случае необходимо учитывать, что опрос проводился на выставке).

При посещении тематических выставок 48% респондентов стараются обойти максимальное количество стендов, 50% посещают только стенды ряда интересующих их вузов и лишь 2% общаются только с представителями одного вуза, в который планируют поступать.

81% получают информацию о вузах в школах, хотя, в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно.

Тактика подготовки в вуз

Будет ли Ваш ребенок заниматься на подготовительных курсах, готовясь к поступлению?Большинство абитуриентов и их родителей уверены, что занятий в школе будет недостаточно для поступления в вуз. 37% поступают в вуз в этом году, 40% - в следующем.

34% уже занимаются на подготовительных курсах, 38% планируют записаться на них осенью, 15% утверждают, что это будет зависеть от того, какой вуз они выберут для поступления. Лишь 2% респондентов не видят необходимости в занятиях на курсах.

Таким образом, подавляющее большинство абитуриентов готовятся к поступлению на курсах. Среди тех, кто поступает в престижные государственные вузы, их число достигает 95%, ведь в таких вузах это практически обязательное (но недостаточное) условие поступления. В то же время подготовительные курсы при негосударственных вузах пользуются гораздо меньшей популярностью. Большинство абитуриентов занимается на курсах в том вузе, куда они собираются поступать.

К репетиторам обращается меньшая доля абитуриентов. Согласно результатам опроса, 22% готовятся к поступлению с репетиторами, 18% планируют обратиться к репетиторам в ближайшее время, а 23% считают, что необходимость в занятиях с репетитором зависит от выбранного вуза.16% не считают занятия с репетиторами необходимыми.

Отношение к платному образованию

Сколько Вы готовы платить за образование Вашего ребенка?К тому, что обучение становится платным, в нашей стране постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить за образование, сокращается. В целом платежеспособность населения медленно, но растет. Растет и популярность образовательных кредитов, ряд банков предоставляет кредиты на высшее образование на льготных условиях.

По данным опроса, 89% родителей сегодняшних абитуриентов готовы в случае необходимости платить за обучение ребенка в вузе.

Сколько родители готовы платить в год за обучение ребенка в вузе?

  • Менее 1000 у.е. - 6%
  • От 1000 до 2000 у.е. - 19%
  • От 2000 до 3000 у.е. - 31%
  • От 3000 до 5000 у.е. - 19%
  • От 5000 до 7000 у.е. - 6%
  • Более 7000 у.е. - 8%
  • Вообще не готовы платить - 11%

Большинство родителей (59%) намерены финансировать обучение ребенка за счет собственных средств. 7% намерены взять кредит на обучение, а 11% планируют использовать часть собственных и часть заемных средств. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

При этом 52% пока не готовы рассматривать возможность взять образовательный кредит, 43% отмечают, что готовы подумать об этом и лишь 5% на данный момент уже определились, что точно возьмут деньги на обучение в кредит.

Отношение к обучению за рубежом

23% родителей рассматривают возможность обучения ребенка за рубежом. При этом 14% хотели бы, чтобы ребенок получил за рубежом первое высшее образование, 50% хотели бы отправить ребенка за рубеж на короткий срок (языковые курсы, стажировки).

Данная тема более подробно раскрыта в отдельном исследовании проекта EXAMEN "Обучение за рубежом", проведенном в апреле 2006 года.

Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Механизмы выбора, подготовки и поступления в вуз. Опрос старшеклассников и их родителей"

Вы не авторизованы.

Мой мозг лучше воспринимает прада и гучи, а я буду зарабатывать на жизнь сексом
2007-01-29, Викусик
Поделитесь:

15.06.2006
Обновлено 15.06.2006
Близкие по теме статьи
Где учатся с интересом от первого до выпускного?
Где учатся с интересом от первого до выпускного?
Немного о системе среднего образования Канады.
Как помочь ребенку с выбором профессии
Как помочь ребенку с выбором профессии
Психологи пугают общество: мол, молодежь стала инфантильная. А значит, и на вопрос "Кем быть?" осознанного ответа у подростков...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!