Часть 1 можно прочитать здесь.

Моей дочурке уже почти 1,4 и мы уже умеем намного больше, чем в той, первой статье.

Лизавета умеет воспроизводить почти все звуки. Мы конечно еще не говорим слова целиком, но пытаемся, повторяем первые звуки или слоги. И это тоже считается у нас словом, т.к. один и тот же предмет, действие у нас "обзывается" свои слогом или звуком.

Советов никогда не давала, да и как всех под одну гребенку, ведь все детишки разные - кто-то раньше, кто-то позже... Говорят, что у мальчиков речь приходит позже...

Одно могу сказать точно, больше разговаривайте с малышом. Просто показывать ручкой на вопрос "Где?" мне кажется маловато (мы в 6 мес. это делали)...

Спросите "Где?" А потом тут же задавайте вопрос "А что это?", если малыш молчит, сами называйте предмет, и просите повторить, сначала, наверное, малыш будет молчать, но вскоре будет пытаться повторять за вами...

У нас это можно сказать самая любимая игра: я спрашиваю, Лизавета отвечает. Знаете, бывает, упадет, хнычет, я начинаю играть "А где, а что это" - наши слезы сразу куда-то улетают, весело начинаем болтать. Попробуйте, предложите вашему ребенку новую игру.

А вот уже месяц нам нравится отвечать на вопрос "Чья это вещь?", причем начинает эту игру сама дочурка.

Потом, хочу уделить особое внимание книгам, у нас они идут на ура, причем, хочу заметить, что, если дочурку оставить наедине с книжками, то через 5 минут они ее утомляют и она ищет что-нибудь новенькое для занятий.

Мы читаем вместе! Пока еще нам не интересен сам текст, читаем картинки, я рассказываю, что на картинке, описываю действия.

Удобно иметь книжки, в которых много различных вещей, животных, а также книжки, где один предмет выполняет различные действия. Ну, например, простая азбука - это сборище разных предметов!

А есть у нас книжка про барашка, где на каждой страничке барашек выполняет какое то действие: прыгает, упал, пьет водичку, разговаривает. Все эти действия Лизавета сама изображает и произносит (пытается). Книжки мы читаем где угодно: на улице, на горшке и т.д.

Интересны Лизавете и газеты - показывает пальчиком и называет, что видит, причем, как удивительно, сейчас много всякой всячины в газетах, рисунки мелкие, а она недавно тычет пальчиком на малюсенькую рекламу, и говорит "Ж-ж-ж...", я говорю "Ну где же ты здесь машинку увидела?" присмотрелась и правда - реклама машин!!!

Еще дочурке очень интересны папины журналы, казалось бы чего там интересного, картинок особых нет, а нет.... сидим рассматриваем пристально каждую страничку, тычем пальчиком, бубним что-то... да еще при переворачивании страниц слюнявим пальчик!!!

Хотелось бы немного сказать про телевизор. Наверное, для детишек это плохо. Но мы позволяем немного смотреть дочурке телевизор. Мне кажется, что и телевизор оказал на нас положительное влияние - смотрим чего-нибудь, я или папа рассказываем, что показывают, что происходит, дочурка тоже что-то там лопочет.

В 10 мес. она при виде машины по телевизору, всегда говорила: "Ж-ж..." , т.е. ребенок уже осмысленно, избирательно смотрел телевизор, а не воспринимал его как просто ярко-сменяющиеся картинки...То же самое - с кисками, собачками, тетями, дядями...

Еще мне кажется, что развитию речи очень способствует предметная деятельность. Т.е., я хочу сказать, больше играйте с ребенком различными игрушками, при этом озвучивайте все свои действия. Разыгрывайте различные сценки с игрушками, вовлекая в игру ребенка. Игрушек должно быть много., правда, не сразу все их надо давать на растерзание...

Еще у нас на ура идут различные стишки, потешки, песенки.

Сейчас моя крошка уже помогает мне сама рассказывать их. Например, говорю: "У меня зазвонил...", а она "тте", я говорю: "Правильно, телефон", потом я продолжаю: "Кто говорит?", она - "ссс..", я - "слон"...и т.д. Все эти стишки рассказываю в самых различных ситуациях: собираемся гулять, купаться, спать и т.д. А можем просто ходить по квартире, и я ей называю все, что на глаза попадается. Нам очень нравится!!!

Еще мы все свои действия, озвучиваем. Например, "папа завязывает шнурки", "мама звонит по телефону" - и сразу же говорим "и у Лизы есть шнурки, она тоже их завязывает", "И Лиза умеет звонить по телефону" - так, что вы думаете, дочурка тащит свои ботинки и начинает пыхтеть над шнурками, бубня чего-то под нос, или поднимате трубку телефона, нажимает кнопочки (номер набирает) и говорит: "Алло!"

Сейчас уже я начала обращать внимание на правильность произношения слов (не знаю, может еще рано?). Прямо сажусь напротив дочки, говорю ей чтобы она смотрела на мой ротик, начинаю произносить какое-нибудь слово (по ситуации), прошу ее повторять. Она очень старается, также открывает ротик, пытается сказать то же самое.

Пока, конечно, не очень получается, но главное есть желание!!!

Продолжение...

Елена Серова, e.serova@compassplus.ru.