Как все успеть? Этот вопрос возник у меня сразу после рождения дочки. Как найти время на то, чтобы справиться с домашними делами - готовкой, уборкой, стиркой-глажкой и прочими бытовыми проблемами и при этом уделить максимум внимания любимому малышу?

Известно, что ребенок первых месяцев жизни большую часть времени проводит во сне, а периоды бодрствования сравнительно коротки. Но чем старше малыш становится, тем меньше он спит, и, соответственно, требует все больше внимания. Нужно успеть погулять, поиграть, пообщаться, позаниматься, но ведь бытовые хлопоты никто не отменял!

Когда моей дочке Олечке исполнилось полгода, мы купили для нее манеж и поставили в кухне. Какое-то время малышка могла посидеть в манеже, забавляясь игрушками (комплект игрушек в манеже мы старались обновлять каждые два дня - чтобы не успевали надоесть), а я тем временем пыталась заняться приготовлением еды и мытьем посуды. Но, как любому подвижному ребенку, Оле было тяжело высидеть в манеже больше 15 минут подряд: она начинала плакать, капризничать, проситься на руки. Я пыталась ее отвлечь сказками и песенками (без отрыва от кулинарной деятельности), или брала на руки, какое-то время носила дочку по кухне, держала на коленях, разговаривала с ней, затем снова сажала в манеж. Еще минут через десять Оля начинала протестовать против "заточения" отчаянно и бесповоротно. Итог был один: я катастрофически ничего не успевала.

-А чего же ты хотела? - "обнадеживали" меня более опытные подруги-мамы. - Ребенок есть ребенок. Домашние дела можно делать только тогда, когда он спит.

Я приняла этот совет к сведению и какое-то время действовала по предложенному алгоритму: делала всю домашнюю работу в период дневного сна Оли, а все остальное время старалась посвящать общению с дочкой. Но, во-первых, в таком случае у меня совершенно не оставалось времени на себя, на отдых, и это не прибавляло оптимизма. Во-вторых, Олечка всегда была "малоспящим" ребенком: уже в семь месяцев она перешла на однократный дневной сон продолжительностью в час-полтора. Поэтому даже Олиного тихого часа мне не всегда хватало на то, чтобы приготовить обед (отдельно нас с мужем, отдельно - для ребенка), развесить или погладить белье и, наконец, ликвидировать в квартире погром после похождений бравого ползунка (с последней задачей мне практически никогда не удавалось справиться до конца). В-третьих, при том, что я очень люблю играть, общаться с дочкой, у меня элементарно не хватало фантазии придумать, чем ее можно занять в течение целого дня! Иногда я начинала откровенно скучать. И периодически ловила себя на том, что посматриваю на часы в ожидании, когда наступит время отбоя.

В общем, ситуация меня не устраивала, и я начала искать другие пути решения проблемы. Прочитав ряд статей по данной тематике, проанализировав опыт мам, описанный в Интернете, я решила "рискнуть": во время своих занятий домашним хозяйством не "арестовывать" дочку в манеже на кухне, а пускать ее в "свободное плаванье".

Итак, нужно было подготовить безопасную, но одновременно интересно-развивающую территорию для юного ползунка-исследователя. Первым делом я убрала все бьющиеся и колюще-режущие предметы с мест, доступных для ребенка. Затем я подготовила две нижние секции в кухонном шкафу. В первой у меня хранилась кухонная утварь. Я изъяла оттуда большие кастрюли (опасаясь, что малыш может нечаянно уронить их на себя) и оставила кружки, миски, маленькие кастрюльки и всевозможные ложки-поварешки. Вторую секцию шкафа заполнили пластмассовые судочки, стаканчики, коробки, полиэтиленовые крышки - в общем, безопасные, но очень интересные для малыша вещи. В обеих секциях были подготовлены и небольшие "сюрпризы" для дочки - пластиковые бутылки, заполненные крупой и плотно закрытые крышкой (любимая Олина игрушка в возрасте с 6 месяцев до года).

Итак, "пробный день" настал. Через пятнадцать минут возни в манеже Оля решительно запросилась на свободу. В то время дочка как раз научилась вставать и ползать, поэтому была весьма свободна в передвижении - ей достаточно было доползти до интересующего ее объекта, а затем, найдя опору и поднявшись на ножки, приступить к его исследованию (она потому и ходить начала сравнительно поздно - в год и месяц: такой способ передвижения ее вполне устраивал).

Первым делом Оля направилась к кухонному шкафу и открыла дверцы нижней секции. Через некоторое время она уже лихо вставляла одну миску в другую, стучала поварешкой по кастрюле, наслаждаясь звуковым эффектом, гремела пластиковыми бутылками - в общем, была при деле. Я тем временем перемывала посуду, параллельно наблюдая за дочкой.

Покончив с инспекцией шкафа, Олечка решила дальше отправиться в увлекательную экспедицию - ползком под стол. Исследовав новое пространство, она очень скоро обнаружила весьма занимательный объект – целлофановый пакет с картошкой. Мгновение – и картофелины, выпавшие из разорванного пакета, с веселым стуком раскатились по углам кухни. Умница, дочка!

- Ну а теперь давай собирать, - предложила я и протянула Оле новый пакет.

И мы стали дружно ползать на корточках, спасая рассыпанный картофель.

Собирание картошки Оле очень понравилось, и я решила предложить ей следующее занятие: перекладывать картофель из одного пакета в другой. Затем - из одной кастрюли в другую. Еще десять минут тишины и относительного покоя были мне обеспечены.

Затем Оля подползла ко мне, опершись на табуретку, встала, и, как завороженная, начала наблюдать за моей кулинарной деятельностью.

Она с интересом смотрела на то, как я разбиваю яйца для омлета, а процесс взбивания желтков так понравился дочке, что я решила доверить ей это ответственное дело. Я поставила миску пониже, на табуретку, и мы начали взбивать яйца в четыре руки. Затем Олечке была предоставлена возможность (под моим чутким руководством, разумеется) добавить в омлет щепотку соли.

Потом мы, опять же в четыре руки, перемешали овощи в салате, посолили их и добавили немного постного масла.

А за это время подошла к концу стирка белья в машине, и Оля была привлечена к такому важному делу, как перекладывание постиранных вещей из барабана машинки в таз. С тех пор это стало ее святой обязанностью.

Позже, когда Олечка уже начала уверенно ходить, она стала рваться принимать активное участие в уборке квартиры. Скажем, собираюсь я подмести пол - Оля тут же подбегает, выхватывает у меня веник и начинает им весело размахивать. Не проблема: даю ей маленький старый веничек - пусть машет на здоровье, копируя маму. Наливаю ведро с водой, чтобы полы мыть, - и Оля тут как тут. Стоит только отвернуться - тут же тащит половую тряпку и окунает в воду. На полу, естественно, растекается лужа: тряпка ведь тяжела для ребенка, для того, чтобы ее выжать! Что ж, вручаю дочке маленькую тряпочку – пусть елозит ей, сколько угодно. Так, совместными усилиями, мы справляемся с мытьем полов. А затем переходим к вытиранию пыли. Действуем по тому же алгоритму: Оле дается персональная маленькая тряпочка. Правда, ей быстро надоедает возить тряпкой по мебели, и она убегает играть, но зато меня от работы отвлечь не пытается.

Затем у Олечки появились свои постоянные обязанности. Как я уже писала - вытаскивать постиранные вещи из барабана машины. Но сначала - перекладывание грязного белья из пакета в машину. А затем - участие в развешивании. Оля стоит рядом со мной, подает вещи, которые необходимо повесить, иногда самостоятельно пытается водрузить что-то на батарею - мне остается незаметно подстраховывать, так, чтобы выстиранная вещь не оказалась на полу.

Что касается времяпровождения на кухне, то здесь излюбленным Олиным занятием стало мытье овощей в кастрюле. Делаем так: наливаю теплой воды в кастрюлю с высокими бортиками, ставлю ее на табуретку, под табурет подстилаю тряпку на случай, если вода разольется. В кастрюлю складываю овощи - желательно чищенные, либо тщательно промытые. Оля с удовольствием занимается полосканием их в кастрюле, а я по ходу дела лекцию читаю: вот эта морковка - она красная, сладкая (если морковь чищенная, можно и предложить попробовать), это кабачок - зеленый, это картошка - она такая-то, и из всего этого мы сейчас сварим суп. Или декламирую любимый Олин стишок в переводе С. Михалкова:

Хозяйка однажды с базара пришла
И полную сумку домой принесла
Капусту, картошку, морковку, горох
петрушку и свеклу
Ох!

Следующий вид кухонной работы, в котором Оле можно предложить поучаствовать - вытирание посуды: кастрюль, мисок, сковородок, ложек. Посуда ставится на низкую табуретку, Олечке вручается полотенце, которым она самозабвенно елозит. Бывает, я тоже беру полотенце и становлюсь вытирать рядом с дочкой. Оле можно доверить протереть даже бьющиеся тарелки или чашки - но только из моих рук.

Само собой разумеется, результат дочкиных стараний мне приходится доводить до ума самостоятельно (желательно так, чтобы ребенок не видел). Но Олечке это занятие так понравилось, что она перенесла его в свои игры: теперь каждое кукольное чаепитие заканчивается вытиранием чашек небольшой тряпочкой.

Удивительное дело, насколько легко детям удается превращать скучную, рутинную работу в увлекательную игру

Спустя некоторое время мы начали практиковать на кухне рекомендованное многими психологами занятие - "разборку крупы". Надоумила меня сама Олечка.

- Сейчас мы будем варить кашу, - сообщила я как-то дочке, насыпая в миску гречневую крупу.

- Ка! - радостно воскликнула Олечка, протягивая руку к миске и пытаясь зачерпнуть ладошкой горсть крупы.

Что ж, пришлось организовать на кухне место для "золушкиных" занятий. Я сдвинула две табуретки, на них сверху водрузила поднос (дабы хоть немного избежать рассыпания крупы по полу), на поднос поставила миску с крупой. Затем Оле были предоставлены: пустая миска, в которую можно пересыпать крупу, пара стаканчиков (для этих же целей), чашечка и ложечка из кукольного набора (для зачерпывания крупы).

Игра с крупой может занимать Олечку надолго, высвобождая таким образом время для моих кулинарных подвигов. Чаще всего Оле предлагается гречка, горох или фасоль. Малышка может подолгу перебирать крупу, зачерпывать ее по очереди пальцами, чашечкой или ложкой, пересыпать из миски в миску, из стаканчика в стаканчик. А когда в моей работе появляется пауза, я показываю дочке, как можно выкладывать на подносе узоры из крупинок.

Сейчас Олечке год и семь месяцев, и она уже довольно хорошо умеет занимать себя самостоятельно. Например, пока я занимаюсь готовкой-уборкой, может спокойно играть с куклами и другими игрушками или рассматривать книжки. Также любит она рисовать, сидя на кухне в своем стульчике. Но, по-прежнему, часто дочка предпочитает крутиться рядом и наблюдать за моими действиями, особенно если речь идет о приготовлении еды. Я охотно комментирую свои действия, рассказываю Оле о том, что "сейчас мы почистим картошку, чтобы сварить суп, теперь нарежем мясо, а теперь зажжем огонь на плите" Или привлекаю к выполнению нехитрых кухонных операций: размешать, бросить щепотку соли, подавить венчиком картофель для пюре и т. д.

А иногда, чтобы дочка не заскучала, я, не отрываясь от дел, рассказываю ей какой-нибудь детский стишок или напеваю песенку.

Привлекается Олечка и к такому виду домашней работы, как генеральная уборка. Начинаем мы всегда с того, что собираем разбросанные на полу игрушки и складываем их по местам - спасаем от "страшного пылесосика, который сейчас зажужжит-загудит и всех проглотит". Затем вместе обходим комнаты в поисках мусора - обломков игрушек, обрывков бумажек, складываем их в целлофановый пакетик, и Олечке предоставляется почетная миссия препроводить собранный хлам в мусорное ведро.

И завершаем мы наш день традиционным ритуалом - "укладыванием спать" игрушек.

Для Олиных вещей у нас выделена нижняя секция мебельной стенки, в которую мы поместили многочисленные картонные коробки. Так, одна из коробок превратилась в домик для кукол, другая - в "теремок" для зверушек, третья - в гараж для машин. Отдельно - коробки с кубиками, кукольной посудкой, пирамидками, мячиками и прочими сокровищами.

- Олечка, пора спать. Будем игрушки укладывать? - спрашиваю я каждый вечер.

- А-а-а - комментирует Оля. И мы вместе собираем разбросанные по всей комнате игрушки, отвозим машинки в гараж, провожаем кукол в домик, а плюшевых мишек и зайчат - в "теремок", складываем по коробкам посуду и кубики.

Так незаметно проходит наш день - в домашних хлопотах и играх

Kate Kostyan (white-dove), sea_gull81@mail.ru.