Содержание:

Истории, когда выпускник приходит в выбранный вуз и после первого семестра понимает, что "это не его", сдает недостающие ЕГЭ, опять поступает, случаются все чаще. Такое происходит, и если выбор вуза был сделан под влиянием родителей, и если молодой человек определялся самостоятельно. Можно ли как-то "подстелить соломки" — заранее научить ребенка ставить собственные цели, достигать которых будет нужно в первую очередь ему самому? Вот несколько упражнений, которые можно делать уже с младшими школьниками, а со старшими — обязательно.

Каждый ребенок любит мечтать, но не каждый умеет превратить мечту в конкретные цели и упорно стремиться к их достижению. Можно ли помочь ребенку в поиске жизненных целей и определении жизненного пути?

К сожалению, цели наших детей нередко формируются под воздействием моды, стереотипов общественного мнения, да и, что греха таить, бывают следствием нереализованных желаний родителей. Мы общались на "взрослом" тренинге по тайм-менеджменту со слушателем, который 9 лет прожил в ныне чужом государстве, потому что его попросил об этом любимый дед, который там родился и вырос. Вернулся обратно, вычеркнул эти 9 лет из своей жизни и наконец зажил так, как хотел.

Наше участие в судьбе ребенка — это правильно, хорошо, естественно и очень понятно. Но важно, чтобы это участие базировалось прежде всего на выявлении потребностей и устремлений самого ребенка. Как оградить ребенка от навязанных целей? Это не так сложно сделать, выявляя и проговаривая с ребенком его базовые ценности.

К содержанию

Как помочь ребенку сформировать свои ценности

Вы ведь спрашиваете ребенка, когда все вместе собираетесь вечером за столом: "Как прошел день?" Если нет, обязательно введите эту фразу в семейный обиход. Она удивительно уютная, теплая и домашняя и имеет свойство передаваться из поколения в поколение, сближая и сплачивая всю семью.

Еще полезнее, обсудив все дневные события, предложить ребенку выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие. Это важно по целому ряду причин. Во-первых, вы всегда будете в курсе того, что происходит у ребенка. Во-вторых, вы научите ребенка выявлять главное и второстепенное. И, наконец, ребенок постепенно начнет осознанно формировать свои жизненные ценности.

Очень полезно, если ребенок запишет главное событие дня в ежедневнике, а рядом напишет, в чем для него заключается ценность данного события. Таким образом, будут зафиксированы самые яркие и важные для него моменты и, соответственно, он сможет возвращаться к ним через какое-то время. В тайм-менеджменте эта технология называется "Мемуарник". Вот пример мемуарника ребенка.

День недели Главное событие Ценности
Понедельник Получил четверку по географии Успешная учеба
Вторник Встретил Колю Дружба, общение
Среда Не упал на роликах Спортивная победа
Четверг Пять за контрольную по математике Успешная учеба
Пятница    
Суббота    
Воскресенье    
Итог недели Не упал на роликах Спортивная победа

Итак, делаем в течение недели вместе с ребенком упражнение "Мемуарник". В конце недели обсуждаем, что же было особенно интересного, важного. Что запомнилось лучше всего и почему.

Поскольку у школьников существуют свои временные периоды — учебная четверть, полугодие, зимние и летние каникулы, стоит определять и главные события каждого периода. Например, главное событие четверти, главное событие лета.

Можно создать семейный мемуарник и определять главные события всей семьи. Замечательным семейным ритуалом может стать подытоживание за праздничным столом главных событий всей семьи в последние часы уходящего года.

Важно, что подобие данного инструмента можно применять с совсем маленькими детьми, закрашивая разными цветами клеточки календаря. Веселый, радостный день — раскрашиваем клеточку желтым, солнечным цветом. Скучный, тоскливый день — серым цветом, цветом туч. Можно вводить разные ценностные цвета: познакомился с новым другом — красный цвет, научился чему-то новому — зеленый цвет и так далее.

Подобная техника применялась еще в советское время в необычном творческом пионерском лагере. Перед сном каждый ребенок раскрашивал свой календарь в зависимости от того, насколько радостным и счастливым был прожитый день. И взрослые очень внимательно следили за настроением каждого ребенка. Кстати, и работа пионервожатого оценивалась тоже по преобладающим цветам в календарях детей. А уж возникновение черного цвета расценивалось просто как ЧП.

К содержанию

Как помочь ребенку чувствовать себя успешным, а не неудачником

Вы никогда не задумывались, почему у хорошо воспитанных молодых людей в нашей стране очень распространены закомплексованность и низкая самооценка? Немаловажную роль в этом играют семья и школа, сосредоточившиеся на том, что ребенок делает не то и не так. Категорическое неприятие необычного мнения ребенка без попытки разобраться, что же правильного и разумного было в высказывании ученика, — это, к сожалению, во многих школах обычное явление.

Нередко нам, родителям, почему-то кажется, и мы это высказываем ребенку, что его успехи — это нормально, так и должно быть. Поэтому особо хвалить и не обязательно. А вот за проколы ругать — обязательно. В результате, вместо того, чтобы "копить победы", ребенок невольно "копит" свои поражения.

Давайте попробуем сделать прямо противоположное: сфокусируем внимание на победах и достижениях ребенка. Итак, перед вами еще одна технология, направленная на выявление ценностей ребенка. Она называется "Список достижений".

Обсудите с вашим ребенком, какими жизненными успехами, победами и достижениями он гордится. Почему это важно для него? Какие ощущения он испытывает, вспоминая это? Заполните вместе список его достижений.

Дела, которыми я горжусь, — что сделал, чего добился, что мне удалось Почему это так важно для меня?

Это — то важное, что ребенок уже сделал. А теперь поговорите с ним о том, что он хочет сделать в будущем. Иными словами, чего он хочет добиться в жизни. Выясните вместе, зачем ему это нужно, почему это важно для него. Постарайтесь вместе заполнить другую таблицу — таблицу его будущих достижений

Чего я хочу добиться в жизни Почему это так важно для меня?

А теперь напишите вместе с ребенком, что он сделает прямо с завтрашнего дня для того, чтобы приблизить свои будущие достижения: первое, второе, третье!

К содержанию

Как помочь ребенку понять свои потребности

Еще один способ выявления ценностей для последующей постановки целей называется "Анализ потребностей". Представьте себе, что у вас есть миллион долларов. На что вы их потратите и для чего?

Предположим, вы хотите загородный дом. Для чего он вам нужен — чтобы проводить время на свежем воздухе? Или вам хочется, чтобы была большая-большая семья, и всем хватало места? Или вы очень любите животных, и вам тогда можно будет завести несколько больших собак? А, может, вам хочется содержать конюшню и разводить лошадей? Или вы любите, чтобы было много гостей, чтобы все пели, играли и никому не мешали? А может, дом вам нужен потому, что он есть у девочки из вашего класса, и вам тоже хочется?

Или ребенок воображает себя владельцем предприятия (банка, гостиницы). Зачем — потому, что звучит круто? Или денег много платят? А зачем ему деньги, что он собирается с ними делать? Или хочет сам все решать и за все отвечать?

Попробуйте заполнить вместе еще одну таблицу и проанализируйте то, что получилось.

Покупки / Дела Зачем? Для меня это важно? Почему?

Обратите внимание на то, что у вас в левой колонке получились некие цели, а в правой — ценности. Посмотрите, все ли это действительно нужно, если подумать, нет ли в таблице навязанных целей, обсудите это с ребенком.