Чему учат детей в Дании: 5 отличий от России

Датские школы: повышение самооценки и уроки сексуального воспитания

Для чего нужна школа в современном мире, где учитель перестал быть носителем знания? Александр Мурашев задался этим вопросом и целый год изучал школы в разных странах мира. Вот как на вопрос "Чему и как учить детей?" отвечают в Дании.

Школы в Дании

Увидев, как учат в самых обычных датских учебных заведениях, я больше не могу воспринимать школы, как прежде. Я посетил четыре разные муниципальные школы. Рассказывая кому-то о впечатлениях, я неизменно терялся: с чего начать? Наверное, с того, что после посещения этих школ мне впервые начала нравиться фраза "по закону". Едва ли не всё, что удивляет в местном образовании, школы обязаны делать законодательно. Например, защищать детей от буллинга.

Как школа повышает самооценку

В каждой школе есть своя политика против травли, и директор обязан проследить за тем, чтобы ей неукоснительно следовали. Два года назад в стране был принят новый закон: согласно ему пострадавший от травли ученик может подать на школу жалобу. И тогда, даже после одного случая, школу могут закрыть.

"Мы работаем над самооценкой школьников и над тем, как дети относятся друг к другу, — говорит мне директор одной из средних школ Эсбьерга Стеффан Лэвец. — Наша программа направлена на то, что ученики в каждом классе должны научиться воспринимать различия друг друга, и на то, как реагировать, если кто-то ведет себя иначе".

Для маленьких детей такая профилактика буллинга происходит через игры, в которых в доступной форме рассказывают о том, как принимать то, что все мы разные. Для детей постарше — через фильмы и, конечно, через общение с учителями. Одним из фильмов, о котором узнал я, была короткометражка о вполне счастливой с виду семье, где отец на самом деле является тираном, но никто об этом не знает. "Мама, а у нас, оказывается, очень хорошая семья", — сказала вернувшаяся домой после просмотра этого фильма школьница.



Слово "самооценка" я буду слышать постоянно в самых разных школах.

"Когда ты сдал работу учителю, что ты затем получишь назад? Сорок лет назад ты получил бы листок, исчерканный красным, где была бы отмечена каждая твоя ошибка, — рассказывает Стеффан. — Учителя в школе должны работать иначе. Да, ты можешь проговорить ошибки отдельно, но фокусируйся на том, что у ребенка получается хорошо. Преподаватели говорят: „Если ты сможешь здесь приложить чуть больше усилий — получится еще лучше“. Вот что выстраивает их самооценку: когда школьник осознает, где у него прогресс: вчера он был тут, а сегодня уже здесь".

Да, о любых ошибках датские учителя и директора рассказывают родителям не при всех, а наедине. А встречи частые. Официальная позиция датских школ: образование — это ответственность, разделенная между родителями и школой.

Чуть позже я пообщаюсь в этой же школе с преподавателем Сереном Медсеном. "Каждый учитель должен для себя решить, что для него важнее — знание или личность ученика, — говорит Серен. — Что выбирал я? Всегда второе. Потому что затем проще учить: сначала школьник становится уверен в себе, вслед за этим естественным образом приходят знания. Доверительные отношения между учеником и учителем — это основа преподавания в Дании. Конечно, школьникам приходится учить предметы — но мы не можем этого сделать без доверия. Каждый день я разговариваю с детьми. О прошедшем дне, их самочувствии... это незначительные разговоры, но, на мой взгляд, это важно. Так они чувствуют, что человека перед ними волнует не только оценка".

Как учатся в Дании

Как школа поддерживает любознательность

"Интерес" — еще одно слово, которое поразительным образом будет повторяться из школы в школу. Начиная с первого класса ученики датских школ дважды в год заполняют опросники. "Среди прочего там есть вопрос: „Насколько тебе скучно учиться?“ — говорит мне Стеффан. — Так мы выяснили, что в первом классе — низкий уровень „скуки“. Но чем старше, тем детям неинтереснее учиться. А есть очень сильная связь между тем, что ученик считает учебу скучной, и тем, что он мало будет знать. Вот почему еще мы не фокусируемся на ошибках: им не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочет".

Датские политики обязали каждую школу придумать свою программу, чтобы сделать обучение интересным для школьников. Стеффан не без гордости показывает мне свою программу, предлагающую ученикам разделение на потоки после шестого класса. "Ученики могут выбрать либо обычные программы, либо из пяти разных направлений, —говорит он. —У нас есть направления: культура, история и философия, создание фильмов, городской спорт, журналистика и медиа. Учеба выстраивается вокруг интереса, и это общее увлечение поддерживает всех".

Ведь действительно простая идея — стоит объединить классы по такому принципу, и им будет интересно учиться. Серен говорит, что формирование заняло некоторое время, но зато программа оказалась настолько успешной, что 60% учеников выбирают "нестандартные направления". А ради того, чтобы быть в компании единомышленников, дети приезжают за 50 км от школы — беспрецедентный случай для Дании, где обычно посещают ближайшую к дому школу.

Как школа находит подход к самым разным детям

Отсутствие инклюзивных школ — вот чем еще отличается датское образование от всех остальных стран. Раньше в местных школах существовали "коррекционные классы", где, например, учились дети с гиперактивностью. Затем в школах решили, что никто не должен становиться изгоем, и особенные дети стали учиться в обычных классах, но расписание было сконфигурировано под каждого. Например, пока все шли на урок физкультуры, эти дети занимались датским.

Так всё равно оставалось ощущение, что они "лишние", и теперь 96% процентов детей в стране учатся в обычных классах по обычному расписанию вместе со всеми остальными. Просто для них подбирают специальные технологии обучения. Например, в школе может быть компьютер со специальными текстами для дислексиков, программы, помогающие им правильно писать, и специальные курсы для того, как ими специально пользоваться. Всё это абсолютно бесплатно.

"Как мы объединяем прямо всех детей в классе? Это очень хороший вопрос, — смеется Стеффан. — Спросите учителей, и они скажут, что это — самое сложное в их работе. Мы пытаемся выстроить такую атмосферу, где все дети будут принимать друг друга и понимать, что мы все разные — и в плане способностей к обучению, и в плане социальных навыков. Некоторые учителя скажут вам: раньше всё было проще, сейчас ученики стали сложнее. Их иначе воспитывают, чем 20–30 лет назад, когда они были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: „Зачем?“. В Дании современное поколение называют „керлинг-детьми“, потому что родители старательно расчищают детям все препятствия, а ребенок легко катится по гладкой дороге".

Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными. Серен преподает культуру, математику и физкультуру. Открывая дверь в спортивный зал, он говорит: "Вот здесь мы проходим математику". Видя мой вопросительный взгляд, Стеффан объясняет: он может дать физические упражнения во время занятий или провести параллели с математикой на предмете "культура". Устроить урок в спортзале, где дистанция бросков становится предметом математического обсуждения.

Или, следуя обязательной для всех учебных заведений в Дании концепции "открытая школа" (когда ученики должны чаще взаимодействовать с городом вокруг них), выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно демонстрировать где-нибудь в парке, для чего нам нужна геометрия. Кстати, по закону, детей нельзя держать в школе в течение целого учебного дня — они обязаны выходить заниматься физическими упражнениями на улицу.

Как школа находит подход к самым разным детям

Зачем в школе говорить о сексе

Отдельная и краеугольная тема для нашей страны — уроки сексуального воспитания. В Дании они проходят с первого класса. Раз в год, в шестую неделю (потому что шесть по-датски будет seks), школа наполняется неловким смехом: начинаются уроки сексуального просвещения.

С первых классов обозначаются вопросы о нашем теле. Начиная с шестого класса поднимаются более практичные вопросы. Хрестоматийные — как пользоваться презервативом, что делать при менструации и как предотвратить нежелательную беременность. И совсем другие, не связанные напрямую с нашим телом. "Дети видят в Сети всё уже в раннем возрасте, — говорит Стеффан. — Мы считаем, что взрослым нужно объяснить, что об этом думать. Что значит влюбиться в первый раз? Что такое норма? Ты можешь увидеть какие-то вещи в порно и подумать, что ты ненормален, раз не делаешь этого. И когда у тебя появится девушка, именно так себя с ней и надо будет вести".

"Мы рассказываем им, что делать, если какой-то человек в социальных сетях просит выслать вашу фотографию в обнаженном виде. К кому можно обратиться в этом случае. Что говорить. Как себя вести, — рассказывает Серен. — Они, конечно, стесняются и смеются. Поэтому на уроках я предлагаю им анонимно написать вопросы на бумажке. Потом по очереди на них отвечаю, так они уже смелее задают вопросы сами".

После окончания шестой недели сексуальное воспитание равномерно распределяется по остальным урокам. Также учителя делятся полезными ссылками и литературой — зная, что любопытство к теме пересилит и школьники будут активно изучать информацию.

Сколько старшеклассников в России не умеют читать?

Частные школы, в которых учатся около двадцати процентов датчан, фактически ничем не отличаются от обычных, муниципальных. Разве что необходимостью платить 120 евро в месяц. К слову, образование в Дании бесплатное, а начиная с гимназии школьники даже получают стипендии. Поскольку это уже давно обходится налогоплательщикам в крупную сумму, политики предложили отменить стипендии для тех, кто живет с родителями и не нуждается в дополнительных деньгах. Однако в ответ началась забастовка, и идею пришлось оставить.

Конечно, во всем этом великолепии есть ложка дегтя. О ней мне рассказала учительница Стина. "В датской системе образования много несовершенств, — сказала она. — Оно дорого обходится жителям страны. И только последние пять-десять лет мы начали открыто сравнивать школы и обсуждать, всё ли делаем верно. А еще двадцать процентов молодежи в стране выбирают закончить образование на девятом классе. Многие из них даже не умеют читать".

Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать, не смогла объяснить даже Стина. Возможно, эти школьники так и не смогли научиться наслаждаться учебой — ведь, как говорили во всех увиденных мной школах и Стина, "если ты не получаешь удовольствия от школы, ты ничего не выучишь".

"Школы нужны для того, чтобы дети оставались любопытными, — говорит Стеффан. — Нам не нужно учить их вещам, нам нужно создать пространство, которое позволит им учиться. Иногда мы говорим, что наша работа — не нарушить процесс обучения, не убить их любознательность. Потому что каждый ребенок впитывает знания сам по себе. Мы не должны этому помешать. Мы должны сохранить мир интересным".

Напоследок я узнаю еще одну вещь. Удивительно, насколько общими могут быть страшилки, которые люди рассказывают в самых разных странах: например, "не выучишься — пойдешь дворником". Увы, на поколение "зачем?" это всё больше не действует нигде, и уж конечно в благополучной Дании. "Кстати, дворники в нашей стране неплохо зарабатывают", — смеется Стеффан.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Чему учат детей в Дании: 5 отличий от России"

Вы не авторизованы.

И у старшей дочки в школе, и у младшей бывали уроки вне школы.

У старшей вообще много и разных: историк одно время регулярно раз в неделю водил класс по Москве, что-то там рассказывал. Уроки в музеях, в зоопарке и тп вообще постоянно на разные темы. В основном историки и биологи так возят. Историки практически каждую тему вывозили по этой теме в соответствующий музей. Биологи как-то менее привязано к темам. Просто по ситуациям. В зоопарк (в закрытую для посетителей часть, в служебные помещения), океанариум и тп.
Возили также в этом году (11 класс) биохимов на экскурсии в различные НИИ, в Сколково, на ФББ.

Ну ладно, у старшей может быть школа не обычная. Но и у младшей в обычной школе без наворотов тоже буквально недавно был урок в Технополисе, который считался именно как обязательный урок, просто выездной. В целом у них выездных уроков меньше, отчасти еще потому, что ее школа не в Москве, везти детей куда-то - это на полный день, за один урок не успеешь. У старшей школа в Москве, их проще куда-то вывезти в середине дня.

А кто не поддерживает кружки, клубы проекты и как их надо поддерживать? И почему они нетрадиционные?

Единственное с чем согласна: в мособровском рейтинге школ не учитывают никак результаты работы школьных кружков. Не дают никаких доп баллов за их победы где-нибудь-там и тп. Но в остальном кружки есть. Правда с некоторых пор платные. Но есть. И не только в топовых школах. И не только в Москве. В поселке, где мы живем, полно кружков в ДДТ. Про школу не знаю.
2019-05-22, Наташа Р
да. Иногда бывают невосприимчивые ученики в силу жизненных обстоятельств. :) Везде, реализовывалось в разной степени, не в каждой школе не каждому ученику не каждым учителем. Вряд ли вы учились по всей стране, верно? :) Откуда же выходили все созидательные люди? Именно оттуда. Из школ.
Я как раз не имела в виду спецшколы и эксперименты. Хотя английская спецшкола мужа в городе Запорожье Украинской ССР была именно такой. Но я имела в виду массовую школу. Не идеальную, там все время хотелось что-нибудь изменить, добавить и т.п, но нахождение в ней было в целом комфортным, интересным и полезным. Еще раз - за исключением этого момента, и вот этого, а в другой школе вот этого,а тут вот стричься заставляли, умываться и снимать серьги, а тут вот полы мыли (как в Японии сейчас), а тут стены и окна, а тут шефство/наставничество, а тут концерт/конкурс строевой песни ( нынче читай - проект). Как и нынче, кому-то это было не нужно и лениво, противно или трудно. А кому-то шанс выделиться, проявить себя, научиться, преодолеть, победить. И Артек был полон талантливыми детьми. Такие дисциплины как сочинение, декламация, публичное выступление, анализ текста были более развиты,чем сейчас.
Принципы были именно озвученные в статье про Данию.
2019-05-23, Oazis
Согласна. Но это же элементарно, для этого не нужно содержать министерство образования. :)
Вообще, многое из перечисленного было провозглашено и реализовано в Советском Союзе. В педагогической науке все это не открытия, а основа: создание среды, поддержание интереса, личный энтузиазм учителя и его интерес к каждом ученику, похвала, "вариативная" часть программы, сотрудничество с родителями, физическая активность и смена деятельности в течение дня... И так далее, и тому подобное. Не было разных программ, разных учебников, разных точек зрения, преподавания 3-4 не смежных дисциплин, могло не хватать инвентаря. Потом наступила свобода, потом разруха, потом "образовательные услуги" с отказом от воспитания и сотрудничества с родителями, теперь вот спохватились. Я надеюсь, что спохватились. :)

Как всегда, если нос Ивана Никифоровича добавить к щекам Ивана Мефодьевича, будет идеальная школа. :))
очень понравились нестандартные профили типа кинокласса. Вот нам бы такое, исключительно по добровольном желанию учителя - эх! Был бы у нас театральный класс, керамический и морской с биологическим. А в соседней школе был бы оркестр...:) А в другой соседней флорбольный.
2019-05-22, Oazis
Совсем не обязательно. У меня младшие дети учатся в подобной школе.
К концу 6 класса дети в школе очень разные все - и вполне грамотные, и так себе. В общем и целом - ничуть не менее воспитанные, чем в обычных школах. Уверенные в себе , с высокой самооценкой.

Правда, я уверена, что подобная концепция - это замечательная идея лет до 10-11, потом, конечно, очень желательно давать возможность серьезно заниматься тем, кто хочет и способен. Но в начальной школе для многих детей это просто спасение. У моего сына была гиперактивность с дефицитом внимания, сложности с письмом и чтением. В обычной традиционной российской школе это был бы хронически неуспевающий ученик, лишенный всякой мотивации к учебе. Через 5 лет обучения и следа не осталось от этих сложностей. Недавно узнали, что поступил в 2 лучшие гимназии
города. Мог бы остаться ещё на год в райских условиях свободной школы, но очень хочет уже учиться :)
2019-05-23, Эль Нинья
У меня есть знакомая, ее муж дипломат и по роду его деятельности они часто живут в Дании годами. С ее слов образование там никакое, когда они живут там, она предпочитает учить детей в школах при посольстве, а на выпускные классы и на период поступления в вуз настояла на том, чтобы жить в России. Некоторые дипломаты отдают детей в местные школы на какое-то время в основном ради языка. Но потом вынуждены добирать знания своими силами. Это при том, что эта моя знакомая вообще не фанат топ школ, дети в России у нее учатся в обычных "дворовых" без наворотов. Они все равно на порядок сильнее датских, с ее слов.

"Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными." "Многие из них даже не умеют читать....Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать..."
это , конечно, жесть.
2019-05-22, Наташа Р
Вспомнила бабка, как девкой была)) Если за 10-15 минут перемены получается достаточная физическая нагрузка, то вам мало надо, и после школы можно по бульвару погулять. Для нормальной активности надо и одежду сменить, как минимум. А младшеклассникам гулять не надо? А в 10 лет разум у всех включается? Нет в подавляющем большинстве школ условий для прогулок и активности между уроками, а на бОльшей территории страны и природных условий нет. И начала я с того, что эти невыпускания из школы писаны кровью, когда 10-или 12-летний домой не вернулся живым, а потом еще более старшего возраста не вернулся, то и прописали.
При чем тут советская школа? Можно и дальше посмотреть, как через лес по 12 км в школу пешком ходили или не ходили , а пахали, ну или еще снаряды точили. Те дети, кстати, в школе в основном слушались правил, если уж попадали учиться.
2019-05-25, Etagerka
Мне повезло, я не была настолько одаренной. Мне разрешали читать учебник дальше на всех уроках или книгу (на литературе) дальше, я так собрания сочинений, считай, прочитывала, нужно ж было разные тома таскать. Пару раз делали замечания, что вперёд читаю, а так я читала и параллельно следила за ходом урока, отвечала, всех все устраивало.
А в математике шла вместе со всеми. Если делала больше, то решала позади учебника задачи со звёздочкой.
У моих учителей очень разные характеры были, далеко не все меня обожали, я была неусидчивой болтушкой.
Видимо, я для урока меньше опасности представляла, когда спокойно читала учебники))).
На контрольной решала себе и соседу, сочинения помогала писать нескольким соседям. Учителя не могли этого не видеть, но не ругались. Зато скучно мне не было совершено точно.
2019-05-23, Шиповник (экс-Василиса)
Поделитесь:

21.05.2019
Обновлено 21.05.2019
Близкие по теме статьи
Вы продолжите работать, если перестанете нуждаться в деньгах?
Вы продолжите работать, если перестанете нуждаться в деньгах?
Свободный график, 5 недель отпуска и страховка безработного: как трудятся в Дании
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!