Содержание:

У кого больше шансов произвести впечатление на работодателя и продвинуться по службе? У человека, обладающего "обликом лидера": он складывается из того, как вы себя ведете (авторитетность), как вы говорите (коммуникация) и как выглядите (внешний вид). Совершенствовать облик лидера никогда не поздно — это показывает и личный пример автора одноименной книги Сильвии Энн Хьюлетт, и множество рассказанных ею историй. А начать можно с правильной осанки.

Несколько лет назад исследовательская команда из Центра инноваций в сфере талантов (США) провела исследование, в рамках которого опросила почти 4000 специалистов с высшим образованием (включая 268 топ-менеджеров), чтобы узнать, на какие качества обращают внимание сотрудники и управляющие, когда оценивают того или иного работника. Вот какие данные удалось получить по поводу осанки и ее влияния на коммуникацию.

История от девушки — участницы нашей фокус-группы. Шел второй день ее работы в одной из ведущих страховых фирм. Сразу после совещания начальник отвел ее в сторону и пожурил за то, что новая сотрудница, сгорбившись за столом, малевала каракули на листочке бумаги. "Чтобы такого больше не было, — сказал он ей. — Ты должна сидеть у стола прямо, с ровной спиной, смотреть в глаза другим участникам совещания и делать записи. Ты должна быть внимательной!"

Она попыталась убедить босса, что на самом деле слушала, однако он нетерпеливо махнул рукой: "Может, и так, но вот только твое поведение свидетельствовало об обратном".

К содержанию

Как по языку тела предсказать будущего президента

Не стоит недооценивать коммуникативную мощь языка тела. И хотя лишь 21% опрошенных нами руководителей высшего звена признали, что то, как вы ведете и как подаете себя, влияет на облик лидера, опыт показывает: язык тела играет куда более важную роль. "Как только вы заходите в комнату, люди в ту же секунду просчитывают: насколько уверенная у вас походка, крепкое ли рукопожатие, с какой скоростью вы устанавливаете зрительный контакт, уверенно ли стоите, — отмечает Барбара Адачи из компании Deloitte. — В первые секунды окружающие будут оценивать вас по тому, что видят, а не слышат, — а поначалу в глаза им бросятся осанка и язык тела".

Кэрол Кинси Гоман, эксперт по языку тела, предвосхитила результаты президентских выборов в США в 2012 году на основе одного лишь языка тела Барака Обамы в ходе серии национальных телевизионных дебатов (особенно после третьих, заключительных, дебатов). "Было видно, что он более остальных спокоен и уверен в себе, — отметила Гоман. — Жестикулируя, он решительно опускал руки ладонями вниз, а также складывал кисти рук домиком — эти жесты демонстрируют уверенность. Кроме того, у Обамы искренняя, широкая улыбка (это привлекает людей), и сегодня, во время дебатов, он пару раз ею нас одарил".

Губернатор Ромни, по словам Гоман, был тоже неплох. "Однако он покрывался испариной, часто сглатывал слюну, облизывал губы и заикался, а примерно на 58-й минуте дебатов по его плечам и верхней части корпуса пробежала дрожь — все указывало на сильный стресс".

К содержанию

Какая польза от правильной осанки

Поскольку окружающие начнут "читать" вас в тот момент, как только увидят, постарайтесь заходить в помещение или выходить на сцену уверенно. Голова поднята, а взгляд устремлен вперед? Плечи отведены назад, но при этом расслаблены? Вы идете широким шагом — или еле волочите ноги? И рады ли вы возможности пообщаться с людьми? Или же выглядите так, будто вас мучает язва?

Когда Кэтрин — руководитель высшего звена в крупной корпорации — заходит в комнату, окружающим даже не нужно знать, что она больше 20 лет проработала в федеральных правоохранительных органах, чтобы проникнуться к ней уважением. В осанке, позах и движениях этой высокой, элегантно одетой афроамериканки сквозит авторитетность.

"Мне как-то сказали, что я не требую относиться к себе с уважением, однако всем своим видом невольно вызываю его, — рассказывает Кэтрин. — На это повлиял и тот факт, что мое детство прошло на Юге и мне частенько приходилось сталкиваться с трудностями. Когда ты — первый и единственный чернокожий в классе или на рабочем совещании, учишься держаться как Кондолиза Райс и понимаешь, что нужно быть лучшим из лучших. Когда я прихожу с подобным настроем на собрания, когда держу голову высоко поднятой, то произвожу положительное впечатление. И людям хочется, чтобы я была рядом".

Прямая осанка также показывает ваше уважение к окружающим. Именно поэтому мама запрещала вам сутулиться за обеденным столом: вы должны демонстрировать почтительное отношение к тем, кто рядом. В фильме "Социальная сеть" Марк Цукерберг в сцене дачи показаний буквально растекается по стулу — и сама его поза о многом говорит адвокатам, окружившим героя. "Трудно поддерживать человека, рядом с которым чувствуешь, будто ты не заслужил его внимания", — как-то сказал мне молодой сотрудник юридической фирмы.

Однако, согласно результатам недавних исследований, наибольшая польза от правильной осанки носит биохимический характер. Когда вы, выпрямив спину и слегка расставив ноги, твердо стоите на полу, грудь вперед, а плечи отведены назад, в организме запускается гормональная реакция. Уровень тестостерона в крови повышается, а кортизола (стероидного гормона, который вырабатывают надпочечники в состоянии стресса) — понижается.

Эми Кадди, социальный психолог из Гарвардской школы бизнеса, сделала это открытие после серии контролируемых экспериментов над своими коллегами. Действие гормонов продолжается 15–20 минут, но прилив бодрости и уверенности в себе может запустить психологический каскад, который будет действовать целый день.

К содержанию

Лишние движения на пути к работе мечты

Встав по стойке смирно, вы не только почувствуете себя увереннее, но и покажете окружающим, что готовы их внимательно слушать — а это, пожалуй, самое главное для эффективной коммуникации. Чтобы излучать присутствие духа, необходимо показать, что вы не блуждаете мыслями где-то далеко, а полностью сконцентрированы на проблеме. Именно на этом спотыкаются многие из тех, кто желает выбиться в руководители.

Практически все топ-менеджеры, с которыми я беседовала, рассказывали о невероятно способных мужчинах и женщинах, подорвавших собственные шансы получить престижную должность тем, что посредством жестов, заметных и не очень, проявляли неспособность сохранять концентрацию — причем как раз тогда, когда это было особенно важно.

Старайтесь не совершать похожих ошибок, демонстрирующих невнимательность: не щелкать ручкой, не стучать ногой, не шуршать бумагами и не лезть в телефон. Наши респонденты и участники фокус-групп очень болезненно реагировали, когда речь заходила о людях, которые имеют привычку во время совещания уткнуться в телефон. Сара, работающая в рейтинговом агентстве Moody’s, рассказывает: "Меня по-настоящему раздражает, когда менеджеры не слушают мой доклад и ведут себя так, будто их время более ценно, чем у других, — а ведь я готовилась к выступлению несколько недель. Такое поведение лишает их в моих глазах облика лидера. Ну разве может руководитель видеть целостную картину, если он не отрывается от экрана iPhone?".