Адаптация ребенка в школе: самые важные вопросы

Почему нельзя делать уроки вместе с первоклассником.

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 3 из 5 (55 оценок)

Период адаптации длится в среднем около двух месяцев, но иногда растягивается и на весь первый год. Родителям нельзя оставлять ребенка одного под эгидой "он должен справиться сам", но также не надо перехватывать и душить инициативу ребенка.

Адаптация ребенка в школе: самые важные вопросы

На что обратить внимание

Внимание родителя должно быть направлено прежде всего на различные нюансы, тонкости:

  • Где ты сидишь, далеко ли от первого ряда?
  • У тебя не болит голова?
  • В какие игры ты играешь на переменах?
  • Кто тебе нравится, есть кто-то в классе, кого ты боишься? Почему?
  • Есть ли в классе цветы? Какой у учительницы голос?
  • Кто в классе получил "отлично"?
  • Кто в классе шумит? А на перемене?
  • Кто хорошо читает?

Таким образом, вы как родитель расставляете эмоциональные акценты и транслируете ребенку определенные ценности. Старайтесь не критиковать школу, учительницу и программу в школе, даже если есть что-то, заслуживающее такого отношения. Ребенок не должен это слышать и воспринимать, поскольку для него сейчас необычайно важно научиться соблюдать все школьные ритуалы, создать и сохранить уважительную дистанцию с учителями, взрослыми. Что-либо негативное о школе, тем более от родителей, будет разрушать ценность правил и норм.

Адаптация ребенка в школе: самые важные вопросы


Учимся учиться

Выполнение домашних заданий — одна из основных проблем, с которой сталкиваются родители, и здесь они, как правило, совершают первую ошибку — делают эти задания за ребенка или вместе с ребенком. Лучше даже не начинать подобную практику, иначе вам придется делать это ближайшие 11 лет. Ответственность родителей прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить ребенку условия, возможность делать домашнее задание, создать систему. Задача ребенка заключается в использовании этой системы.

  • Установите с ребенком рабочее пространство (комната, стол) и время, когда ребенок делает уроки (некоторые делают рано утром перед школой, у каждого ребенка свой период активности).
  • Заранее распределите для ребенка предметы по степени важности или сложности, чтобы двигаться от более легких к более сложным заданиям.
  • Договоритесь с ребенком, будут ли перерывы во время того, как он будет делать уроки, и если будут, то на сколько минут и чем он займется. Оптимально делать перерывы каждые полчаса на 15 минут. При этом ребенок не должен перевозбуждаться (бегать, прыгать, играть в компьютерные игры). Однако это все индивидуально — некоторые дети предпочитают делать уроки без перерывов.
  • Выключите телевизор, если вы его смотрели, музыку, закройте компьютер, не говорите громко по телефону — ребенка ничего не должно отвлекать, когда он делает домашние задания.
  • Перед тем как по плану ребенок должен начать делать уроки, вынимаете из его рюкзака все учебники, ручки, карандаши, предупреждаете, что рабочее время начнется через столько-то минут, а перед окончанием — напоминаете ребенку, сколько осталось.
  • Если ребенок просит помощи, вы помогаете в разумных пределах, а не делаете задание за него.
  • Если ребенок говорит, что он что-то не понимает в задании, задавайте ему наводящие вопросы, чтобы он сам мог домысливать.
  • Мотивируйте ребенка делать уроки вовремя, самостоятельно и качественно, например, он может зарабатывать очки, которые могут быть использованы для "покупки" каких-то привилегий, или придумайте вознаграждения в виде его любимых игр.

Такое системное выполнение домашних заданий помогает ребенку развить поведенческие образцы и ментальные привычки, которые будут служить ему, по сути, всю жизнь.

Адаптация ребенка в школе: самые важные вопросы

В частности, это помогает ребенку научиться планировать и организовывать домашнюю работу, управлять временем, делать выбор и решать проблемы, словом, такой порядок развивает все навыки, которые способствуют эффективной адаптации ребенка в будущем во взрослом мире.

Очень важно, чтобы в первые недели школьной жизни рядом с ребенком был тот член семьи, с которым он наиболее близок. Даже если вы планируете, что в дальнейшем с ребенком будет оставаться няня или бабушка, постарайтесь взять отпуск хотя бы на две-три недели, чтобы помочь крохе войти в нормальный ритм школьной жизни.

Понаблюдайте за вашим ребенком, задайте себе вопросы:

  • Может ли мой ребенок слушать инструкции, а затем следовать им? Ребенку необходим навык подчинения группе и руководителю группы (класса).
  • Может ли он самостоятельно одеться, отпроситься в туалет? Может ли он заботиться самостоятельно о гигиене? Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, который готовится пойти в школу, это помочь ему заботиться о самом себе.
  • Может ли он вырезать фигуры, пользоваться линейкой, например? Насколько он аккуратен? Для школы ребенку необходима развитая мелкая моторика.
  • Ваш ребенок проявляет интерес к книгам? Он пытается "читать" книги, рассказывая историю, основываясь на картинках, фотографиях?
  • Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любопытен и восприимчив к изучению нового? Если любопытство ребенка сильнее, чем страх перед неизвестным, он будет хорошо учиться в школе.
  • Может ли он знакомиться и ладить с другими детьми? Поскольку он будет взаимодействовать с достаточно большим количеством детей и взрослых весь день, его социальные навыки очень важны для успешной учебы.
  • Может ли он заниматься вместе с другими в группе? Ребенок должен уметь свои потребности соотносить с потребностями других, идти на компромисс и присоединяться к решениям группы — все это является признаками достаточной эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность означает способность распознавать свои чувства и чувства других людей, управлять отношениями и выстраивать их.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Адаптация ребенка в школе: самые важные вопросы"

Вы не авторизованы.

Хорошая статья в том смысле, что задает установку структурировать задачу и соответственно к ней подходить: ребенку, действительно, все нужно четко говорить и задавать правильные вопросы. Потому что вопрос "как прошел школьный день" бессмыслен, ребенок в 1-м классе может ответить на него так же бессмысленно, например "нормально". А на конкретные наводящие вопросы вы получите конкретные ответы, которые для вас многое прояснят. Только вот "отлично" никто в 1-м классе получать по новым правилам не должен, равно как и любые другие оценки. Про домашнее задание тоже все верно: вы создаете условия (выкладываете учебники и все, что нужно для работы) и находитесь недалеко, чтобы иметь возможность помочь. Но ребенок уроки делает сам! Это непреложное правило, если вы хотите, чтобы он впоследствии учился! А правила объяснять - это задача учителя, в первую очередь. Неплохо бы проверить, хорошо ли учитель с этим справляется. А то когда родителям приходится разжевывать то, что должно быть пройдено в классе, это говорит о недостатках учителя, а не ребенка или учебника.
2012-09-25, Dama M
Да уж, сейчас такие задания в учебниках дают, будто для академиков пишут!!! И в таком количестве. Похоже, что эта статья написала была лет 20 или 30 назад, когда в учебниках было все просто расписано и по полочкам разложено. А автор ее просто подкорректировал и выпустил в свет через NN-ное количество лет. А от учебников у меня мнение такое, что авторы специально детей запутывают и дают запутанные задания, чтобы мозги запудрить детям (( Во втором классе мы учим правило, что такое "текст" - определение текста написано на 5 или 6 строчек, причем "не детскими" фразами (просто тупо взяли правило из учебника старших классов и вписали в наш), и пока я ребенку не перевела на доступный язык, он не мог выучить это правило в точности, как написано, слово в слово. Зато сегодня пятёрку получил за рассказ наизусть. А тут написано - не помогайте! Бред!..
2012-09-06, EsmeraldaL
еще одна тупая статья.

вопросом "умеет ли следовать ребенок инструкциям" следовало озаботиться еще до школы. ибо если ребенок инструкциям следовать не умеет, то к школе еще не готов, и пусть еще год в саду посидит.

насчет домашних-тоже бред "если будете делать с ребенком дз вместе в первом классе, то вам придется это делать в ближайшие 11 лет". мой ребенок вообще поначалу не мог сам их делать. сидели вместе и делали с песнями и плясками с моей стороны.
сейчас все сам прекрасно все делает.
2012-09-03, nastyk
действительно, бестолковая статья.
почему надо "двигаться от более легких к более сложным заданиям"? Чтобы успеть утомиться от лёгких заданий, и было труднее сконцентрироваться на сложных? очень спорно.
"делать перерывы каждые полчаса на 15 минут". Сколько же там уроков в первом классе, чтобы делать их более часа?
другие пункты тоже вызвали сомнения...
2012-09-04, Екатеринаа
Да уж, мягко и плавно ввести маленького ребенка в новый коллектив - задача очень важная и не простая. Ребенку должно быть комфортно, что бы с детства не развилась нелюбовь или боязнь учебных заведений. К сожалению такое бывает достаточно часто. А ведь именно этот возраст важнее всего при дальнейшем развитии.
2012-09-26, NIvanoff
1й класс. Долго и упорно выясняли, что такое "предшествующая" буква, которую смягчают или делают твердой ((( Ну неужели нельзя написать просто, чтобы ребенок понял?! Или объяснить отдельно это слово, раз уж без него не смогли обойтись, а оно идёт в рамочке, страница за страницей...
2012-09-28, Ярославна
Спасибо за разумные советы и рекомендации..Вы мне помогли глубже понять некоторые важные тонкости ситуации..
2012-10-28, Даминесса
Поделитесь:

03.09.2012
Обновлено 17.07.2018
Статья дня
Близкие по теме статьи
Если домашние задания стали домашним кошмаром
Если домашние задания стали домашним кошмаром
Советы мамы, которая перестала кричать на ребенка, делающего уроки
Подготовка к школе и 1 класс: чему научить ребенка в первую очередь
Подготовка к школе и 1 класс: чему научить ребенка в первую очередь
Домашние задания в первом классе и на подготовке к школе: как и сколько времени делать
Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования
Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования
Подготовка к школе: что должен уметь будущий первоклассник
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!