Давай с тобой играть! (продолжение).

Наблюдая за играми детей, психологи давно заметили, что ребенок чаще всего проигрывает те сюжеты, в которых отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты.

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (39 оценок)

начало статьи можно прочитать здесь.

3. Как и зачем играют с детьми психологи
Наблюдая за играми детей, психологи давно заметили, что ребенок чаще всего проигрывает те сюжеты, в которых отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты. И хотя игра по сути своей символична, чувства, которые в ней появляются, реальны и очень похожи на те, что испытывает ребенок в жизни. Выражая эти чувства в игре, ребенок получает возможность каким-то образом разрешить свои конфликты и строить свои взаимоотношения с миром более конструктивно. Игра, таким образом, становится внешним выражением, картинкой внутреннего мира ребенка; окном, через которое мы можем заглянуть в этот мир. Кроме того, взаимодействуя с ребенком в игре, корректируя отношения между персонажами, их поведенческие реакции, мы получаем способ изменить неэффективное, разрушительное поведение.

Чтобы не быть голословной, мне хочется привести несколько примеров из собственной практики.

У меня есть набор игрушечных фигурок небольшого размера. Здесь самые разные игрушки: фигурки людей, животных, строения, транспорт, мебель и т.д. Используя эти игрушки, ребенок может смоделировать любую реальность

Я прошу своего маленького пациента выбрать фигурки, которые ему понравились и на листе бумаги построить свою волшебную страну или свой мир для детей постарше. Затем я прошу рассказать историю про то, что получилось или просто разыграть сценку.

Вот 8-летний Андрей. В его волшебной стране главный - король, живущий в своем замке один, без друзей. Подданные постоянно предают его, устраивают заговоры, плетут интриги. Королю приходится все время быть начеку, он никогда не знает, кто его предаст следующий. (В жизни мальчика часто обижают в школе). Король не может сам справиться со своими врагами. Ему все время кто-то должен помогать. Пока случайные люди решают за него его проблемы, король пытается отдохнуть. Однако опять возникает заговор, и в конце игры король оказывается один в чистом поле, чувствуя бесконечную усталость.



Этот мальчик довольно доверчив, однако, он теряется в ситуации всеобщего внимания. Он несамостоятелен, зависим от других, ему постоянно нужна помощь и поддержка. Он с трудом контролирует себя, быстро устает и на этом фоне сильно растормаживается.

Вот девочка, учится в 1-ом классе. В игре Аня - голодная злая Баба-Яга, постоянно норовит съесть козлика. Он очень-очень боится, он слишком беззащитен и беспомощен, а Баба-Яга практически всемогуща. В этой игре много страха, гнева и вообще очень сильных негативных чувств. Разговаривает Аня шепотом, дети в группе ее опекают, она всего боится, особенно ее страшат ночные кошмары.

И, наконец, последний пример. Женя, ей 7 лет. Она жива, эмоциональна, много фантазирует. При этом она инфантильна, эгоцентрична, ей трудно сдерживать свои желания и сосредотачиваться на чем-то одном. На приеме она постоянно спрашивает моего разрешения, что-либо сделать, хотя мы с ней договорились, что ей можно здесь позволить себе очень многое.

Этот момент объясняет мне кусочек игровой ситуации. Женя соорудила квартиру, в которой живет маленькая девочка. Я интересуюсь, где же родители девочки. Женя беззаботно отвечает, что они ушли на работу, ей без них хорошо, потому что они запрещают ей пить молоко, которое она очень любит. Правда, потом у нее болит живот. Я спрашиваю, знает ли девочка, почему у нее болит живот и получаю утвердительный ответ.

Женя понимает, что нельзя нарушать запреты взрослых, однако, ей очень трудно удержаться. Возможно, этих запретов слишком много, и такая ситуация заставляет Женю оставаться маленькой. Еще один момент в работе с Женей иллюстрирует мое утверждение о возможности изменения ситуации с помощью игры. На одной из встреч появляется маленький мишка со своими друзьями, которые его защищают от других игрушек, которые обижают мишку. Я спрашиваю: "Как же они обижают" - "Они его дразнят, говорят, что он маленький и ничего не знает" - "Может ли мишка им ответить?" - "Да, я - хороший, мне все вокруг говорят, что я хороший",- Женя говорит эти слова сюсюкающим тоном, действительно, как маленький ребенок. Я обращаю на это ее внимание: "Может ли мишка сказать это как взрослый?" Мы пробуем несколько раз и, наконец, у Жени получается: "Я знаю, что умная и хорошая",- говорит она уверенно, с достоинством. В этот момент ребенок действительно становится немного взрослее, ему уже меньше нужна внешняя оценка.

Заключение
Такие мгновения важны и интересны для меня. Мне каждый раз бывает удивительно и увлекательно познавать ребенка, устанавливать с ним близкие отношения. А ведь для этого нужно не слишком многое. Вам, как родителям, стоит только повнимательнее присмотреться к детским играм и иногда поучаствовать в них. И тогда вас ждет масса открытий о вашем ребенке и появляется возможность установления более глубоких, доверительных отношений. И если ребенок подойдет к вам со словами: "Поиграй со мной", вы можете начать с того, что предложите ему посидеть рядышком с ним, не отвлекаясь ни на какие другие дела. И я почти уверена, что вы обязательно заинтересуетесь происходящим и вам тоже захочется поиграть.

Дунаева Юлия, специалист по возрастной психологии.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Давай с тобой играть! (продолжение)."

Вы не авторизованы.

До недавнего времени я считала, что главная задача мамы - играть с ребенком. Если я и делала дела, то только тогда, когда ребенок играл с папой (бабушкой и т.д.). Причем игры у нас идут любые, в том числе обучение в игровой форме. Плюс мы "играем" в мои дела - вместе моем посуду, готовим, убираемся.

НО!
1. Мы живем одни, я работаю много и приезжаю поздно, следовательно многое приходится делать по ночам, ложусь от 12 до 2 ночи (бывает позже), а в 6-6:30 уже вставать. Как результат - жуткий недосып и хроническая усталость, местами переходящая в апатию (апатия пока не распространяется на ребенка)

2. Моя дочка совсем не умеет заниматься сама. И это пугает. А мои попытки отвлечся от нее воспринимает как обиду и сразу кидается в слезы.

3. Она плохо понимает, что кроме ее желаний, есть еще желания других людей. (Именно из-за того, что все ее "не хочу" или "хочу" мы обходим в игре. Она отвлекается и в глубине души считает, что добилась своего, и не важно, что это совсем не то, чего она хотела сначала.)

Так что мы самые лучшие и послушные, пока играем вместе, но простые слова вне игры воспринимаем очень тяжело, если они хоть чуть-чуть идут в разрез с ее желаниями.

И последнее время вопрос "Пойдем поиграем" стал больным вопросом...
2002-09-17, Леночек
Очень странные противопоставления игры и чтения, хотя в статье нет ни слова о чтении. Это совершенно разные деятельности. Видимо, многим надоело слышать "о раннем развитии", а что такое "развитие" и какова роль родителей? Понятно, что трудная. Проще рассуждать, чем "развивать". Зато никто не говорит о коррекции. Видимо, молча соглашаются, что это важно. Но не проще ли татить средства государства, семьм на развитие, чем на коррекцию? Хорошо бы только знать, что такое "развитие" и как "развивать". Меня это удивляет, тем более, что как педагогу пришлось "спссать от "коррекции" "развитием" не одного ребенка.
Жизнь ребенка устремлена в будущее, он нуждается в "хорошем" конце, в этом его надежда. Кстати, победа "добра над злом" - эстетический закон сказки, особенно детской.
2002-02-03, Галина
Интересная статья, но у меня вопрос. Моему ребенку 2г 10 мес., очень много фантазирует. постоянно проигрывая ситуации из мульфильмов или придумывая сюжеты, причем часто "перевоплощаяется" сам, превращаясь то в крысу, то в динозавра и т.д. "Видит" в пустом пространстве любую свою фантазию. Не является ли такое бурное воображение поводом для беспокойства? Буду очень благодарна за Ваше мнение. Еще он не выносит плохих концов сказок.
2001-02-22, ирина
Очень понравилась статья. Хотелось бы попасть на прием к психологу. Мне очень трудно понять правильно ли я поступаю и как лучше понять мою дочь (2.5 года). Посоветуйте, куда лучше обратиться и можно ли прямо к Вам, Юлия. Заранее благодарна.
2000-10-28, Настя
С интересом прочитала этот материал и поняла, что у моего ребенка есть проблемы, с которыми надо что-то делать. поэтому очень бы хотелось попасть к автору статьи на прием. Если это возможно.
2002-04-23, Светлана
Бурное воображение является поводом для радости :))). Перевоплощаться очень хорошо!!! Если не верите, почитайте статьи Эллы и посмотрите в архивах конфы обсуждения этой темы.
2001-02-22, Баба Нюра
Я абсолютно согласна с мыслью о том,что ребенку важнее научиться играть,чем читать. А еще важнее научить играть с детьми взрослых.Спасибо за статью.
2000-11-08, Natasha
Поделитесь:

19.06.2000
Обновлено 09.09.2013
Близкие по теме статьи
Юлия Гиппенрейтер: ''Я избегаю прямых советов: люди редко им следуют''
Юлия Гиппенрейтер: ''Я избегаю прямых советов: люди редко им следуют''
Известный психолог и педагог Юлия Гиппенрейтер отвечает на самые частые вопросы родителей. Ревность к детям и взрослым.
Берите, мне не жалко
Берите, мне не жалко
Многие ваши подруги переживают из-за того, что их дети категорически не хотят ни с кем делиться игрушками, а у вас другая проблема.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!