Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?

Простые и интересные упражнения от логопеда.

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

Малыш, ну скажи что-нибудь!

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.



Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Малыш, ну скажи что-нибудь!Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Малыш, ну скажи что-нибудь!Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

Малыш, ну скажи что-нибудь!В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Советуем почитать:
  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?"

Вы не авторизованы.

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(
2012-04-28, Mary-Lea
Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и ... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]
2012-04-29, СНЕЖНАЯ
Конечно, подобные упражнения стоит делать с ребенком, чтобы он быстрей заговорил. В частности ориентироваться на развитие мелкой моторики. У меня доченька тоже долго не разговаривала ... упражнения не помогали,я не могла найти себе место...Потом кума подарила нам Машу повторюшку и буквально через неделю доченька стала болтать)). Поэтому, стоит попробовать купить интерактивную игрушку. Есть поющие и разговаривающие мягкие хомячки, коты или кошки, собаки, не обязательно Машу покупать. Работает до сих пор (только батарейки "летят"), кому интересно, снизу коммента оставлю ссылку на "нашу Машу)". Удачи и помните - каждый ребенок развивается индивидуально и не действует никакая статистика (когда исключены всевозможные отклонения и болезни)
2015-03-16, Шум Ира
Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)
2012-04-28, Iriska
Ага, Ир, и не то еще бывает *-)
Мой нынче весь такой удачный старший в детском саду или младшей школе мигом становился в тупик, если надо было "придумать 5 предложений, скажем, с использованием предога "в"". То есть связный рассказ на полчаса или письменно на три страницы - легко. А 5 не связанных между собой примеров - ффсе, кранты, завис *-)
2012-04-29, Mary-Lea
Почитать? Не знаю даже - по автору не нашла, может название есть какое-то?... Вообще-то вряд ли, они скорее всего ничего нигде не оформляли.
Автор - [ссылка-1], но скорее всего не он один, там команда единомышленников и не только математиков...
2012-04-28, Mary-Lea
Не подскажешь, можно что-то об этой методике почитать?
Я в принципе ничего против схем не имею, но лишь в том случае если есть навыки оценки, корректировки и разработки новых схем. Если тупо все время по одной - действительно плохо.
2012-04-28, ЛюбимицаКлаппа
Поделитесь:

28.04.2012
Обновлено 04.08.2016
Статья дня
Близкие по теме статьи
Английский: слушать и понимать. Как развить навык аудирования: 7 советов
Английский: слушать и понимать. Как развить навык аудирования: 7 советов
Учим английский: аудио по интересам, фильмы на английском, игры и аудиокниги
Как научить ребенка рано говорить: 2 успешные методики для развития речи
Как научить ребенка рано говорить: 2 успешные методики для развития речи
Речь у ребенка – в 9 месяцев. Результат – отличная память в 10 лет
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!