Какую школу выбрать для первоклассника: 7 вопросов самому себе

Прежде чем записаться на подготовку к школе

Если ваш ребенок пойдет в школу в 2018 году, вы, можно сказать, выходите на финишную прямую по подготовке к школе — ведь уже этой весной предстоит выбрать школу и записаться на подготовку. Осенью — начать водить ребенка на занятия, чтобы познакомиться с учителями, а в декабре — совершить электронную запись в школу. Но это лишь формальная сторона процесса. Многодетная мама и образовательный коуч Анна Высоцкая рассказывает, как выбрать ту самую школу исходя не из внешних факторов, а из ценностей семьи.

Выбор школы

С каждым годом выбор школы всё более напоминает некий мудрёный квест. Все эти игры с электронной записью, списками А и Б, подготовкой к школе и прочим. Обычно родители выбирают или по рейтингам школ, или по отзывам о школах, или по территориальному признаку. Кто-то ходит по школам района, стоит у ворот школы, говорит с родителями и ищет добрую учительницу, как завещали старшие товарищи. В любом случае речь идёт о совокупности внешних факторов. Анализируются все «за» и «против», и как-то так оно и выбирается.

Вынуждена вас расстроить. Этот алгоритм выбора школы работает далеко не всегда. Я предлагаю выбирать школу исходя из понимания ценностей своей семьи и тех задач, которые вы ставите перед школой как образовательным институтом. А для этого надо честно ответить себе на следующие вопросы:

  • что для вас школа,
  • каким вы видите своего ребёнка в школе (каким он должен становиться, учась в школе),
  • сколько своего личного времени вы готовы вкладывать в школьную жизнь,
  • сколько времени вы можете (и хотите) уделять ребёнку помимо школы,
  • какими ресурсами и ограничениями вы обладаете (временными, финансовыми, психологическими),
  • есть ли у вашего ребёнка особые образовательные потребности,
  • кем и где вы его видите через четыре года (по окончании начальной школы).


Шаг первый: школа и ценности вашей семьи

Когда меня спрашивают о вальдорфских школах, я спрашиваю в ответ: знакомы ли вы с вальдорфской философией и укладом жизни? Готовы ли участвовать в жизни школы (и насколько)? Какие задачи стоят для вас на первом месте в образовании ребёнка? Если семья нацелена на интенсивное образование, живёт в ритме достижений, дети активно и много учатся, среди родственников есть культ интеллекта, много спорта и дополнительных занятий, то вряд ли ценности неспешности, созерцания и эмоционального комфорта смогут ужиться с ценностями вашей семьи. Хотя чисто внешне такая школа может манить.

Если меня спрашивают о школе «Интеллектуал», я также спрашиваю в ответ: а что вы хотите получить именно от этой школы? Каким вы хотите видеть своего ребёнка по итогам обучения в течение 11 лет в этой школе?

Когда меня просят найти симпатичную школу «на районе», я опять же спрашиваю: а что значит для вас «симпатичная» и как вы будете измерять эту «симпатичность»? Вот такое занудство, да. Сплошные вопросы.

Пожалуй, задавать себе вопросы — единственный путь понять хоть что-то о себе и своём ребёнке. И наоборот: опираясь на внешние рекомендации, советы, собственный детский опыт, мы зачастую уходим от приоритетов семьи и понимания своего ребёнка.

Итак, мы ответили себе на вопросы о том, что значит для нас школа. Заметьте, я не спрашиваю о том, какая там должна быть программа (на мой взгляд, именно это второстепенно). На первом месте — ценности. Для одной семьи это может быть интеллектуальное развитие, для другой — свобода личности и самоопределение, для третьей — контингент, атмосфера и «семейственность».

Понятно, что эти ценности могут пересекаться, их можно рисовать в виде кругов на листе. Но! Располагать их все же нужно иерархично. Почему? Если в какой-то момент вас начнёт что-то раздражать в выбранной школе, если будут непонимания или конфликты, вы будете тыкать пальцем в свои ценности и понимать, что у вас есть то, ради чего стоит поработать над решением отдельных трудностей (будь то большие домашние задания или плохая еда). Если вот того, главного, ценностного, нет, то и мелкие задачи решать мотивации не будет. И останется лишь грусть, тоска и вопрос: «а зачем мы здесь?».

Проблема многих из нас, что хочется как-то «по совету», «за компанию с друзьями из сада», «на форуме написали». Это не работает. Потому что мы все разные. Кому-то 57-я хорошо, а кому-то зло. Кстати, цель — «реализовать мои амбиции» — это тоже цель. И лучше её также честно и озвучивать себе.

Какую школу выбрать

Шаг второй: составляем список и идем по школам

И вот мы определились с ценностями, очертили цели. Далее копаем в ограничения: можем или нет возить, как это будет происходить, чьими силами. Как будет распределяться наше время в течение дня? Что будет происходить с остальными детьми в семье? Необходимо ли для нас определить их в дальнейшем в эту же школу?

Когда мы и на эти вопросы ответили, тогда выписываем те школы, которые мы для себя нашли (по отзывам знакомых, территориально близкие, престижные и тому подобное). Затем вычёркиваем те, что сразу отпадают как «компромиссные» варианты, и те, про которые «говорят, что там хорошо», но нам не близки по всем нашим целям. А в остальные мы идём ногами.

В общем, мы звоним и договариваемся о встрече с завучем. Ходим, общаемся, задаём вопросы, смотрим на детей, вдыхаем атмосферу школы, разговоры в коридоре и тому подобное. В том числе общаемся с родителями на тему добрых учителей. Если вдруг вас не пускают в школу, завуч аккуратно послал по телефону или вам не комфортно — идём в начало статьи и думаем, а нужно ли нам сюда. В некоторых школах есть, кстати, дни открытых дверей. На них нужно обязательно сходить.

Шаг третий: подготовка к школе

После всего вышеописанного и всех предпринятых шагов и разговоров с собой остаётся шорт-лист школ. В ту, которая нам подходит более всего, записываем ребёнка на подготовку к школе. Цель тут простая — познакомиться с учителями началки. Если в школе под номером один из списка учителя началки не ведут подготовку, то не теряем время и записываем ребёнка в школу номер два.

Далее все просто: ходим, учимся, присматриваемся. Если с учителями все печально в текущем наборе, не тратим, опять же, время, переходим к следующей школе в списке. Кстати, на подготовку к школе можно спокойно прийти и среди года (если решение о том, что вы ошиблись с первой школой, пришло через пару месяцев посещения подготовки). Это и правда единственный способ узнать учителей и школу изнутри.

Почему компромисс — это плохо

А если в итоге мы не можем выбрать школу? Если всё, что нас окружает, не то и не так? Если учитель, который берёт класс, не устраивает нас категорически? Вы знаете, я против компромиссов. Они выходят боком. Если выбора нет и понимания нет, нужно опять поработать с собой на тему: а какие ещё есть варианты? Возможно, первые полгода-год школы ребёнок просто останется дома.

Возможно, вы найдёте какой-то получастный проект. Возможно, сможете вернуться в начало и значительно расширить свой первоначальный список школ. И, наконец, возможно, это будет пересмотр своих целей и задач.

Многие прочтут и скажут — ну почему так сложно, нужно просто идти во двор к Марь Иванне и не терзать себя всеми этими выборами и алгоритмами. На это я отвечу: да, если для вас школа во дворе решает все задачи, которые вы перед ней ставите, почему нет.

Ведь требование к школе может звучать как «место рядом с домом, где ребёнок сможет провести время до обеда и чему-то поучиться». А возможно, что именно школа во дворе решает вообще все задачи. Для кого-то она, возможно, не соответствует ожиданиям, но есть жёсткие ограничения: мать-одиночка, денег нет, работа до вечера, возить некому. Тогда опять же школа будет выполнять конкретные задачи.

Кто-то ради школы готов преодолевать по полтора часа в один конец каждый день. Кто-то снимает квартиру специально «под школу». Для кого-то школа — это просто этап. Кто-то готов менять школы как перчатки. Для одних — это второй дом, для других — досадное ограничение, для третьих — дорога в будущее.

Поэтому не может быть хороших или плохих методик, хороших для всех школ. И споры на форумах — ни о чём.

У нас есть право выбора, и я желаю каждому услышать и понять себя, своего ребёнка и выбрать школу по душе и по возможностям. Ну, и самое важное — ваш выбор не обязан быть окончательным. Меняемся мы, меняются обстоятельства, меняются цели. Выбор можно и нужно пересматривать. Я никогда не понимаю, когда мне жалуются на школу в 3-4-м классе со словами «всё ужасно, но ничего, до пятого класса как-то дотерпеть нужно». Кому? Зачем? Это же так прекрасно — выбирать и знать, для чего ты это делаешь.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Какую школу выбрать для первоклассника: 7 вопросов самому себе"

Вы не авторизованы.

Ошибка родителей в том, что отдавая в школу, родитель оценивает её по успехам выпускников ( сколько поступило в вузы, баллы егэ и т.д.), не оценивая интеллектуальный потенциал своего ребёнка. Ко мне часто родители приводят дети из младших классов физматшкол, которые находятся в состоянии непрерывного стресса из-за высоких (подчас неоправданно жестоких) требований учителей. Это дети уже не верят в себя, школа становится местом их унижения, появляется комплекс неполноценности. Любовь к ребёнку должна превалировать над амбициозными устремлениями родителей. Как проходит процесс обучения в физматшколах - разговор особый. Часто даже ребёнок, который в состоянии осилить программу повышенной трудности, не справляется с ней из-за садистского( не побоюсь этого слова) отношения учителей к ребёнку в этих школах, в чём это проявляется? Недавний пример. Девочка из 5 класса такой школы получила 3 за контрольную из четырёх заданий при верно решённых трёх и арифметической ошибки в четвёртом задании. Вроде бы учитель хочет. чтобы всё было безукоризненно, а на самом деле издевательство, лишающее ребёнка стимула к обучению. Отсутствие запятой в контрольной по математике при абсолютно правильном решении - оценка 4. Родители! Вам нужно такое обучение? Думайте о ребёнке. При выявлении определённых способностей со временем возьмите грамотного репетитора по соответствующему предмету, который даст больший материал. Кстати о физматшколах. Из (как считается лучшей) физматшколы в городе даже медалисты обращаются к репетиторам. Так стоит ли превращать ребёнка в затравленного зверька?
2017-03-15, Старый преподаватель
Отдавая ребенка в школу, я прежде всего программу выбирала остановилась на начальной школе 21 века, мне понравилось, что учебники составлены таким образом, чтобы научить ребенка думать, анализировать,а не просто бездумно заучивать и переписывать текст. Много иллюстраций, заданий в игровой форме. Ребенку нравится учиться, уроки делать, зачастую справляется и без моей помощи.
2018-06-25, Торосян Карина
Спасибо, так понятно и в точку, нежели эта статья, все размыто и непонятно!
2018-11-28, Jjjj
7вопросов??? Я думала, дети идут в ту школу которая ближе к дому и всё
2017-03-15, Не апельсинка
Отличная статья! Всё по делу, ставит мозги на место.
2017-02-24, Zeiva
Поделитесь:

21.02.2017
Обновлено 21.02.2017
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
В первый раз - в новый класс. 6 критериев выбора школы
В первый раз - в новый класс. 6 критериев выбора школы
Ребенок идет в новую школу: как помочь ему адаптироваться
Как московские мамы выбирают школу для ребенка: взгляд со стороны
Как московские мамы выбирают школу для ребенка: взгляд со стороны
Гимназия из топ-50, частная школа или обучение за границей. Что такое хорошее образование по-русски
Поступление в 5 класс: как выбрать школу по силам ребенку
Поступление в 5 класс: как выбрать школу по силам ребенку
4 класс, контрольные и тесты. Куда поступать в 5 класс: гимназия, лицей, школа с углубленным изучением
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!