Ребенок рос, рос себе спокойно — на улице копался в песочнице, а дома елозил машинками по всему подряд: стенам, цветам, папе... И вдруг наступил день, когда чадо нудным голосом возопило: "Мам, но чем же мне позаниматься?"

Правда, я, наверное, преувеличу, если скажу, что помню этот знаменательный день. У нас этот день наступил как-то спонтанно, и даже никто не заметил того, что мальчугану Коле надоело все — игрушки, книжки, сестренка и даже (о, ужас!) телевизор. И вот папа наш однажды жутким громким голосом заявил: "Если я еще раз услышу этот вопрос, то выпорю и мальчика Колю, и маму!" Вот после этого-то я и поняла, что что-то здесь не так, и в то время, как младшая детка спокойно играла в кукольную деревню с домиками и Барби, старший мой просто погибал от ужасного безделья. Стала я за ним наблюдать и вот какие нехорошие признаки увидела:

  • играет с сестренкой только в скучные игры с куклами и динозаврами, т. к. ничего нового придумать не может (или не хочет), при этом они с Лялькой все время дерутся из-за лучшей игрушки и не могут договориться;
  • при первой же возможности включает компьютер и "геймится";
  • хочет играть дома в активные игры, но ничего лучше придумать не может, чем поиграть с сестрой в футбол (при этом мяч регулярно летит либо ей в голову, либо в люстру, и на полу мама и папа потом видят ужасные кровавые следы и расколотые лампочки);
  • сестренка пару раз, услышав Колькин вопрос, стала тоже подбегать к маме (т. е. ко мне) и вопрошать: "Мам, а можно я в куколок поиграю?" И даже пару раз спрашивала: "Чем мне позаниматься!?"

В общем, стала я экстренно принимать меры.

Первая была предпринята по совету бабушки, и детеныш стал приучаться к общественно-полезному труду. И вот что мы имеем на сегодняшний день:

  • сын научился зажигать газ и подогревать чайник или еду, выносить мусор, ходить в магазин, пылесосить, чистить овощи, резать их для салата кривыми кубиками, чистить клетку своему хомячку, мыть за собой кружку и сразу ставить ее на место, мыть свою обувь;
  • сын отучился задавать вопрос: "Но чем же мне позаниматься!?", т. к. понял, что после этого последует какое-нибудь общественно значимое задание, и теперь он стал просто тихо закрываться в своей комнате и тупо смотреть либо в потолок, либо в монитор включенного или даже выключенного компьютера.

В общем, пришлось мне предпринимать вторую меру по перевоспитанию.

Необходимо было сделать жизнь ребенка интересней и одновременно научить пользоваться своей (и моей, и папиной) фантазией. Очень хотелось, чтобы он не прятался от нас в своей комнате, и глаза бы у него не скучали, а блестели от радости или азарта. Единственный способ осуществления, который я смогла придумать — играть самой с детьми и учить их новым интересным развлечениям. Здесь мне пришлось преодолеть массу трудностей: материальных (как не затрачивая кучи денег придумывать все новые и новые занятия?), физических (как поиграть с детишками в активные игры, если самой после трудовой недели поваляться хочется?) и даже моральные муки мне пришлось преодолевать. Итак, перечислю только наши достижения, а о педагогических промахах лучше умолчу.

1. Мы научились играть с пластилином без измазывания им стен, пола и потолка с мебелью, без валяния на ковре пластилиновых человечков и шариков, прилипающих к тапкам.

У нас получилась вот такая полянкаБыло это так. Когда младшая детка в очередной раз захотела полепить, я задумалась над тем как бы это занятие трансформировать в моих интересах. В ближайшем гипермаркете по совету соседки купила какой-то новый для меня пластилин, который не липнет к рукам (яркий флуоресцентный), еще купила доску для лепки. Дома решила, что в этот процесс надо вовлечь и старшего ребенка. Как-то само на ум пришло, что вместе мы сможем лепить только цветочную полянку, т. к. каждый ребенок из своего цвета будет делать мелкие частички и при этом будет меньше вероятности, что они передерутся. Лялька лепила маленькие шарики, т. к. для нее это было самым доступным — она их даже не скатывала, а просто отщипывала от большого куска мелкие частички и складывала в блюдечко. Сынуля делал тонкие длинные полосочки и лепестки, а я делала ножки для цветков и занималась сборкой. Когда цветы были готовы, мы их прилепили к доске для лепки, и сын сказал, что полянку надо бы покрасить, поэтому мы решили её всю облепить оставшимся пластилином (зеленого было уже мало и мы добавили и другие цвета тоже).

У нас получилась вот такая полянка.

Как бы сделать так, чтоб и дальше младшая могла бы играть в эту полянку, ведь совсем не хотелось эту красоту ломать. Я слепила маленькую пчелку и рассказала ей, что пчелка собирает мед с цветочков.

Дочка брала пчелку за крылышко и "летала" с цветочка на цветочек.

Сын тоже слепил какую-то кракозябру и тоже с нею "летал".

Этой игры им хватило на несколько дней, а потом нам пришлось покупать новый пластилин и лепить маленьких кроликов по трафарету (был в комплекте) и морковки, и запускать на нашу полянку длинноухих друзей.

В общем, теперь у детишек не возникает желания извозить пластилином пол или замазать им дырки между дверцами шкафов, а вот новую полянку и пингвинчиков они уже начали лепить без меня.

2. Мы научились играть дома в активные игры без порчи имущества и детского тела.

Для этого у нас есть 2 способа, возможно и не новых, но я и не претендую на изобретение велосипеда.

  • Играем в "морских первопроходцев". Хорошо играть, если детишкам хочется порезвиться, а самой — нет. Мама выполняет роль больного моряка или пассажира, который все время лежит на пароходе (т. е. диване). Сначала мы долго плывем, раскачиваясь (все на том же диване или кровати). Потом мы приплываем и должны по броду добираться на берег по "кочкам" или "камешкам". Для этого берем подушки, или маленькие прикроватные коврики, или даже одежду и кладем на "море" (ковер или пол). И, наступая только на них (при этом перекладывают ту, что сзади, вперед, стоя на второй из "кочек"), дети должны дойти в другую комнату. Там нужно залезть на "гору" (свою кровать) и принести "лекарство" больному моряку. После этого детишки тем же способом должны вернуться и "вылечить" больного.
  • Детям купили ракетки для настольного тенниса и шарики, и они теперь периодически в нашем длинном и узком коридоре отрабатывают удары либо по стенке, либо просто вверх, либо пытаются друг-другу подавать и отбивать. Коридор был выбран по причине относительно большей звукоизоляции и отсутствия бьющихся предметов (лампа у нас в жестком настенном бра).

3. Мы научились использовать с пользой кучу старых глянцевых журналов (в том числе и детских), а заодно и развивать мелкую моторику пальцев.

Давно хотела куда-то деть кучу старых семейных фотографий, но не могла придумать им места. Потом добрые люди мне объяснили, что для нестандартных размеров существуют "магнитные" альбомы. Я купила два альбома и расположила в них фотки. Но чего-то там явно не хватало... Однажды я застукала детку за интересным занятием — она вырывала красивые странички из моих старых "Glamour" и ножницами пыталась вырезать из них красивые туфельки, а брат при этом прыгал рядом и криками пытался ей объяснить, как надо правильно вырезать. А почему бы и нет? Вот и занялись мы все украшательством. Роли распределились так — Лиза вырывает странички с теми картинками, которые ей нравятся, сын вырезает, а я вставляю в альбом и подбираю из этих же журналов буквы поярче и покрупнее для надписей.

Вот самые мои любимые странички, из тех которые у нас получились.

Вот самые мои любимые странички, из тех которые у нас получилисьВот самые мои любимые странички, из тех которые у нас получилисьВот самые мои любимые странички, из тех которые у нас получились

Кроме того, мы из остатков этих журналов стали делать бусы, а потом хотим их все соединить в настенную шторку. При этом роли распределяются так: Лиза опять вырывает странички, Коля режет их на части по трафарету, я сматываю в рулончик, Лиза мажет кончик клеем, Коля зажимает и держит. Потом все нанизываем вперемешку с бусинами и бисером на веревочку-жгутик.

Вот какие бусы у нас получаютсяВот какие бусы у нас получаются.

4. Мы научились одновременно играть в куклы с динозаврами и солдатиками и при этом не делить их или игровую площадь.

Раньше они играли так: Коля строил из конструктора какую-нибудь крепость и пытался там поиграть в динозавровую войну, а Лиза приходила с куколками, пыталась эту крепость отбить и поиграть в ней в принцесс. Кончалось все жуткими потасовками и бойней динозавров и принцесс. Папа предложил придумать какую-нибудь игру по сюжету любого фильма.

Теперь мы с детишками играем так: строим вместе крепость-домик, запускаем в нее жить солдатиков и принцесс, а в то же время динозавры ходят снаружи и рушат их огороды и повозки (машинки). Принцессы выходят погулять, а потом их спасают доблестные солдатики и прячут в крепость или эвакуируют с острова на вертолетике на гору (на тумбу). Если Лялька хватает динозавра (как правило самого большого) и начинает им "бегать" по всем постройкам, то Колька объявляет экстренную эвакуацию и спасает того, кого успевает схватить. Интересно обоим, несмотря на то, что суть игры осталась та же — порушить все, что построили.

Вот, кстати, сохранился у нас сынов первый компьютерный 'шедевр'Но на этом наше перевоспитание скучающего ребенка в кого-то там еще (пока не знаю кого) не закончилось. Муж предпринял третью меру по перевоспитанию. Заключалась она в отучивании детеныша от чрезмерного пристрастия к чуду домашней техники — компьютеру. Папа наш разумно рассудил и решил, что раз уж наша чудесная бабушка подарила Кольке его личный комп, и раз уж ребенок считает своим долгом теперь за ним долго сидеть, то пусть уж он проводит это время с пользой для своего дальнейшего образования. Муж установил на компьютер ребенку разные программы (Photoshop, Corel и т. д.) и теперь сын выполняет различные задания: написать письмо дедушке о том, как провел лето и вставить в него фотографии; нарисовать дом или поляну с цветами и разукрасить с разными переливами; написать красиво свое имя разными буквами и т. д. И только на следующий день после успешного выполнения задания ребенку разрешается поиграть в какие-нибудь стрелялки-бродилки.

Вот, кстати, сохранился у нас сынов первый компьютерный "шедевр".

Короче, заняты мы по самые уши даже в то время, когда пребываем не в школе/садике и не на борьбе/гимнастике. А самое наше любимое занятие все же прогулки — и не важно, где: на дворовой площадке или в парке, в лесу или возле озера. Только вот ноги не всегда туда несут.

Алина, alozon@nm.ru