Содержание:

В последние месяцы многие чувствуют, что им не хватает часов в сутках. Вроде бы столько всего делаешь, а удовлетворения от выполненного – нет. А вся беда в том, что "удаленка" стерла у многих грань между работой и отдыхом, бизнесом и семейными делами. И выход из самоизоляции на работу быстро эту проблему не решит: все равно надо куда-то пристраивать детей, вести домашнее хозяйство и не забывать заботиться о себе. Как не загонять себя и заканчивать каждый день с ощущением "я молодец"?

К содержанию

Как перестать разрываться между семьей и работой? Правило светофора

Бизнес-леди и просто работающие женщины заводят ежедневники с огромными списками дел. Кажется, что чем конкретнее список, тем больше шансов справиться со всеми пунктами. К сожалению, эффект прямо противоположный — длинные списки дел только усугубляют ощущение отсутствия жизни.

Курсы по тайм-менеджменту и управлению временем тоже плохо помогают, особенно если их ведут мужчины. Мужчины делятся своим опытом, но их опыт не включает в себя приготовление борща, закупку обуви детям, маникюр, косметолога и вечерний релакс в ванне.

Что же делать? Предлагаю простое правило, которое я выработала для себя еще в юности, — "Правило светофора". Но начну с истории.

Целых семь лет я работала одновременно на двух совершенно несовместимых работах. С утра я была преподавателем вуза, читала студентам лекции, проверяла курсовые, принимала экзамены.

А во второй половине дня я работала начальником отдела в агентстве недвижимости. В мои обязанности входили беседы с клиентами, подписание договоров, подсчет денег, проверка документов и очень большая ответственность за все происходящее.

Как же мне удавалось успешно совмещать эти две работы? Секрет очень прост. Когда я работала в институте, я на 100% выкладывалась в этой деятельности и совершенно не допускала мыслей о предстоящей сложной сделке с недвижимостью, о скандальных клиентах и т.д. В перерывах между лекциями я не хватала судорожно сотовый телефон, чтобы посмотреть: а вдруг что-то случилось в агентстве? Да, соцсетей тогда не было, но сотовые телефоны и эсэмэски уже существовали.

Точно так же, работая во второй половине дня в агентстве недвижимости, я полностью выключала у себя в голове лампочку под названием "институт".

По правилу светофора любая работающая женщина должна разделить свой день на три важные сферы.

Бизнес или работа. Это время, когда вы будете заниматься делом, не думая о порванных джинсах сына, не помешивая ложкой борщ в кастрюле и не беседуя с мужем.

Определите с точностью это время. Даже если вы посвятите бизнесу 2–3 часа в день, они будут очень эффективными, так как вы многое успеете сделать, не отвлекаясь на посторонние вещи.

Семья и дом. Это очень важная для женщины сфера и игнорировать ее ни в коем случае нельзя. Мы не можем жить без гнезда и без уюта в нем.

В это время готовьте еду, читайте с детьми книги, смотрите с супругом кино, гладьте белье и т.д.

Самое главное — не отвлекайтесь на рабочие моменты, как будто их нет. Отложите телефон, спрячьте его подальше в сумку, будто забыли на работе.

Если время семьи будет не очень долгим, всего 1,5–2 часа в день, вы все равно получите огромное удовлетворение. Дети увидят мать, которая замечает и выслушивает их, муж — ласковую жену, дом — заботливую хозяйку.

Время личности, то есть вас самой. Вы не машина для исполнения разных обязанностей. Как только вы будете забывать о себе, организм начнет давать сбой то тут, то там. Сначала навалится усталость, апатия и нежелание чем-либо заниматься, а потом — болезни.

Поэтому не меньше часа-двух в день нужно дарить себе. В это время можно делать маникюр или педикюр, укладку, разбираться в техниках окрашивания бровей, принимать ванну, читать художественную (не деловую!) литературу или журнал, а также болтать о пустяках с подругами. Это ваше время. И хорошо бы приучить семью, что у вас есть время для себя самой.

Как это осуществить на практике? Лучше всего взять обычный ежедневник и три текстовых маркера разных цветов.

  • Время бизнеса и работы выделяете красным цветом. Включается красный сигнал светофора. Например, с 9:00 до 16:00.
  • Время семьи — желтым цветом. Включается желтый сигнал. К примеру, с 16:00 до 20:00.
  • Время для себя — зеленым. Включается зеленый сигнал. Например, с 20:00 до 21:30.

"Светофор" в течение дня может превращаться в "радугу". Сначала поработали, потом забираете сына из школы, кормите, делаете уроки. Потом опять два часа работаете. Это нормально. Я сама так живу.

Тут важно соблюдать правило — одна сфера жизни не лезет в другую. Все три сигнала светофора не могут работать одновременно. Следующий включается только тогда, когда выключится предыдущий. Когда я занимаюсь бизнесом, я не думаю о семье. Когда я с мужем, я не читаю чат сотрудников. Когда я делаю маникюр, я не смотрю одним глазом в тетрадь своей дочери, и т.д.

Попробуйте прямо сегодня внедрить простое правило светофора. Сначала будет чего-то не хватать, ведь мы привыкли сражаться сразу на трех фронтах. Но уже через неделю вы почувствуете невероятное облегчение. А еще через неделю увидите, что все сферы жизни начали налаживаться — есть прорыв в бизнесе, дом сверкает чистотой, и куда-то исчезло ощущение загнанной лошадки.

К содержанию

Как сэкономить время и удлинить сутки? Правило закрытого чемодана

При планировании дел на день остается важный вопрос: как успевать делать главные дела и неуклонно продвигаться к намеченным целям? На этот счет у меня есть отличное рабочее правило — "Правило закрытого чемодана". Чтобы его понять, рассмотрим типичную житейскую ситуацию.

Мы едем в отпуск и берем с собой чемодан с вещами. В отпуске, конечно, докупаем еще что-то интересненькое, а иногда и вкусненькое. Подходит время отъезда, и надо упаковывать чемодан. Но вот незадача — вещи почему-то не помещаются, чемодан никак не хочет закрываться! Начинается тщательный осмотр вещей. Что можно оставить здесь, не везти обратно? Путеводитель? Остатки косметики? Что-то выбрасываем, чтобы закрыть чемодан. А многие женщины поступают иначе: идут и покупают второй чемодан, чтобы можно было все увезти.

В повседневной жизни мы тоже иногда пытаемся "впихнуть" в 24 часа то, что никак не может уместиться в сутках. Мы составляем списки дел, выполнить которые за день нереально - на их выполнение требуется гораздо больше времени, чем часов в сутках.

Вряд ли кто из вас знает точно, сколько длится самое обычное принятие душа: 20 минут или 30? А может быть, 40?

А сушка волос феном после душа? А утренний макияж? А приготовление кофе? А вынос мусора?

Составьте хронометраж этих простых событий. Вы удивитесь. Иногда нам кажется, что мы можем полностью собраться за 40 минут. Но измерение времени показывает, что на это обычно уходит полтора часа, потому что мы отвлекаемся на звенящий уведомлениями телефон, на поиск галстука для мужа, на заточку карандаша для глаз. А каждое действие "стоит" времени.

Сделайте для себя таблицу продолжительности рутинных дел, например:

Дело Сколько уходит времени В какое время суток делаю Как можно сократить время
Сварить кофе 7 минут Утро, 7:00 Кофеварка
Пить кофе 10 минут Утро, 7:00–8:00 --------
Приготовить завтрак семье 20 минут Утро, 7:00–8:00 Планировать с вечера, мультиварка, готовить под пленку вечером
Душ 20 минут Утро ----------
Маска для лица 15 минут Утро Нанести сразу после пробуждения, готовить завтрак в маске
Сбор детей в школу 10 минут Утро Приготовить всю необходимую одежду с вечера

Дальнейшие дела тоже распределяйте грамотно. Нельзя в один день намечать столько дел, сколько невозможно выполнить. А если не выполните, то в вашей голове засядет чувство вины, будет оттягивать внимание и отнимать энергию. Мозг будет укорять вас: "Вот это ты не успела и это не успела, нерасторопная клуша!". А мы не хотим быть клушами и бежим все быстрее, загоняя свой организм.

Поэтому, если вы научитесь считать "стоимость дел по времени", то перестанете писать себе ежедневные несбыточные списки. Да, сделать надо много, но что вы реально сможете успеть? И тогда из всего списка вы выберете наиболее важные дела.

Прямо сегодня, не откладывая, проведите хронометраж рутинных бытовых дел. Повесьте табличку "стоимости дел по времени" на холодильник. Пополняйте таблицу после замеров.

Тогда вскоре ваш ежедневник приобретет нормальный рабочий вид. Дела сдвинутся с мертвой точки, а вы будете испытывать удовольствие от жизни.

К содержанию

Как получать чувство удовлетворения от сделанного? Правило главного блюда дня

Часто бывает: переделаешь за день кучу дел, вечером падаешь с ног от усталости, а ощущение, что ничего не успела. Как бег во сне — бежишь, бежишь, а убежать не можешь. Что же делать?

Представьте, что вы ждете гостей и готовите стол. Составили меню: холодные закуски, салат "Цезарь", жюльен, тортик и… главное блюдо. Что это будет? Может, гусь с яблоками, а может, и рыба по-корейски. Неважно. Важно, что есть какое-то главное блюдо, которого гости ждут или которым вы собираетесь их удивить. И это блюдо только одно.

Так же и в делах, спланированных на день, должно быть одно "главное блюдо". Очень часто мы переделываем кучу мелочевки, которая отнимает энергию, но не дает ощущения насыщенности дня. Она не помогает нам двигаться вперед.

Поэтому всегда выделяйте в списке самое важное дело, которое следует обязательно выполнить сегодня. Если остальные намеченные пункты плана не будут реализованы, это неважно. Но главное "блюдо" непременно нужно приготовить.

Как вы уже догадались, главное дело нельзя откладывать на вторую половину дня. И оно не обязательно должно быть связано с работой. Это может быть нечто, касающееся семьи, дома или ухода за собой. Например, сделать визу, помыть окна в квартире или покрасить волосы. При этом помните, что четыре раза (не меньше) в течение недели главными должны быть бизнес-дела. Тогда у вас не образуется завалов в бизнесе.

Если вы возьмете на вооружение это правило, то каждый вечер будете испытывать чувство удовлетворения от прожитого дня. У вас появится ощущение того, что вы движетесь, но, кроме того, мир вокруг вас действительно начнет меняться.

А закрепить это ощущение правильного жизненного курса поможет записывание сделанных дел. Для этого можно завести небольшой блокнотик. Делайте это каждый вечер – можно в виде списка, можно наподобие дневника. Вы удивитесь тому, сколько всего успеваете!

Здесь важен следующий момент: подсознание фиксирует, что вы — молодец и справляетесь с массой задач. В голове закладывается программа успеха. Мозг, то есть пульт управления, при выполнении дел в течение дня не тратит время и энергию на рефлексию: "А справлюсь ли я?". Решения приходят быстро, лишние размышления исчезают. И самое главное, утром просыпаетесь полной энергии. Простое, легко выполнимое упражнение, а эффект потрясающий!