Содержание:

Одни родители страдают от того, что их дети недостаточно общительные, даже замкнутые — у них нет близких друзей, в коллективе им неуютно. Другие не знают, как "притормозить" своего сына или дочь — те готовы общаться сутки напролет, "задвигая" в том числе и важные дела. Понять, испытывает ли ребенок проблемы в общении, и поговорить об этом помогут психологические сказки.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос общительным. Но что такое общительность? Наверное, умение соприкоснуться, впустить другого в свой внутренний круг мыслей и эмоций. Умение быть вместе, не теряя себя и не сливаясь с другими.

Тогда общительность можно представить в виде трех слоников, медленно идущих друг за другом.

Первого слоника зовут сопереживание. Он помогает людям почувствовать радость или боль, тоску или внутренний подъем того, кто с ним рядом.

У второго слоника есть очки. Сразу видно, что умник. Он понимает причины поведения других людей. Знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут вести себя по-разному. Умеет за внешними отличиями найти внутреннее сходство людей.

Третий слоник несет тяжелую поклажу. В его коробах есть лопаты и ведра, иголки с нитками и блестящие бусинки. Это слоник-помощник. Он всегда готов помочь тому, кто с ним рядом, поддержать в трудной ситуации.

— Ой, — сказала Маришка, рассмотрев слоников. — Я все поняла. Если хочешь дружить, соблюдай правило "трех П".

— Я тоже понял, — вслед ей сказал Миша. — Даже и раньше тебя. 3П это: Почувствуй, Пойми, Помоги.

— Вы умники, — ответила им мама. — А теперь давайте почитаем про это сказки.

К содержанию

Петькины уши. Как научиться слышать других

Сказка помогает детям обсудить необходимость умения слушать другого человека. Особенно полезна тем, кто чаще всего сконцентрирован только на своем мнении.

В одном классе как-то раз заспорили ребята, все ли люди умеют слышать. Больше всех горячился Петька:

— Конечно все, — говорил он. — Ведь у всех людей есть уши.

Большинство ребят так же думало. Некоторые даже уши свои потрогали. А Петька на радостях, что почти все с ним согласились, даже на Ваниных ушах как на гармошке поиграл.

А Лена с Вовой немного посовещались и потом свое мнение высказали.

— Уши здесь ни при чем. Слышать других — значит учитывать мнение другого, его желания и интересы, — сказали они.

— Вот ты сейчас Ваниными ушами играешь, а может быть, ему неприятно, — добавил Вова.

— Это Ваниным ушам может быть неприятно, а не Ване, — отшутился Петька.

А Ванины уши услышали это и на Петьку рассердились. Пошептались они немного с Петькиными ушами и попросили их вставить себе специальные затычки, чтобы Петька через них слова слышал, а мнения и желания других не понимал.

Петька, конечно, заметил, что уши между собой переговариваются. Но не придал значения. Ведь следующим уроком была любимая им физкультура. Мальчики на этом уроке должны были играть в футбол против девочек.

— Ой, мы их разделаем, — радовался Петька.

Переоделись ребята в форму, в зал выбежали, размялись немного. Нужно капитанов в командах мальчиков и девочек выбирать. А Петька в футбол хорошо играл, и очень ему хотелось быть капитаном.

Не услышал он сквозь свои затычки, что многие хотят быть капитанами. И стал громко кричать:

— Я! Я!

И только когда Толик нагнулся к нему и в самое ухо сказал:

— Капитан умеет слышать других.

Понял Петька, что его не выберут, и загрустил. Даже играть ему расхотелось. Сел он на лавочку около окошка и уснул.

Приснилось ему, что гуляет он по солнечной улице. Вокруг него много людей с огромными как бананы ушами. Чтобы они вниз не тянули, некоторые их бантиками связывали.

— Наверное, это девочки, — подумал Петька.

А другие под кепки-бейсболки уши засовывали.

— Верно, пацаны, — решил Петька.

Увидели ушастые люди Петьку, схватили и потащили к Главному.

— Виданное ли это дело, человек с такими маленькими ушами. Казнить его! — кричали люди.

— Не надо, — завизжал Петька. — У меня прекрасные уши. Но куда я попал?

— В страну, где все люди умеют слышать друг друга, уважать желания других. Вот поэтому мы и отрастили такие большие уши, — ласково ответил Петьке Главный.

— От размера ушей это не зависит, — расхрабрился Петька. Чего ему терять, если все равно казнить собираются? — В моей стране слышать других все ребята умеют в нашем классе.

— И ты? — спросил его Главный.

Хотел Петька соврать, да не стал:

— Нет, как раз я не умею. Иначе бы в футбол с ребятами играл, а не с вами сидел.

— Ну, это дело поправимое, — сказал Главный. — У нас в стране есть великие Ушные мастера. Сейчас позовем такого.

Тут подошел к Петьке маленький человечек с ушами в баранки завязанными.

— Доктор Чистые Ушки, — представился он. Заглянул он Петьке в одно ухо, затычку вынул, потом из другого.

— Но этого маловато, — сказал он. — Не знаю, как вам помочь.

— Я сам знаю, — ответил Петька. — Я теперь буду ушами слушать по очереди. Сначала одним ухом — других. А потом другим — себя.

Вдруг правому уху так больно стало.

— Ой-ой, — заорал Петька и проснулся.

А к нему уже Вова бежит.

— Извини, — говорит. — Я нечаянно тебе по уху попал.

— Вот и отлично, — сказал Петька. — Зато меня там не казнили.

Удивился Вова, но ничего не сказал. А Петька отряхнулся и побежал к ребятам.

— Если кто устал, могу заменить, — сказал он. Потом почесал оба уха по очереди и широко улыбнулся.

Что обсудить с ребенком:

  1. Что значит "слышать" других, почему для этого не нужны большие уши?
  2. Почему Петьке стало тяжело, когда он перестал слышать других?
  3. У тебя есть друзья, которые умеют слышать других?
  4. А ты сам умеешь это делать?

К содержанию

Брейн-ринг. Как научиться учитывать чужое мнение

Сказка помогает детям обсудить важность учета мнения окружающих. Особенно полезна тем, кто стремится всегда только выигрывать.

Кейт была обычной девочкой. Любила смотреть мультики и кататься на самокате. Она хорошо училась, хотя иногда с трудом заставляла себя делать домашнее задание. Ей нравилась школа и класс. С какими-то ребятами она дружила, с остальными легко общалась. Единственное, что больно ее ранило — это любой проигрыш. Проигрывать она не любила. Поэтому стремилась всегда во всем быть первой. И вот с ней произошла такая история.

Учительница устроила в их классе брейн-ринг по математике. Это такое соревнование, в котором весь класс делится на несколько команд, которые выполняют разные математические задания. Перед началом игры происходит жеребьевка — выбираются судьи. По одному из каждой команды. Дети вытаскивают карточки из общей колоды, на которых написано — участник или судья.

Кейт очень хотела быть судьей.

— Не хочется за других отвечать, — думала она. — Я-то все верно решу, но ведь другие могут и ошибиться. Команда проиграет, и я вместе с ней.

Но Кейт вытянула карточку не судьи, а обычного игрока. Расстроенная, она посмотрела на свою команду и огорчилась еще больше. В команде были в основном ребята, которые не очень хорошо учились.

— С ними точно проиграем. Буду решать сама, пусть сдают судьям мои ответы, — решала она.

Первым заданием была задача. Кейт быстро ее сделала и предложила команде сдать ее вариант. Те согласились. Судьи сразу же проверили задачу. Оказалось, что Кейт торопилась и волновалась, поэтому допустила ошибку.

Второе задание она начала делать вместе с ребятами. Но тут же стала критиковать идеи других и даже кричать.

— Ну неужели вы не понимаете, как надо правильно делать? — возмущалась она. Потом быстро отошла в сторону и приготовила свой вариант ответа. Ребята согласились отдать судьям оба варианта — свой и Кейт.

Третье задание — пример — она сразу начала делать одна. И также команда сдала два решения примера.

— Ну вот, теперь мы, конечно, выиграем, — думала радостная Кейт, пока судьи подводили итоги игры. Но оказалось, что ее команда заняла последнее место.

— Это вы неверно считали. Это из-за вас, — рассердилась Кейт на ребят своей команды. — Не надо было ваши ответы сдавать.

Так она поссорилась сначала со своей командой, потом с судьями. Их девочка обвинила в том, что они тоже плохо решали. А затем в конец расстроенная пошла домой.

— Не пойду больше в эту школу, — сказала она маме. — Это просто класс дураков.

Вечером ей долго не удавалось уснуть. Она все думала про этот брейн-ринг. И вдруг увидела, как с потолка упал какой-то листочек.

— Видно, это послание домового, — решила Кейт. — Я знаю, что он живет у меня на шкафу. Интересно, что он мне написал.

Она вскочила с кровати и быстро взяла листочек. Но это было не письмо, а результаты каждого задания игры. Кейт прочитала их и ахнула. Все ее ответы были неверными.

— Значит, из-за меня команда проиграла, — поняла она. И неожиданно быстро уснула.

Утром она встала на удивление счастливая.

— Что с тобой? — удивилась мама. — Ты еще вчера собиралась переходить в другую школу.

— Я поняла, какие у меня друзья, — ответила Кейт. — Мы проиграли из-за меня, но никто не сказал мне об этом ни слова.

— Может, они не знали об этом? — спросила мама.

— Нет, судьи рассказали ребятам правду. Теперь я понимаю, почему они так странно на меня смотрели, когда я кричала на них.

Кейт побежала в школу и, не раздеваясь, влетела в свой класс.

— Извините, — сказала она Кате и Коле, Вите и Сереже — всей своей вчерашней команде.

Те только улыбнулись. А Катя сказала:

— Иди разденься. Скоро начнется урок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое брейн-ринг?
  2. Почему Кейт не любила проигрывать?
  3. Почему ребята не рассказали ей, что она ошиблась?
  4. Почему Кейт радостно побежала в школу?