Хельсинки, Турку, Стокгольм с детьми. Часть 3

Прокатиться на Сказочном поезде, посетить парк экспериментов – и это еще не все!

Начало

Юнибакен и Скансен, 25 июля

Это утро тоже выдалось пасмурным. Добежали до центрального вокзала, там сели в автобус № 69, который повез нас в сторону Юргордена. (Только на следующий день изучили как следует схему городского транспорта и обнаружили, что этот автобус останавливается практически на соседней улице от нас, на той самой Далагатан, где в доме напротив Васа-парка последние десятилетия жила Астрид Линдгрен. Мы потом там гуляли, напротив ее дома, я все высматривала какую-нибудь табличку или доску мемориальную — но, похоже, у шведов это не принято.)

Юнибакен (Июньская горка) — это, собственно говоря, игровое пространство, созданное по мотивам детской скандинавской литературы. Не всю ее мы читали, и на Сказочной площади (первый зал) были уголки как знакомых, так и неизвестных персонажей. Запомнилась коллекция пуговиц Шнырька в домике муми-троллей и стоящий в центре площади самолет неизвестного мастера — дети его оценили.

Юнибакен спектакль

Не думала, что Васю так потрясет Сказочный поезд. "А можно еще?" — были его слова по окончании маршрута. Да и меня проплывавшие мимо нас картины сказок заворожили. Почти все их мы читали, и этот эффект узнавания — вещь очень сильная. Оказывается, текст к путешествию на поезде написала сама Астрид Линдгрен — и это последнее ее творение. А вот иллюстрированную книжку с этим текстом дети купить не захотели. Согласна, это уже не то.

В зале с виллой "Курица" и лошадью как раз начиналось представление на шведском языке, и дети наши уселись на пол среди маленьких шведов и посмотрели сказку про последнего дракона Туве Янссон (вечером мы ее еще раз перечитали — благо, в электронную книжку были закачаны все тексты, которые могли нам понадобиться).

Юнибакен зал Леннарта ХельсингаПотом играли в вилле и соседнем зале, где сменная экспозиция — на этот раз по сказкам Леннарта Хельсинга (не встречала у нас его книжек). Ходить по крышам домов — в этом что-то есть...

Кафе, магазин — и вот мальчишки уже на улице, вытягивают удочкой из ручья... сковородку и будильник. Фото с Астрид Линдгрен, фото в "окошках" — и мы прощаемся с Юнибакеном. К этому часу навес для колясок и велосипедов с тележками во дворе уже заполнен до отказа...

Стокгольм Юргорден очень ветвистое деревоРешено двигаться в Скансен. По дороге любуемся клумбами, на которых цветы подобраны в тон — только сине-фиолетовые, или только красно-оранжевые, и т.п., находим ну очень ветвистое дерево, и дети пользуются этим...

Скансен вязаные овечкиПри входе в Скансен получаем замечательную карту с нарисованными на ней домиками, вольерами и т.п. и въезжаем в горку на фуникулере. Опять же — вот не думала, что проведем здесь целый день! По отзывам я представляла себе что-то вроде музеев народного быта под открытым небом (родители в советское время возили нас в такие — под Киевом, например) — и боялась, что дети заскучают, как я в свое время. Но "Швеция в миниатюре" (так был задуман Скансен) — это совсем другое! Все "объекты" расположены так... ритмично (иного слова не подберу), что ты по дороге от одного к другому успеваешь немного переварить впечатления и захотеть смотреть еще. Нет такой гонки, какая часто бывает в зоопарках ("А вон еще вольер, а кто там, а там еще..."), нет слепленности и скученности, но и от расстояний не устаешь — все рядом.

Мы обошли его по кругу, по часовой стрелке, часов за 5-6, как я потом подсчитала, — примерили народную одежду, погладили шкуру волка, живого тарантула и лемура, увидели, как растет лен, покатались на лошадях, пощупали модели планет Солнечной системы, полюбовались аптечными растениями на грядках — и дети почти не ныли, то есть всегда интерес перевешивал усталость. И, конечно, кое-куда не дошли и не попали — в скобяную лавку, к кузнецу, на почту... А напоследок получили прямо подарок — на детской площадке за живой изгородью стояли... вязаные овечки. И росли грибы. И те и другие были использованы по назначению.

Скансен модель Солнечной системыОчень советую перед поездкой распечатать с сайта Скансена краткий путеводитель (есть на русском языке). Пообедали мы в местечке Skansen Terrassen рядом со смотровой площадкой и обсерваторией — никого народу, вкусные и недорогие тефтели, курица, паста, прекрасный вид.

Интересно, что теперь этот день вспоминается мне как два — по числу освоенных музеев. Да и погода к вечеру наладилась, тучи ушли, потеплело. (Погода в Стокгольме тоже улучшалась день ото дня во время нашего пребывания — как и в Финляндии.)

Экскурсия на кораблике, Рыцарский остров, детская площадка, 26 июля

Стокгольм в РатушеПочему-то я решила, что этот день надо провести не так насыщенно, как прошедший. Может, просто устала — домой накануне вернулись поздно. И мы отложили на следующий день парк Тома Тита и решили прокатиться на экскурсионном кораблике (по стокгольмской карточке бесплатно, на русском языке), а потом погулять по городу.

Кораблики отправляются от пристани напротив Ратуши (можно перейти от Ратуши по мосту, можно прийти из Старого города — тогда под мостом). И пользуются большим спросом — за полчаса нам не удалось купить билет на первый, только на второй — и мы пошли осматривать Ратушу. Внутрь попасть не стремились, а вот на смотровую площадку башни подняться были готовы — но тоже: билетов на ближайшее время уже нет. Погуляли вокруг, полюбовались панорамой города и в назначенный час сели на кораблик. У каждого места — наушники, включаешь канал, соответствующий твоему языку, — и слушаешь.

Маршрут шел вокруг островов Кунгсхольмен (Королевский) и Лонгхольмен (Длинный). Сама экскурсия не очень содержательная, много общих сведений, маловато истории. Детям было скучновато. Зато я открыла для себя "некаменный" Стокгольм — места, мимо которых мы проплывали, очень зеленые, позже мы с удовольствием там гуляли.

Высадившись там же, напротив Ратуши, прошли на Рыцарский остров, осмотрели Riddarholmskyrkan (церковь XIII в., место захоронения шведских монархов), потом в Старом городе кафедральный собор Storkyrkan — и что-то дальнейшая прогулка по Гамла Стану у нас не сложилась, не было настроения. И мы отправились вверх по Дроттингатан, улице со львами: мальчишкам была обещана детская площадка, папа хотел сделать кое-какие покупки, а я надеялась дочитать книжку по истории Швеции и Стокгольма. (В этот день особенно остро почувствовала, что не хватает информации — когда ты сам себе экскурсовод, хочется иметь в голове полную картину, и просто путеводителя недостаточно.)

Площадку мы отыскали в парке Обсерватории (Дроттингатан в нее упирается), с правой стороны холма. По шведским меркам — самая обычная, но для наших детей — масса незнакомых снарядов и лазательных возможностей. День закончился ко всеобщему удовлетворению в крошечном кафе на углу Дроттингатан и Wallingatan (всего три столика на улице), где мы очень бюджетно съели по отличному куску мяса.

Парк экспериментов Тома Тита, 27 июля

Том Тит водяная пушкаОт этого дня у детей осталось больше всего впечатлений, и мы уже дважды использовали их в подготовке школьных проектов по "Окружающему миру" (2-й класс). Вошли мы на территорию с открытием (приятно поразил туалет, расположенный перед входом, — очень предусмотрительно для детского парка), ушли за десять минут до закрытия — и могли бы остаться еще.

Вне конкуренции оказалась водяная пушка — у нашего папы, в отличие от многих, здорово получалось ее запускать, и они с детьми побили все рекорды по дальности полета. Надолго задержал нас крутящийся диск. Подземный ход рядом с ним тоже был пройден неоднократно. Вообще уличные эксперименты привлекали больше — то ли потому, что погода стояла прекрасная, то ли из-за их размеров и зрелищности.

Том Тит крутящийся дискПлощадка с вырывающимися то тут, то там из-под ног фонтанчиками позволила детям по-настоящему искупаться: они надели плавки и резвились от души.

Из того, что находится под крышей, Вася оценил кабину грузовика с настоящими приборами (до сих пор вспоминает, как обидно мало времени там провел), Федору понравилось запускать шарики по наклонной доске (2-й этаж), а папа отдал должное головоломкам, собранным в отдельном уголке на первом этаже.

В общем, отвести на эксперименты целый день было правильным решением. Выйдя из парка, мы хотели еще найти что-то вроде пляжа и искупаться — погода располагала, но пешком было далековато, и мы просто посидели на берегу, а дети помочили ножки в местной речке (озере?). Зато увидели, как казавшийся самым обычным мост вдруг разводится, чтобы пропустить небольшую яхту ну с очень высокой мачтой...

Том тит паровая пушкаО дороге. Она подробно описана на сайте С помощью сайта стокгольмского транспорта? мы узнали расписание электрички, затем пересели на автобус. (На все эти виды транспорта действовала наша стокгольмская карточка.) Автобус идет по этаким шведским дачным местам: маленькие домики с крошечными участочками, куда горожане выезжают на выходные. Даже только ради этой картинки стоило выехать из Стокгольма.

О еде. В парке Тома Тита — ресторан с шведским столом, очень приемлемо по деньгам (для детей дешевле), разнообразно и вкусно. Обстановка очень демократичная: надо самим убрать тарелки, очистить их над специальным контейнером и поставить в ячейки.

О посетителях. Если в Москве мама с двумя детьми чувствует себя чем-то среднестатистическим (по крайней мере, в кругу наших знакомых двое — это нормально), то в Стокгольме прилично иметь всего двоих детей, если они еще маленькие. Ну, то есть родители, катящие двухместную коляску-паровозик, просто не успели обзавестись еще парочкой отпрысков. В Финляндии, кстати, ситуация похожая, но шведские семьи нас окончательно сразили. У входа в парк Тома Тита перед нами стоял папа с четырьмя детьми-школьниками. Я сразу подумала: а мама, наверное, осталась дома еще как минимум с двумя...

Продолжение следует...

Оставить комментарий к статье "Хельсинки, Турку, Стокгольм с детьми. Часть 3"

Действительно, очень интересно. Не так давно сам вернулся из путешествия (вообще по всей Скандинавии)и остался только под приятными впечатлениями.
2013-10-08, Костюченко Юрий

08.03.2012
Обновлено 04.05.2020
Паром из Хельсинки в Стокгольм и обратно. Музеи и парки столицы Швеции и Финляндии
По Стокгольму – на велосипеде: Васа-музей, Скансен и еще 9 музеев. Где погулять в Хельсинки
Хельсинки, Турку, Стокгольм с детьми. Часть 4
Путешествие заканчивается. Это значит, что семью ждут новые страны и города!
Хельсинки, Турку, Стокгольм с детьми. Часть 2
В гости к муми-троллям! Ну, и в другие интересные места.