Купить ребенку смартфон на Новый год? В чем вред смартфонов

Как телефоны мешают детям тренировать память и быть самостоятельными

Современный мобильный телефон в подарок у Деда Мороза просят многие дети, кто, по мнению родителей, еще не дорос до смартфона. Дарить ли мобильный телефон на Новый год? Взвешивая все "за" и "против", стоит учесть исследования, которые говорят: использование смартфонов мешает детям учиться решать проблемы и снижает качество их памяти.

Подросток и смартфон

В связи со стремительным увеличением количества юных владельцев мобильных телефонов важно понимать, какое влияние — как положительное, так и отрицательное — оказывают на детей эти устройства. Исследования доказывают, что мобильные телефоны могут негативно влиять на способность детей воспринимать и обрабатывать информацию.

"О чем меня попросила мама?"

Недавно исследователями была высказана идея, что слишком активное использование технологических средств крайне негативно сказывается на функционировании рабочей памяти. Рабочая память — это способность удерживать информацию в кратковременной памяти, пока она находится в обработке и пока определяется, как она будет использована. Поскольку смартфоны позволяют находить и хранить большой объем информации, детям и подросткам почти не приходится ничего запоминать (например, номера телефонов). Поэтому соответствующий навык у них ослабевает. Технологии — чудесный инструмент, помогающий управлять временем и планировать, но, когда дети и подростки начинают полагаться только на них, исключая любую личную ответственность, возникают трудности.

Особенность памяти такова, что лучше всего мы помним самые недавние события. Последний разговор или прочитанная информация помещаются в кратковременную память и сохраняются там, пока новые события их не вытеснят. Если подросток каждые несколько минут достает телефон и набирает сообщения, заходит в социальную сеть, смотрит фотографии и проверяет почту, то именно эти действия и заполняют его краткосрочную память.

Это значит, что подросток, скорее всего, забудет, о чем вы его попросили, сразу же, как только возьмет в руки телефон, потому что буквально за несколько минут его память заполнится десятками новых событий. И если вы просили ребенка вынести мусор, покормить собаку или убрать комнату в тот момент, когда он играл со своим телефоном, то лучше на него не рассчитывать.

Еще один минус использования смартфонов детьми и подростками заключается в том, что они не дают развить необходимые навыки решения задач. Вот три примера из жизни, в которых мы напрасно полагаемся на возможности мобильных телефонов.



"Жди меня около школы"

Представьте себе следующую ситуацию: утром отец говорит дочери-пятикласснице: "Когда вас отпустят с занятий, жди меня на ступеньках школы". Около половины третьего уроки заканчиваются, и девочка приходит на условленное место.

Ровно в 14:30 она в нетерпении начинает звонить и писать ему, чтобы выяснить, почему его все еще нет. Отец отвечает ей в сообщении, что опаздывает, и велит ждать его на том же месте. В конце концов девочку благополучно забирают.

В данной ситуации девочке не представилась возможность использовать критическое мышление. Не будь у нее телефона, она вынуждена была бы проявить терпение и подождать несколько минут, подумать о вероятных причинах, по которым мог задержаться ее отец, а по прошествии некоторого времени сообразить, что делать дальше: продолжить ждать, рассказать кому-нибудь в школе, что за ней не приехали родители, позвонить бабушке с дедушкой или, возможно, отправиться домой пешком. Это гораздо сложнее, чем посмотреть на дисплей телефона и последовать инструкции родителя, полученной в сообщении.

Чтобы извлечь пользу из подобной ситуации, обязательно потом поговорите с ребенком о том, как можно было бы поступить, забудь он, скажем, телефон дома. Пусть роль ребенка в этом разговоре будет ведущей, не подсказывайте ему и не давайте советы. Это хорошая возможность проверить, способен ли он проанализировать и оценить ситуацию.

Ребенок и смартфон

"Папа, у меня сломалась машина"

В субботу в 22:40 подросток 17 лет выходит из дома своего приятеля и собирается ехать домой. Подойдя к своей машине, он обнаруживает, что одно из колес спущено, но не сильно. Он звонит домой и говорит: "Папа, одна шина у автомобиля, кажется, слабо накачана". Отец отвечает: "Я сейчас же звоню в сервис и выезжаю к тебе".

В данном случае нет ничего плохого в том, чтобы позвонить домой. Однако дальнейшие события приводят к утрате возможностей. В сервис за помощью обращается отец, а не сам подросток. Он упускает возможность получить опыт общения с диспетчером и обрести уверенность в своей способности описать проблему и дать исчерпывающие ответы на вопросы сотрудника сервиса. Ему не пришлось обсуждать, насколько сильно спущено колесо и как далеко от дома он находится. (Не говоря уже о том, чтобы подкачать колесо имеющимся в машине насосом или самостоятельно заменить его на запаску — но это уже из наших реалий. — Прим. ред.)

Интересно было бы узнать, что сделал бы подросток, не ответь отец на его звонок. Более того, условия, в которых оказался молодой человек, позволяли потренировать навык решения проблем в полной безопасности. Подросток находился возле дома своего друга, к которому всегда можно было обратиться за помощью. Более подходящего шанса для проявления активности в принятии решений сложно придумать.

Необходимость найти выход из сложной ситуации, легкое чувство тревоги, связанное с неуверенностью в дальнейших действиях, и сосредоточенность на поиске возможных решений — ситуация, предоставляющая бесценный для подростка опыт. Благодаря ему подростки начинают гордиться собой и своими успехами и чувствовать уверенность в том, что в будущем они смогут преодолеть и другие трудности.

Поэтому в следующий раз, почувствовав соблазн выручить ребенка, попавшего в дискомфортную ситуацию, успокойтесь и порадуйтесь тому, что возникла возможность получить ценный опыт.

"Кажется, я потерялся"

Навыки ориентирования с помощью карты, умение составить схему маршрута до нужной точки и оценить, сколько времени займет дорога, стремительно теряют свою актуальность. Наши телефоны настолько функциональны, что дети могут так никогда и не узнать, каково это — потеряться.

Достаточно сказать или набрать слово "домой" — и на дисплее высветится ваше местоположение. Вам останется выбрать способ передвижения: пешком, на машине или на велосипеде. Мобильное приложение легко проложит маршрут и отметит каждый ресторан, магазин, автозаправку, которые будут у вас на пути, и укажет, сколько времени займет дорога, а также поинтересуется, какой путь вам больше по душе: быстрый или живописный.

А теперь представьте, сколько навыков сможет освоить подросток, если потеряется, не имея при себе телефона. В таком случае ему придется мысленно повторить весь свой путь, шаг за шагом, понять, где он свернул не в ту сторону, и разобраться, как вернуться на прежний маршрут. Это значит, что придется осмотреться, расспросить прохожих, возможно, зайти на заправку или в магазин с той же целью.

Также придется решить, как наверстать упущенное время. Такая ситуация станет хорошим уроком по управлению временем и планированию в нетипичных обстоятельствах, особенно если необходимо попасть на важную встречу.

Повторимся, нам очень нравятся приложения вроде Google Maps или встроенные навигаторы. Они и удобны, и обеспечивают безопасность, но важно отметить, что активное их использование мешает нынешнему поколению учиться преодолевать трудности.

Воспользоваться картой в телефоне — и это совсем не то же самое, что использовать обычную карту или положиться на свою память. Дайте ребенку в руки бумажную карту, и он не сможет понять, как ею пользоваться. Это станет очевидно во время какого-нибудь дальнего путешествия по местам, где телефон не принимает сигнал и где нет беспроводного интернета. Такое путешествие — замечательная возможность научить ребенка ориентироваться!

Смартфоны — с пользой: подсказки родителям

Когда вам потребуется или захочется что-то узнать, скажем адрес магазина, время показа фильма и т.д., не ищите информацию сами, а попросите это сделать ребенка и рассказать вам потом о результатах. Он будет использовать технику, чувствуя, что приносит пользу. А у вас будет повод пообщаться со своим дитятей и похвалить его за умение пользоваться техническими средствами, в итоге это для всех будет хорошим опытом.

Если вы планируете поехать в отпуск, можно попросить ребенка (или детей) выяснить, есть ли в городе, где вы будете отдыхать, аттракционы или аквапарки.

Можно давать простые задания, например: "Можешь посмотреть, во сколько завтра открывается строительный магазин? Я что-то не могу разобраться". Такие задачи требуют использования памяти, навыков решения проблем и общения, а также сближают членов семьи, которые действуют как одна команда.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Купить ребенку смартфон на Новый год? В чем вред смартфонов"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

21.12.2017
Обновлено 13.01.2023
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!