"У твоей мамы — золотые руки!" — сказала однажды соседка моей дочке, разглядывая ее новый свитерок с забавным котенком на груди. Глаза моей девочки округлились, она подумала немного и вдруг попросила: "Мама, позолоти мои ручки тоже!" Этот забавный случай навеял множество мыслей о том, как не только научить своих детей рукодельничать, но и сделать так, чтобы они всей душой полюбили это занятие, могли бы выразить себя в своем труде, чтобы это было веселое и приятное времяпровождение.

Я научилась вязать в перестроечное время, когда прилавки были пусты, а детям нужны были теплые и удобные вещи. А еще хотелось, чтобы таких вещей не было ни у кого! Вскоре спицы и крючок стали частью моей жизни, ибо помогли мне сотворить чудеса из чудес — от трусов до пальто, от ажурных салфеток и воздушных штор до теплых одеял в стиле пэчворк и пушистых вязаных игрушек. Позже я научилась шить и вышивать, но вязание навсегда осталось в моем сердце.

В наши дни рукоделие перешло в разряд популярного хобби. Не занимаются им только ленивые. Изобилие пряжи, множество журналов и схем дают простор для творчества и оттачивания мастерства.

"Позолоти мои ручки!" Эта просьба стала сигналом — пора приобщать к рукоделию моих детей. Я начинала издалека. Преподнося свой очередной вязаный сюрприз (одежду или игрушку), я обращала внимание детей на то, что сделала эту вещь сама, своими руками именно для них. Я рассказывала, например, что задумала связать к зиме теплый свитер для дочки, чтобы в морозные дни ей было не холодно гулять. Я выбирала рисунок, чтобы свитер понравился, и чтоб носить его было весело. Поэтому на нем изображен милый котенок. Чтобы свитер получился таким красивым, важно выбрать правильный цвет ниток. Котик мог бы быть рыжим или черным, а я выбрала пушистую серенькую пряжу, носик нежно-розовый, а глаза зеленые. В нитках важен не только цвет, нужно, чтобы они были "не колючими", а нежными и мягкими, тогда носить этот свитер будет очень приятно, и он станет самым любимым.

Не только нитки нужны, чтобы вышел свитер. Нужны спицы. Вот они, спицы, которыми я вязала. Вязать нужно внимательно, аккуратно, тогда выйдет красиво. А еще важно, чтобы свитер подходил по размеру. "Много дней я вязала тебе этот свитер, и мне было радостно, ведь я очень люблю тебя!" — говорила я доченьке. Это было самое начало.

Потом стали вместе обсуждать, какую вещь связать, как она должна выглядеть, что для этого нужно. Дети наблюдали сам процесс творчества. Видели, как распускала вещь, если что-то не получалось. Понимали, что ошибаться в вязании не страшно, всегда можно перевязать и исправить. Были первые уроки. Объясняла, показывала, распутывала запутанные нитки, вытирала слезы, когда ничего не получалось.

Но однажды получилось. С гордостью моя дочка Надя продемонстрировала мне кофточку для своей любимой куклы. Поверьте, это было большое достижение! Изделие, которое ребенок задумал и сделал сам! В честь такого события был испечен пирог, и у нас был настоящий Праздник Золотых ручек.

Потихоньку осваивали и другие виды рукоделия. Вместе вышивали крестиком картины. Моя подросшая девочка пошла дальше меня и освоила технику вышивания гладью. На 8 Марта я получила прекрасный подарок — вышитую гладью корову. Думаете, только девочкам это интересно? Ошибаетесь! Мой сынуля поехал в лагерь. Я спросила, в какой кружок он записался — рыболовства или спортивный. С удивлением узнала, что в кружке ручного творчества Дима увлеченно мастерил цыплят из помпонов и плел из шпона коврики, да еще какие красивые!

Честно признаюсь, я в восторге от поделок моих детей. Как здорово у них все получается! Как смело сочетают цвета, как умеют удивить новизной и неповторимостью. Самые дорогие подарки — те, что сделаны детскими руками. Младшие дочки еще малы, и вязание у них пока впереди, а пока они в стадии созерцания. Мы дома устраиваем вернисаж рисунков и поделок младших детей, бережно храним самые трогательные из них. На стене висят портреты папы и мамы, нарисованные Гришей. А ведь как похоже нарисовал!

Но особенно я люблю, когда мы что-то делаем вместе. На самом деле, нужно просто создать повод для коллективного творчества. Почему бы не отметить праздник нашей кухни? Я вяжу кайму для полотенца, старшие дети — пестрые прихватки, а малыши облепят пластилином стакан, украсят его пшеном и арбузными семечками — вот вами и вазочка.

Новый год — тоже дает простор для полета фантазии. Делаем снежинки вместе. Кто-то вяжет их крючком. Потом накрахмалим и повесим на елку. Дети помладше мастерят из фольги и бумаги — развесим на стенах и окнах. Кто-то рисует, а кто-то лепит снежинку из соленого теста. А маленькая Соня мелко рвет ватку — это снежок. И его поместим на ветки елочки. А недавно мы всей семьей решили смастерить игрушки для нашей младшей пятой дочки. Взяли баночки из-под ватных палочек, насыпали в них разных круп: горох, гречку, манку, чтобы у погремушек был разный звук. А дальше — раздолье для идей: в ход пошли лоскутки, кусочки кружева и тесьмы, крупные пуговицы и цветные нитки. Моя задача — отследить, чтобы игрушки получились безопасными. И сами удовольствие получили, и у Татуси погремушки новые появились! Расти, Татуся! Мама и тебе "позолотит ручки". Ведь золотыми руки становятся только тогда, когда занимаются любимым делом!

Фото поделок можно посмотреть в альбоме автора.