Две штуки в одни руки

"Сыну полгода, я ему показываю карточки с буквами, а он не хочет смотреть, уползает". "Нам три с половиной, мы уже два года занимаемся английским". Это фразы из реальных бесед и читательских писем. Родители плачут, боятся, бегают по невропатологам: почему у подруги Маша уже говорит "мама" и "папа", а у меня Даша еще нет?

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (42 оценки)

"Сыну полгода, я ему показываю карточки с буквами, а он не хочет смотреть, уползает".

"Нам три с половиной, мы уже два года занимаемся английским".

Это фразы из реальных бесед и читательских писем. Родители плачут, боятся, бегают по невропатологам: почему у подруги Маша уже говорит "мама" и "папа", а у меня Даша еще нет? Штудируют методики раннего развития, проводят сравнительные анализы Зайцева с Тюленевым, ругаются с бабушками-дедушками и друг с другом, хотят максимально развить таланты своих детей: вдруг не возьмут в хорошую школу? Вдруг не поступит в вуз? Господи, что тогда?

Подготовка к школе с рождения

Мы так же переживали, стоя в бесконечной советской очереди за импортным шампунем: привезут-не привезут, и достанется ли мне, и хватит ли денег, и еще эти лезут без очереди, а там вон с черного хода выносят! Что значит - надоело стоять? Будешь ныть - немытым останешься.

Мы, как отчаявшиеся беженцы в Гражданскую войну, стремимся втиснуться в последний уходящий эшелон. Сами не войдем - так хоть детей пропихнем, через узлы, мешки, через головы, ведь уйдет без нас, а мы как же?



Будет отсрочка от армии или нет, будут деньги или нет - кто его знает, так надо сейчас, пока есть время и деньги, сейчас учить, сейчас создавать пресловутое конкурентное преимущество! Мы привыкли к тому, что отнять могут все, - но знания отнять не могут, значит, надо нагрести как можно больше, пока есть возможность. Мы представить себе не можем, какое будущее нас ожидает, но упорно инвестируем в него.

"А вам сколько - четыре? А вы в какие кружки уже ходите? А к школе где готовитесь?"

"Посоветуйте курсы французского для трехлеток".

"У нас репетитор по математике, по истории, по русскому, я думаю, может, надо еще по биологии взять?"

С рождения готовятся к школе. В школе готовятся к вузу. В вузе готовятся к работе. Приходя на работу, понимают, что все было напрасно, и начинают переподготавливаться сами и готовить своих детей. По-прежнему не отдавая себе отчета, к чему именно. Все готовятся - и мы готовимся, иначе неприлично, нельзя. Цель подготовки - только одна: не дать себя обойти. К тому, что все-таки обойдут и ребенок не попадет в крутой сад, элитную школу или престижный вуз с первой попытки, почему-то не готовимся. И всякий раз это оказывается катастрофой, сравнимой с концом света.

Большая часть нашего общества учиться не хочет, не может и не любит. Зато другая, меньшая его часть учится за двоих, за троих, за четверых, стремительно учится, истерически, как будто хватая дефицит: два кило в одни руки, номер 635 на ладони. Нет, нам мало будет, Вань, займи очередь еще раз. Детсад с развитием речи, логикой, математикой, английским, историей искусств. В школе плохо учат, так мы после занятий на второй язык, теннис, рисование, музыку; на подготовительные курсы, к репетитору, к двум, к трем, в экстернат, в лицей, в международный бакалавриат, на олимпиаду, в университет, в Англию, в Америку, не хватит же, не успеем! Что развалился, учись давай, поздно будет! Два высших, три высших, бизнес-школа, кандминимум, пятый язык, я создаю себе преимущество, я боюсь, что меня обойдут! Где тут дают самое лучшее? Гражданочка, вас тут не стояло! Ну как это не стояло, я с шести утра здесь, мы с пятого класса с репетитором!

Ректоры, проректоры, деканы и вузовские преподаватели достигли социального статуса директора магазина при советской власти: авось вынесет кусок филея с черного хода, авось продаст в обход общей очереди.

Но все-таки образование ребенка - не шампунь и не колбаса, и жизнь - не одна только конкуренция. И преимущество в ней обеспечивается не объемом информации, влитой, вложенной, вколоченной в неподготовленную младенческую голову, и не количеством занятий в неделю, и не усиленным питанием или тренировкой. Это даже не инвестиции в промышленность. И огромными капиталовложениями, временными затратами и авралами здесь ничего не добьешься, кроме детских неврозов и родительской депрессии.

У образования должны быть цель и смысл, а также система методов для достижения этой цели. И цель эта не в том, чтобы собрать все возможные сертификаты и посетить все возможные курсы. И даже не в том, чтобы воспитать ребенка гендиректором транснациональной корпорации.

Цель эта - все-таки в том, чтобы вырастить личность, которая знает, кто она, во что верит, на каких принципах стоит, к чему стремится. Личность, которая понимает, как этого добиваться и как пережить неудачу. Которая готова к жизни в обществе, хочет и умеет трудиться ради его блага и своего собственного. К английскому с двух лет и третьему высшему по психологии это имеет самое отдаленное отношение.

Статья из октябрьского номера журнала
Карьера
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Две штуки в одни руки"

Вы не авторизованы.

Согласна с Миссиз Джон целиком и полностью: некоторые вещи начинать в зрелом возрасте гораздо сложнее, чем в детском. До сих пор не могу простить своим родителям, что меня не отдали учиться ни в музыкальную, ни в спортивную ни в художественную школы (причём ВСЕ СРАЗУ!). Вместо этого я училась на трояки в оч-ч-чень престижной спецшколе с немецким по 7-8 часов в неделю, страдала от избыточного веса и нереализованных возможностей. Сейчас у меня за плечами среднее медицинское и высшее педагогическое (преп. английского - ПЕРЕУЧИВАЛАСЬ НА КУРСАХ!), дочке исполнилось 5 лет - левша с вытекающими из этого последствиями. Без предварительной подготовки она в школе просто пропадёт, т.к. всё воспринимает и воспроизводит абсолютно зеркально! К счастью, я могу с ней профессионально заниматься и корректировать её реакции. Вспоминая своё безрадостное детство (читала до 18 лет, аж с фонариком под подушкой, да всё беллетристику - девочки, это же наркотик!), уход от действительности в мир литературных героев, невозможность наладить отношения со сверстниками (отец - пьяница и матершинник, мама вечно заезженная советским бытом, мои комплексы неполноценности), я сейчас вкладываю в своего ребёнка по максимуму! Вожу на танцы и коньки, занимаемся фортепиано и рисованием с лепкой, потихоньку предваряем школьную программу. Это не хвастовства ради, поймите правильно! Это возможность дать ребёнку свободу выбора деятельности в будущем!!! Её будущем, которое, действительно, непредсказуемо! Но, по крайней мере, мне лучше услышать: "Мама, я устала от занятий", чем: "Мама, я устала от безделья". Причём я заметила, что ей уже просто необходима смена видов деятельности! Если разрешить ей целый день только ИГРАТЬ - она просто "дичает" и начинает маяться дурью от скуки (всё разбрасывать и ломать, разговаривать на повышенных тонах, командовать, наказывать свои игрушки, словесно обижать окружающих). А вот от совместной деятельности со старшими никогда не откажется, и потом становится "шёлковой", ласковой, понимая свою "взрослость" и принимаю долю ответственности на свои детские плечики.
Да, конечно нужно знать для чего весь сыр-бор заводить. Правильно автор заметил, что мы не знаем будущего наших детей, но это не даёт нам права не предоставлять им возможности выбора деятельности в их будущем, не закладывая основ различных видов деятельности в настоящем! Пусть ругают Ленина, но с его высказыванием: "Лучший вид отдыха - смена видов деятельности" (если я правильно цитирую :-)) я абсолютно согласна.
А учиться никогда не поздно, даже балету или верховой езде - были бы время, силы и деньги :-)
Спасибо.
2004-12-17, helenb
Кое в чем автор статьи, конечно, прав. Насчет того, что не надо запихивать ребенка сразу на все возможные специализации и с трех лет. Я сама через это прошла: английская школа, немецкий с репетитором, музыкальная школа, фигурное катание, танцы. Свои первые школьные годы вспоминаются как сплошная гонка и мамины нагоняи: "Таня, четверка по сольфеджио - это позор....Надо гаммы играть не час в день, а два..." В итоге первая подружка у меня появилась, наверно, только классе в пятом - до этого просто времени не хватало. Музыкалку я ненавидела настолько, что когда ее все-таки закончила, с тех пор к инструменту не подошла ни разу.
Но зато английский с пяти лет (и его хорошее знание к 15ти) дал мне в жизни огромные преимущества: интеллигентная школа, бесплатное поступление в престижный вуз, интереснейшие студенческие поездки в Америку, Англию и Австралию.
Также важным считаю привитую мне с детства любовь к чтению. Сейчас из моих подруг мало кто читает, да и муж мой тоже, хотя все с высшим образованием. А для меня такое счастье, когда интересная толстая книга впереди. И кругозор чтение расширяет как ничто другое, даже лучше заграничных поездок.
Также полезными оказались мои занятия танцами: уже в 14 лет, когда все были невзрачными воробушками, у меня была прекрасная фигура, осанка, плавные, женственные движения, умение двигаться. Для девушки это очень важно - быть привлекательной и уметь держаться.

А про дополнительные занятия с репетиторами помимо школьной программы могу сказать, что если у меня их не было, потому что 10-15 лет назад в школе еще было серьезное обучение, учителя "старой школы", дисциплина; то сейчас детям дополнительное образование просто необходимо, потому что школьное обучение сейчас на очень низком уровне. А в дальнейшей жизни умение грамотно писать, ориентироваться на карте мира и говорить на иностранном языке просто необходимо для преуспевающего человека.
2004-12-17, tania
Статья вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, над ребенком действительно нельзя издеваться, загоняя его. Как известно, загнанных лошадей пристреливают, так как они уже не годятся для работы.
С другой стороны, нельзя, скажем так, запирать ребенка дома. Я сама прошла через это. Все мое детство родители с гордостью всем рассказывали, какой у меня хороший музыкальный слух и как важно дать мне музыкальное образование.
В музыкальную школу я никогда не ходила. У родителей просто не дошли руки до того, чтобы ее найти. Зато мне купили синтезатор, дали в руки самоучитель и стали ругать за то, что я не усердно занимаюсь. Как в 12 лет можно составить нормальную методику обучения и учиться самостоятельно? Один из наших знакомых только немного научил меня играть на гитаре. Вот и все мое музыкальное образование.
Я просто без ума от конного спорта. Сейчас мне 21, и я только начала заниматься регулярно. Я умею ездить, но мне еще предстоит исправлять бесчисленные дефекты моей посадки.
Я всю жизнь очень мечтала участвовать в соревнованиях. У меня могло быть три пути: либо покупать лошадь, либо брать ее в аренду, либо через СДЮШОР. Первые два варианта отпадают по финансовым причинам. Третий был для меня вполне реален, но...был. Сейчас он отпал. Я никогда не занималась в спортивной школе. Родители даже не интересовались условиями приема. Почему? Я до сих пор не в силах начать об этом разговор, хотя этот вопрос меня мучит. В итоге я даже не могу сдать на разряд.
Вот так. Родители, не гоните детей на всех парах в кружки. Но и не забывайте, что есть вещи, которые в 20 лет начинать поздно. Вы как будто бросаете монету. Выпадает только одна сторона, другая возможность исчезает. В жизни монету можно бросить ограниченное число раз.
2004-12-17, Mrs. John
Прекрасная статья! Всегда не понимала, ну куда так торопятся родители, стараясь поскорее обучить кроху всему-всему.
Чистый эгоизм и самолюбие, до того, что хочет сам ребёнок, дела нет. Приучение к горшку раньше, чем ребёнок в состоянии не то, что осознать процесс, а даже элементарно сидеть - эгоизм родителей, которым надоело стирать пелёнки или тратиться на памперсы. Испробовать миллион методик по раннему развитию, чтобы ребёнок в три года читал книги. Для того, чтобы ребёнок сам себя занимал чтением. С двух лет кружки и учёба? Чтобы в разговоре с другими родителями было чем похвастаться? Или у вас просто много денег на "элитные" кружки.
Не делайте искусственно из ребёнка гения, им, кстати (гениям), всегда было жить тяжелее, чем нормальным людям.
Я лично отчаянно борюсь со свекровью, которая пытается учить буквам мою дочку с 16 месяцев! Убрала все буквы на магнитиках с холодильника (свекровь аж из России приволокла в Америку) с глаз долой после того, как дочь на любую закорючку, включая английские и русские буквы, цифры и т.д. стала говорить "М - МАМА".
Не надо перегружать детскую память. Есть ведь куча информации для изучения и запоминания, соответствующая каждому возрасту. И всегда вспоминается банальная до искомины фраза: "Не отнимайте у ребёнка золотое детство!".
2004-12-17, Екатеринаа
Изумительная статья! Как человек с педагогическим образованием, могу сказать - ведущий вид деятельности у дошкольника - игра. Чем "лучше" ребенок играет до школы, тем лучше он потом будет учиться. Когда меня спарашивают, как подготовить ребенка к школе, я обычно отвечаю - играйте с ним. Придумывайте сюжетные игры, делайте вместе с ребенком игрушки, стройте, лепите, да мало ли интересных дел на свете!:)))
А увлечение кружками, по моему мнению, не оставляет ребенку времени на игру. Он, бедолага, учится с утра до вечера, в "навороченном" саду, после - в кружках, а потом еще и дома с мамой. Знаю одного ребенка, который ходил одновременно в 5 (!) кружков. Когда же у него выдавалась свободная минутка, мальчик просто бегал и кричал. Ну расслаблялся он так - играть уже не мог, потому что для того, чтобы поиграть, скажем в прятки, тоже надо подумать, где спрятаться, досчитать до десяти, а на это сил уже нет.
Конечно, кружки - это хорошо, но если их много и они все время меняются - никакой пользы от них для ребенка не будет. Короче говоря, "выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок" и ходи туда него постоянно.
http://www.beautytime.ru/work.pl/child/1002946
2004-12-16, Штукатурка
Изумительная статья! Как человек с педагогическим образованием, могу сказать - ведущий вид деятельности у дошкольника - игра. Чем "лучше" ребенок играет до школы, тем лучше он потом будет учиться. Когда меня спарашивают, как подготовить ребенка к школе, я обычно отвечаю - играйте с ним. Придумывайте сюжетные игры, делайте вместе с ребенком игрушки, стройте, лепите, да мало ли интересных дел на свете!:)))
А увлечение кружками, по моему мнению, не оставляет ребенку времени на игру. Он, бедолага, учится с утра до вечера, в "навороченном" саду, после - в кружках, а потом еще и дома с мамой. Знаю одного ребенка, который ходил одновременно в 5 (!) кружков. Когда же у него выдавалась свободная минутка, мальчик просто бегал и кричал. Ну расслаблялся он так - играть уже не мог, потому что для того, чтобы поиграть, скажем в прятки, тоже надо подумать, где спрятаться, досчитать до десяти, а на это сил уже нет.
Конечно, кружки - это хорошо, но если их много и они все время меняются - никакой пользы от них для ребенка не будет. Короче говоря, "выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок" и ходи туда постоянно.
http://www.beautytime.ru/work.pl/child/1002946
2004-12-16, Штукатурка
Все хорошо в меру. Не нужно зацикливаться, конечно. Но чтобы вырастить "личность, которая знает, кто она, во что верит, на каких принципах стоит, к чему стремится. Личность, которая понимает, как этого добиваться и как пережить неудачу. Которая готова к жизни в обществе, хочет и умеет трудиться", нужно иногда перепробовать очень многое, прежде чем человек поймет, что ему в жизни нужно, будет ли он лежать на печи и ждать, пока ему пироги сами в рот сыпаться будут или он будет предпринимать что-то. Очень немногие родители представляют, к чему имеет склонность их чадо и какие знани ему пригодятся в дальнейшем. Поэтому не вижу ничего плохого в дополнительном образовании и посещении многочисленных кружков и репетиторов. Ненужные занятия, как правило, отпадают потом сами собой. Тем более, что опыт показывает, что преуспевают все-таки в большинстве своем люди, которых приучили с детства к постоянному самосовершенствованию.
2004-12-16, И
Поделитесь:

16.12.2004
Обновлено 19.08.2019
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике
Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку ''развивалки''
Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку ''развивалки''
Развивающие занятия: как влияют на готовность к школе
Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей
Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей
Нужен ли ребенку детский сад и что там делать в первые дни
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!