Содержание:

Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или "вредную" еду. Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде. Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?

Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.

К содержанию

Если вы считаете, что ребенок питается неправильно

Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.

Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана "как говорить о правильном питании". Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.

Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей "научить, как надо". Особенно если вы сами далеки от "правильного" образа жизни. 

Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.

В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.

Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например "Интуитивное питание" Светланы Бронниковой. Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.

По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.

Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.

Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).

То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что "не по-вашему" — это еще не значит "все пропало".

К содержанию

Когда начинать говорить с ребенком о питании

В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.

Хорошие моменты и идеи для начала разговора:

  • покупки в продуктовом магазине (если ребенок маленький, для начала расскажите о видах продуктов, если постарше — привлеките к чтению состава на этикетках и т.д.);
  • приготовление еды дома (опять же, адаптируйте свои рассказы к возрасту и к уже имеющимся у ребенка знаниям — можно начать с белков, жиров и углеводов, а можно и с того, сколько калорий добавляется к картошке, если ее пожарить на масле);
  • ситуация переедания, пищевой аллергии или отравления (если это есть у самого ребенка — то не в самый острый период, когда все болит или чешется, а тогда, когда ребенок уже в состоянии слушать и ему интересно, почему так получилось);
  • любая реклама еды или реклама, где используется еда (и снова учитывайте возраст ребенка — с подростком, например, уже можно рассуждать о том, как реклама влияет на рост статистики по ожирению);
  • вопросы ребенка про очень полных или очень худых людей (избегайте стигм и оценок при объяснении, это важно для того, чтобы у ребенка не было сложностей со своим внешним видом);
  • путешествия и пробы новых незнакомых продуктов (чем младше ребенок, тем больше у него незнакомых продуктов, так что в первые годы жизни, собственно, и без путешествий такого полно);
  • замеченные случаи эмоционального заедания у ребенка (очень важно вовремя это заметить и, ни в коем случае не ругая, объяснить, как устроен этот механизм и что можно сделать в следующий раз);
  • и так далее. Воображение вам в помощь. Не бойтесь придумывать креативные способы!

К содержанию

Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей

Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.

К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.

Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?

Присваивать еде ярлыки - "плохая", "хорошая", "вредная", "полезная", "запрещенная" и пр.

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.

Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.

Вознаграждать едой - сладостями или чем угодно, например, десертом - за съеденный обед

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.

Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно "балует" мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.