К морю по взлетной полосе или на юг на машине

Скажу сразу: мысль поехать с детьми отдыхать на "наш" юг мне никогда не приходила в голову. И вдруг моя подруга объявила о поиске компании для поездки на дачу... на Черное море, в поселок Агой, что в 10 км от Туапсе. Поразмыслив немного о том, что в принципе наша дача, на которой мы обитаем все лето, почти ничем не отличается от предлагаемой агойской, мы решили ехать. Следующая порция размышлений привела к решению ехать на своей машине.

Итак, мы - это я, мой муж Сергей (15 лет водительского стажа), сын Степан (8,5 лет) и дочка Лида (2,5 года). Наша машина - маленький джип Сузуки-Эскудо, которую мы все очень любим и готовы проводить в ней сутки напролет, особенно дети. Время поездки 13-28 августа 2005 года. Наш путь - Чебоксары-Агой-Чебоксары - мы решили проделать по разным маршрутам. Туда: 1939км - через Волгоград, где мы ни разу не были: Чебоксары-Саранск-Пенза-Саратов-Волгоград-Сальск-Краснодар-Джубга-Агой. Обратно: 1817 км - с максимальным "захватом" трассы М4: Агой-Джубга-Краснодар-Ростов-Калач-Балашов-Аркадак-Пенза-Саранск-Чебоксары. Забегая вперед, скажу, обратная дорога понравилась намного меньше. Трасса М4 понапихана постами ДПС, за каждым кустом гаишник, промежуток Краснодар-Ростов - двухполосный, огромные пробки, ни одной приличной кафешки, дорога Аркадак-Пенза хуже не придумаешь. Лучше бы поехали снова через Сальск и Волгоград. Но это в следующий раз. А пока...

В машине у нас работала система GPS, благодаря которой мы легко ориентировались и, благодаря ей же, пару раз ехали по... полевым дорогам (даже не грунтовкам), отмеченным в атласе отнюдь не самыми тонкими линиями. Хорошо, что у нас джип - эти сюрпризы не стали неприятными, а только добавили экстремальных воспоминаний. Без других приключений путь в 1000 с небольшим км до Волгограда проехали за 14 часов с двумя остановками, пообедав в одном из многочисленных уютных придорожных кафе около Саратова.

Волгоград

В Волгограде мы решили провести целый день, поэтому заранее по Интернету нашли несколько гостиниц и по телефону забронировали трехместный номер в гостинице "Каскад" - 690р за сутки. Отличный эконом-вариант: главное - чисто, тихо, горячая вода, душ, холодильник, телевизор, а из окна видна Волга! Выспавшись, отправились на экскурсии. Первым делом на Мамаев Курган. Рассказывать о самом мемориале нет смысла, а ощущения передать невозможно. Хочется только сказать, что хотя бы один раз в жизни обязательно стоит там побывать. Мы все осмотрели, помолчали, поставили свечи в храме Всех Святых, что на вершине кургана. Степану очень понравилось (по большому счету, именно ради него и ехали сюда), он засыпал нас вопросами, и тут мы обнаружили, что школьных знаний истории нам не хватает, чтобы ответить даже на самые элементарные. И тогда мы решили пойти в Музей-панораму Сталинградской битвы, что на набережной. Тем более что в полдень установилась тридцатипятиградусная жара, от которой надо было скрыться.

Музей превзошел все наши ожидания. Вместо скучного набора исторических бумаг и стендов перед нашими глазами предстали "живые" карты, схемы, документы, макеты, обмундирование, оружие и т.п. Мы поднялись под самый купол, где художниками восстановлена панорама битвы, и экскурсовод вкратце очень интересно рассказала о тех событиях и героях. Действеннее любого урока истории. Не только Степану, но и нам с Сергеем очень понравилось. Мы рассчитывали провести там пару часов, но не заметили, как пролетели все четыре. В музее было много семей с детьми, что создало приятное впечатление: патриотизм и желание знать историю у наших детей есть. Около музея выставлена военная техника, где дети с удовольствием погуляли-полазили. Степан узнал много нового и по-другому стал относиться к войне. После музея мы отправились в отличный детский парк, напротив цирка, где и провели остаток дня. А вечером искупались в Волге около гостиницы. Волгоград нам понравился - зеленый, вполне чистый, спокойный, с детьми там можно хорошо провести время. На следующий день в 7 утра мы выехали и в 20-00 были на месте.

Агой

Поселок Агой самый последний перед Туапсе, если ехать от Джубги. В Интернете и в туристических кругах не очень известен (и очень хорошо, и я не буду рекламировать, в надежде, что он останется тихим, уютным и недорогим). С помощью подруги мы сняли дачу с двумя комнатами (по две кровати в каждой), кухней, плитой и холодильником в отличном тихом дачном местечке на горе за... 300 рублей в сутки. Тот минус, что далеко от моря (где-то 1км) оказался большим плюсом в виде свежего воздуха и тишины (так как вдоль моря проходит трасса), сэкономленных денег (около моря такие дачи сдавали по 600-800), ну а так как мы были на машине - вообще никакого минуса, одни плюсы. Кроме того, мы оказались ближе к цивилизации в виде магазинов, парикмахерской, пиццы-бара, детской площадки и ресторану "Казачий хутор", который мы облюбовали. Ресторан - это большая территория под открытым небом на склоне горы, где в качестве ограды - настоящий плетень, а столики - в открытых стилизованных беседках и хатах, между которыми стоят скульптуры казаков, разные элементы казачьего поселения: мельница, колодец, карета, огромный котел на цепях, в таком же стиле массивные деревянные детские качели, горки. Вечером по хутору гуляет казачий ансамбль с казачьими песнями. Отличное место семейного отдыха в дневную жару или вечером после заката. Чуть дальше по хутору присутствует ночная дискотека.

Достопримечательность Агоя - аэродром, по взлетной полосе которого пролегал наш путь на пляж. Разве не романтика - к морю по взлетной полосе? На аэродроме мальчишки (Степан и семилетние двойняшки моей подруги) разглядывали настоящие вертолеты и самолеты, а еще с него летают мотодельтапланы, но мы так и не решились полетать.

Агойский пляж образован в устье реки Агой, которая в отличие от речек в других поселках, течет по естественному красивому каменистому руслу. В августе после двух месяцев без дождей речка обмелела и текла ручьем в метр шириной, но само русло метров в двадцать, с внушительными следами былых горных потоков. Однажды мы прошли вдоль нее и наблюдали, как некоторые отдыхающие не только обливались холодной горной водой, но и обмазывались белой береговой грязью. Пляж Агоя замечателен тем, что он неокультурен, т.е. с моря открываются виды естественного берега, а не результатов человеческой цивилизации. В центральной части пляжа - пара-другая уютных кафе, прокат катамаранов, пара горок и еще какие-то развлечения на воде. Мальчишки пару раз скатились с горки прямо в море - бурный восторг, а в остальное время ныряли с маской, искали "сокровища", плавали-играли с множеством надувных принадлежностей, которые в огромном ассортименте продаются на подступах к пляжу. Лиде мы купили надувной бассейн, так что проблема вытаскивать ее из моря решилась успешно. А проблема возникла неожиданно: к нашему изумлению Лида не только зашла в море, но и плавала так смело, как будто только этим всю жизнь занималась. К нашему же удивлению и пляж, и море были чистыми, так что купание-ныряние доставляло огромное удовольствие. Морское дно можно разглядеть даже без маски, оно очень красивое.

С пляжа уходили в час дня, когда жара, даже под зонтом, становилась невыносимой. Обедали тут же, на пляже в небольшом кафе с домашней кухней, где присутствовали и лапша, и гречка, и котлетки, так что проблем накормить детей не было. А аппетит у них вдруг проснулся неимоверный. Обед на четверых обходился в 300-500 рублей в зависимости от нашего аппетита, стоимость одного блюда 50-90 руб. Немного о ценах. Рядом с пляжем - рынок, где мы покупали виноград (50р/кг), персики (50-60), дыни (15), арбузы (6) - дороговато. Мы не догадались купить побольше фруктов по дороге на юг, в Краснодарском крае, (там в 2 раза дешевле), чтобы хватило хотя бы на первые несколько дней. Тут же продают бочковое вино 80-100 руб./лит руб. Ну и конечно, полным-полно всякой недорогой всячины, я, например, купила купальник за 300 руб. и пляжную сумку за 150.

В общем, море оправдало все наши надежды, отпуск начинался так здорово, и мы не подозревали, что это только начало наших впечатлений. Четыре дня мы провели на пляже, загорели, накупались, вечерами гуляли по окрестностям, попробовали местную кухню, а один вечер провели в Туапсе.

Туапсе

О Туапсе у меня с детства осталось впечатление "большой деревни". О, как я была рада, увидев город другим. Маленький, чистый, зеленый уютный курортный городок - такое теперь мое впечатление. Мы приехали к набережной, поставили машину и пошли гулять. В порту лицезрели небольшие корабли и катера, жаль - к ним нельзя было подойти близко. Обнаружили камень с памятной плитой экипажу миноносца "Керчь", выполнившему задание В.И.Ленина о затоплении черноморской эскадры и затопившему этот самый миноносец в июне 1918. Я о таком факте никогда не слышала и поразилась его странности. Затем мы пришли в детский парк, там же, на набережной, где дети накатались на аттракционах с видом на море. Хотели поужинать на корабле-ресторане, но потом передумали и пошли в парк неподалеку с качелями-горками для самых маленьких. Лида на них каталась-лазила, мальчишки бегали вокруг периметра замысловатого бассейна, а мы поели вкусное разное мороженое и попили коктейли. Остались очень довольны. На обратном пути заехали в супермаркет "Пятерочка" и стали еще более довольными, т.к. таких цен я не видела уже очень давно, например, полтора литра минералки - 7 руб., сок Голден-премиум 25 руб./литр, кофе "Карт Нуар" 290 руб./200г руб. Для сравнения: в магазинчиках на пляже мы покупали минводу и сок в 2 раза дороже. Мы закупили всякой всячины и больше в магазины не ходили. Вот и еще одно преимущество машины на отдыхе. Но самое главное преимущество - это возможность попутешествовать! Мы купили путеводитель по Черноморскому побережью, и началось...

33-метровый водопад и дольмены

В первый раз мы решили выдвинуться недалеко, на самый высокий водопад Туапсинского района, который находится примерно в 10 км от Туапсе (направление на Майкоп) около поселка "Дачное". С помощью местных жителей узнали дорогу, переехали узкий туннель под железной дорогой и дальше - вдоль пересохшего русла. Но, к нашему разочарованию, когда мы подъехали к территории заповедника, паренёк-служитель сказал, что водопад пересох. Но мы все равно решили пойти посмотреть и не разочаровались. Русло ручья "Казенный" очень узкое, а берега - высоченные. Немного страшновато. С камня на камень, с мостика на мостик - и мы добрались до места обрыва, откуда падает водопад в более дождливые времена. Место диковатое и очень красивое, загадочное, тихое - никого вокруг...Мальчишки тут же принялись играть в викингов, рыцарей и динозавров.

На обратном пути мы заехали к дольменам, располагающимся на горе возле поселка "Пригородное" в 6 км от Туапсе. Я видела это чудо древней культуры впервые. Впечатляет. В голове не укладывается ни то, как они могли быть построены, ни то, зачем; все остальное тоже - загадка. Например, почему отверстие дольмена всегда направлено на огромный камень, расположенный на достаточном отдалении. Где-то я прочитала, что существует не менее 78 версий происхождения и смысла этих загадочных сооружений. Одна из самых нелепых: дольмены - это не что иное, как консервные банки, где древние люди хранили некое мясо, чтобы не тащить его с собою вниз с гор; или такая: дольмены - это большие аккумуляторы, с помощью которых гиперборейцы пытались победить атлантов. Но все сходятся во мнении, что около дольменов необычное электромагнитное поле и люди около них испытывают разные ощущения, причем не самые приятные. Но это не про нас. Мы были такие довольные - ведь увидели и прикоснулись к еще одной загадке нашей планеты. Загадали желания у Скалы Желаний: какие - секрет, но я уверена, они непременно сбудутся.

Долина реки Аше, водопады "Шапсуг" и "Псыдах"

Мы были так заинтригованы, не увидев водопада, что на следующий день решили непременно посетить самые, что ни на есть, действующие водопады. Отправились в долину реки Аше - примерно 30 км от Туапсе в сторону Сочи, поворот налево в поселок Шхафит. Кстати, в самом поселке обнаружилась прекрасная детская площадка, где порезвились дети. После поселка нашим взорам открылась чудесная картина, не зря эту местность называют "Долиной тайн, легенд и водопадов". Проехав около 10 км вдоль красивейшего русла реки, мы оказались перед въездом на территорию заповедника. Долго мы пытались выяснить, сможем ли мы проехать дальше на своей машине, в результате решили не рисковать. Суетившиеся рядом водители машин ГАЗ-66 заламывали цену 500 руб. с семьи, что показалось нам дорого - ведь до водопадов осталось 5 км. Мы двинулись в путь пешком, первое, что нам предстояло - пройти длинный навесной мост через реку - с двухлетним ребенком непростая задача. Вскоре после перехода моста над нами "сжалился" водитель проезжавшего мимо экскурсионного ГАЗ-ика и "подобрал", за что ему большое спасибо, и гора проклятий на голову того странного дедушки, который посоветовал нам идти пешком, ведь впереди нас ждал не один брод с метр глубиной. За наше "спасение" мы отдали 200 руб. (100 - водителю и 100 - экскурсоводу).

Да, езда на открытом бортовике с огромной скоростью прямо по каменистому руслу горной реки, "по пояс" в воде - экстремальное удовольствие для людей, но для машин - настоящее испытание. Свою машину подвергать такому не поднимется рука, и мы еще раз одобрили своё решение оставить нашу машину на стоянке. Сначала нас привезли к водопаду "Шапсуг" - это скорее не водопад, а каскад водопадов, чтобы увидеть все, нужно подниматься с каждой площадки-уровня по крутой извилистой лестнице высоко вверх - не каждый турист добирается до самого верха. Но мы добрались. И были вознаграждены захватывающим дух зрелищем: сверху с огромной высоты льётся вода, протекает около ног и падает тут же вниз. Вниз смотреть жутковато, но интересно ведь! Второй водопад "Псыдах" - совершенно другой. Он выточил в скале полукруглую нишу-жёлоб, которая после нескольких поворотов заканчивается ступенчатым отвесом.

После водопадов нас привезли обратно к мосту, и мы двинулись к пещере "Джине-Ун", известной в народе, как пещера "Спасения". Пещера заполнена водой, поэтому чтобы попасть в нее, надо надеть резиновые сапоги, которые выдают перед входом вместе с фонариками (в пещере темно и холодно). Мы заплатили за экскурсию на лодке, и после того, как прошли метров 15 в пещеру, нас усадили в резиновую лодку и повезли дальше - всего в пещеру можно продвинуться на 33 метра. Женщина-экскурсовод рассказала нам легенду об этой пещере, показала интересные места, сталагмиты, сталактиты и прочие пещерные премудрости. Пещера маленькая, узкая, низкая, немного страшновато, но столько восторга!

После пещеры мы сразу ощутили чувство голода и отправились обедать в одно из многочисленных кафе, предлагающих блюда адыгейской кухни. Столики кафе располагаются прямо на улице в деревянных, увитых зеленью беседках, на территории - бассейн с форелью и фонтанами. Вкуснющие адыгейские снадобья были мгновенно съедены. Зачарованные красотой реки Аше мы еще долго не могли уехать из этого волшебного места. Затраты: билеты на водопады взрослый 30 руб., детский 10 руб., в пещеру на лодке взрослый 100 руб., детский 50. Лида везде гуляла бесплатно.

Свирское ущелье

После посещения долины реки Аше наше любопытство к природе Кавказа только усилилось. И мы отправились на окраину поселка Лазаревское, в Свирское ущелье. На машине можно подъехать прямо к началу туристического маршрута. Маршрут такой: Белая скала, водопад "Свирский", дольмен "Слава", водопад "Адам и Ева", Лунный камень, водопад "Тещины слезы". Общая протяженность 3,5 км. Взрослый билет 25 руб., детский 10 руб. В основном тропа маршрута проходит непосредственно по горе, в густом лесу, что придает прогулке таинственность и сказочность. Время от времени мне казалось, что лес и вправду как из сказки: вот там наверняка прячется Леший, а там - избушка на курьих ножках. До самого дальнего водопада мы не дошли, а вот в Свирском водопаде Степан искупался. И я бы искупалась, да купальник не взяла. Вода теплая, очень приятная, водопад удивительно красив. Дошли до дольмена, потом до лунного камня - все как в сказке. Водопад "Тещины слезы" в более дождливый сезон такой широкий-широкий (мы на проспекте видели), но нашему взору он предстал очень-очень маловодным, и мы порадовались за всех тещ сразу. Таинственность в нашу прогулку добавили сумерки, мы заметили, что начало темнеть, когда до выхода из ущелья оставалось 2 км. Темнело так быстро, что постепенно наш размеренный шаг превратился в очень спортивный. В наступающей темноте приходилось идти в дремучем лесу горными тропами, перебираться по камням через ручей, переходить очень узкие мостики над обрывами, так что наше путешествие стало напоминать программу "Фактор страха". Из ущелья мы выбежали в полной темноте с восторженными криками "Ура!". А впереди - не менее захватывающая поездка по ночной горной дороге назад, до Агоя. Ощущения незабываемые.

Мамедово ущелье

И после Свирского ущелья мы не успокоились: Кавказ манил нас своими тайнами, и следующая уже поджидала нас после указателя "Мамедово ущелье", что установлен на трассе Туапсе-Сочи между Аше и Лазаревским. Проехав пару километров после поворота, мы увидели указатель "Дом чая" и решили доехать до него - он оказался на самой вершине горы. Интерьер дома очень любопытен: тут и лавки, и пенечки, и лоскутные скатерти, и старинные буфеты с множеством самых разных чайников, чашек и стаканов. Стены расписаны чайными сюжетами. Можно посмотреть видео с рассказами о краснодарском чае. Я впервые узнала, как получаются желтый, красный и черный чаи из зеленого. Тут же мы их и попробовали-сравнили. Вкусно-о-о-о!!! Вот это чай, так чай. Купили домой зеленый чай, выращенный и перебранный вручную. Все бы хорошо, но цены! Три чашки чая с блинами и кизиловым вареньем - 380 руб., 100гр зеленого чая - 500 руб. Эксклюзив, понимаете ли.

Заряженные бодростью краснодарского чая, поехали в само Мамедово ущелье. Так же как и в Свирском, взрослый билет 25 руб., детский - 10. Маршрут: каменный завал, курганы, водопады "Усы Мамеда", "Голова Мамеда", водопады Любви и Счастья. В чашу водопада Счастья Степа и Лида бросали камушки. Большие любители камней и воды, они в этих походах испытывали такое удовольствие! Купаться в этих водопадах не стали, вода была очень холодная - мы и без этого любимые и счастливые. Самым интересным здесь оказалось очень узкое ущелье - русло горной речки. Высота берегов в некоторых местах достигает 30м. Впечатляет "Белый зал" - высоченные белые-белые скалы, сверху увитые плющом. В одном месте берега сходятся, образуя грот. А как интересно было детям спрятаться в скальной щели! Мне это место напомнило песню Бутусова:

"На берегу очень дикой реки,
В дебрях чужих у священной воды,
В теплых лесах безымянной реки".

Выехав с основной территории, мы нашли указатель на дольмен, по пути к которому мы случайно обнаружили отличное маленькое кафе в лесу на берегу бурлящей горной речки. Пока нам готовили шашлык и овощи на мангале, мужчины отправились к дольмену, а мы с Лидой сидели на огромном камне посреди речки, устремив свои взоры к горам, и наслаждались видами дивной природы. Поразительнейшая красота. Бархатная музыка из "Романтической коллекции" добавила эмоций. Мне казалось, что я попала в рай. В этом же раю мы с большим удовольствием съели блюда кавказской кухни, долго сидели за столиком, дети наблюдали за форелью в бассейне и бегали по веранде бани, которая стоит на берегу речки (можно было в ней попариться). Не успели мы покончить с очень вкусным сытным ужином (к нашему удивлению, всего 500 руб.), как пошел дождь! Теплый, ласковый, - и мы даже не стали от него прятаться. Вот она, романтика - посидеть-постоять-побегать под дождем на берегу дикой реки!

Пока доехали до Лазаревского, дождь разгулялся не на шутку - машины ехали по полколеса в воде, видимость почти нулевая. Ну вот мы и ливень в горах увидели. Решили ехать дальше, пока не кончится дождь. Доехали до Адлера. Нашей целью была Красная Поляна.

Красная Поляна

Сначала мы хотели переночевать в Адлере, так как было уже темно, а дорога к Красной Поляне, как известно, очень опасная, ее так и называют "скальник". Но к нашему удивлению, в частном секторе "тетушки" отказывались нас селить (так как всего на одну ночь) даже за 1000 руб. А в гостинице, где были свободные места, обычный двухместный номер стоил 1490. К тому же, Адлер нам показался очень шумным - по городу проходит железная дорога, и с периодичностью в 15-30 минут по ней проходят поезда со свистом-гулом-грохотом, да еще в туристической части грохочет музыка - веселье полным ходом. А нам хотелось тишины и покоя. Спасибо девушке-продавцу, к которой мы обратились за советом в маленьком магазинчике. "Езжайте на Красную Поляну, самый опасный участок - "скальник" закрыли, два дня назад открыли новый тоннель, Путин приезжал на открытие, вы разве не слышали? Там много гостиниц, и мини, и частных, без ночлега не останетесь" - щебетала она. Да здравствуют такие девушки! Благодаря ей мы уже через 20 минут неслись по новому тоннелю, а через 40 минут размещались в шикарном полулюксе отеля "Татьяна" за 1500 руб. (с завтраком на четверых). Перед сном даже посмотрели телевизор, по ОРТ шел сериал, действие которого происходило на... Красной Поляне (правда зимой). "Завтра мы вот на этом подъемнике поедем на гору" - показали мы детям пальцем в телевизор, а они все никак не могли в это поверить.

Приехав к канатной дороге в полдесятого утра, мы увидели две огромные пустые автостоянки, причём, одна из них платная, и не могли понять, в чём прикол, и туда ли мы, вообще, приехали. Оказалось - туда, только достаточно рано: дорога начинает работать в 10:00. Мы купили билеты (600 руб. взрослый, 300 - детский, Лида бесплатно) и изучили информацию, которая гласила, что подъем на самую высокую вершину Аибга (2238м) осуществляется в 4 этапа - 4 разных участка дороги, между ними - смотровые площадки, кафе и пр. В одну сторону без перерыва подъем занимает 1 час. Сиденья подъемника - обычные деревянные "стульчики", мама дорогая, я как увидела, подумала, что с Лидой подняться нереально. Но Лида невозмутимо потребовала: "Хочу на качельку". К моей радости она сидела на моих коленях смирно, крепко держалась и даже всю дорогу пела песни (люди, ехавшие навстречу, ухахатывались - мол, тут некоторые взрослые едут, вцепившись в сиденья, окаменев от страха, - а маленькая девчушка ногами машет и песни распевает). Кстати, ей так понравилось, что до сих пор иногда "требует" покататься на "той большой качельке".

На самом верху площадка небольшая, а виды на горы открываются сумасшедшие. Чуть неподалеку видно, - лежит снег. А температура воздуха градусов 12 (внизу 35), хотя, солнце очень сильное - можно обгореть и замерзнуть одновременно. Удивительно, да? В общем, горы... Со стороны государственной границы с Грузией установлена лишь соответствующая табличка и натянута сетка, так что, пересечь её можно было одним неосторожным шагом и без участия таможенников. Виды обалденные. Вот мы и побывали выше облаков, потрогали их. Для Степана это было настоящее открытие. Еще он очень хотел слететь вниз на параплане (с инструктором, 3000 руб.), но мы оставили это удовольствие на следующий раз. Так что обязательно туда еще вернёмся! Сделали очень много красивых фотографий, иногда кажется - монтаж, настолько нереально мы выглядим на фоне "горной классики". Да, чуть не забыла - на одной из промежуточных площадок около кафе позабавил нас рекламный стенд "Здесь обедал Президент России". Во как! В туалете подобной таблички не обнаружилось :).

Большое открытие поджидало нас на спуске: сверху мы увидели 300-метровую очередь на подъемник, и обе огромные стоянки и даже края близлежащих дорог были переполнены машинами. Упс! Какие же мы молодцы, что приехали к открытию. Внизу мы пообедали в кафе, расположившемся на мосту через горную речку. На этот раз обед состоял из блюд грузинской кухни и обошелся в привычные 500 руб. Подкрепившись, поехали в Сочи. По дороге заехали на минеральный источник "Чвижепсе", попили водички и с собой прихватили.

Гора Ахун

Одна из главных достопримечательностей Сочи - гора Ахун, состоящая из нескольких вершин, самая высокая - Большой Ахун (663 м). Если ехать со стороны Сочи, то, не доезжая Хосты, поворот налево, и дальше - одиннадцатикилометровый горный серпантин, крутой подъем, включающий 4 поворота на 180 градусов. Когда мы поднялись наверх, даже от машины запахло "жареным" - да, круто, так круто. На самой вершине, как обычно, несколько милых ресторанчиков, окруженных деревянными фигурами сказочных персонажей. Тут и семь гномов, и старик с золотой рыбкой, и медведь с бочонком меда. Но самое главное - тридцатиметровая белая башня. Она была сооружена в 1936 г. по проекту архитектора Воробьёва по заказу самого Сталина и, как нам рассказал экскурсовод (мы "приклеились" к одной экскурсии), является лучшей смотровой площадкой в Сочи. Убедиться в этом несложно. С верхней площадки башни открывается панорама на море, на Кавказский хребет, на побережье от Дагомыса до Абхазии. Сочи - как на ладони. Опять же, спустившись с башни, мы обнаружили столпотворение людей и огромное бестолково припаркованное сборище экскурсионных автобусов, бессовестно "запирающих" друг друга, и еще раз порадовались, что мы на своей машине. Ужаснулись, когда увидели, КАК едут эти автобусы по горной дороге - один вылетел нам навстречу из-за поворота, нисколько не смутившись, что ехал по встречке. Хорошо, что у нас скорость маленькая была и у Сергея большой опыт вождения - иначе аварии было бы не миновать. Только теперь я поняла, почему столько случаев ДТП с экскурсионными автобусами - их водители, похоже, вообще не знают про ПДД и не думают о том, что везут людей. Но не будем о грустном. Прежде, чем ехать в центр Сочи, мы решили найти ночлег, и быстро нашли - у подножия горы, в кафе с комнатами отдыха - большой двухместный номер с креслом-кроватью для Степы за 1200 руб. Теперь вперед - развлекаться!

Парк Ривьера

Парк действительно великолепен. Вечером в свете разноцветных огней очень красив. Огромная зеленая территория, красивые аллеи, кафе, сувенирные лавки, фонтанчики. Лиде мы купили супер-абонемент за 300 руб., по которому можно было по разу прокатиться на каждом из 12 аттракционов детского городка. На его территории есть еще один детский городок с горками, домиками, лазилками, батутами, пребывание в котором не ограничено по времени. С огромным трудом мы "вытащили" оттуда Лиду в 22-00, когда детский городок закрылся. Степан же, по его словам, "уже вышел из этого возраста", поэтому катался с папой на взрослых аттракционах (которых в парке около 40) и лихо потратил 700 руб. из своей копилки. Впечатления от парка остались очень хорошие, всем рекомендуем.

Воронцовские пещеры

Посетить эти пещеры мы решили после того, как прочитали, что на сегодняшний день это один из крупнейших пещерных лабиринтов в мире. Дорога - в горы, примерно 20км от Хосты к поселку Воронцовка. От стоянки до пещер пешком 1,2 км. По дороге - волшебный дуб, вбирающий в себя энергию из космоса. Прикоснешься к нему - и почувствуешь необычайный прилив энергии (так написано на табличке). И даже если не почувствуешь, то, по крайней мере, идти дальше веселее. Уже на подходе к пещере часть дороги выложена камнями - очень красиво, и на одной каменной лестнице нам встретилась змея. Вокруг пещеры - сказочный лес, вырубленные в скалах фигуры, одна из них - чья-то голова - оформляет источник. Для туристов открыта довольно большая часть пещеры, где проведено электричество, протяженность маршрута где-то 300 м, экскурсия длится 40 мин. В пещере - все, как положено: и стоянка древнего человека, и настенные надписи, и сталактиты, и сталагмиты - по-пещерному очень красиво. В пещере холодно (12 градусов) и уникальный воздух: экскурсовод пообещала нам, что за время экскурсии мы должны помолодеть на 40 мин. Билеты в пещеру: 110 руб. взрослый, 80 руб. детский (с 7 лет).

Дендрарий

A вот Дендрарий произвел на нас удручающее впечатление. Наверное мы слишком много читали о нем красивых отзывов, а у Сергея с детства осталось восхищение этим парком. Да, растения все те же, красивые и величественные - но ухожены только те, что посажены в самом начале парка. Чем выше - тем больше зарослей, засохших веток, мусора и... ободранные фонтаны. Про нижнюю часть парка и говорить не буду. Обидно до слез. А ведь билет стоит недешево, вместе с билетами на канатную дорогу два взрослых и детский 600 руб. Служитель парка, с которым мы разговорились, рассказал, что парк бедствует, денег не выделяется, зарплаты задерживаются. А самое гнетущее впечатление произвела стройка (со всеми вытекающими последствиями в виде грязи, заборов, шумящей техники и строительного мусора) в двух шагах от Дендрария - строится суперсовременный жилой 24-этажный дом. Кому такое могло придти в голову?

Но, мы не привыкли унывать и все-таки нашли, чему порадоваться в Дендрарии: огромная стена бамбука, красивые сосны с длиннющими иголками и пушистой кроной, аллея магнолий, множество разных пальм, несколько красивых уголков-цветников, забавные фонтанчики, редкие растения: сакура, глициния, юкка и много-много других, названия которых запомнить невозможно. Всего 1800 видов растений. Большое удовольствие получили мы и от поездки по канатной дороге: виден не только парк, но и весь Сочи.

В целом, от центра Сочи осталось далеко не восторженное впечатление: постоянные пробки, невежливый персонал, грязные нецентральные улицы, допотопные магазины, высоченные цены и постоянное ощущение того, что на тебе делают деньги. Купленный диск о Дендрарии за 200 руб. оказался такой туфтой - на уровне троечной курсовой работы (хотя был куплен в кассе Дендрария). Сочинский поющий фонтан вообще не произвел впечатления, в том же Лазаревском фонтан намного оригинальнее.

После трехдневного путешествия по сочинскому побережью мы отправились снова в Агой. На выезде из Сочи поели вкусных разных вареников в отличном кафе "Вареничная хата".

Аквапарк "Дельфин"

Последние три дня мы провели снова в Агое, на пляже, а также съездили в дельфинарий и аквапарк в Небуг, что в 5 км от Агоя. Дельфинарий хороший, новый, просторный, с круглым бассейном близко от зрителей, но после прошлогоднего "Маринеленда" в Испании представление нам показалось немного скучным. Но, в общем, конечно, понравилось. Билеты: 300 руб. и взрослый, и детский. А вот аквапарк очень понравился. Прежде всего, большим детским комплексом-городком, в котором я насчитала 12 разных горок и множество других развлекаловок. Детям скучно не будет - точно! Лида раз 50 съехала с горки-лягушки, немного меньше с остальных. В перерывах лазила по сухопутному комплексу-кораблю с горками. Тут же познакомилась-подружилась с девочками постарше, которые взяли над ней шефство, так что мне не пришлось безотрывно всюду следовать за ней. Степан же, "вышедший из этого возраста", сгонял в медпункт, где по заявлению папы ему поставили на руку печать, снимающую с администрации ответственность и разрешающую кататься со всех "взрослых" горок (правила разрешают только с 12 лет). Его радости не было предела. Только с "Камикадзе" он съехал 7 раз. А уж, сколько с остальных горок - не поддается счету. Аквапарк имеет большую территорию, всем хватает места и в зонах лежаков, и в многочисленных кафе и в зонах прогулок. Но еще больше меня удивила чистота: очень-очень чисто везде. Так что мы получили огромное удовольствие. А самое-то главное - ПЕННАЯ ДИСКОТЕКА! Сколько радости, смеха, восторга вызвала она у детей. Вот уж развлечение, так развлечение. Билеты: 500 руб. взрослый, 250 детский - с 16-00 до 20-00. Если с 10-00 или с 14-00, то дороже.

Заключение

Отдых, бесспорно, удался на славу! Еще раз хотим выразить огромную благодарность Файзуллиной Гуле, которая внедрила в мою голову мысль поехать отдыхать на "наш" юг с детьми и "открыла" нам Агой. Огромный плюс нашей поездки - наша машина. Благодаря ей мы смогли посмотреть с детьми так много всего и не связывались с экскурсиями. Со здоровьем у всех был полный порядок, пакет с лекарствами вернулся в полном объёме, акклиматизация прошла просто легко. Финансы: истратили на все про все 38 тыс. руб. Самая большая статья расходов - питание (я так ни разу и не воспользовалась плитой) - 11 тыс., затем жилье - 7,5 (включая отель на Красной Поляне, гостиницы в Волгограде и Сочи), бензин - 7, поездки-экскурсии - 6, развлечения - 3,5, покупки-сувениры - 3. Мы посмотрели только около трети достопримечательностей сочинского и туапсинского побережья, не съездили в Абхазию, а значит, вывод: поедем еще раз!