А — альтернатива грудному вскармливанию: есть или нет? (азбука грудного вскармливания)

В "Толковом словаре" Ожегова слово "азбука" трактуется как "то же, что и букварь - книжка для первоначального обучения грамоте". В переносном значении азбукой мы называем "основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела".

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 5 из 5 (4 оценки)

Вместо предисловия

В "Толковом словаре" Ожегова слово "азбука" трактуется как "то же, что и букварь — книжка для первоначального обучения грамоте". В переносном значении азбукой мы называем "основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела". Поэтому сразу оговорюсь — в этом смысле никакой Азбуки грудного вскармливания быть не может. Природа позаботилась обо всем, что связано с рождением человека: беременность, роды, кормление грудью — это три составляющие единого целого. "Обучающие программы" заложены в каждой женщине на уровне инстинкта, рефлекса, чего-то еще, что трудно описать словами — просто надо научиться ими пользоваться.

Именно поэтому вопросы "а вдруг у меня не будет молока?", "кормить или не кормить грудью?" или утверждение "у меня не получится" несколько абстрактны. В грудной железе каждой беременной женщины вырабатывается молоко. Оно есть у всех. Как может не получаться то, что запрограммировано изначально: есть грудь, эндокринные железы, вырабатывающие гормоны, "разработан" специальный механизм выработки молока на каждом этапе жизни (первые часы, дни, недели) новорожденного — одним словом, все в женском организме устроено естественно. Разве можно "рожать или не рожать"? Или "остановить" беременность на восьмом месяце, решив, что "я устала" или "у меня не получается"? На псевдосовременный аргумент: "У меня нет молока, потому его ни у кого нет", посмотрите по-другому: "У меня молоко есть, потому что оно есть у всех молодых мам".

Если все так просто и естественно, то почему могут возникнуть трудности при кормлении грудью? Во-первых, они возникают далеко не у всех. Во-вторых, любое новое дело требует некоторой сноровки и применения на практике. В "Азбуке" подробно описываются многочисленные "технические моменты", с которыми, повторю, вы никогда можете и не столкнуться.

В-третьих, жизнь динамична и многообразна: меняются обстоятельства, значит, нужно искать новые решения новых ситуаций. Одно дело, если вы сидите с малышом дома, у вас есть муж, няня, бабушка — все вместе они помогут справиться с остальными хлопотами, чтобы вы спокойно занимались с младенцем, в том числе, и кормили бы его грудью. И совсем другая ситуация, когда мама, высунув язык, должна бежать на работу через месяц после родов...



Львиную долю написанного вам читать не придется, ибо вы и так это отлично знаете. Какие-то "буквы" Азбуки, возможно, развеют ваши сомнения, подтвердят догадки, вооружат знаниями, в которых, как известно, сила. Я уверена, что самое главное передается от человека к человеку в непосредственном общении — книги, журналы, заочные курсы, видеокассеты могут считаться только "посредниками", но ни в какой мере не заменяют общение между людьми, живую речь. Большой объем этого материала определен еще и задачей такого непосредственного общения (не знаю, насколько мне это удастся).

Предлагаемый сегодня материал можно считать лишь первой частью — процесс "написания" Азбуки грудного вскармливания продолжается.

А — альтернатива грудному вскармливанию: есть или нет?

Правильно ответить на этот (не такой простой, как кажется на первый взгляд) вопрос каждая мама должна сама. Меньше всего мне хотелось агитировать за грудное вскармливание или каким-то образом "указывать на ошибки" тем, кто кормит малышей искусственными смесями из бутылочки. Раз так получилось, значит, наверняка у вас были серьезные причины и обстоятельства для принятия такого решения...

В Западной Европе в последние несколько лет термин "заменители женского молока" не используются: для названия искусственного питания (не прикорма!) применяется словосочетание "молочная смесь". После многолетних дискуссий Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) добилась такого положения дел. Потому что термин "заменители женского молока" — неточный: в прямом смысле слова ничто не может заменить грудное молоко. Да, химическая и пищевая промышленность не стоят на месте, создаются молочные смеси, все более адаптированные и приближенные по составу к женскому молоку. Но! Специалисты уверены, что в ближайшее столетие искусственно синтезировать аналог женскому молоку не удастся. Все дело в непреодолимом биологическом барьере — в биологической активности грудного молока, создать которую нельзя. Как сказала моя подруга, природа умеет хранить свои тайны...

Казалось бы, все просто: состав женского молока известен, буквально "разложен по полочкам" — столько-то жиров, белков, углеводов, такие-то витамины, аминокислоты, минеральные вещества. "Насыпь" в баночку всего побольше да отличного качества — вот тебе и "женское" молоко... Но, оказывается, как витамины-углеводы "вошли" в организм, так из него и "вышли". Да, ребенок не останется голодным, если кормить его искусственным питанием, но нужно понимать: это происходит за счет более напряженных усилий организма (переваривание, выделение "отходов" и т.д.). Состав грудного же молока постоянно меняется, оно умеет "подстраиваться" под изменение обстоятельств: ребенок появился на свет в той или иной климатической зоне; малыш родился недоношенным или, наоборот, с крупным весом; ребенок заболел или потратил больше энергии, чем обычно; изменилось время года и т.д. — состав грудного молока будет разным. "Перестраивать" каждый раз состав даже самой замечательной искусственной смеси не представляется возможным! В этом смысле альтернативы женскому молоку нет. Разумеется, вместо грудного молока малыш может кушать что-то другое — искусственные молочные смеси, овощные и фруктовые пюре, кефир, творог и т.д. Это тема отдельного разговора.

Кстати, про название, "заменители женского молока", "молочные смеси" и т.д. В нашей стране тоже произошли определенные сдвиги — наверное, вы заметили, что на каждой упаковке детского питания стоит надпись: "Материнское молоко — лучшее питание для младенца".

Все, о чем сказано выше, связано с физиологической стороной. Но есть еще множество других важных моментов. И это не только "банальная" эмоциональная связь мамы с младенцем. Мне хочется поделиться с вами мнением двух замечательных людей, которые на меня произвели впечатление своим виденьем тех ракурсов грудного вскармливания, на которые не принято обращать большого внимания.

Вилен Гарбузов, детский психотерапевт, профессор (Санкт-Петербург): "Значение прикладывания к материнской груди настолько глубоко, велико и разнообразно, что сам факт питания грудным молоком, как бы оно полезно не было, остается второстепенным. Сосание материнской груди — древнейший естественный, природный ритмический акт. Протоки женского соска сужаются или расширяются в зависимости от индивидуальности, темперамента и потребности конкретного ребенка. Этот ритм способствует формированию у малыша альфа-ритма мозга, влияет на его умственное созревание. Соска от бутылочки с молоком в этом смысле противоестественна. Отверстие в соске большое — малыш захлебывается, узкое — он мучается, с трудом добывая свою пищу. Ритмичность извращена, не индивидуальна. ... В любом случае молоко из бутылочки — это всегда только питание. Молоко из груди — величайшая материнская ласка. Материнская грудь — то, что принадлежит только ребенку, не может быть ничем заменено, оставляет отпечаток на всю жизнь".

Дональдс Вудс Винникот, крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик, из книги "Маленькие дети и их матери":

"Я не особенно усердствую с рекомендацией кормить грудью. Хотя я надеюсь, что общая направленность того, что я год за годом говорю по этому поводу, приводит именно к этому эффекту — просто потому, что это естественно, а то, что естественно, имеет под собой прочную основу...

Не приходится сомневаться, что значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без опыта грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности испытывать физическую близость с матерью. Однако, если вас интересует мое мнение, то я сожалею о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: мать или ребенок, или же, и мать, и ребенок, что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не только о болезни и психических расстройствах; речь идет о богатстве личности, о силе характера, о способности испытывать счастье, так же как о способности восставать и бунтовать. Похоже, истинная сила заключается в прямой связи с естественным развитием индивидуума, к этому-то мы как раз и стремимся. На мой взгляд, психическое здоровье индивидуума с самых первых дней закладывается его матерью... Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной большой проблемы удачного начала.

...Напомню: все мелочи взаимоотношений между матерью и ребенком в самом начале их общения значимы и ничуть не утрачивают значения оттого, что кажутся само собой разумеющимися. Таким образом, я подхожу к утверждению ценности вскармливания грудью, отправляясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Но едва ли кто-то возразит, если я скажу: полнота опыта, переживаемого в момент естественного кормления, безмерна. Ребенок бодрствует, оживлен, вся его зарождающая личность целиком вовлечена в процесс. Большая часть бодрствования у младенца на первых порах связана с процессом кормления...

Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылки, вспомним о том, что чувствует и испытывает во время кормления сама мать. Едва ли можно описать чувство достижения, которое может испытать мать, когда собственная физиология, на первых порах приводившая ее в некоторое замешательство, вдруг обретает смысл... Чувство материнского удовлетворения носит особый характер в том случае, если женщина предоставляет ребенку часть самой себя. Чувства матери соединяются в ней с опытом собственного младенчества, а этот совокупный опыт уходит в глубь времен, когда род homo только выделился из класса млекопитающих ...".

Продолжение...

Ольга Попова
При составлении материала использована книга Ф.Сэвидж Кинг "Помощь матерям в кормлении грудью" (документ ВОЗ WHO/CDR 95.8), сборник "Консультирование по грудному вскармливанию: курс обучения" (документ ВОЗ WHO/CDR 93.5 и ЮНИСЕФ UNICEF/NUT 93.3)

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "А — альтернатива грудному вскармливанию: есть или нет? (азбука грудного вскармливания)"

Вы не авторизованы.

Моей дочке 5 месяцев кормлю ее только грудью.
Считаю, что пока находятся женщины не до конца уверенные в неоценимой пользе именно маминого молока для ребенка, быстром восстановлениии фигуры для мамы актуальность таких статей не пропадет.
Удачи.
2001-06-13, Лена
Моей малышке скоро 3 месяца. Уже 1,5 месяца прикармливаю ее.Мне очень жаль, что ей у меня не хватает молока ее накормить:(. Тем, кто имеет возможность кормить только грудью, я могу лишь позавидовать.
2002-01-28, Мила
У меня восьмой месяц нет месячных. Вдобавок ко всему в правой груди образовалось уплотнение. Если думать о беременности, то симптомы не совпадают, но есть небольшой жиаотик. Подскажите, что со мной.
2003-05-11, Катерина
Моему сыну почти год. До сих пор кормлю восновном грудью. Считаю, что комление молоком способствует лучшему развитию и здоровью ребенка.
Лена 18.06.2001
2001-06-18, Елена
Поделитесь:

13.06.2001
Обновлено 22.01.2014
Статья дня
Близкие по теме статьи
Грудное вскармливание или смесь? А, может, кормилица?
Грудное вскармливание или смесь? А, может, кормилица?
Донорское грудное молоко в России: банков нет, молоко - есть.
Возобновление грудного вскармливания - возможно. Опыт мамы
Возобновление грудного вскармливания - возможно. Опыт мамы
3 секрета успеха: сцеживание, прикладывание к груди и поддержка близких
Грудное вскармливание глазами психолога
Грудное вскармливание глазами психолога
Психологическая помощь маме, налаживающей грудное вскармливание.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!