Содержание:

В последние годы подбор персонала превратился в отдельную область знаний, в которой кадровики чувствуют себя уверенно, а все остальные — нет. Но если открыть книгу "Батл с кадровиком", растерянность перед составлением резюме или перед собеседованием как рукой снимет. Во-первых, станет понятно, почему вам задают именно такие вопросы — и каких ждут ответов. А во-вторых, вы заметно расслабитесь в поисках работы — потому что книжка очень веселая. Разберем ситуацию с телефонным интервью.

Прежде чем начинать готовиться к телефонному интервью, надо понять его смысл: сэкономить время кадровика и пригласить на личную встречу только наиболее вероятных будущих работников.

К содержанию

Вот и поговорили

Это самый простой вид интервью, это даже и не вполне интервью, а так, более или менее стандартный телефонный разговор. Однако кадровая наука выделяет его в отдельный вид. С чего бы это? Очевидно, по причине высокой эффективности — после телефонного интервью отсеивается больше половины всех соискателей! Вот так!

Вам просто позвонили, вы просто поговорили. Обещали перезвонить и не звонят. Упс! Что это было? Телефонное интервью! Вы просто говорили, а кадровик ставил плюсы и минусы в своей таблице...

Это нечестно! Он приготовился, у него все вопросы заготовлены, а я ужинал и отвечал как попало...

Нечестно? Так вопрос нельзя ставить. Это его работа! У него (кадровика) нет возможности лично беседовать с десятками кандидатов, он должен так действовать, чтобы проредить ваши ряды.

Вот кадровик говорит: "Здравствуйте, меня зовут Маша, я из компании АБВ, я получила ваше резюме и хотела бы задать несколько вопросов". А вы в ответ: "А? Из какой компании? ЭЮЯ? И какая там у вас вакансия?".

Длительность дальнейшего разговора зависит только от вежливости Маши. Некультурная Маша сразу повесит трубку. Воспитанная Маша задаст пару вопросов и попрощается. Навсегда. А всё потому, что вы очень ее обидели!

Вы заявили в грубой форме, что вас не интересует эта единственная и неповторимая компания с ее вакансией, с ее Машей и всем отделом кадров, вам просто нужно устроиться на работу. То, что это правда, никакого значения не имеет! Компании ищут лояльных сотрудников, а вы с самого начала проявляете безразличие...

Вы можете возразить — да, я на самом деле послал резюме в сотню компаний, а что в этом плохого? Потом, когда я начну работать, я буду лучшим сотрудником в мире! А пока — извините. Ну, значит, и вы извините...

На всех этапах подбора персонала (а на начальных — особенно) кадровики руководствуются одним железным принципом:

Все сомнения решаются в пользу компании.

Вам кажется этот принцип неправильным? Обсудите это с кадровиком. Когда он вас возьмет на работу. А сейчас примите к сведению.

К содержанию

Спрашивает, как робот? Отвечайте, как робот

Вообще, набрать 100 баллов из 100 возможных в телефонном интервью очень просто.

Кадровик звонит вам, чтобы узнать:

  1. Вы действительно существуете?
  2. Вы действительно ищете работу?
  3. Вы всё правильно поняли в опубликованной вакансии?

Как понимаете, идеальные для него ответы на все вопросы — да! Вот и отвечайте — да!

— Вас заинтересовала наша вакансия? — Да!
— Предложенная зарплата вас устраивает? — Да!
— У вас есть опыт этой работы? — Да!
— Вы можете быстро уволиться? — Да!

Иногда, правда, следует говорить "нет".

— Вас не пугает большой объем работы? — Нет!
— Вам не сложно будет осваивать новый участок работы? — Нет!
— Дорога до работы у вас будет занимать больше часа. Это не очень много? — Нет!

В этом месте читатель, возможно, подумает: "Так и робот может спрашивать, к чему кадровик?".

Вот точно так же подумали в компьютерной компании Stafory и создали в 2017 году робота-кадровика, которая (робота зовут Вера!) уже сделала больше миллиона звонков соискателям. Робот выполняет обязанности точно так же, как и живой кадровик: изучает job-сайты, по определенным параметрам отбирает резюме и связывается по телефону с соискателями.

С Верой уже сотрудничают более 400 компаний, и их число постоянно растет, так что ваши шансы услышать в телефонной трубке: "Здравствуйте, меня зовут Вера. Я робот" — увеличиваются с каждым днем. Не пугайтесь и не бросайте трубку — вас ожидает вежливый и продуктивный разговор.

Пока робот умеет понимать односложные и заранее известные варианты ответов. Например: "Вам интересна данная вакансия? Ответьте, пожалуйста, „да“ или „нет“". Но Вера задает и более сложные вопросы — на них вы можете отвечать подробно и развернуто. Ваши ответы потом послушает живой кадровик.

Может Вера провести и видеоинтервью: вы получаете ссылку, переходите на сайт, собираетесь с мыслями, нажимаете на кнопку "начать интервью", после чего видите на экране симпатичную Веру и слышите ее вопросы. По завершении разговора файл с видеоинтервью становится доступным для кадровика.

В целом общение с роботом не доставит вам лишних забот. Помните лишь о том, что разговаривать с Верой следует громко и отчетливо. Если звонок застал вас на улице или в шумном помещении, попросите Веру перезвонить. Она войдет в ваше положение.

Робот постоянно учится и развивается — вполне вероятно, что к моменту выхода этой книги умения Веры станут разнообразнее и сложнее.

К содержанию

Почему телефонное интервью — отсеивающее

Возвращаемся к правилам общения с живым кадровиком.

Свои вопросы задавать не рекомендуется — кадровики этого не любят. А если из текста вакансии вы ничего не поняли о своих будущих обязанностях и вообще о компании? Тоже ничего не спрашивать? В этом случае резюме посылать не нужно вовсе. Но если уж так случилось, то, конечно, спросите.

Если в ответ услышите, что вот придете к нам и всё узнаете, прекращайте телефонное интервью. Велики шансы попасть на общее собрание несчастных, которых будут убеждать что-нибудь купить прямо сейчас и обогатиться на перепродаже потом. Вообще, никаких сборов денег в процессе подбора персонала (на регистрацию, на обучение и т. п.) быть не может, такие предложения — стопроцентный признак жульничества.

Между прочим, в кадровой литературе телефонное интервью часто называют "отсеивающим", и это очень правильное название, особенно если не забывать о том, что и вы можете отсеять компанию (а не только она вас).

Если вас спрашивают, не собираетесь ли вы беременеть в ближайшие три года, сразу ставьте крест на этой компании. Еще вам могут звонить из компаний, куда вы не обращались. Откуда они узнали о вас? Очень просто — просматривать резюме на бесплатном сайте может кто угодно, и жулики в том числе. Более того, оттуда оно может перекочевать в любые "открытые источники".

Если же вас самостоятельно нашел представитель честной компании, то его прямая обязанность — рассказать вам о своей компании и ответить на ваши вопросы.

Есть, впрочем, одно исключение из этого правила. Рекрутер из кадрового агентства никогда не назовет вам ту компанию, куда он предполагает вас "рекрутировать". Причина самая прозаическая: рекрутеры больше всего на свете боятся, что кандидат лично обратится в эту компанию и лишит их заслуженных комиссионных. Отнеситесь к этому с пониманием.

К содержанию

Обещание перезвонить — это вежливый отказ

Что еще надо знать о телефонном интервью? Это единственный вид интервью, о результатах которого соискатель узнаёт немедленно. Если вас пригласили на личную встречу, значит, вы успешно прошли телефонное собеседование. Если же беседа заканчивается обещаниями перезвонить, внести в базу данных, предложить в будущем массу интересных вакансий, то знайте — кадровик счел вас неперспективным кандидатом. Не обольщайтесь лепетом про мифические базы данных — так у кадровиков принято давать вежливый отказ. Сразу забудьте эту вакансию. И не расстраивайтесь. Вакансий на ваш век хватит!

Если же вас приглашают на собеседование, будьте внимательны — чтобы ничего не перепутать, лучше сразу записывайте: время и место встречи, как проехать и как найти офис (последнее особенно актуально для кадровых агентств, которые, как правило, располагаются в самых труднодоступных местах).

Имя и фамилию кадровика, записав, нужно еще и хорошо запомнить. Поверьте, кадровиков не часто балуют персональным обращением, так что тут у вас есть все шансы с самого начала произвести хорошее впечатление. И наоборот, лихорадочно шарить по карманам и бормотать: "Мне к этому, как его, минуточку..." — в самом начале знакомства с кадровиком не очень здорово.

Если в вашем резюме в качестве контактного указан мобильный телефон, то звонок кадровика может застать вас в любой ситуации: на служебном совещании, дружеской вечеринке или в какое-нибудь другое неподходящее время. Будьте готовы к этому. Ничего страшного не произойдет, если в этих случаях вы вежливо попросите перезвонить попозже.

Большинство кадровиков предпочитают звонить соискателям по домашним телефонам с 20 до 22 часов (в это время вероятнее всего застать человека "незанятым"). Очевидно, что и для вас это тоже удобное время. Так что помимо мобильного, укажите в резюме и номер своего стационарного домашнего телефона. Тогда появится немалая вероятность того, что телефонное интервью вы будете проходить в комфортных условиях: на диване и в домашних тапочках. Успехов!