Содержание:

Меня зовут Ольга Оводова, у меня восемь детей и три работы. Здесь будет рассказ о моем опыте применения "Джедайской техники" Максима Дорофеева. Это не медитация и не открытие чакр, а технология ведения дел.

Два года назад я была погребена под валом задач. Я постоянно забывала, краснела за невыполненные обязательства, дважды искала поезд не на том вокзале и один раз перепутала время отправления и не уехала вовсе.

Я бесконечно крутила в голове, что надо сделать. Дела не делались, сроки горели, в общем, всем знакомо. При этом у меня было дурацкое убеждение, что начать записывать - это как сесть в инвалидную коляску, когда ты еще немножко можешь ходить. Нет, сопротивлялась я, мы еще повоюем, ведь я же еще не в маразме, просто у меня очень много дел.

Приятель дал мне ссылку на запись выступления Максима Дорофеева. На четвертой минуте он показал такой трюк: на пару секунд предъявил огромному залу взрослых умных мужиков шесть цифр, потом попросил хором их повторить. Очень легко. Потом опять показал шесть цифр и попросил называть не саму цифру, а результат ее сложения с тройкой. Ну что может быть проще, чем прибавить три? Но я забыла пятую цифру - и большинство в зале тоже. Так он наглядно показывает, что краткосрочная память и мышление находятся в конфликте. "Питаются из одного бачка", по его терминологии.

Я поняла, что совершенно неправильно воюю с подступающим маразмом, что сохранить способность мыслить для меня в тысячу раз важнее, чем способность помнить. Я провалилась в это учение сразу и навсегда, купила книгу "Джедайские техники", изучила ее от корки до корки несколько раз и методично и последовательно внедрила практически все приемы в свою жизнь. Техника, конечно, гораздо богаче, чем инструкция "запиши, чтобы не забыть", и я расскажу только самое главное.

К содержанию

Как успевать нужное: работа со списком задач

У меня не было цели успевать больше. Цель была успевать нужное, а задалбываться меньше. И у меня получилось. Я понимаю, что выгляжу, как записной сектант или млм-щик, но ничего не могу с собой поделать. Это было как спасение, как исцеление. Даже голос его я ощущаю, как голос доктора, который я бы услышала, очнувшись в реанимации.

Обычно первый вопрос — какой планировщик лучше. Ответ — это неважно. Качество супа зависит от кастрюли в последнюю очередь.

Я использую maxdone, специально разработанный под эту технику. Он довольно неудобный, приложение вообще перестало синхронизироваться, и я использую веб-версию. Но ни я, ни другие участники сообщества не смогли найти другого приложения, которые бы легко приспосабливалось под идеологию.

1. Первым делом я выгрузила из рабочей памяти все задачи (метод спусковых крючков и др.). Записывать нужно вообще все, а не только важное. Я не записываю совсем уж текучку вроде "развесить мокрое" - кроме тех случаев, если мне завтра очень нужна именно постиранная сегодня курточка.

Максим советует записывать даже то, что ты собираешься делать прямо сейчас. См. понятие "бонус к ощущению важности". Я не буду рассказывать здесь, потому что пытаюсь пересказать толстую книгу, а он в свою очередь перелопатил десятки работающих методик и собрал из них очень сжатый конспект.

У меня наладился сон. Оказывается, я каждый вечер крутила в голове "Оля, завтра не забудь".

2. Очень важно правильно записывать задачи. Не "Вася проект", а "позвонить Васе и спросить, нашел ли он прошлогодний отчет по проекту конкурентов". Первое слово — глагол в форме "что сделать", дальше максимально подробное описание задачи. Такое, чтобы можно было выполнить, не думая.

Он много и подробно рассказывает об устройстве нашего мозга. Краткий вывод: между срочным и важным мозг выбирает понятное. Если понятного в списке задач нет, мы убегаем смотреть котиков в ленте.

Я проверяла это на себе тысячу раз. Как только я вижу, что какая-то задача прокрастинируется несколько дней, нужно остановиться и проанализировать, что именно в ней непонятно. Обдумать, выделить, что в этой задаче является первым пунктом, и вуаля — задача решается.

Эта методика кажется подозрительно простой, поэтому многие люди даже не пытаются ее применять — мол, для моего сложного случая такие простые решения не подходят. Не буду никого убеждать, я просто рассказываю о своем опыте.

3. Убрать все оповещения. Вообще все. Всплывающие окошки, звоночки, напоминалочки (кроме "идти на совещание прямо сейчас"). У меня было два вида входящего спама — совсем спам и множественные рассылки магазинов и сайтов, на которых я регистрировалась. Казалось, что ничего сложного - удалять каждое такое входящее письмо, на отписку надо потратить больше секунд. Но когда я все же отписалась (доктор прописал — выполняйте), оказалось, что места в мозгу стало больше. Я перестала забывать задачи вида "при встрече с Катей отдать ей ключ, лежащий в правом кармане рюкзака". Такие задачи можно записать, но ведь ты же не смотришь в планировщик в момент встречи. А разгрузившийся мозг начинает с этим справляться.

4. Осознать источники входящей информации. Почта, ватсап, позвонили, в голову пришло. Собрать все задачи в одно место. Не ищем в чатике номер карты, на которую надо перевести за рабочие тетради, а переписываем в выбранный планировщик "перевести 1200 р на номер карты...". Секунды, потраченные на эту работу, окупают себя невероятно эффективно. Еще раз. У нас нет никакого второго источника информации о том, что надо сделать. Всё собрано в одно место.

В один день я потратила несколько часов на очистку inbox-а. С семи тысяч писем до нуля. Это не считая оповещений от соцсетей. Ценные сохранила, из остальных выписала адреса (190 штук). Нашла нескольких человек, которым хотела написать, но невозможно же было найти адрес.

5. Высыпаться. В первую очередь ограничить гаджеты перед сном. Одно время я пыталась решительно отключить все экраны после 22 часов, но не справилась, использую полумеры — переход на ночную подсветку экрана и зарядник далеко от подушки — то есть невозможность таращиться в телефон перед сном. Впрочем, за необходимость высыпаться я топила задолго до знакомства с Дорофеевым. Особенно, трижды важно это для матерей. Офисный работник доберет в выходной, а мы - нет.

6. Работаем со списками задач. Проверка на актуальность, на прокрастиногенность. Перекладывание из планов в выполненное, из несрочного в сегодняшнее. Максим предлагает три категории — сегодня, на неделе, когда-нибудь. Я пробовала так и эдак и в итоге оставила в "на неделе" только повторяющиеся задачи - "распечатать раздатку для группы А", "отправить домашнее задание группе Б" и т. п. Все остальные задачи делятся у меня на "сегодня" или "позже". Довольно сложно мне было заставить себя делать еженедельный обзор, до сих пор плохо получается.

7. Невыполнимое количество задач снижает продуктивность. Не пытаемся впихнуть невпихиваемое, а наоборот - спокойно оцениваем свои возможности. В идеале список задач на сегодня вечером пуст.

8. В maxdone есть функция "скрыть задачу до...", поэтому у меня довольно часто в полночь выпрыгивают новые задачи. Теперь мне даже "придите на ревакцинацию через год" нипочем, это же сдохнуть - год держать эту информацию в углу головы.

Первый результат был через неделю. Я без крови из глаз и поисков вдохновения спокойно и методично написала развесистую игру по Заходеру для младшей школы (в моей трудовой написано "педагог-организатор").

Самое неприятное в моей работе — аттестации раз в пять лет. Собирать достижения в толстенную папку отчаянно скучно. Папка была полностью готова за 30 дней до дедлайна. А вам слабо?

Летом я обычно расслабляюсь и перестаю следить за списком. Несколько раз пришлось за это поплатиться — пропустила важное.

К содержанию

Как делать творческую работу, если не хватает времени и вдохновения

Через год после первого знакомства с методикой я решили переслушать книгу заново (на чтение у меня нет времени, а для аудио есть машина и собака). Я поняла, что полностью оседлала всю рутину, но очень важные и полезные методы организации творческой работы (а у меня именно такая) при первом прочтении пропустила, потому что была не в состоянии воспринять. Их там великое множество, и я не берусь все пересказывать.

Что взлетело у меня.

1. Инкубатор идей, об этом есть глава в книге, а в видео-лекциях вроде бы нет. Мне это оказалось очень важным. Раньше я отбрасывала тысячи полезных идей только потому, что сразу не знала, как их оформить окончательно, а места для хранения недоделанных идей у меня не было (звучит довольно сектантски это "раньше я", но ничего не могу поделать с этим).

2. Метод волшебной феи. Вещь из серии "такая простая штука не может быть полезна в моей сложной ситуации". Представьте себе, что ваш проект уже готов - во всей его красе и со всеми бонусами, которые вы от этого получите. А теперь вообразите, что волшебная фея подарит вам сегодня 20 минут на то, чтобы приблизиться к завершению проекта. Что вы сделаете?

3. "Что будет, если проект вообще не будет реализован?". Опасение, что я не смогу сделать как надо, выжирало тонны моих нервных клеток. Мне понадобился Дорофеев, чтобы осознать, что я в принципе могу сделать как-нибудь, и от этого земля не налетит на небесную ось, а хорошо я делаю для собственной же радости.

4. Мозговой штурм можно устраивать не только в компании, но и в отдельно взятой голове. Я честно сидела час с листами бумаги и дурацкими вопросами из листа бредогенерации и получила на выходе три страницы идей и идеек.