Проблемы детского чтения: как приучить ребенка к регулярному чтению

Как приобщать ребенка к книге и чтению.

Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений (портфолио) в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности.

В "портфолио" достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Совет. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось "Нация в опасности: необходимость реформы образования".

Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры.

Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

Этот прагматичный термин — "человеческий капитал" — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.

Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.



Совет. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире.

Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: "Поэт в России — больше, чем поэт". Великая литература для нас — это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для нашей культуры — это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге с автором человек одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: "Чтобы читать Пушкина". Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: "Читать факсы". Разница, как видим, очень существенная.

Что же касается наших школьников, то, как видно из их реплик, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу "Умники и умницы", тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто "не тычет в книжку пальчик". Тревожит, что таких "мальчиков" с каждым годом становится все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.

Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово "кризис", а иногда и "катастрофа".

Что происходит с детским чтением?

Вот что ответили родители школьников на вопрос "Чтение ребенка сегодня — это..."

  • "чтение сегодня — это чтение из-под палки",
  • "написание реферата",
  • "программная обязаловка",
  • "это наша родительская мука",
  • "это наши затраченные нервы",
  • "случайный процесс ситуативного характера",
  • "выполнение домашнего задания".

Показательные примеры того, что происходит с детским чтением, привел известный кинорежиссер и публицист Савва Кулиш. Подбирая детей для участия в фильмах, он имел дело с сотнями ребят. Критерий отбора был один — культура школьника.

При разговоре с нынешними подростками выяснилось, в частности, что по сравнению с предыдущими поколениями у них резко уменьшилась любовь и потребность в поэзии: никто из самых лучших претендентов для съемки в фильме не смог прочесть наизусть ни одного стихотворения даже из школьной программы.

Чудовищным показалось ему, когда одна из тестируемых вместо стихов продекламировала рекламный слоган на жвачку.

Был мальчик талантливый, пластичный, умный, из математической школы — претендент на главную роль. Он не смог прочитать наизусть даже "У Лукоморья дуб зеленый", как ему ни подсказывали присутствующие. Он говорил: "У Лукоморья дуб зеленый, на ветвях сидит русалка. А вокруг... — он задумался. — Кот ходит на серебряной, а может быть, на золотой цепочке". При всех его привлекательных внешних данных этот мальчик не был взят на главную роль.

Приведенный пример — яркое свидетельство того, что дело с чтением детей, а значит и с их культурой, обстоит из ряда вон плохо. Этот вывод подтверждает режиссер и тем фактом, что нынешние студенты театральных училищ, вчерашние выпускники школ, в отличие от предыдущих поколений, оказываются неспособными сделать этюд о любви.

Они просто не понимают, о чем их просит педагог. Великие романы, музыка, стихи не открыли им этого чувства. Все то, что выходит за рамки сексуальных отношений, для них будто не существует.

Но есть у прославленного режиссера и другой пример: приехал мальчик с бабушкой из небольшого городка Климовска. Этот мальчик превосходно прочитал ряд стихов. Выяснилось, что он играет на скрипке, знает английский язык. Папа его шофер, мама — фармацевт. Его воспитанием занималась бабушка — работник детского сада. Это она дала внуку классическое образование. Мальчик выиграл конкурс среди учащихся города и съездил в Англию, а позже поступил в МГИМО.

А вот данные социологов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005)

Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников.

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003, №8)

Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия — ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.

Совет. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения.

Тревожит и другое. По данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом — дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребенка к книге и критерий ее оценки: интересная книга — значит "хорошая", неинтересная — значит "плохая". Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.

Что мешает и что содействует чтению детей. Важные советы

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать?

Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник, чья книга о чтении школьников "Как роман" (2005 г.) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: "Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания". Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: "Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.). Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Телесмотрение вышло на первое место в проведении досуга наших школьников. Многие родители считают его не только главным конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации — главной помехой воспитания в целом. Некоторые даже запрещают смотреть телевизор, полагая, что этим уберегут своего ребенка от его негативного влияния. Но есть и другое мнение. Нельзя оградить ребенка от микробов, он должен получить их, чтобы выработать иммунитет. Он должен уметь защищаться. И в этом отношении роль родителей огромна. На них ложится задача вводить ребенка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от плохого, формировать у школьника собственную позицию в отношении тех или иных телепередач.

Надо согласиться, что голубой экран притягателен для ребенка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, по эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника — предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.

Речь идет не только о триллерах, боевиках и детективе. Известно, например, как обострился интерес к роману Гюго "Собор парижской богоматери", к "Двум капитанам" В.Каверина после демонстрации мюзиклов "Нотр Дам" и "Норд Ост", как усилился интерес к "Идиоту" Ф.Достоевского по следам фильма с участие Евгения Миронова в главной роли.

Родителям полезно знать о реализованном уже с 1999 года проекте "Школьник ТВ". Это общедоступный учебно-образовательный и познавательно-просветительский телеканал спутникового вещания, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся и преподавателей средних школ, лицеев, гимназий, абитуриентов. Учебные программы по всем предметам ведут лучшие преподаватели России. Телеканал на сегодняшний день имеет свыше 15 млн. телезрителей в России, странах СНГ и Балтии.

Известны специальные издания книг, основанные на телевизионных передачах. Одним из них является серия книг "В мире животных", выпуск которой, как и одноименной передачи, стал традиционным. Авторы серии те же самые, что и авторы передачи Н.Дроздов и А. Макеев. Это материализованное продолжение передач по телевизору, своего рода рука, протянутая зрителю прямо с экрана. Издательство "Дрофа" в течение 20 лет издает эти книги. Только за один 2002 год оно выпустило великолепно оформленный трехтомник "В мире животных", поддерживающий связь телепередачи с читательской аудиторией.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу.

Существует "Детская сетевая библиотека" в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет.

Следует упомянуть и "Библиотеку Максима Мошкова" — самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться и школьник.

Старшеклассников способна привлечь и электронная библиотека "Современная русская поэзия", "Мир Марины Цветаевой" и многие другие, число которых растет. В последние годы Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотированное издание "Библиогид", которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе (Два выпуска этого указателя вышло в издательстве "Школьная библиотека").

Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Надо сказать и еще об одном положительном качестве использования компьютера. Он приучает детей к гипертексту — основе нелинейного мышления, важность развития которого все более утверждается в современном мире. Все это хорошо.

Вместе с тем, компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часы способен просиживать за компьютерными играми. Много нареканий в адрес компьютера и по причине информационной засоренности программ, наличия сайтов ненависти, низшего слоя массовой культуры и др.

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиатекстов. Задача формирования в ребенке устойчивости к негативным информационным воздействиям СМИ ложится на все социальные институты, в том числе и на родителей.

Если влияние телевидения и компьютерных программ на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов (слов) и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. Чтобы этот период не был затяжным, ребенку надо помочь.

Совет. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

На важность этого фактора указывают сами дети. Вот, к примеру, что пишет 14-летняя школьница: "Любимый писатель нашей семьи Михаил Булгаков. Я очень люблю вечера, когда вся семья собирается в одной комнате, и папа начинает нам читать вслух. Мы слушаем то "Собачье сердце", то роман "Мастер и Маргарита", то "Записки на манжетах". Нет ничего уютнее и спокойнее таких вечеров, когда мы тихонько сидим и слушаем папино чтение. Вместе с героями книг радуемся и огорчаемся. Мне кажется, только книги могут так объединять людей". Заканчивая сочинение, она пишет: "Мне очень приятно, что в моей семье много читают. Я благодарна моим родителям за то, что приучили к чтению и меня".

В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.

Специалисты по художественному воспитанию детей утверждают, что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанный им катарсис — эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги и полностью захватывающее читателя. Катарсис оставляет в душе читателя глубокий след и желание вновь и вновь испытывать его. Так чтение включается в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью.

Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения "для души".

Учебное, иногда его называют изучающим. Оно выполняется по заданию учителя и составляет по данным исследований почти половину всего репертуара чтения школьников. Применительно к учению хоть и ставится задача "учение с увлечением", однако школа, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Эти требования распространяются и на чтение программной литературы. Здесь много зависит от выработанной у ребенка привычки к умственному труду, от отношения к учебе в целом. Поддерживая энтузиазм ребенка к учению, мы поддерживаем тем самым и его программное чтение.

Литература, входящая в школьную программу, — это произведения, отобранные временем, ее лучшие образцы. Возбуждая силой художественных образов сопереживание ребенка, эта литература способна влиять на него нравственно и эстетически, пробуждать в нем добрые и светлые чувства. Делает ее учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста. Страх что-то не понять, неправильно ответить, не угадать того, чего от ученика ждет учитель, тормозит полноценное чтение, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой. Уже сам факт включения произведения в школьную программу зачастую отпугивает от него ученика.

Показательна история, происшедшая с книгой Сэлинджера "Над пропастью во ржи" — любимой книгой подростков всего мира.

Как только ее включили в программу американских школ, в ее адрес посыпались проклятия американских учеников, произошло массовое отторжение их от этой книги. Пример говорит о том, что дело в большинстве случаев не в самой литературе (ее качество не подлежит сомнению), а в том, что она становится учебным материалом и этим самым теряет свою привлекательность в глазах школьников. Ребенок в этом случае, как он думает, читает "для учителя", а не "для себя", "для оценки", а не "для души".

Совет. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Другое назначение детского чтения — развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, "чтобы посмеяться". Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция — позабавить ребенка. Психологи установили: критерий "смешная книга" часто олицетворяется у младшего школьника с любимой книгой. Любимая — значит смешная. А смешная — значит любимая. К таким книгам для младших школьников относятся произведения Д. Хармса, Г.Остера, многие рассказы Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и других известных авторов.

Любимой книгой многих поколений, с которой можно весело провести время, остается "Мюнхгаузен". Корней Иванович Чуковский — классик веселой книги для малышей — рассказал в своем педагогическом труде "От двух до пяти", как ребята "ржали" от счастья, как только он прочел им несколько строк из этой книги. Он рассказал о том, как он читал детям под их взрывчатый хохот про топор, залетевший на луну, и про путешествие верхом на ядре, и про отрезанные лошадиные ноги, которые паслись на лугу, и, когда он на минуту останавливался, дети кричали: "Дальше!". Такой час чтения может рассеять любую неприятность ребенка.

Надо заметить, что развлекательная литература для детей составляет в настоящее время 40% от числа всех изданий для детей и подростков. В выборе ее многое зависит от вкуса родителей, приобретающих такую литературу.

Определенное место в жизни современного школьника занимает прагматичное, или деловое чтение. Его функция прикладная — научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте, компьютерах, конструировании. Девочки — о шитье, прическах, макияже, кулинарии. Спросом нынче пользуются книги о дизайне, домашнем хозяйстве. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты. Таких изданий сейчас много. К деловым соображениям, касающимся чтения, являются и стремление повысить грамотность, освоить богатство русского языка. Этот мотив чтения особенно значим для родителей, которые нередко его выдвигают как главный аргумент необходимости школьного чтения.

Большой удельный вес в структуре свободного времени учащихся занимает познавательное чтение. Опросы детей показывают, что книга для них, главным образом, источник знаний. "Читаю, чтобы больше знать", — говорят дети.

Здесь на первое место в последние годы вышли энциклопедии и справочники, которые издаются нынче в огромном количестве. Они становятся настольными книгами во многих семьях. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам и из разных областей знаний. При всей важности такого чтения в нем есть опасность — информированность читателя, лишенная души. Огромный пласт научно-познавательных книг, отличающийся стремлением авторов заинтересовать ребенка окружающим миром, вызвать в нем любознательность, пытливость ума, оказывается в тени безличных и бесстрастных энциклопедий, вырабатывающих эрудицию без глубины собственных мыслей читателя.

Духовным экстрактом культуры является художественная литература — искусство слова. Чтение ее является глубоко личностным процессом. Именно чтение художественных произведений чаще всего дети называют чтением для души. Это о ней они говорят: "Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в реальности я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем". "Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохое настроение улетучивается". "Когда я читаю интересную книгу, я погружаюсь в какой-то иной мир, мир героев этой книги. Я переживаю за них, радуюсь, восхищаюсь ими. И в этом мире мне становится легче. И мои проблемы уже не кажутся мне такими трудными".

Художественная литература становится для ребенка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания — самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего "я".

Особое значение чтения "для души" имеет поэзия. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции назвал поэзию "высшей формой словесности". Каждый человек, по его мнению, хотя бы в малой степени должен обладать сердцем, зрением и разумом, присущим поэту. В этом он видит предназначение человека. А чтобы исполнить его, человеку с детства необходимо читать поэзию и получать от нее наслаждение.

Из множества существующих видов и мотивов чтения мы назвали лишь несколько, главным образом те, на которые указывают сами дети.

Мы вправе думать, что перечисленные мотивы чтения присущи в той или иной степени и всем нашим школьникам.

Детское чтение нуждается в поддержке

Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне.

Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Неслучайны прокатившиеся по всей стране акции и конгрессы в поддержку чтения. Прошли многочисленные конференции, посвященные этой теме.

Создано в России Межрегиональное отделение Международной Ассоциации Чтения с отделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. 2007 год был объявлен Годом чтения.

Созданы предпосылки и обоснована необходимость создания Национальной программы чтения. Российским книжным союзом, возглавляемым С.В.Степашиным, создан Комитет по чтению, который участвует в разработке такой программы. Цель программы — воспитание читающей нации, а ее ядро — молодое поколение. Создание программы и ее реализация невозможны без участия общественности, в том числе родителей подрастающего поколения.

По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение ккниге и чтению. Разработчики Программы выходят с призывом мобилизовать участников движения "Молодая Россия читает!". Чтение как ядро культуры может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса.

Что могут родители?

Главный вопрос, который беспокоит родителей: "Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?"

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

"Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как "любить"... или "мечтать"...

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? "Люби меня!", "Мечтай!", "Читай!"

"Марш к себе и читай!" Результат? Никакого. Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты. "Ну как, нравится?" Он не ответит "нет", не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать? Успокоенные, мы вернемся к телевизору".

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: "Успокоенные, мы вернемся к телевизору". О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

Вообще зачастую об обременительности воспитания родители говорят незаслуженно много. Время обслуживания ребёнка они несут довольно безропотно, а вот на воспитание у них нет ни времени, ни желания. Будто им в оправдания, социологи недавно вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребёнка мать — 20 минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем — печальная. Но что такое воспитание в чистом виде, разве не проникает оно в досуг, хозяйственные дела, чтение — словом, во всю семейную жизнь? И если уж дела со временем у замотанных родителей так плохи, то, очевидно, следует чем-то поступиться ради духовной жизни детей. Давно известна истина: чем больше детям уделять время и души, тем больше они походят на своих родителей. В это их главная награда, их продолжение, ведь духовное богатство, чтобы стать действительно непреходящим, должно обрести достойных наследников. Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, — прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Совет. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — "не" в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. При чтении вслух у детей возникнет море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребёнка; он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастёт. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Совет. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене "Экран прочитанных книг", где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается ("Нет времени!"). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением, "на голоса", чтобы это напоминало игру.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.

Проблемы детского чтения. Помощники в выборе книг для детского чтения

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Вот что по этому вопросу думает автор книги для родителей "Что и как читать вашим детям от года до десяти" (СПб, 2000) известный библиограф нашей страны Нонна Николаевна Тимофеева. Прислушаемся к ее авторитетному мнению:

"Для этого, — говорит она, — надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство". В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены взрослым, другие — детям и представляют собой увлекательные книги о книгах. К пособиям первого типа относится упомянутое уже пособие Нонны Николаевны, названное ею "Энциклопедией для родителей по руководству детским чтением". В ней основное внимание уделено лучшим образцам художественной литературы — детской классике отечественной и зарубежной. Классика, как полагает автор, всегда требует к себе пристального внимания, иначе ее вытеснит "дешевое чтиво" — литература, не требующая труда души". В дополнение к своей книге автор рекомендует родителям библиографический справочник "Очерки о детских писателях", изданный в помощь учителю начальных классов в 1999 году и неоднократно переизданный. В нем можно найти рассказы об авторах и книгах, которые не вошли в энциклопедию Н.Н.Тимофеевой. Среди них П.П.Бажов с его сказами, А.М.Волков и его "Волшебник изумрудного города", произведения Ю.И.Коваля и др. В настоящее время к этим пособиям прибавились библиографические справочники Галины Наумовны Тубельской "Детские писатели России. Сто имен" и "Зарубежные детские писатели. Сто имен" (издательство "Школьная библиотека").

В них содержатся статьи о жизни и творчестве лучших детских писателей и их произведениях, сочетающих в себе высокую художественность и воспитательные начала.

Учащихся начальных классов полезно познакомить с трехтомным библиографическим пособием, изданным Российской государственной детской библиотекой. Оно называется "Писатели нашего детства" (1998 — 2000 г.г.), и включает 300 имен отечественных и зарубежных авторов детской литературы. Материал расположен в алфавите авторов. В каждом очерке — портрет писателя, рассказ о его жизни и творчестве.

Рассказ сопровождается списком произведений автора в лучших изданиях. В конце каждой части — данные об иллюстраторах и переводчиках. Знакомство детей с данным пособием — это неодноразовое действие. К нему, начиная с 7 — 8 лет, надо возвращаться вновь и вновь на протяжении всей школьной жизни, по мере того, как будут прочитываться рекомендуемые книги. Так постепенно у Вашего ребенка будет формироваться читательская эрудиция.

К универсальным библиографическим пособиям Н.Н.Тимофеева относит и детскую литературную энциклопедию "Я познаю мир" (М.,1997). Автор-составитель этой энциклопедии Н.В.Чудакова вводит ребенка в мир искусства слова, предлагая очерки о замечательных писателях, русских и зарубежных. Каждый очерк заканчивается рубрикой "Листая страницы", где приведены стихи, сказки, рассказы или отрывки из произведений данного автора.

Говоря о помощниках в выборе книг детям, необходимо упомянуть уже названный ранее электронный альманах о книгах для детей, названный "Библиогид", созданный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и адресованный руководителям детского чтения, в том числе родителям. Бумажный вариант его создан по страницам Интернет-сайта biblioГид в 2004 году в двух выпусках издательством "Школьная библиотека". Это издание построено по принципу журнала со многими разделами и подразделами, посвященными разным аспектам детского чтения. В Интернет-сайте "Библиогид" пополняется новыми материалами каждую неделю. Делают его специалисты-библиографы самого высокого класса.

В поисках ответа на вопрос "Что читать школьнику?" нельзя обойти вниманием нынешние учебники. В большинстве их даются списки дополнительного чтения "Советуем прочитать". Интерес школьника к определенному предмету или теме может быть удовлетворен и развит указанной в списках литературой.

Что касается текущих изданий детской литературы, то лучше всего их отслеживать по газете "Книжное обозрение", где регулярно публикуется перечень вновь выходящей литературы, в том числе и для детей. Родителям и школьникам, посещающим книжные супермаркеты и магазины крупных издательств, следует обратить внимание на издания каталогов, листовок, буклетов и книжных закладок, содержащих аннотированные списки лучших книжных поступлений последнего времени, рекомендуемых покупателям.

Как бы ни были ценны печатные помощники в выборе книг для ребенка, с ними не может сравниться живая рекомендация библиотекаря — знатока детской книги и навигатора в мире книжной продукции. Обращение ребенка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка того или иного возраста — лучший путь к чтению ценной литературы..

Совет. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Книга для школьника в домашнем собрании

"Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души". Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями.

Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой.

Учитывая, что учебные программы в современной школе разные (как разными стали и сами школы), то реальный круг чтения дифференцируется. Чтобы помочь школьникам в учебе, надо, прежде всего, позаботиться о приобретении учебных пособий и учебников, перечень которых определяет школа.

Хорошим подспорьем детям в учебе являются словари и справочники. Имея их дома, ребенок в любую минуту может к ним обратиться. Самым ходовым словарем для учащихся начальной школы является "Школьный грамматико-орфографический словарь", составленный Б.Пановым и А.Текучевым. Не менее необходимы им дома "Толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся начальных классов" Н.Неусынова, "Словарь иностранных слов для школьников". Не будет лишним в книжном собрании для младших школьников и "Детский экономический словарь" издательства "РОСМЕН".

Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее, детям этого возраста предлагается значительный по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного.

Ядро семейной библиотеки — классика детской литературы. Среди них произведения В.Крапивина, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева, Е.Шварца и др. Непреходящую ценность для детей этого возраста имеют и многие переводные издания. Среди них книги С.Лагерлеф, О.Уальда, Р.Киплинга, Д.Толкина, А.Линдгрен, А. Сент-Экзюпери. Ряд книг зарубежных писателей для детей 7 — 10 лет издан в пересказах. Примерами могут служить книги Э.Распе "Приключения Мюнхгаузена", Д.Свифта "Путешествие Гулливера", Д. Дефо "Робинзон Крузо" и др. Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста имеют "Мифы","Приключения Одиссея". Для выборочного чтения можно рекомендовать познакомиться с книгой Н.Куна "Легенды и мифы древней Греции". Большое значение для детей младшего школьного возраста имеют лучшие книги познавательного характера, среди которых значительное место принадлежит исторической и природоведческой теме. Хорошо иметь у себя дома книги С.Алексеева о Великой Отечественной войне, рассказывающие об историческом подвиге народа, спасшего мир от фашизма. Среди его книг особенно значима книга "Богатырские фамилии: рассказы из истории Великой Отечественной войны", а также книги из серии "Дедушкины медали". Среди природоведческих книг бессмертными можно назвать книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, Н.Сладкова, Верзилина и др.

Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то хорошо, если в вашей домашней библиотеке сохранился от прежних поколений энциклопедический словарь "Что такое? Кто такой?" в 2-х томах. Он впервые вышел в 1968 году в издательстве "Педагогика" и с тех пор неоднократно переиздавался. Эту энциклопедию специалисты по детской литературе называют прорывом в мировой педагогике, не имеющим аналогов и сегодня. Одно из важных преимуществ этой книги состоит в том, что она побуждает детей не останавливаться на информации, а идти дальше, расширяя и углубляя полученные знания.

Если фонд домашней библиотеки для детей начальной школы формируют в основном родители, то школьники среднего звена и старшеклассники в основном сами определяют, какие книги им нужны для домашнего использования.

Многое здесь диктуется школой, информационные потребности возрастают и усложняются. Наполнение домашней библиотеки заметно индивидуализируется, все отчетливее дают о себе знать тендерные различия, т.е. различия в чтении девочек и мальчиков. Девочки в этот период тяготеют к сериям книг, предназначенным специально для них. Мальчики — к книгам о мужественных и сильных героях, к детективам, фантастике и приключениям. На подбор литературы в домашнюю библиотеку влияют и личные интересы, увлечения подростков — посещение кружков, секций, факультативов. Многообразие увлечений, свойственное подросткам, соответственно сказывается и на комплектовании своей библиотеки, которое приобретает подчас хаотичный, бессистемный характер.

Желательно иметь всякий раз под рукой испытанные временем книги с произведениями таких авторов, как В.Железников ("Чучело"), Р.Погодин ("Дубравка"), В.Тендряков ("Весенние перевертыши") и др. Из произведений последнего времени внимание родителей и самих подростков наверняка привлекут книги из серии "Опасный возраст", начатый в 1998 году издательством "Детская литература". Этой серии предпослан эпиграф: "Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать...". Все книги этой серии — об обретении подростком самого себя, о том, чтобы не пустить зло в душу, сформировать в себе личность.

Проблемы детского чтения. Помощники в выборе книг для детского чтения

Современная художественная литература для подростков — это, однако, не единственное их чтение. Как уже говорилось, универсальная модель детского чтения складывается из разных блоков. Среди них деловая, развлекательная, познавательная книга.

Особо необходимо отметить несколько книг по психологии, ориентированных на развитие самосознания подростка через систему сказок, историй, загадок, тренингов. К таким книгам можно отнести книгу И.Вачкова "Королевство разорванных связей или психология общения для девочек и мальчиков" (М., 2000), книгу Г.Юдина "Главное чудо света" с рисунками автора. Это книга о Человеке. Она построена как беседа отца с сыном о главных вопросах бытия, о ценностях жизни, любви, материнстве. Написана книга талантливо, с изящным юмором, деликатно касается вопросов взаимоотношения полов.

Среди справочной литературы, наиболее значимой для домашнего книжного собрания подростков, следует отнести наиболее популярные отечественные и зарубежные энциклопедии, к которым подростку придется неоднократно прибегать. Они сохранят свое значение и на последующие годы учебы и пригодятся всей семье. К ним относятся:

Энциклопедия для детей. Это продолжающееся издание. Вышло уже более 35 томов. Оно рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Издательство "Аванта", выпускающее энциклопедию, награждено за лучший издательский проект для детей и юношества.

"Я познаю мир" (Издательство "АСТ") — целая библиотека энциклопедических книг, стремящихся отразить современную цивилизацию в ее развитии, в прошлом, настоящем и будущем. В каждом томе дается систематическое изложение материала, имеется хорошо разработанный справочный аппарат.

"Универсальная школьная энциклопедия". Трехтомное издание издательства "Аванта" 2003 года. В энциклопедии учтены требования школьной программы.

"Большой энциклопедический словарь школьника" 1999 года. Это универсальное справочное издание для старшеклассников — учащихся средних школ, лицеев, гимназий. Издание такого рода впервые осуществлено в России. Его цель — дать систематическую информацию по всем предметам, изучаемым, в том числе факультативно, в школе.

Из зарубежных энциклопедий наиболее ценные:

Детская краткая энциклопедия. В 4-х т./ пер.с англ.- М.: Слово, 1994;

Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. — М.: Физ-культ. и спорт, 1993.

Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия / Пер. с англ. — М.: Молодая гвардия, 1992.

Мир дикой природы. В 15 т. — М.: РОСМЕН, 1997.

По количеству книг домашняя библиотека для подростков существенно богаче, чем книжное собрание для всех других возрастов и смыкается с домашним собранием книг для взрослых.

Пользуясь домашней библиотекой, постоянно обращаясь к книгам, стоящим на книжных полках, члены семьи любовно выделяют книги-"долгожители", которые передаются из поколения в поколение, особую теплоту вызывают подаренные книги с автографами дарителей, книги-"советчики", в которых содержатся полезные советы для всей семьи, книги-"выручалочки", которые всегда выручают, если нужен срочный ответ на вопрос.

Совет. Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас".

В растущем сыне или дочери обязательно присутствует частичка души, идущая от домашнего книжного собрания — связующего звена между разными поколениями.

Существенным дополнением к книжному собранию в домашней библиотеке являются газеты и журналы. Журнал отличается от книги тем, что выходит периодически. Если книгу читают от начала и до конца, то журнал можно читать, выбирая для себя интересную рубрику. Для детей 7 — 10 лет излюбленным журналом, ценность которого проверена годами, является традиционный журнал "Мурзилка". Более десяти лет для девочек издается международный журнал "Клепа". Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Раз в месяц выходит для чтения в кругу семьи прекрасно иллюстрированный экологический журнал "Свирель". Близок к нему по направленности и журнал "Муравейник". Из литературно-художественных журналов следует назвать журнал "ЧЕ", соединивший в себе когда-то очень известные детские журналы "Чиж" и "Еж". Хорошую репутацию в Петербурге и за его пределами приобрел журнал краеведческой тематики "Автобус". Ценным подспорьем к чтению детей и всей семьи может стать журнал "Берегиня", который нацелен на знакомство с лучшими книгами. Хочется обратить внимание родителей учащихся начальной школы, что с 2006 года появится новый ежемесячный журнал "Читайка", специально посвященный чтению детей этого возраста. Задача журнала — привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов. Для совместного чтения детей и родителей издательство "Школьная библиотека" подготовил журнал "Семейное чтение". Наряду с методическими материалами по привлечению детей к чтению, в журнал будут включены лучшие художественные тексты для чтения в кругу семьи.

Назовем некоторые журналы для подростков. Среди традиционных — журналы "Юный техник" и "Юный натуралист". Из литературно-художественных — "Пионер" и "Костер". По-своему интересны журналы "Недоросль" и "Творчество юных", "Вместе", так как в них публикуются произведения, написанные самими подростками. У старшеклассников заметным спросом пользуются журналы "Мы", "Ромео и Джульетта", "Путеводная звезда". Девочкам-подросткам полюбился журнал "Маруся". В нем среди прочих есть рубрика "Читальный зал", знакомящая читательниц с вновь выходящей литературой. В 2006 году для подростков и старших школьников появился новый ежемесячный журнал "Крылья", специально нацеленный на поднятие престижа чтения как модного досуга.

Что касается газет для детей, то неизменным интересом у младших школьников пользуется газета "Жили-были". Большой популярностью у подростков Петербурга пользуется газета "Пять углов".

Совет. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога "Роспечать". Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Проблемы детского чтения: как приучить ребенка к регулярному чтению"

Вы не авторизованы.

Чтение книг не только расширяет кругозор, но и сказывается на технике устной речи. До того как мой ребенок не начал читать книги, он и двух слов связать не мог.
2011-11-24, natka799
Поделитесь:

13.01.2009
Обновлено 24.11.2020
Близкие по теме статьи
Как полюбить читать
Как полюбить читать
Как вернуть любовь к чтению?
Книжки всякие нужны?
Книжки всякие нужны?
Накануне каникул в большинстве школ ученикам раздают весьма обширные списки литературы, которые каждый из них должен одолеть...
Чтение детей и подростков в России на рубеже веков. Часть 1
Чтение детей и подростков в России на рубеже веков. Часть 1
Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!